НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Основы ювенальной юстиции»
РЕКОМЕНДУЕТСЯ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
030900 юриспруденция Квалификация (степень) выпускника – бакалавр Б.3.
САНКТ - ПЕТЕРБУРГ
2012
Основы ювенальной юстиции / Комарницкий А.В. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 41 с.
Утверждена на заседании кафедры,
протокол № от 00,00, 2011 г.
Утверждена и рекомендуется к печати Научно-Методическим Советом, протокол № 1 от 00.00. 2011 г. Автор – составитель: Комарницкий А.В.
Рецензент: Смирнов Л.Б.
ДИСЦИПЛИНА «Основы ювенальной юстиции» Место дисциплины в структуре ООП: Профессиональный цикл. Вариативная часть. Дисциплины по выбору студента.
Трудоемкость и аттестация по дисциплине:
Дисциплина
(учебные курсы) / семестр
| Трудоемкость
| Аудиторная нагрузка, часы:
| Форма итоговой аттестации / семестр
| Всего кредитов /
из них на экзамен
| Всего часов на теоретическое обучение
| из них:
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
|
| Аудиторная нагрузка
| Самостоятельная работа
|
| Основы ювенальной юстиции
| 2
| 72
| 54
| 18
| 18
| 36
|
| экзамен
| Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины:
Основное содержание курса
Дисциплина «Основы ювенальной юстиции» рассматривает: концепцию ювенальной юстиции, научные взгляды и понятийный аппарат ювенальной юстиции, несовершеннолетие как основную правовую базу ювенальной юстиции; суд по делам несовершеннолетних как центральное звено действующей ювенальной юстиции, особенные признаки суда по делам несовершеннолетних; исторический путь развития ювенальной юстиции, систему ювенальной юстиции в советский и постсоветский период; англо-саксонскую и континентальную модели действующей ювенальной юстиции; совершенствование деятельности органов социального контроля и защиты, учреждений социальной адаптации несовершеннолетних девиантов; деятельность института уполномоченного по правам ребенка (омбудсмена) как составного элемента ювенальной юстиции и проблемы его становления в Российской Федерации; вопросы современной модернизации (изменения) системы и структуры ювенальной юстиции; концепцию современного семейного суда, опекунских судов, административных органов по делам несовершеннолетних, альтернативных суду; понятия уголовной безответственности, разумения и воспитуемости; генезис и источники отечественных и международно-правовых стандартов в области ювенальной юстиции; несовершеннолетие как основную правовую базу ювенальной юстиции; социальную и правовую характеристику несовершеннолетних как предмета и субъекта общественных отношений; правовой статус и систему защиты прав несовершеннолетних и правовое регулирование их ответственности в Российской Федерации; международно-правовые стандарты в области ювенальной юстиции; профилактику в сфере ювеналистики: сущность, формы, субъекты; правовое регулирование профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних; эксперименты по созданию элементов ювенального правосудия в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре; вопросы ювенальной юстиции в зарубежных странах; международный опыт становления и развития данного института; перспективы ювенальной юстиции. Цель дисциплины: Предлагаемый курс «Основы ювенальной юстиции» сориентирован на достижение следующей цели – формирование научно обоснованного, целостного и систематизированного представления о становлении, развитии, устройстве, организации и функционировании системы и структуры зарубежной и отечественной ювенальной юстиции как основы защиты прав и интересов несовершеннолетних. Формирование у студентов следующих компетенций:
Профессиональные компетенции:
- способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);
- способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);
- готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6).
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты: Знали: формирование навыков подготовки докладов (презентаций) с использованием программы MS PowerPoint; объяснять комплексный характер правосудия для несовершеннолетних, формировать отчетливое представление о соотношении карательных и некарательных мер воздействия, о пределах их возможностей, о применения восстановительного права;
Умели: использовать научную терминологию, применять изученный теоретический и практический материал при формулировании и объяснении своих идей, избегая использования бытовых, повседневных понятий и представлений о природе защиты прав и интересов несовершеннолетних, анализировать правовые отношения, складывающихся в обществе и затрагивающих права, интересы и обязанности несовершеннолетних в различных сферах жизни; оценивать специфику реализации ювенальной юстиции функций судебной власти, взаимосвязь ювенальной юстиции и гражданского общества, общественных объединений; формировать представление об устройстве, организации и функционировании системы и структуры ювенальной юстиции за рубежом и в России.
Владели: навыком ознакомления с рекомендуемой учебной и научной литературой по данной дисциплине; навыками анализа научных текстов и законодательных актов, составления краткого резюме текстов, ораторского искусства, ведения дискуссий, письменной речи (структура, организация, логичность, соблюдение требований к оформлению), работы с источниками, в том числе источниками в сети Интернет; примерами современной модернизации ювенальной юстиции и наблюдение за механизмами, связывающими ювенальную юстицию с уголовным правом, криминологией, уголовным процессом; представлением базовых знаний о физических, психических и духовных качествах, стадиях (этапах) становления и развития, о процессе формирования правосознания, социального и правового поведения, о процессах нравственно-правовых деформаций несовершеннолетних и формировании девиантного поведения. Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:
№ п/п
| Название темы с кратким содержанием
| вы занятий, часы
| Самостоятельная работа, часы
| Всего часов
| Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
|
|
| 1
| Тема 1. Концептуальные основы ювенальной юстиции. Научные взгляды и понятийный аппарат ювенальной юстиции
Научные взгляды и понятийный аппарат ювенальной юстиции. Несовершеннолетие как основная правовая база ювенальной юстиции. Общеюридическое понятие «несовершеннолетний». Ювенальная юстиция: общее и специальное понятия. Основные принципы и положения (основы) ювенальной юстиции: воспитание и образование; опека и попечительство; материальное обеспечение и уход; семейное благополучие и благоприятная окружающая среда; поощрение и отсутствие насилия; справедливость и ее восстановление в конфликтных ситуациях; несовершеннолетний – девиант, но не преступник; несовершеннолетние – особая, но не обособленная часть населения и общества, нуждающаяся в физической и правовой защите. Суд по делам несовершеннолетних как центральное звено действующей ювенальной юстиции. Особенные признаки суда по делам несовершеннолетних. Судебная власть и ювенальная юстиция. Ювенальная юстиция и гражданское общество. Формы участия населения в деятельности судов по делам несовершеннолетних.
| 2
| 1
|
| 2
| 5
| 2
| Тема 2. Ретроспектива развития ювенальной юстиции. Особенности создания ювенальной юстиции в США, Англии, Франции, Италии, Германии, России.
Элементы римского права, правовые акты античного мира и средневековья как предшественники современной ювенальной юстиции. Первые шаги ювенальной юстиции в XIX – начала XX вв. Особенности создания ювенальной юстиции в США, Англии, Франции, Италии, Германии, России. Специализация судопроизводства и упрощение судебного процесса. Национальный опыт стран (Европы, Африки, Азии, Австралии и Новой Зеландии) с эффективно функционирующими судами для несовершеннолетних.
Российская ювенальная юстиция в дореволюционный период. Судебная реформа 1864 г. Деятельность Н. С. Таганцева, А. Ф. Кистяковского, Н. Д. Сергиевского, П. И. Люблинского, И. Я. Фойницкого, Н. М. Гернета по созданию автономной ювенальной юстиции и ювенального суда в России. Особенности и отличительные признаки суда по делам несовершеннолетних в дореволюционной России. Система ювенальной юстиции в советский период.
| 2
| 1
|
| 1
| 4
| 3
| Тема 3. Существующие модели ювенальной юстиции (англо-саксонская и континентальная)
Англо-саксонская и континентальная модели действующей ювенальной юстиции. Общность и различия. Ювенальная юстиция в США, Англии, Франции, Германии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Швеции, Японии и других странах. Подсудность и особенности судебной процедуры в англо-саксонской (США, Англия) модели суда по делам несовершеннолетних. Статусные преступления несовершеннолетних в ювенальной юстиции. Особенности континентальной модели правосудия по делам несовершеннолетних. Юрисдикция французского суда по делам несовершеннолетних и его особенности. Французский трибунал. Совершенствование деятельности органов социального контроля и защиты, учреждений социальной адаптации несовершеннолетних девиантов. Институт уполномоченного по правам ребенка (омбудсмена) как составной элемент ювенальной юстиции. Международный опыт становления и развития этого института. Функциональные обязанности омбудсмена в Швеции, Финляндии, США, Канаде и других странах. Проблемы становления института уполномоченного по правам ребенка (омбудсмена) в Российской Федерации. Служба пробации в системе ювенальной юстиции.
| 2
| 2
|
| 1
| 5
| 4
| Тема 4. Современная модернизация (изменения) системы и структуры ювенальной юстиции
Концепция современного семейного суда. Семейный суд как интегрированный орган судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Правовая доктрина семейного суда и его юрисдикция. Компетенция семейного суда в Японии, США, Франции, Англии. Проблемы и трудности семейного суда. Опекунские суды как модель семейного суда в Австрии, Испании, Португалии. Система административных органов по делам несовершеннолетних, альтернативных суду в странах Скандинавии, Бельгии, России и других. Досудебные (вспомогательные неюридические службы) и постпенитенциарные структуры, их компетентность, формы, задачи, функции. Сходство и различия национальных моделей альтернативных органов ювенальной юстиции.
| 1
| 3
|
| 2
| 6
| 5
| Тема 5. Служба пробации в системе ювенальной юстиции
Общая характеристика службы пробации.
Служба пробации США, Англии, Франции, Италии, Чехии.
Служба пробации в странах Скандинавии и Балтии.
Региональный опыт службы пробации в России.
| 1
| 3
|
| 2
| 6
| 6
| Тема 6. Медиация в системе ювенальной юстиции
Понятие, предмет, принципы и система альтернативного разрешения споров. Процедура медиации - стадии и фазы. История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров: сравнение с традиционным правосудием. Основы регулирования медиативной деятельности в Российской Федерации.
| 1
| 3
|
| 1
| 5
| 7
| Тема 7. Ювенальная юстиция и ювенальное уголовное право как специфические правовые ветви отрасли права
Их различия и взаимосвязь. Возрастные особенности в ювенальном уголовном праве и ювенальной юстиции. Взаимосвязь принципов ювенальной юстиции и ювенального уголовного права относительно понятия индивидуализации. Понятия уголовной безответственности, разумения и воспитуемости. Концепция (доктрина) уголовной безответственности. Исторический аспект и особенности принципа разумения. Содержательная характеристика принципа воспитуемости в континентальной системе ювенальной юстиции. Меры воспитательного воздействия по Ордонансу от 2 февраля 1945 г. Франции. Институты специального воспитательного воздействия в англо-саксонской системе ювенальной юстиции. Пробация (воспитательный надзор) и пэроул (условно-досрочное освобождение под поручительство). Принципы воспитуемости в ювенальном праве и правосудии России. Значение и тенденции трансформации содержания мер воспитательного характера в ювенальной юстиции.
| 1
| 3
|
| 1
| 5
| 8
|
| |