Скачать 0.63 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт филологии и журналистики Кафедра общего языкознания С.И. Холод, А.П. Ушакова ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 1 курса направления 032700.68 Филология (Магистерская программа «Русский язык как иностранный») Форма обучения - очная Тюменский государственный университет 2013 Холод С.А., Ушакова А.П. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров 2 курса направления 032700.68 Филология. Магистерская программа «Русский язык как иностранный», форма обучения - очная. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013, 38 стр. УМК соответствует требованиям ФГОС ВПО и включает учебную программу дисциплины с планами практических занятий, вопросами к экзамену, темами рефератов, контрольных работ, ролевых игр, презентаций и списками основной и дополнительной литературы. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Теория и методика преподавания РКИ [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.В.Лабунец, заведующий кафедрой общего языкознания © Тюменский государственный университет, 2013. © Холод С.И., Ушакова А.П., 2013. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К дисциплине «теория И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ.» Требования ФГОС ВПО к содержанию курса Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 032700 Филология являются языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах; различные типы текстов - письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); устная и письменная коммуникация. Магистр по направлению подготовки 032700 Филология готовится к различным видам профессиональной деятельности, в том числе к научно-исследовательской в научных и научно-педагогических учреждениях; прикладной в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации; в области языковой и социокультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной деятельности; к проектной деятельности в образовательных и культурно-просветительских учреждениях. В рамках настоящей дисциплины магистр по направлению подготовки 032700 Филология подготавливается к решению следующих профессиональных задач. Научно-исследовательская деятельность: самостоятельное пополнение, критический анализ и применение теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований; самостоятельное исследование системы языка в синхроническом и диахроническом аспектах; изучение устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов; квалифицированный анализ, комментирование, реферирование и обобщение результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта. Педагогическая деятельность: квалифицированная интерпретация различных типов текстов, в том числе раскрытие их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний; проведение практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования; подготовка учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам. Прикладная деятельность: квалифицированный перевод различных типов текстов, в том числе художественных произведений, со снабжением их необходимым редакторским и издательским комментарием и научным аппаратом. Проектная деятельность: разработка проектов в области пропаганды филологических знаний: создание проектов по мониторингу уровня речевой деятельности в регионе, поддержание речевой культуры, проектирование филологических лекториев, праздников, фестивалей, торжественных мероприятий, посвященных знаменательным датам, обладающим высокой культурной значимостью. Организационно-управленческая деятельность: организация и проведение учебных занятий и практик, деятельности студенческих обществ, воспитательной работы среди учащихся; организация и проведение семинаров, научных дискуссий и конференций, планирование деятельности и творческое управление рабочими группами по изучению и каталогизации архивных и других материалов; организация процесса редактирования, комментирования, распространения различных типов текстов. Данная учебная дисциплина преподается с учетом требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700 Филология (квалификация (степень) «Магистр») «Обучение русскому языку как средству делового общения», «Педагогическое общение», «Психолингвистические аспекты изучения языка». 1.1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание курса «Теория и методика преподавания РКИ» соответствует основным Государственным образовательным стандартам, разработанным для студентов филологических факультетов по направлению «Русский язык как иностранный», магистратура. Дисциплина «Теория и методика преподавания РКИ» входит в число дисциплин по выбору профессионального цикла, изучаемых магистрами очного отделения в третьем семестре на втором курсе. Курс «Теория и методика преподавания РКИ» является одним из основных в системе дисциплин лингвистического цикла. Цель курса заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими, всесторонними знаниями в области методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ), профессиональными умениями и навыками обучения иностранцев русскому языку, способных к самостоятельной научно-методической работе и педагогической деятельности. Задачи курса:
Курс «Теория и методика преподавания РКИ» ведется в течение третьего семестра на втором курсе. 1.2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП МАГИСТРАТУРЫ Курс «Теория и методика преподавания РКИ», относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла дисциплин. Филологическое ознакомление с курсом «Теория и методика преподавания РКИ» является важным компонентом общелингвистической и методологической подготовки магистра, обогащает представление о месте русского языка среди других языков. Необходимыми для постижения предмета курса «Теория и методика преподавания РКИ» являются знания и умения обучающихся, полученные в результате освоения курсов «Введение в языкознание», «Классические языки (старославянский язык)», «Обучение русскому языку как средству делового общения», «Педагогическое общение», «Психолингвистические аспекты изучения языка», «Современный русский язык», «Современные славянские языки», «Иностранные языки». 1.3.Компетенции выпускника ООП МАГИСТРАТУРЫ, формируемые в результате освоения данной дисциплины. Общекультурные компетенции ОК-1: Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень. ОК-2: Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности. ОК-5: Способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности. ОК-6. Способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности. Профессиональные компетенции Общепрофессиональные компетенции ПК-1: Способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики её развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования. ПК-2: Способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии. ПК-3 3владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач. Компетенции по видам деятельности: педагогическая деятельность ПК-9: владение навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. прикладная деятельность ПК-13: способность к трансформации различных типов текстов (изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста). ПК-14: готовность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства. проектная деятельность ПК-16: умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (ПК-16). Карта Компетенций ОК-1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень В результате освоения дисциплины по данной компетенции студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Детализация компетенции по уровням освоения: Минимальный уровень: имеет общее представление об основах историко-культурного развития человека и человечества. Имеет представление об основных закономерностях взаимодействия человека и общества. Знает основные понятия и термины современной филологической науки. Владеет основными методами научного исследования. Умеет ставить и решать задачи в некоторых сферах общения. Умеет демонстрировать в речевом общении личную культуру. Базовый уровень: имеет общее понимание основ историко-культурного развития человека и человечества. Умеет оперировать понятиями и терминами современной филологической науки. Умеет анализировать научные и социально-значимые проблемы. Умеет обобщать и систематизировать научную информацию. Владеет основными методами сбора, обработки и анализа информации. Владеет методологией научного исследования в профессиональной области. Владеет технологиями приобретения и использования социальных и филологических знаний. Повышенный уровень: знает основы историко-культурного развития человека и человечества. Знает основные закономерности взаимодействия человека и общества. Знает понятия и термины современной филологической науки. Знает методы научного исследования. Умеет анализировать основные научные и социально-значимые проблемы. Умеет демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру. Умеет ставить и решать задачи во всех сферах общения. Умеет управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах. Умеет обобщать и систематизировать научную информацию. Умеет самостоятельно находить новые методы исследования. Умеет проводить логичный, нестандартный анализ мировоззренческих, социальных, лингвокультурных и художественно значимых филологических проблем. Владеет технологиями приобретения, использования и обновления культурологических, социальных и филологических знаний. Владеет методами познания предметно-практической деятельности человека. Владеет навыками сбора, обработки и анализа информации и методологией научных исследований в профессиональной области. Освоение данной компетенции осуществляется на следующих видах занятий: лабораторные занятия, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа, научно-исследовательская и научно-педагогическая практики, подготовка, разработка, выполнение, защита курсовой работы, ВКР (магистерской диссертации). Оценка сформированности компетенций по уровням осуществляется оценочными средствами: письменные работы, доклады, рефераты, эссе, участие в дискуссиях, деловых играх, презентации, экзамен. ОК-5 – способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности В результате освоения дисциплины по данной компетенции студент должен: Знать:
|
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Лагунова О. К. Литературное краеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология»... | Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология Рацен Т. Н. Культура речи в аспекте рки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров направления 032700. 68 Филология.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 Филология профилей подготовки – Отечественная... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Отечественная филология (русский язык и литература), форма обучения – очная и заочная | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 1 курса... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов бакалавриата... | Компаративистика Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700. 68 «Филология» очной формы обучения | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Рассмотрено на заседании умк института гуманитарных наук 12. 05. 11, протокол №10 | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология». Профиль подготовки | Недели семестра Учебно-методический комплекс для студентов направления 032700. 62 «Филология» форма обучения очная | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской... «Русский язык» направления подготовки 032700. 68 «Филология», форма обучения очная | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология Магистерская программы «Компаративистика», «Русская литература», «Русский язык», «Русский язык как иностранный» | ||
Литература древнего востока учебно-методический комплекс рабочая... «Филология» Отечественная филология (татарский язык и литература) (очная форма обучения) | Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология» подготовки... |