Указания





НазваниеУказания
страница1/4
Дата публикации25.05.2015
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

УКАЗАНИЯ

к формированию рабочих программ учебных дисциплин

Горно-Алтайск 2014

1 РАЗРАБОТАНЫ Шваков Е.Е., Куриленко Т.Н.

2 ВНЕСЕНЫ учебно-методическим управлением

3 УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ

приказом ректора ГАГУ от 01.02.2011 № 23

4 ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕСЕНЫ И УТВЕРЖДЕНЫ

приказом ректора ГАГУ от 24.10.2014 № 271

1 Общие положения

1.1 Общие требования к структуре и содержанию рабочих учебных программ дисциплин сформированы на основе приложения к письму Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации (РФ) от 28.12.2009г № 03-2672 «Разъяснения по формированию примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов».

1.2 Рабочая программа учебной дисциплины является составной частью учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) и основной образовательной программы (ООП), реализуемой по соответствующему направлению, специальности и уровню подготовки.

1.3 Рабочие программы учебных дисциплин утверждаются на заседании соответствующей кафедры, хранятся на кафедре в бумажном и электронном видах, в электронном виде представляются в научно-техническую библиотеку вуза.
2 Разделы программы учебной дисциплины

2.1 Рабочая программа должна иметь титульный лист. На титульном листе (Приложение 1) указывается высшее учебное заведение Российской Федерации – разработчик, наименование направления подготовки или специальности, квалификация (степень) выпускников (бакалавр специалист, магистр), форма обучения (очная, заочная) и нормативный срок освоения основной образовательной программы.

2.2 Рабочая программа учебной дисциплины должна состоять из следующих разделов.
1 Цели и задачи дисциплины

В данном разделе указываются цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП. Характеристика цели дается в выражениях, определяющих результат изучения дисциплины, таких, как «формирует», «создает основу» и т.д.

Сформулированные таким образом цели определяют задачи, характеризующие способы достижения результата изучения дисциплины в выражениях, таких как «освоение», «приобретение навыков» и т.д. (Приложение 2).
2 Место дисциплины в структуре ООП

В данном разделе указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей. В табличной форме представляется информация о междисциплинарных связях разделов и (или) тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами (Приложение 3).
3 Требования к результатам освоения дисциплины

В данном разделе указываются компетенции, на формирование которых направлен процесс изучения дисциплины. Указываются как компетенции, определенные федеральным государственным стандартом (ФГОС), так и специальные компетенции, определенные в ООП по соответствующим направлениям подготовки, а также требования к знаниям, умениям, навыкам, приобретаемым в результате изучения дисциплины на основе ФГОС (Приложение 4).
4 Объем дисциплины и виды учебной работы

В данном разделе в табличной форме указывается трудоемкость всех видов аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины и матрица соответствия компетенций и разделов (тем) дисциплины (Приложения 5.1-5.2).
5 Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины

Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться в текстовом формате с выделением разделов и тем и в форме таблицы (Приложение 6.1).
5.2 Разделы и (или) темы дисциплины и виды занятий

Информация представляется в табличной форме (Приложение 6.2).
5.3 Практические занятия и семинары (лабораторный практикум)

В данном разделе раскрывается тематика практических и/или семинарских занятий, лабораторных работ.

Трудоемкость каждого занятия определяется в часах. Информация может быть представлена как в текстовой, так и в табличной форме (Приложение 6.3).
5.4 Самостоятельная работа

В данном разделе в табличной форме дается характеристика всех видов самостоятельной работы студентов, выполняемых в процессе изучения отдельных разделов и тем дисциплины (выполнение домашних творческих заданий, написание эссе, рефератов, подготовка докладов, подготовка к ролевой или деловой игре, подготовка к семинарскому и практическому занятиям, подготовка зачетам и экзаменам; выполнение курсовой работы, научно-исследовательская работа, Приложение 6.4).
6 Тематика курсовых работ (рефератов, эссе)

Указываются темы курсовых работ, рефератов, эссе и т.д.
7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

В данном разделе приводятся нормативно-правовые акты, основная и дополнительная литература, периодические издания (Приложение 7).
8 Образовательные технологии

Приводится информация об использовании информационных технологий (анализ справочных материалов, пакеты прикладных программ, программное обеспечение, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, Приложение 8). Следует предусмотреть широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения семинарских и практических занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, различных видов дискуссий, разбора конкретных ситуаций, тренингов и т.д.). В приложении 8 (раздел 8.2) приводится описание некоторых активных методов обучения. В рабочей программе преподаватель приводит только используемые по конкретной дисциплине методы с их описанием. Возможно использование и характеристика в рабочих программах дисциплин иных форм и методов, в том числе авторских.

9 Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Приводится перечень специализированного оборудования (персональные компьютеры, ноутбуки, мультимедийный проектор и т.д., Приложение 9).
10 Контроль знаний студентов

Раздел состоит из трех подразделов:

10.1 Формы текущего контроля

10.2 Формы промежуточного контроля

10.3 Модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов.

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний являются: обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий вопросов тем и контрольных вопросов, решение задач, тестов, выполнение контрольных заданий, написание эссе, реферата, защита лабораторных и графических работ, обсуждение законодательных, правовых и нормативных актов и др.

Аттестация по дисциплине проводится в форме зачета, экзамена. Приводятся контрольные вопросы для подготовки к зачету или экзамену. Перечень зачетных и (или) экзаменационных материалов должен быть направлен на оценку компетенций студента, поэтому представляется в виде таблицы (Приложение 10). Компетенции, формирование которых невозможно оценить во время экзамена и зачета, должны найти отражение в соответствующих разделах программы дисциплины (лабораторный практикум, семинары и т.д.).

Характеризуется модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов (Приложение 11).
3 Актуализация и обновление рабочей программы

В соответствии п. 7.1 федеральных государственных стандартов высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

Кафедра обязана поддерживать рабочие программы учебных дисциплин в актуальном состоянии, регулярно, не менее одного раза в год, пересматривать и обновлять материалы с внесением изменений в протокол обновления УМКД. Ответственность за разработку и состояние рабочей программы учебной дисциплины несут преподаватели, определенные заведующим кафедрой. Информация об актуализации и обновлении размещается на последнем листе рабочей программы (Приложение 12).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пример титульного листа рабочей программы учебной дисциплины
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»


Рабочая программа
дисциплины: Математический анализ

Уровень основной образовательной программы: бакалавриат

Рекомендуется для направления подготовки 011200.62 Физика

профиль подготовки Фундаментальная физика

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 011200.62 Физика (утвержден 8 декабря 2009 г. № 711) и учебного плана по направлению подготовки 011200.62 Физика

(профиль Фундаментальная физика), утвержденного Ученым советом ГАГУ (от ________, протокол № __).

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры математического анализа* 25 июня 2011 года, протокол № 6

*Названия вуза и кафедры приводятся актуальными на момент утверждения программы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 Цели и задачи дисциплины
Пример 1 – Физиология растений
Цель дисциплины:

- овладение основами знаний о сущности процессов жизнедеятельности растений.
Задачи дисциплины:

- изучение физиологии и биохимии растительной клетки;

- освоение сущности физиологических процессов растений;

- рассмотрение основных закономерностей роста и развития;

- изучение физиологических основ приспособления и устойчивости растений к условиям среды.
Пример 2 – История
Цель дисциплины:

– сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
Задачи дисциплины:

- понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

- знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

- воспитание нравственности, морали, толерантности;

- понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

- понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

- навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

- творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3
2 Место дисциплины в структуре ООП
Пример 1 - Физиология растений
Дисциплина является разделом базовой дисциплины профессионального цикла дисциплин (цикл Б. 3, Б. Физиология) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 020400 «Биология».

Для изучения дисциплины требуются знания цитологии, анатомии, морфологии и систематики растений, химической природы и свойств жизненно важных соединений, основ термодинамики, умение работать со световым микроскопом, владение методами количественного и качественного химического анализа, регистрации физических параметров.

Предшествующими дисциплинами являются ботаника, неорганическая, органическая, физическая и коллоидная химия, физика. Данная дисциплина предшествует изучению селекции и генетики, экологии, профильных дисциплин.
Пример 2 – Стратегический менеджмент

Дисциплина является базовой дисциплиной профессионального цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080200 «Менеджмент».

Дисциплина базируется на предшествующей подготовке студента по анализу финансовой отчетности, комплексному экономическому анализу, бизнес-планированию, инвестиционному менеджменту, макро- и микроэкономике, менеджменту.

Знания и навыки, полученные в рамках дисциплины Стратегический менеджмент, необходимы для обобщения знаний, полученных при изучении дисциплин профессионального цикла и последующего изучения профильных дисциплин.
Междисциплинарные связи разделов и (или) тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Пример – Физиология растений


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8



1.

Растениеводство




+







+




+

+

2.

Ботаника

+

+

+

+

+

+

+

+


3.

Химия

+

+

+

+

+

+

+

+


4.

Физика




+

+

+

+

+

+

+


5.

Земледелие




+







+




+

+


ПРИЛОЖЕНИЕ 4
3 Требования к результатам освоения дисциплины

Пример 1 – Физиология растений

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина Физиология растений обеспечивает формирование следующих компетенций бакалавра:

- использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);

- заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16);

- умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18);

- демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3);

- применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-6).

В результате освоения содержания дисциплины студент должен:

знать:

- сущность процессов жизнедеятельности растения, их взаимосвязь и регуляцию в растении, зависимость от условий окружающей среды;
уметь:

- излагать и критически анализировать базовую информацию, полученные результаты, формировать выводы и заключения;
владеть:

- лабораторными методами исследования растительного организма; навыками обработки и анализа экспериментальных данных.
Пример 2 – Философия

    знать:

    - основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития;



уметь:

- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;



    владеть:

    - навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.



ПРИЛОЖЕНИЕ 5.1
4 Объем дисциплины и виды учебной работы

Пример – Физиология растений

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц



Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестр

3

4

Аудиторные занятия (всего)

108/3

54

54

В том числе:

-

-

-

Лекции

36/1

18

18

Лабораторные работы (ЛР)

72/2

36

36

Семинары (С)










Самостоятельная работа (всего)

108/3

54

54

В том числе:

-

-

-

Реферат

20

20




Курсовая работа










Другие виды самостоятельной работы

88

34

54













Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачет

экзамен

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

216/6

108

108

6

3

3


ПРИЛОЖЕНИЕ 5.2
Матрица соответствия компетенций и разделов (тем) дисциплины


Наименование раздела (темы) дисциплины

Всего часов

Компетенция

Сумма компетенций

ОК-6

ОК-16

ОК-18

ПК-3

1 Введение

2

+

-

-

+

2

2 Физиология растительной клетки

40

+

+

+

+

4

3 Водный режим растений

30

+

+

+

+

4

4 Фотосинтез

32

+

+

+

+

4

5 Минеральное питание растений

24

+

+

+

+

4

6 Дыхание растений

30

+

+

+

+

4

7 Рост и развитие

34

+

+

+

+

4

8 Устойчивость растений

30

+

+

+

+

4

Экзамен

36

-




+

+

2

Курсовая работа

36

+

+

+

+

4


ПРИЛОЖЕНИЕ 6.1

5 Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины

Пример 1 – Философия (табличная форма)


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

1

Философия, ее предмет и место в культуре

Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии.

2

Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.

Возникновение философии Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII-XIX веков. Современная философия. Традиции отечественной философии.

3

Философская онтология

Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление.

4

И т.д.





Пример 2 – Физиология растений (текстовая форма)
1 Введение

Физиология растений – наука об организации и координации функциональных систем зеленого растения. Задачи физиологии растений.

Методологические основы фитофизиологии. Сочетание различных уровней исследования (субклеточный, клеточный, организменный, биоценотический) как необходимое условие прогресса физиологии растений. Диалектический подход – основа правильного понимания физиологии растительного организма. Специфические методы фитофизиологии как науки.

Объект физиологии растений – эукариотный организм, осуществляющий фотоавтотрофный образ жизни. Специфика зеленых растений по сравнению с другими объектами, характеризующимися фототрофным образом жизни. Космическая роль зеленого растения.

История развития физиологии растений как науки. Этапы развития физиологии растений, их связь с общим развитием. Отечественные школы физиологов (исследования А.С. Фаминцына, Д.И. Ивановского, К.А. Тимирязева, Д.Н. Прянишникова, В.И. Палладина, Е.Ф. Вотчала, С.П. Костычева, Н.А. Максимова, Д.А. Сабинина, Ф.Д. Сказкина, П.А. Генкеля и др.). Главные проблемы современной фитофизиологии.
2 Физиология растительной клетки

Клетка как основная структурная и физиологическая единица растительного организма. Эволюция клеточной организации на примере сравнения прокариотной и эукариотной клеток. Химические вещества, входящие в состав растительной клетки. Углеводы, их физиологическая роль. Липиды, их физиологическая роль. Белки и нуклеиновые кислоты как основные вещества, обеспечивающие функционирование клетки; их физиологическая роль. Особенности биосинтеза белка. Регуляция биосинтеза белка – основа регуляции физиологических процессов.

Специфические особенности растительной и животной клеток. Основные структурные элементы эукариотной клетки.

Строение клеточной стенки. Макромолекулярная организация первичной клеточной оболочки. Функции клеточной оболочки.

Состав протоплазмы. Цитоплазма как коллоидная система. Основные свойства цитоплазмы (вязкость, эластичность, подвижность, раздражимость).

И т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.2

5.2 Разделы и (или) темы дисциплины и виды занятий

(технологическая карта)

Пример – Физиология растений


№ п/п

Темы

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост.

Работа

лекции

семин.

занятия

практ.

занятия

лабор.

работы

СЕМЕСТР – 5ый

1.

Введение

2

2

-

-

-

-

2.

Физиология растительной клетки.

40

6

4

-

14

16

3.

Водный режим растений.

30

8

4

-

8

10

4.

Фотосинтез.

28

12

-

-

4

12

Форма итогового контроля

Зачет

СЕМЕСТР – 6ой




Фотосинтез

4

-

4

-

-

-




Минеральное питание растений

24

6

-

-

8

10




Дыхание

30

8

-

-

10

12




Рост и развитие растений

34

10

2

-

10

12




Устойчивость растений

30

4

2

-

6

18

























Форма итогового контроля

Экзамен


ПРИЛОЖЕНИЕ 6.3

5.3 Практические занятия и семинары (лабораторный практикум)
Пример 1 – Химическая технология

Содержание семинарских занятий


Тема дисциплины

Содержание тем

Трудоемкость в часах

Тема 1. Основные закономерности химической технологии. Моделирование химико-технологических процессов

1 Современно состояние экономики РФ, РА.

2 Предмет, классификация технологии.

3 Основные понятия в технологии: технологический процесс; стадии процесса; продукт.

4 Основные научные принципы: принцип прерывности, непрерывности технологического процесса; принцип прямотока и противотока; принцип соответствия аппаратуры протекающим в ней технологическим процессам; принцип комплексного использования сырья; принцип регенерации сырья и энергии; принцип специализации и кооперирования, комбинирования производства; принцип комплексной автоматизации и механизации производства.

5 Структура производства.

6 Пути развития производства: экстенсивный и интенсивный.

7 Основные показатели технологических процессов.

8 понятие и классификация химико-технологических процессов.

9 Типы химических реакций, равновесие и скорость технологических процессов.

10 способы увеличения скорости и процессов.

11 Каталитические процессы.

12 Технологические схемы.

2

Тема 2. Сырье и обогащение сырья. Энергия в химической промышленности

1 Основные виды и ресурсы сырья. Классификация сырья.

2 Обогащение минерального сырья, его значение.

3 Физико-химические свойства сырья, на которых основаны процессы обогащении.

4 сущность комплексного использования сырья.

5 Перспективы добывающей промышленности в Республике Алтай.

6 Задачи стандартизации и кондиционирования сырья. Принципы отбора средних проб.

7 Виды и источники энергии, применяемые в химических производственных процессах.

8 Сущность комплексного энергохимического использования горючих ископаемых.

9 Методы получения электроэнергии на ТЭС, ГЭС, АЭС.

2

Тема 3. И т.д.






  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Указания iconМетодические указания по выполнению, оформлению и защите выпускной...
Методические указания предназначены в помощь студентам, преподавателям и научным руководителям работ
Указания iconМетодические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Технология машиностроения»
Методические указания содержат основные сведения о составе курсового проекта и указания по его разработке, знакомят с характером...
Указания iconПрограмма, методические указания и контрольные задания
Целью настоящего указания является совершенствование умений читать и понимать литературу на немецком языке по специальности широкого...
Указания iconПрограмма, методические указания и контрольные задания
Целью настоящего указания является совершенствование умений читать и понимать литературу на немецком языке по специальности широкого...
Указания iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Указания iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Указания iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Указания iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Указания iconПрактикум по экономике труда часть 1 Методические указания
Методические указания разработаны канд экон наук, ст преподавателем Л. П. Пулькиной
Указания iconМетодические указания
Выпускная квалификационная работа : Методические указания / М. Р. Ерофеева, И. В. Камышникова. – Братск : гоу впо «БрГУ», 2009. 57...
Указания iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200 «Физика»
Указания iconМетодические указания по изучению учебного материала 15-56
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Указания iconМетодические указания по проведению практических занятий
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры технологий в сервисе и туризме
Указания iconМетодические указания по выполнению практического занятия №4
Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение»
Указания iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы
Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение»
Указания iconМетодические указания по выполнению практического занятия №1 6
Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск