Деятельности организаций понятие и функции прокуратуры





Скачать 429.05 Kb.
НазваниеДеятельности организаций понятие и функции прокуратуры
страница1/3
Дата публикации30.04.2015
Размер429.05 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ
Прокуратура РФ - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ст. 1 Федерального закона от 17.01.92 N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре)). Согласно ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

В целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества прокуратура осуществляет (п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре):

- надзор за исполнением законов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями;

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

- возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования. Данное основание внесено Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ.

Кроме того, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов (п. 3 ст. 1 Закона о прокуратуре).
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА
1. Полномочия прокурора в области надзора >>>

2. Полномочия прокурора при уголовном преследовании >>>

3. Участие прокурора в суде общей юрисдикции >>>

4. Участие прокурора в арбитражном суде >>>
1. Полномочия прокурора в области надзора
Полномочия прокурора в области надзора за исполнением закона перечислены в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона о прокуратуре.

В соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор наделяется следующими правами:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах их нарушения;

- требовать от руководителей и других должностных лиц организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно (п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре).

Согласно ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Их неисполнение влечет за собой административную ответственность в соответствии со ст. 17.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ). За любое вмешательство в деятельность прокурора с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному расследованию предусмотрена ответственность по ст. 294 УК РФ.
Важно! Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (ч. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре).
2. Полномочия прокурора при уголовном преследовании
Уголовное преследование прокурором на досудебных стадиях уголовного судопроизводства по делам публичного и частно-публичного обвинения включает в себя:

- принятие предусмотренных УПК РФ мер по установлению события преступления и изобличению лиц, совершивших это преступление (ч. 2 ст. 21 УПК РФ);

- вынесение требований;

- дача поручений;

- направление запросов, которые обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ);

- вынесение требования к органам дознания и следственным органам об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

- дача дознавателю письменных указаний о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

- вынесение постановления об отмене незаконного или необоснованного постановления дознавателя;

- возвращение уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Приведенный перечень процессуальных полномочий ч. 2 ст. 37 УПК РФ не имеет исчерпывающего характера, иные полномочия закреплены и в других нормах УПК РФ, например в ч. 5 ст. 21 УПК РФ.

Прокурор, его заместитель и помощник правомочны (вправе и обязаны) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Одновременно с этим они обязаны реагировать на сокрытие преступления, а значит, и выражать требование о выявлении лица, его совершившего, посредством вынесения мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

При этом необходимо учитывать, что прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях (п. 1.2 Приказа N 212), однако обязаны направлять их по принадлежности в органы, уполномоченные рассматривать их в соответствии со ст. ст. 144, 151 УПК РФ.

Таким образом, прокуратура не наделена полномочиями на возбуждение уголовного дела, принятие его к своему производству, проведение предварительного следствия, совершение следственных и иных процессуальных действий, прекращение уголовного преследования или уголовного дела, а также проведение ряда других процессуальных действий, направленных на изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Вместе с тем прокуратура имеет полномочия по вынесению постановления об отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с его незаконностью или необоснованностью.
3. Участие прокурора в суде общей юрисдикции
Согласно Закону о прокуратуре прокурор обращается в суд и участвует в рассмотрении дел в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законодательством РФ (п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 35 Закона о прокуратуре). Он также вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре).

Как было указано выше, органы прокуратуры не подменяют государственные органы. Прокурор (его заместитель), признав поступившую к нему жалобу обоснованной, не может вменить в обязанность организации (должностному лицу) совершение действий, необходимых для восстановления нарушенного права. Он лишь выносит представление об устранении нарушений закона (в добровольном, а не в принудительном порядке), приносит протест на противоречащий закону акт.

Безусловное устранение нарушений закона (восстановление прав) может быть реализовано прокурором путем обращения в суд.

При обращении в суд прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины (пп. 9 п. 1 ст. 333.36, пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ).

Срок для обращения прокурора в суд такой же, как и для заявителей.

Согласно информационному письму Генпрокуратуры РФ от 27.01.2003 N 8-15-2003 "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", для реализации прокурорами своих полномочий предлагается иметь в виду следующее:

1. Полномочия по участию в гражданском процессе в судах общей юрисдикции реализуются прокурором в трех формах:

а) путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, - как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;

б) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;

в) путем подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума ВС РФ, если прокурор участвовал в рассмотрении указанных дел.

Правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, который является лицом, участвующим в деле, с точки зрения ст. ст. 34, 35, 45 ГПК РФ, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.

Согласно Указанию Генпрокуратуры РФ от 14.05.2009 N 160/8 "Об организации работы по применению ч. 1 ст. 45 ГПК РФ" прокуроры обязаны в соответствии с установленной компетенцией принять меры к неукоснительному исполнению требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ:

1. Организовать эффективную работу по предъявлению в суд заявлений в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) и иных непосредственно связанных с ними отношений (защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования). При этом прокурор сосредоточивает внимание на защите прав, свобод и законных интересов социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних и т.д.), имея в виду, что указанные лица по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

2. Использовать все меры прокурорского воздействия для устранения нарушений социальных прав граждан, исходя из того, что обращение в суд с заявлением является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений и применяется наряду с иными мерами прокурорского воздействия (протест, представление, предостережение).

3. При невозможности оформления гражданином заявления фиксировать его волеизъявление в письменной форме. В случае когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор обязан принять исчерпывающие меры для сбора таких доказательств.

4. Неукоснительно соблюдать требования материального и процессуального права, в частности сроки исковой давности и процессуальные сроки, с учетом того, что на заявления прокурора распространяются те же сроки, которые действуют в отношении граждан. В случае пропуска срока исковой давности или процессуального срока по уважительной причине ставить перед судом вопрос о его восстановлении.

5. Обеспечивать поддержание заявления при рассмотрении его судом, добиваясь восстановления нарушенных социальных прав граждан. На всех стадиях процесса получать подтверждение волеизъявления гражданина на дальнейшее движение дела. Своевременно реагировать на допущенные судом ошибки. На незаконные судебные постановления подавать апелляционные, кассационные и надзорные представления.

6. Регулярно (не реже одного раза в полугодие) анализировать практику предъявления заявлений в защиту социальных прав граждан, практику рассмотрения их судами и внесения апелляционных, кассационных и надзорных представлений. Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности органов прокуратуры по защите социальных прав граждан.
4. Участие прокурора в арбитражном суде
Участие прокурора в арбитражном суде регламентировано Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В целях обеспечения законности прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ:

- об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;

- о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.

АПК РФ не предусматривает возможности истребования дел из арбитражного суда должностными лицами органов прокуратуры. Вместе с тем арбитражным судам предписано оказывать данным лицам содействие в ознакомлении с материалами дела в суде для осуществления ими полномочий.

Председатель арбитражного суда должен создать необходимые условия для выполнения прокурором служебных обязанностей, связанных с участием в арбитражном процессе, обеспечить предоставление прокурору по его заявлению копий судебных актов и других документов из дел согласно ст. 52 АПК РФ (письмо ВАС РФ N С1-7/уп-1270 и Генеральной прокуратуры РФ N 8-2б-03 от 20.11.2003 "Об участии прокурора в арбитражном процессе").

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 23 АПК РФ.

Прокурор в соответствии с ч. 2 ст. 192 АПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов недействительными, если полагает, что такие акты или отдельные их положения не соответствуют закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 24 АПК РФ.

Прокурор согласно ч. 2 ст. 198 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными - решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагает, что эти акты, решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают другие препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необходимо иметь в виду, что заявления о признании ненормативных актов недействительными, решений и действий (бездействия) - незаконными могут быть поданы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Прокурор вправе направить представление о пересмотре в порядке надзора только по делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, возбужденным по заявлениям прокурора, а также делам, в которых прокурор участвовал в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ (информационное письмо Генпрокуратуры РФ "О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" от 22.08.2002 N 38-15-02).

Вступление прокурора в дело, рассматриваемое арбитражным судом, происходит на основании заявления прокурора и оформляется определением арбитражного суда. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Согласно ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3) подавать протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

2. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Прокурор вправе возбуждать дела (ст. 28.4 КоАП РФ):

- об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63, 7.24, ч. 2 ст. 7.31, ст. ст. 12.35, 13.11, 13.14, 13.27, 13.28, ч. 1 и 2 ст. 14.25, ст. 14.35, ч. 1 ст. 15.10, ч. 3 ст. 19.4, ст. ст. 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 КоАП РФ;

- о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ, при осуществлении прокурором надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ:

- дата и место его составления;

- должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело;

- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются;

- место, время совершения и событие административного правонарушения;

- статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

- иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Указанное постановление должно быть вынесено в сроки, установленные ст. 28.5 КоАП.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, и в протоколе делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, они вправе представить объяснения и замечания по его содержанию. Эти замечания прилагаются к протоколу.

В случае неявки извещенного в установленном порядке физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола направляется ему в течение трех дней с даты составления.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Деятельности организаций понятие и функции прокуратуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие интеграции в образовании. Понятие интегрированного обучения в начальном образовании. Интеграция в учебной деятельности: понятие;...
Деятельности организаций понятие и функции прокуратуры iconТематический план учебной дисциплины (магистерская программа) №
Учреждение и исторические этапы организации и деятельности прокуратуры в России. Концепция развития органов прокуратуры на современном...
Деятельности организаций понятие и функции прокуратуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Деятельности организаций понятие и функции прокуратуры iconСтатья 3 фз “о прокуратуре рф” устанавливает правовые основы организации...
Прокуратура является важной составной частью правоохранительной системы государства, ее деятельность направлена на охрану законности...
Деятельности организаций понятие и функции прокуратуры iconА. Р. Лурия потерянный и возвращенный мир
Понятие, структура, виды и функции криминалистической модели (характеристики) преступной деятельности
Деятельности организаций понятие и функции прокуратуры iconПротокол №1 Примерная тематика дипломных работ по курсу «Криминалистика»
Понятие, структура, виды и функции криминалистической модели (характеристики) преступной деятельности
Деятельности организаций понятие и функции прокуратуры iconТесты по специальности «Управление и экономика фармации» (фрагмент)...
Укажите экономические функции, выполняемые государством, в условиях рыночной экономики для регулирования деятельности фармацевтических...
Деятельности организаций понятие и функции прокуратуры iconТема учебной программы Количество уроков Форма
Понятие семья. Функции семьи. Понятие семейной экономики. Потребность семьи. Основные правила покупок
Деятельности организаций понятие и функции прокуратуры iconТематическое планирование. Тема Тип урока
Знать определение функции, понятие области определения и области значений; уметь находить значения функции, строить графики и находить...
Деятельности организаций понятие и функции прокуратуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: ввести понятие тригонометрической функции углового аргумента; ввести понятие радианной меры угла
Деятельности организаций понятие и функции прокуратуры icon«Математические задачи в художественных произведениях: фантазия,...
Понятие, структура, виды и функции криминалистической модели (характеристики) преступной деятельности
Деятельности организаций понятие и функции прокуратуры iconВопросы к экзамену Факультет права 2013 Понятие «институт»
Понятие «институт» в неоинституциональной экономической теории. Функции института. Основные элементы системы общественного контроля....
Деятельности организаций понятие и функции прокуратуры iconДоклад на расширенном заседании коллегии прокуратуры области 30. 01. 2014
В минувшем году органы прокуратуры области основные усилия сосредоточили на защите прав и свобод человека и гражданина, охраняемых...
Деятельности организаций понятие и функции прокуратуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать определение функции, понятие области определения и области значений; уметь находить значения функции, строить графики и находить...
Деятельности организаций понятие и функции прокуратуры iconИнструкция Выполнив оценку с помощью этого теста, вы получите картину...
Укажите экономические функции, выполняемые государством, в условиях рыночной экономики для регулирования деятельности фармацевтических...
Деятельности организаций понятие и функции прокуратуры iconСто алтгту 14. 62 2433. 2012 Приложение в силлабус (памятка)
Тема Общая теория управления. Функции и методы менеджмента. Основные понятия менеджмента. Развитие и становление менеджмента. Развитие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск