Скачать 0.54 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт филологии и журналистики Кафедра общего языкознания Рацен Т.Н. КУЛЬТУРА РЕЧИ В АСПЕКТЕ РКИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.68 Филология (Магистерская программа «Русский язык как иностранный») Форма обучения - очная Тюменский государственный университет 2013 Рацен Т.Н. Культура речи в аспекте РКИ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров направления 032700.68 Филология. Магистерская программа «Русский язык как иностранный». Форма обучения - очная. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013, стр. УМК соответствует требованиям ФГОС ВПО и включает учебную программу дисциплины с планами практических занятий, вопросами к зачету, темами рефератов, контрольных работ, ролевых игр, презентаций и списками основной и дополнительной литературы. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Теория и методика обучения устной коммуникации [электронный ресурс] / режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.В. Лабунец, заведующий кафедрой общего языкознания © Тюменский государственный университет, 2013. © Рацен Т.Н., 2013. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Требования ФГОС ВПО к содержанию курса Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 032700.68 Филология является русский язык (а также другие иностранные языки) в их теоретическом и практическом, синхроническом, и социокультурном аспектах; различные типы текстов - устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); устная коммуникация. Магистр по направлению подготовки 032700.68 Филология готовится к различным видам профессиональной деятельности, в том числе к научно-исследовательской в научных и научно-педагогических учреждениях; прикладной в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации; в области языковой и социокультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной деятельности; к проектной деятельности в образовательных и культурно-просветительских учреждениях. В рамках настоящей дисциплины магистр по направлению подготовки 032700.68 Филология подготавливается к решению следующих профессиональных задач. Научно-исследовательская деятельность: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; изучение устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов; квалифицированный анализ, комментирование, реферирование и обобщение результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта. Педагогическая деятельность: квалифицированная интерпретация различных типов текстов, в том числе раскрытие их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний; проведение практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования; подготовка учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам. Прикладная деятельность: квалифицированный перевод различных типов текстов, в том числе художественных произведений, со снабжением их необходимым редакторским и издательским комментарием и научным аппаратом. Проектная деятельность: разработка проектов в области пропаганды филологических знаний: создание проектов по мониторингу уровня речевой деятельности в регионе, поддержание речевой культуры, проектирование филологических лекториев, праздников, фестивалей, торжественных мероприятий, посвященных знаменательным датам, обладающим высокой культурной значимостью. Организационно-управленческая деятельность: организация и проведение учебных занятий и практик, деятельности студенческих обществ, воспитательной работы среди учащихся; организация и проведение семинаров, научных дискуссий и конференций, планирование деятельности и творческое управление рабочими группами по изучению и каталогизации архивных и других материалов; организация процесса редактирования, комментирования, распространения различных типов текстов. Данная учебная дисциплина преподается с учетом требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700.68 Филология (квалификация (степень) «Магистр»). 1.1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание курса «Культура речи в аспекте РКИ» соответствует основным Федеральным государственным образовательным стандартам, разработанным для студентов по направлению «Русский язык как иностранный», магистратура. Дисциплина «Культура речи в аспекте РКИ» является частью общенаучного цикла дисциплин подготовки магистров по направлению «Русский язык как иностранный». Дисциплина нацелена на формирование профессиональных компетенций ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-8 и ПК-10 выпускника. Преподавание данной учебной дисциплины направлено на изучение основных понятий устной коммуникации, структуры лексической системы русского языка и методов представления лексики в аспекте РКИ. Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи на данном иностранном языке, а также чтением и письмом. Владение русским языком и культурой речи является одной из важных профессиональных компетенций современного специалиста. Умение выражать собственные мысли в устной и письменной форме языка убедительно, логично, выразительно, доступно, правильно, в соответствии с литературными нормами, - важнейшее требование к современному специалисту с высшим образованием. От того, насколько хорошо человек владеет речью, зависят и его достижения в профессиональной деятельности, и его успехи в повседневном общении с людьми. Неясное представление о правилах использования языка в различных сферах, незнание жанровых особенностей деловой документации, неразличение норм устной и письменной речи свидетельствуют о низкой речевой культуре, затрудняют взаимопонимание и становятся причиной профессиональных неудач. Поэтому на занятиях по представленной дисциплине изучаются нормы литературного языка и их мотивированное использование в речи, т. е. оптимальное использование языковых средств в конкретных условиях общения. Студенты учатся оценивать речь исходя из ее коммуникативной целесообразности. При этом учитывается, что для передачи определенного значения в языке существует несколько нормативных средств, несколько относительно равных способов выражения данного смысла. Задача состоит в том, чтобы решить, самый ли удачный вариант из числа возможных избран говорящим. При этом выбранное говорящим языковое средство, так же как и вся его речь в целом, оценивается в зависимости от того, насколько оно соответствует речевой ситуации. Таким образом, курс построен так, что бы дать студенту представление о разновидностях национального языка и его функциональных стилях, сформировать представления о нормах языка, научить правильному и целесообразному отбору языковых средств для коммуникации, помочь овладеть элементами ораторского мастерства. Цель преподавания данной дисциплины - повышение уровня коммуникативной компетенции специалиста, что предполагает, прежде всего, умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных речевых ситуациях. Задачами преподавания дисциплины являются:
Специалист, освоивший дисциплину «Русский язык и культура речи», должен знать: 1) акцентологические, морфологические, лексические и синтаксические нормы на уровне языковой и коммуникативной компетенции; 2) нормы правописания; 3) основные языковые средства, использующиеся при составлении деловой документации, некоторые образцы деловых документов. 4) основные понятия теории речевой коммуникации; 5) разновидности национального языка и функциональные стили речи; 6) виды речевой деятельности; 7) принципы организации вербального взаимодействия и особенности публичного выступления; Воспитательные цели и задачи курса: - воспитание толерантности к чужим языкам и культурам. - знакомство с системой культурных ценностей, нашедших отражение в русском и других родственных и неродственных языках. - воспитание интереса к более глубокому изучению русского языка. Курс ориентирован на студентов-магистрантов, обучающихся по магистерской программе РКИ, и затрагивает один из самых сложных аспектов теории и практики обучения иностранному языку. По данной дисциплине предусмотрена контрольная работа и самостоятельная работа, включающая изучение отдельных тем, подготовку презентаций и написание рефератов. Общее количество аудиторных часов (14 часов) соответствует учебному плану. Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме устного и письменного опроса, контрольная работа, рубежный контроль в форме зачета. Курс «Культура речи в аспекте РКИ» рассчитан на один семестр. Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: практические занятия и самостоятельную работу студента. Все практические занятия включают в себя элементы интерактивных образовательных технологий. Рабочая программа включает требования к обязательному минимуму, разделы дисциплины и их содержание, учебно-методическое обеспечение (основную и дополнительную литературу, нормативно-справочную документацию, технические средства обучения, иллюстративные материалы), методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов-магистрантов, систему контроля знаний. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 72 часа. 1.2.МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП МАГИСТРАТУРЫ Курс «Культура речи в аспекте РКИ» относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла дисциплин. Филологическое ознакомление с курсом «Культура речи в аспекте РКИ» является важным компонентом общелингвистической программы магистра, обогащает представление о лексической подсистеме русского языка и о месте русского языка среди других языков. Необходимыми для постижения предмета курса «Культура речи в аспекте РКИ» являются знания и умения обучающихся, полученные в результате освоения курсов «Теория и история русского языка», «Инновационные технологии в преподавании РКИ», «Научные школы в языкознании», «Проблемы современной русистики», «Речевая деятельность в аспекте лингводидактики», «Филология в системе современного гуманитарного знания». 1.3.Компетенции выпускника ООП МАГИСТРАТУРЫ, формируемые в результате освоения данной дисциплины. Общекультурные компетенции ОК - 1: Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень. ОК - 2: Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности. ОК - 5: Способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности. Профессиональные компетенции Общепрофессиональные компетенции ПК - 1: Способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики её развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования. ПК - 2: Способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии. Компетенции по видам деятельности: научно-исследовательская деятельность ПК - 3: Владеет коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умеет адекватно использовать их при решении профессиональных задач. ПК - 4: Владеет способностью к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований. ПК - 8: Владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний. ПК - 10: Владеет навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам. Карта компетенций ОК-1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень В результате освоения дисциплины по данной компетенции студент должен: Знать:
Уметь:
|
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Лагунова О. К. Литературное краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология»... | Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология профилей подготовки – Отечественная... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса... А. П. Теория и методика преподавания рки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров 2 курса направления 032700.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Отечественная филология (русский язык и литература), форма обучения – очная и заочная | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов бакалавриата... | ||
Компаративистика Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 68 «Филология» очной формы обучения | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Рассмотрено на заседании умк института гуманитарных наук 12. 05. 11, протокол №10 | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология». Профиль подготовки | Недели семестра Учебно-методический комплекс для студентов направления 032700. 62 «Филология» форма обучения очная | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской... «Русский язык» направления подготовки 032700. 68 «Филология», форма обучения очная | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология Магистерская программы «Компаративистика», «Русская литература», «Русский язык», «Русский язык как иностранный» | ||
Литература древнего востока учебно-методический комплекс рабочая... «Филология» Отечественная филология (татарский язык и литература) (очная форма обучения) | Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология» подготовки... |