Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700. 68 Филология





НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700. 68 Филология
страница1/4
Дата публикации09.11.2014
Размер0.63 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт филологии и журналистики

Кафедра общего языкознания

С.И. Холод, А.П. Ушакова
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 1 курса направления 032700.68 Филология

(Магистерская программа «Русский язык как иностранный»)

Форма обучения - очная

Тюменский государственный университет

2013

Холод С.А., Ушакова А.П. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров 2 курса направления 032700.68 Филология. Магистерская программа «Русский язык как иностранный», форма обучения - очная. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013, 38 стр.
УМК соответствует требованиям ФГОС ВПО и включает учебную программу дисциплины с планами практических занятий, вопросами к экзамену, темами рефератов, контрольных работ, ролевых игр, презентаций и списками основной и дополнительной литературы.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Теория и методика преподавания РКИ [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.В.Лабунец, заведующий кафедрой

общего языкознания

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Холод С.И., Ушакова А.П., 2013.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К дисциплине «теория И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ.»

Требования ФГОС ВПО к содержанию курса

Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 032700 Филология являются языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах; различные типы текстов - письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); устная и письменная коммуникация.

Магистр по направлению подготовки 032700 Филология готовится к различным видам профессиональной деятельности, в том числе к научно-исследовательской в научных и научно-педагогических учреждениях; прикладной в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации; в области языковой и социокультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной деятельности; к проектной деятельности в образовательных и культурно-просветительских учреждениях.

В рамках настоящей дисциплины магистр по направлению подготовки 032700 Филология подготавливается к решению следующих профессиональных задач.

Научно-исследовательская деятельность:

самостоятельное пополнение, критический анализ и применение теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований;

самостоятельное исследование системы языка в синхроническом и диахроническом аспектах;

изучение устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов;

квалифицированный анализ, комментирование, реферирование и обобщение результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта.

Педагогическая деятельность:

квалифицированная интерпретация различных типов текстов, в том числе раскрытие их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний;

проведение практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

подготовка учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам.

Прикладная деятельность:

квалифицированный перевод различных типов текстов, в том числе художественных произведений, со снабжением их необходимым редакторским и издательским комментарием и научным аппаратом.

Проектная деятельность:

разработка проектов в области пропаганды филологических знаний: создание проектов по мониторингу уровня речевой деятельности в регионе, поддержание речевой культуры, проектирование филологических лекториев, праздников, фестивалей, торжественных мероприятий, посвященных знаменательным датам, обладающим высокой культурной значимостью.
Организационно-управленческая деятельность:

организация и проведение учебных занятий и практик, деятельности студенческих обществ, воспитательной работы среди учащихся;

организация и проведение семинаров, научных дискуссий и конференций, планирование деятельности и творческое управление рабочими группами по изучению и каталогизации архивных и других материалов;

организация процесса редактирования, комментирования, распространения различных типов текстов.

Данная учебная дисциплина преподается с учетом требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700 Филология (квалификация (степень) «Магистр») «Обучение русскому языку как средству делового общения», «Педагогическое общение», «Психолингвистические аспекты изучения языка».
1.1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание курса «Теория и методика преподавания РКИ» соответствует основным Государственным образовательным стандартам, разработанным для студентов филологических факультетов по направлению «Русский язык как иностранный», магистратура.

Дисциплина «Теория и методика преподавания РКИ» входит в число дисциплин по выбору профессионального цикла, изучаемых магистрами очного отделения в третьем семестре на втором курсе. Курс «Теория и методика преподавания РКИ» является одним из основных в системе дисциплин лингвистического цикла.

Цель курса заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими, всесторонними знаниями в области методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ), профессиональными умениями и навыками обучения иностранцев русскому языку, способных к самостоятельной научно-методической работе и педагогической деятельности.

Задачи курса:

  • подготовка магистранта к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности в аспекте РКИ;

  • формирование у магистрантов владения методами исследования;

  • формирование у магистрантов теоретических и методических основ обучения русскому языку как иностранному;

  • ознакомление магистрантов с современными методиками эффективного обучения русскому языку как иностранному;

  • выработка методических и практических навыков преподавания разных аспектов русского языка в иностранной аудитории;

  • освоение способов интерпретации и введения материала лингвострановедческого характера в структуру занятий РКИ;

  • освоение навыков разработки учебных курсов, учебных программ, тестовых заданий для разных категорий обучающихся русскому языку как иностранному;

  • освоение магистрантами оптимальной системы моделирования учебного процесса, способствующего наиболее эффективному преподаванию русского языка иностранцам;

  • развитие представлений о многообразии инновационных образовательных технологий в процессе обучения русскому языку как иностранному.


Курс «Теория и методика преподавания РКИ» ведется в течение третьего семестра на втором курсе.

1.2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП МАГИСТРАТУРЫ
Курс «Теория и методика преподавания РКИ», относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла дисциплин. Филологическое ознакомление с курсом «Теория и методика преподавания РКИ» является важным компонентом общелингвистической и методологической подготовки магистра, обогащает представление о месте русского языка среди других языков.

Необходимыми для постижения предмета курса «Теория и методика преподавания РКИ» являются знания и умения обучающихся, полученные в результате освоения курсов «Введение в языкознание», «Классические языки (старославянский язык)», «Обучение русскому языку как средству делового общения», «Педагогическое общение», «Психолингвистические аспекты изучения языка», «Современный русский язык», «Современные славянские языки», «Иностранные языки».
1.3.Компетенции выпускника ООП МАГИСТРАТУРЫ, формируемые в результате освоения данной дисциплины.

Общекультурные компетенции
ОК-1: Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень.
ОК-2: Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности.
ОК-5: Способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.
ОК-6. Способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности.
Профессиональные компетенции
Общепрофессиональные компетенции
ПК-1: Способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики её развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования.
ПК-2: Способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии.

ПК-3 3владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач.
Компетенции по видам деятельности:
педагогическая деятельность
ПК-9: владение навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

прикладная деятельность

ПК-13: способность к трансформации различных типов текстов (изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста).

ПК-14: готовность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства.

проектная деятельность

ПК-16: умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (ПК-16).
Карта Компетенций

ОК-1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

В результате освоения дисциплины по данной компетенции студент должен:

Знать:

  • основы историко-культурного развития человека и человечества;

  • основные закономерности взаимодействия человека и общества;

  • понятия и термины современной филологической науки;

  • методы научного исследования.

Уметь:

  • анализировать основные научные и социально значимые проблемы;

  • демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру;

  • ставить и решать задачи во всех сферах общения;

  • управлять процессом информационного обмена в различных коммуникативных средах;

  • обобщать и систематизировать научную информацию;

  • самостоятельно находить новые пути и методы исследования;

  • проводить логический, нестандартный анализ мировоззренческих, социальных и художественно значимых филологических проблем.

Владеть:

  • технологиями приобретения, использования и обновления культурологических, социальных и филологических знаний;

  • методами познания предметно-практической деятельности человека;

  • навыками сбора, обработки и анализа информации;

  • методологией научных исследований в профессиональной области.

Детализация компетенции по уровням освоения:

Минимальный уровень: имеет общее представление об основах историко-культурного развития человека и человечества. Имеет представление об основных закономерностях взаимодействия человека и общества. Знает основные понятия и термины современной филологической науки. Владеет основными методами научного исследования. Умеет ставить и решать задачи в некоторых сферах общения. Умеет демонстрировать в речевом общении личную культуру.

Базовый уровень: имеет общее понимание основ историко-культурного развития человека и человечества. Умеет оперировать понятиями и терминами современной филологической науки. Умеет анализировать научные и социально-значимые проблемы. Умеет обобщать и систематизировать научную информацию. Владеет основными методами сбора, обработки и анализа информации. Владеет методологией научного исследования в профессиональной области. Владеет технологиями приобретения и использования социальных и филологических знаний.

Повышенный уровень: знает основы историко-культурного развития человека и человечества. Знает основные закономерности взаимодействия человека и общества. Знает понятия и термины современной филологической науки. Знает методы научного исследования. Умеет анализировать основные научные и социально-значимые проблемы. Умеет демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру. Умеет ставить и решать задачи во всех сферах общения. Умеет управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах. Умеет обобщать и систематизировать научную информацию. Умеет самостоятельно находить новые методы исследования. Умеет проводить логичный, нестандартный анализ мировоззренческих, социальных, лингвокультурных и художественно значимых филологических проблем. Владеет технологиями приобретения, использования и обновления культурологических, социальных и филологических знаний. Владеет методами познания предметно-практической деятельности человека. Владеет навыками сбора, обработки и анализа информации и методологией научных исследований в профессиональной области.
Освоение данной компетенции осуществляется на следующих видах занятий: лабораторные занятия, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа, научно-исследовательская и научно-педагогическая практики, подготовка, разработка, выполнение, защита курсовой работы, ВКР (магистерской диссертации).

Оценка сформированности компетенций по уровням осуществляется оценочными средствами: письменные работы, доклады, рефераты, эссе, участие в дискуссиях, деловых играх, презентации, экзамен.
ОК-5 – способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности

В результате освоения дисциплины по данной компетенции студент должен:

Знать:

  • новые информационные технологии;

  • пути освоения новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, с помощью информационных технологий;

  • способы применения на практике новых умений с помощью информационных технологий.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700. 68 Филология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология»
Лагунова О. К. Литературное краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология»...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700. 68 Филология iconРабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология»
Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700. 68 Филология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология
Рацен Т. Н. Культура речи в аспекте рки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров направления 032700. 68 Филология....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700. 68 Филология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология профилей подготовки – Отечественная...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700. 68 Филология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология»
Отечественная филология (русский язык и литература), форма обучения – очная и заочная
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700. 68 Филология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700. 68 Филология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов бакалавриата...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700. 68 Филология iconКомпаративистика
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 68 «Филология» очной формы обучения
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700. 68 Филология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология»
Рассмотрено на заседании умк института гуманитарных наук 12. 05. 11, протокол №10
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700. 68 Филология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700. 68 Филология iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология». Профиль подготовки
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700. 68 Филология iconНедели семестра
Учебно-методический комплекс для студентов направления 032700. 62 «Филология» форма обучения очная
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700. 68 Филология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской...
«Русский язык» направления подготовки 032700. 68 «Филология», форма обучения очная
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700. 68 Филология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология
Магистерская программы «Компаративистика», «Русская литература», «Русский язык», «Русский язык как иностранный»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700. 68 Филология iconЛитература древнего востока учебно-методический комплекс рабочая...
«Филология» Отечественная филология (татарский язык и литература) (очная форма обучения)
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700. 68 Филология iconПрограмма дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология» подготовки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск