Скачать 278.79 Kb.
|
Министерство образования и науки рф Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Социологический факультет УТВЕРЖДЕНО Проректор по учебно-методической работе профессор ____________ Е.Г. Елина «___»_____________________2012 г. Рабочая программа дисциплины (модуля) «Современные технологии организации волонтерской работы» Направление подготовки 040700 - «Организация работы с молодежью» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2012 Наименование дисциплины «Современные технологии организации волонтерской работы» Рекомендуется для направления подготовки 040700 Организация работы с молодежью Квалификация (степень) выпускника бакалавр Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального обручения по направлению подготовки 040700 «Организация работы с молодёжью» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Целью освоения курса «Современные технологии организации волонтерской работы» является знакомство студентов с основными направлениями и понятиями волонтерской деятельности. Обеспечивает теоретическую подготовку и формирует основные практические умения и навыки специалиста по работе с волонтерами в широком общественном контексте. Данный курс предполагает:
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Учебная дисциплина «Современные технологии организации волонтерской работы» является дисциплиной по выбору вариативной части базового курса цикла «Профессиональных дисциплин», предназначена для подготовки бакалавров по направлению «Организация работы с молодежью». Учебная дисциплина «Современные технологии организации волонтерской работы» логически взаимосвязана с другими частями ООП, является дополнением, предшествующим дисциплинам профессионального цикла (Введение в специальность, Социальные технологии работы с молодежью, Социология молодежи, Работа с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации) поэтому данный курс предполагает наличие у обучающихся определенных базовых знаний основных понятий и категорий, относящихся к молодежи как к демографической группе, основные понятия социальной работы с молодежью, трудных жизненных ситуаций. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Современные технологии организации волонтерской работы». В результате изучения данной дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность (ОК-4); понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5); способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм и ценностей (ОК-7); готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-12); способность ясно и аргументировано формулировать свои мысли в устной и письменной формах, в том числе на иностранном языке, (ОК-15). Так же в процессе подготовки обучающийся получает ряд профессиональных компетенций: общенаучные компетенции (способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодёжной проблематике; навыки в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодёжной тематике; способность выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических конференциях; способность участвовать в подготовке эмпирических исследований по молодёжной проблематике) (ПК-1); профессиональные компетенции специалиста по работе с молодёжью (способность участвовать в реализации социально-психологической адаптации молодых людей в организации; способность участвовать в регулировании конфликтов молодых людей; умение использовать социально-технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности; умение использовать социальные технологии в выявлении проблем в политических и общественных движениях молодёжи; способность участвовать в развитии инновационных технологий в практике работы с молодежью) (ПК-2); управленческие компетенции (способность участвовать в развитии проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в молодежной среде; способность участвовать в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодёжи; поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде; способность использовать на практике методы социальной педагогики) (ПК-4); инструментальные компетенции (владение навыками участия в социальных проектах по реализации молодёжных программ; владение педагогическими приёмами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодёжи) (ПК-5). В результате освоения дисциплины «Современные технологии организации волонтерской работы» обучающийся должен: Знать: систему волонтерской деятельности, современные технологии волонтерской работы, способы взаимодействия волонтерских организаций с другими институтами общества.. Уметь: Определять группы молодежи и общества, нуждающиеся в социальной и волонтерской помощи и способы работы с ними. Владеть: способностью практического использования полученных теоретических и практических знаний для организации социального партнерства в сфере волонтерской деятельности; разрабатывать стратегию работы с волонтерскими группами и организациями на основе критического осмысления выбранных и созданных теорий, концепций, подходов и (или) технологий; пополнять профессиональные знания на основе использования оригинальных устных, печатных и электронных источников 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Современные технологии организации волонтерской работы» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов, из них аудиторных 40 часов, включающих 20 лекционных и 20 практических. Лекционные и практические занятия проводятся в соответствии с программой курса.
Содержание учебной дисциплины Тема 1. Вводная: Понятия «волонтерство» и «волонтерская деятельность» Волонтерство и волонтерская деятельность. Основные определения понятий. Основные подходы к понятию «волонтерство». Волонтерство в научной мысли и обыденном восприятии. Основные проблемы, возникающие при определении характера и содержания волонтерской деятельности. Типология волонтеров. Основные критерии и классификационные схемы. Методологические и технологические аспекты. Элементарные методы и методические комплексы. Традиционные и инновационные технологии, техники и конкретные методики, используемые при исследовании проблем волонтерства и организации волонтерской деятельности. Основные категории и понятия. Волонтерство и добровольчество. Гражданское призвание и волонтерство. Волонтерство и милосердие. Волонтер-ство и общественное призрение. Волонтерство и благотворительность. Во-лонтерство и социальная помощь. Волонтерство и социальная работа. Тема 2. Общественный контекст волонтерской деятельности Место волонтерства в общественной жизни. Социально-философские представления об обществе. Общественное устройство. Макросоциологиче-ский и микросоциологический подходы. Социальное взаимодействие. Общественная солидарность. Взаимопомощь. Социальная кооперация и конкуренция. Альтруизм и эгоизм. Общественный интерес. Социальное равенство и неравенство. Социальная структура и формы ее упорядочения. Социальный аспект волонтерской деятельности. Государство и гражданское общество. Эволюции теорий гражданского общества. Добровольческие усилия по поддержанию стабильного гражданского общества. Волонтерская деятельность как форма социальной активности. Волонтерское движение как разновидность социального движения. Волонтерство и политическая стабильность общества. Социально-экономический аспект волонтерской деятельности. Экономическая организация общества. Основные подходы к целям и результатам экономической деятельности. Экономическая инфраструктура. Неприбыльные и некоммерческие формы экономической организации. Оплата труда. Принципы безвозмездности и дополнительности. Бескорыстный труд. Самоокупаемость. Источники и формы финансирования. Самоокупаемость и отчетность. Волонтерский файндрайзинг. Проблема вознаграждения труда добровольцев. Моральное стимулирование. Морально-этический аспект волонтерской деятельности. Личность волонтера. Гражданская миссия. Сочетание индивидуальных и коллективных интересов. Волонтерская субкультура. Организационный аспект волонтерской деятельности. Волонтерские группы. Волонтерские организации. Специализация и синергия в волонтерском движении. Феномен представительства. Лидерство в волонтерской группе. Менеджмент. Рекрутинг. Социальный контроль в волонтерском движении. Роль и функции организаторов добровольческого движения. Внутри-групповые отношения. Группа и внешняя социальная среда. Стратегии взаимоотношений с государственными институтами, экономическими корпорациями и социальными организациями. Тема 3. История волонтерского движения Предыстория волонтерского движения. Социальная взаимопомощь в традиционном обществе. Родственные связи. Семейная взаимопомощь. Родовая и племенная взаимопомощь. Благотворительность в Древнем мире. Появление цивилизаций и трансформация форм социальной взаимопомощи. Месопотамия и Египет. Палестина и Финикия. Древняя Индия. Древний Китай. Развитие форм взаимопомощи в античном мире. Эллада. Древний Рим. Средние века. Формы христианского вспомоществования. Специфика католицизма и православия. Развитие традиционных форм благотворительности. Приходское вспомоществование. Роль монашества в организации социальной помощи. Государственное и городское вспомоществование. Формы мусульманского вспомоществования. Формы буддистского вспомоществования. Формы конфуцианского вспомоществования. Новое время. Влияние идей Ренессанса и Реформации на философию социальной солидарности. Протестантизм и социальная помощь. Гуманизм и светская благотворительность. Становление современного общества и появление современного волонтерского движения. Декларации и организации XIX-го века. Формирование волонтерских групп в ХХ веке. Страсбургский волонтерский проект 1920 г. Международное волонтерское движение. Координационный комитет международных волонтерских организаций. Конгрессы Международной ассоциации волонтеров. Всеобщая декларация волонтеров. Молодежное движение за мир. Альянс европейских волонтерских организаций. Россия. Общинные традиции взаимопомощи. Влияние православия на развитие форм социальной взаимопомощи. Киевская Русь. Московское государство. Российская империя. Становление новых форм государственной и общественной благотворительности. Социальная помощь в СССР и РСФСР. Тема 4. Современное состояние и модели организации волонтерской деятельности Философские основания современной волонтерской деятельности. Определение понятий «система волонтерской деятельности» и «модели волонтерской деятельности». Исторические и современные модели. Критерии отбора материала. Общее, особенное и уникальное в организации волонтерства. Общественная поддержка. Отношения с государством. Волонтерство и институты гражданского общества. Количество и интенсивность работы волонтерских организаций. Социальный состав и социальная направленность волонтерской деятельности. Способы рекрутирования. Управление и финансирование. Тема 5. Проблемы социальных групп, нуждающихся в волонтерской поддержке Понятие «нуждающиеся в волонтерской поддержке». Социально-философские основания участия в жизни нуждающихся. Основные подходы к данной проблеме. Критерии отбора адресатов волонтерской деятельности. Индивидуальный, групповой и социетальный уровни. Обездоленные, бедные, нищие, ущемленные в правах. Социально обездоленные. Нуждающиеся в особой опеке лица. Безработные, Социально незащищенные. Физически и психически неполноценные. Инвалидность и инвалиды. Пожилые люди и старики. Члены национальных меньшинств. Жертвы политических и религиозных конфликтов. Жертвы репрессий. Иммигранты. Беженцы и вынужденные переселенцы. Лица, освободившиеся из мест заключения. Наркозависимость и иные формы зависимости. Жертвы бытового насилия. Проблема социальной помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Стихийные бедствия и их жертвы. Массовые мероприятия социально-гуманитарной направленнности. Гуманитарная помощь. Сбор гуманитарной помощи. Защита и улучшению окружающей среды. Экологическая помощь. Защита культурного наследия. Подготовка благотворительных мероприятий. Проблема поддержки программ социального развития. Реализация программ развития и волонтерство. Деятельность в сфере образования и науки. Деятельность в сфере просвещения, культуры и искусства. Содействие духовному развитию личности. Международный, национальный, региональный, локальный и муниципальный уровни. Проблема улучшения морально-психологического климата. Волонтерская деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан. Волон-терство и пропаганда здорового образа жизни. Подготовка населения к предотвращению несчастных случаев. Тема 6. Нормативно-правовая база волонтерской деятельности Общие представления о нормативно-правовом регулировании. Правовая норма. Правосознание и правоприменение. Значение правового регулирования для правильного функционирования волонтерской группы. Нормативно-правовая база. Правовой источник. Законы, подзаконные акты. Социальный контроль и правовое регулирование. Международный уровень. Нормы международного публичного права. Нормы международного частного права. Документы ООН и его органов. Всеобщая декларация прав человека. Материалы ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ. Правовые нормы и материалы межправительственных и неправительственных организаций. Национальный уровень. Формы и способы правового регулирования волонтерской деятельности в правовых системах различных государств. Конституционное право. Общее гражданское право. Отрасли права: семейное, трудовое, финансовое и др. Российская Федерация. Конституция РФ. Законы и проекты законов, относящиеся к волонтерской деятельности. Постановления правительства. Правовые документы субъектов Российской Федерации. Муниципальный уровень. Органы местного самоуправления и деятельность волонтерских групп и организаций. Российское местное самоуправление и волонтерство. Внутриорганизационный уровень. Корпоративные нормы и правовое регулирование. Принципы, способы и формы создания нормативных документов волонтерских групп и организаций. Программы и уставы. Регистрация и лицензирование. Нормативное обеспечение волонтерских объединений. Тема 7. Информационные технологии в волонтерской среде Понятие «информационные технологии». Процесс информатизации и формирование информационного общества. Коммуникационный аспект волонтерской деятельности. Роль информационных технологий в менеджменте и рекрутинге волонтерских групп, в организации внешней среды. Понятие «источник информации». Эксперты. Устные и письменные источники. Рукописные и графические, печатные и электронные способы организации информации. Информационная эвристика и герменевтика. Поиск информации в традиционных и инновационных системах. Книга, статья, информационный сайт. Организация делопроизводства волонтерской группы и организации. Презентация деятельности. Связи с общественностью и деятельность пресс-службы. Создание корпоративных файлов и поддержание отношений с прессой. Внутригрупповая коммуникация. Адаптация информационных технологий к потребностям волонтерской деятельности. Современное состояние и перспективы развития информационных технологий. Тема 8. Характеристика базовых учреждений для осуществления волонтерской деятельности. Типология учреждений, осуществляющих социальную поддержку различных групп населения. Целевое назначение учреждений, их структура. Основные направления социозащитной деятельности. Специалисты учреждений. Возможности учреждений для осуществления волонтерской деятельности. Тема 9. Организация деятельности волонтеров в условиях учреждения. Волонтерская работа с различными группами населения (инвалиды, одинокие пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, лица без определенного места жительства, дети - сироты, лица с зависимостями, многодетные семьи и т.п.). Особенности организации и осуществления волонтерской деятельности с различными группами клиентов социозащитного учреждения. Деятельность в учреждении как одно из условий для самореализации молодежи. Тема 10.Российские волонтерские объединения и организации. Рассмотрение типов и видов российских волонтерских объединений. Технологии работы этих организаций. Специфика деятельности волонтерских организаций в России Тема 11. Волонтерство за рубежом. История волонтерства за рубежом. Организация волонтерской деятельности в разных странах. Европа. Западная Европа. Великобритания. Германия. Скандинавия. Бенилюкс. Франция. Италия. Пиренейский полуостров. Греция. Восточная Европа. Чехия и Словакия. Польша. Венгрия. Южнославянские страны. Румыния. Австралия и Новая Зеландия. Америка. США. Канада. Латинская Америка. Мексика. Бразилия. Аргентина. Азия. Израиль. Исламские страны. Индия. Китай. Африка. Мусульманская и «Черная» Африка. Египет. Нигерия. ЮАР. Российская Федерация и страны СНГ. Типичные виды деятельности волонтеров в различных сферах жизнедеятельности общества. Тема 12. Международные волонтерские объединения. Разнообразие волонтерских организаций за рубежом. Специфика деятельности международных волонтерских организаций. Современные технологии деятельности международных волонтерских объединений. 5. Образовательные технологии Для более эффективного усвоения материала предусмотрены разнообразные формы работы студентов. Это прослушивание лекционного курса в аудитории с написанием подробного конспекта, чтение и конспектирование рекомендованной литературы. Полученные в ходе лекционных занятий знания закрепляются в ходе практических занятий, значительное место среди которых занимают тематические выступления, самостоятельная и групповая работа и презентации, проведение дискуссий по представленным темам. Практических занятий заключается, в первую очередь, в формировании и закреплении знаний в сфере волонтерства, и социальных технологий волонтерской деятельности. Для повышения эффективности восприятия материала рекомендуется, помимо устного изложения, использовать визуальную поддержку в виде компьютерной презентации содержания лекции, отражающей основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации по теме лекции. Эффективно, также, использование материалов учебных и научно-популярных фильмов, если для их просмотра в аудитории есть необходимое техническое оснащение. Презентации направлены на приобретение навыков по подготовке презентационных материалов, работе с аудиторией, освоение презентационной техники. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Контроль усвоения студентами программы делится на текущий (семинары, коллоквиум, практические задания, рефераты) и итоговый (зачет). План практических аудиторных занятий Занятие № 1. Теоретико-методологические проблемы волонтерства (коллоквиум) Вопросы для обсуждения
Занятие № 2. Волонтерство и общество (семинар) Вопросы для изучения
Занятие № 3Как организовать и управлять волонтерской группой (практикум) Задание: Разработать программу деятельности волонтерской группы:
Занятие № 4 История волонтерского движения (семинар) Вопросы для изучения
Занятие № 5. Современное состояние и перспективы волонтеркой деятельности (коллоквиум) Вопросы для обсуждения
Занятие № 6 Потребность в волонтерской поддержке (диспут) Темы для дискуссии
Занятие № 7 Правосознание волонтеров (Практикум) Задание 1: — Выберите любую значимую проблему волонтерской деятельности (см. текст учебной программы).
Задание 2: Вы создаете волонтерскую организацию (название, место действия, статус, направление деятельности — на Ваше усмотрение). Подготовьте список документов, необходимых для регистрации и функционирования деятельности данной группы. Подготовьте проекты наиболее важных документов. Задание № 8 Волонтерство и информация (практикум) Задание:
Примерные темы для рефератов:
Вопросы к зачету
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Современные технологии организации волонтерской работы» а) основная литература
б) дополнительная литература
в) электронные ресурсы
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) «Современные технологии организации волонтерской работы» Учебные аудитории соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. Оснащены мультимедийным оборудованием последнего поколения. Имеются компьютерные классы с выходом в глобальную сеть Интернет. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению «Организация работы с молодежью». Автор: д.с.н., профессор Ивченков С.Г.______________ Программа одобрена на заседании кафедры социологии молодежи протокол № 1 от 30 августа 2012 года.
|
Курсовая работа На тему: «Современные технологии обучения» Ii. Современные технологии организации образовательного процесса | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные... Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются | ||
Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» Целью освоения дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» является формирование готовности студентов... | Рабочая программа дисциплины (модуля) «теория организации» Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций | ||
Программа волонтёрской работы на 2012 2013 учебный год. Сроки реализации: 1 год Программа волонтёрской работы в мбоу «Монастырская сош» на 2012 – 2013, 2013 – 2014, 2014 2015 учебные годы | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Методическая разработка по дисциплине «Современные системы технологии» Актуальность изучения учебной дисциплины «Современные системы технологий» определена задачами подготовки специалистов в понимании... | Рабочая программа дисциплины/ модуля/ Наименование программы дисциплины/модуля/... Цели и задачи дисциплины: целью усвоения учебной дисциплины «Бизнес-планирование» является приобретение знаний и умений по обоснованию,разработке... | ||
Программа волонтёрской работы в мкоу свободненская сош на 2012 2013учебный... Программа волонтёрской работы в мкоу свободненская сош на 2012 2013учебный год | Современные педагогические технологии и мониторинг качества учебно-методический... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «современные педагогические технологии и мониторинг качества» | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Инновационные... «Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)» | Рабочая программа дисциплины (модуля) «Современные аспекты отечественной... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в... Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Информационные технологии в юридической деятельности» / сост. Черняев С. В. – Оренбург:... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический... Кв4: «Современные технологии оказания психологической помощи лицам с нарушениями социально-личностного развития» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «интернет-технологии» Учебно-методический комплекс дисциплины «Интернет технологии» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и современные информационные технологии» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины основной профессиональной образовательной программы бакалавриата студентам... |