Рабочая программа по общей гигиене и экологии человека для специальности 040100





НазваниеРабочая программа по общей гигиене и экологии человека для специальности 040100
страница1/5
Дата публикации05.07.2015
Размер0.86 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

ГБОУ ВПО
«ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

“УТВЕРЖДАЮ”



проректор по учебной работе
профессор Мамаев С.Н.

«__»____2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ОБЩАЯ ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

для студентов лечебного факультета


Направление подготовки (специальность) лечебное дело
Форма обучения очная
Срок освоения ООП 6 лет
Кафедра общей гигиены и экологии человека

Махачкала 2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ И ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

для специальности – 040100 - Лечебное дело

Факультет: лечебный

Кафедра: общей гигиены и экологии человека

Курс: 2 - 3

Семестры: 4, 5
Лекции: 48 час.

Практические занятия: 96 час.

Самостоятельная работа студентов 72 час.

Аудиторных 144 час.

Всего 216 час.

Экзамен 5 семестр


Рабочая программа составлена на основании Примерной программы по дисциплине «Общая гигиена и экология человека» для специальности 040100 - Лечебное дело, подготовленной в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040100 - «Лечебное» дело, утвержденной Директором Департамента государственной политики в образовании Миннауки России, одобренной зам. председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России (Москва, ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006 г.) и Учебного плана.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей гигиены и экологии человека «__»_октября_2014 г. Протокол №
Зав. кафедрой общей гигиены

и экологии человека, д.м.н.,

профессор Дж.Г. Хачиров
Рабочая программа согласована:
1. Директор НМБ ДГМА А.В.Бекеева
2.УМО Н.А.Загирова
3. Декан лечебно-профилактического

факультета проф. Рагимов Р.М.


Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета «___»_________2014 г. Протокол №


Председатель СФ


Разработчик (и) рабочей п

рограммы: к.м.н., доцент Гитинова П.Ш.

к.м.н., доцент Абакарова А.М.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего профессионального образования по специальности Лечебное дело (2014 г.), с учётом рекомендаций примерной (типовой ) учебной программы дисциплины ( 2014г.).


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Цели дисциплины.
Обеспечить студентов информацией для освоения методологии профилактической медицины, приобретения гигиенических знаний и умений по оценке влияния факторов среды обитания на здоровье человека и населения.
Задачи дисциплины.


  • Соединить в лечебной деятельности выпускника элементы первичной и вторичной профилактики, сформировать систему мышления и действий в лечебно-диагностическом процессе, направленных на доказательное установление связей обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания.

  • Дать знания и умения для решения профессиональных задач диагностики состояния здоровья на индивидуальном и популяционном уровнях с использованием приемов доказательной медицины и элементов парадигмы оценки риска, для участия в разработке научно-обоснованных лечебно-профилактических мероприятий, пропаганде здорового образа жизни, а также по использованию факторов окружающей среды в оздоровительных целях.



2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ООП).

Дисциплина «Общая гигиена и экологии человека » изучается в четвёртом и пятом семестрах, относится к циклу профессиональных дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по специальности «Лечебно–профилактическое дело».

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

—в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история Отечества, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык);

—в цикле математических, естественно–научных, медико–биологических дисциплин (математика, физика, химия, биохимия, биоорганическая химия, биология, медицинская информатика, анатомия и топографическая анатомия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология);

—в цикле профессиональных дисциплин (общественное здоровье и организация здравоохранения, общая гигиена, гигиена питания, коммунальная гигиена, эпидемиология, педиатрия, глазные болезни,).


  1. ОБЩАЯ ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ СОСТОВЛЯЕТ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ.



Факультет

Семинар

Всего

Часов

В том числе

Вне- аудитор. работа (самост. работа


Курсовой Экзамен

лекций

практ.занятя

Лечебный

IV

72

24

48




V




V

72

24

48




Семестр







144

48

96

72






  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Студент должен знать:


  1. Основы взаимодействия организма человека и окружающей среды, роль гигиены в научной разработке проблемы укрепления здоровья, повышения работоспособности, продления активной жизни человека, сущность первичной и вторичной профилактики.

  2. Гигиеническую характеристику различных факторов среды обитания, механизмы их воздействия на организм и диагностически значимые формы проявления этих воздействий на донозологическом уровне.

  3. Основы доказательной медицины в установлении причинно-следственных связей изменений состояния здоровья и действием факторов среды обитания.

  4. Гигиенические мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций и оптимизации условий пребывания больных в ЛПУ.

  5. Гигиенические основы здорового образа жизни.

  6. Гигиеническую терминологию, основные понятия и определения, используемые в профилактической медицине.

  7. Основные положения законодательства РФ по вопросам здравоохранения и рационального природопользования.


Студент должен уметь:


  1. Оценивать вероятность (идентифицировать и характеризовать опасность) неблагоприятного действия на организм естественно-природных, социальных и антропогенных факторов окружающей среды в конкретных условиях жизнедеятельности человека по данным:

    1. Структуры питания, пищевой и биологической ценности пищевых продуктов и их доброкачественности, нарушений постулатов здорового (рационального) питания индивидуума и коллективов, показателей пищевого статуса.

    2. Качества питьевой воды по данным лабораторных исследований.

    3. Качества атмосферного воздуха населенных мест.

    4. Условий пребывания человека в жилых и общественных зданиях по показателям микроклимата, инсоляции, естественного и искусственного освещения, чистоты воздуха и эффективности вентиляции помещений.

    5. Комплексной оценки экспозиции вредными химическими веществами при многомаршрутных сценариях воздействий.

    6. Условий и режима труда на производстве при работе в контакте с вредными и опасными факторами производственной среды (микроклимат, шум, вибрация, источники ионизирующих и неионизирующих излучений, запыленность, загрязнение химическими веществами).

    7. Физического развития детей и подростков, индивидуальных и групповых показателей здоровья, режима и условий обучения школьников (режим учебных занятий, организация физического воспитания, медицинское обслуживание).

  2. Осуществлять гигиенический контроль организации питания и кондиционирования воды в полевых условиях (военная гигиена, экстремальные ситуации).

  3. Обосновывать необходимость проведения адекватных лечебно-профилактических мероприятий по данным гигиенической характеристики условий труда и ранним изменениям в состоянии здоровья и работоспособности, а также в случае возникновения профессиональных отравлений (профессиональных заболеваний).

  4. Давать рекомендации по проведению закаливания водой, воздухом, солнцем и адаптации к неблагоприятным климатогеографическим факторам во время путешествий, отдыха, смены жительства.

  5. Проводить гигиеническое воспитание и обучение населения по вопросам здорового образа жизни и личной гигиены.

  6. Самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, вести поиск, превращать полученную информацию в средство для решения профессиональных задач.


Студент должен иметь представление:


  • О принципах гигиенического нормирования и прогнозирования факторов среды обитания.

  • О межсекторальном сотрудничестве в профилактической медицине при реализации программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной природы.

  • О структуре и содержательной части работы государственной системы социально-гигиенического мониторинга.


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

- медицинская биология, генетика и паразитология: основы учения об экологии, генетике и паразитологии;

- медицинская и биологическая физика, медицинская аппаратура, высшая математика, информатика: физические характеристики и биофизические механизмы действия на организм солнечного излучения, составных его спектра, шума, вибрации, ультразвуке, электромагнитных волн лазерного излучения, пыли, радиоактивных веществ и ионизирующего излучения, физические основы дозиметрии, основные показатели санитарной статистики;

- общая химия: физико-химические свойства различных классов химических веществ, определяющих их степень токсичности и опасности для человека, поведение химических веществ в окружающей среде;

- биологическая химия: сущность химических явлений и процессов в организме. Основные параметры гомеостаза внутренней среды. Биологическая роль, сторение и закономерности обмена белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Метаболические циклы ксенобиотиков, процессы биоаккумуляции и биотранформации, представления о биохимических маркерах эффекта и экспозиции;

- анатомия человека: строение и функции органов и систем организма, возрастные особенности морфологических структур;

- нормальная физиология: закономерности функционирования органов и систем, механизмы их регуляции и саморегуляции у здорового человека. Основные параметры гомеостаза. Физиологическое значение воды и пищи, физиология процессов пищеварения и ассимиляции. Физиология трудового процесса, основы терморегуляции организма, физиологические процессы дыхания и газообмена. Возрастная физиология.

- микробиология с вирусологией и иммунологией: морфология, физиология и патогенные свойства микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, пути и факторы передачи инфекционных болезней, санитарно-показательные микроорганизмы окружающей среды, аутохтонная и транзиторная микрофлора тела человека, ее роль в поддержании гомеостаза и в патологии. Теоретические основы иммунитета, механизмы развития аллергических реакций немедленного и замедленного типа. Бактерионосительство, как одна их форм инфекционного процесса. Методы стерилизации;

- фармакология: формакодинамика и фармакокинетики, механизмы действия лекарственных веществ, побочные эффекты;

- патологическая анатомия: структурные основы болезней и патологических процессов, характер морфологических изменений органов и тканей при действии факторов окружающей среды;

- патологическая физиология: причины, основные механизмы развития и исходы типовых патологических процессов, закономерности нарушений функций органов и систем при воздействии факторов окружающей среды.

Формы организации обучения студентов


  1. Лекции.

  2. Практические занятия.

  3. Внеаудиторная самостоятельная работа.


Виды контроля


  1. Текущий:


- контроль исходного уровня подготовки к практическим занятиям и усвоения

учебного материала в соответствии с контрольными вопросами и в процессе

собеседования,

- контроль решения ситуационных задач,

- контроль выполнения работ и написания протоколов на практических занятиях,

- контроль подготовки рефератов и бесед по гигиеническому воспитанию населения,

пропаганде здорового образа жизни (самостоятельная работа студентов).


  1. Промежуточный:


- контроль усвоения практических умений и навыков (по решению ситуационных

задач по каждому навыку и умению) в конце 4,5 семестров;

- тестовый контроль знаний (5 семестр).

3. Итоговый:

- экзамен в 5 семестре.


5.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА


N п/п

Наименование темы

Количество

часов




IV- V семестр






Содержание и задачи гигиены. Краткая история развития гигиены. Организация санитарно-эпидемиологической службы. Показатели санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2 ч.



Учение о гигиене окружающей среды. Экологические факторы и здоровье. Влияние качества окружающей среды на состояние здоровья населения.

2 ч.



Научные основы гигиенического нормирования и прогнозирования факторов окружающей среды.

Система гигиенических мероприятий по охране окружающей среды профилактике заболеваний населения.


2 ч.




Гигиеническая характеристика воздушной среды. Влияние физических и биологических факторов на организм человека. Техногенное загрязнение атмосферного воздуха, как экологическая проблема. Охрана атмосферного воздуха.

2 ч.




Климат и здоровье. Профилактика заболеваний, связанных с воздействием на организм неблагоприятных погодных условий. Гигиенические аспекты акклиматизации человека к неблагоприятным климато-гeoграфическим условиям. Медицинская география.

2 ч.



Вода и здоровье населения. Гигиенические основы водоснабжения населенных мест.

2 ч.




Почва и ее влияние на здоровье населения. Загрязнение и охрана почвы как эколого-гигиеническая проблема. Гигиенические аспекты санитарной очистки населенных мест.

2 ч.



Питание и здоровье населения. Гигиенические основы рационального питания. Биологические и экологические проблемы питания.

2 ч.



Пищевые продукты, их санитарно-гигиеническая характеристика.

2 ч.



Алиментарные заболевания. Пищевые отравления, их классификация, вопросы профилактики.

2 ч.



Гигиеническая характеристика условий жизни в современных крупных городах и их влияние на здоровье населения. Оздоровление условий жизни в городах как социально-гигиеническая и экологическая проблема.

2 ч.



Современные гигиенические проблемы больничного строительства. Гигиенические мероприятия, обеспечивающие оптимальные условия пребывания больных в лечебных учреждениях.

2 ч.



Гигиенические мероприятия и санитарный режим в стационарах различного типа (терапевтических, хирургических, детских, инфекционных). Гигиенические аспекты профилактики внутрибольничных инфекций.

2 ч.



Гигиена труда и состояние здоровья медицинских работников различных специальностей.

2 ч.



Организация системы радиационной безопасности в радиологических отделениях больниц.

2 ч.

16.

Значение гигиены в охране и укреплению здоровья детей и подростков.

Основные вопросы профилактической работы врачей детских и подростковых учреждений.

2 ч.

17.

Труд и здоровье населения. Гигиеническая характеристика основных профессиональных вредностей.

2 ч.

18.

Гигиенические мероприятия по профилактике профессиональных заболеваний.

2 ч.

19.

Гигиенические основы здорового образа жизни.

2 ч.

20.

Гигиенические вопросы применения полимеров и синтетических веществ в быту и медицине, их влияние на организм. Меры профилактики.

2 ч.

21.

Гигиенические проблемы ликвидации техногенных аварий в современных условиях.

2 ч.

22.

Военная гигиена. Предмет, цели, задачи. Размещение и водоснабжение войск в полевых условиях. Классификация фортификационных сооружений. Комбинированные способы улучшения качества питьевой воды в полевых условиях. Табельные средства очистки и обеззараживания воды в полевых условиях и в боевой обстановке.

2 ч.

23.

Организация питания войск в полевых условиях и в боевой обстановке. Гигиеническая оценка рационов выживания различных армий мира. Контроль (косвенный и прямой способ) за организацией питания личного состава в армии.

2 ч.

24.

Гигиена военного труда. Неблагоприятные факторы в различных родах войск.

2 ч.




ИТОГО:

48



6.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


N

п/п

Наименование темы

Кол-во часов




IV семестр




1.

Медицинский контроль за адекватностью питания. Расчетный метод оценки адекватности питания

2



Методы оценки адекватности витаминного питания. Профилактика витаминной недостаточности

2



Пищевая ценность и санитарная экспертиза основных продуктов

питания

6



Медицинский контроль за организацией питания в лечебных учреждениях. Планировка и оборудование, санитарный режим пищеблока (с посещением объекта и оформлением протокола)

2



Пищевые отравления, их профилактика и расследование

4



Семинар по разделу "Гигиена питания"

2



Гигиеническая оценка качества питьевой воды. Физиологическое, санитарно-гигиеническое, эпидемиологическое, эндемическое значение воды

2



Источники водоснабжения. Показатели загрязнения водоисточников

2



Способы очистки, методы обеззараживания и улучшения качества питьевой воды

2



Семинар по разделу « Вода и водоснабжение населенных мест»

2



Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию лечебно-профилактических учреждений

4



Гигиеническая оценка микроклимата, инсоляции, освещения, воздушной среды лечебно-профилактических учреждений

8



Организация радиационной безопасности медицинского персонала в отделении дистанционной радиотерапии и в рентгеновских кабинетах

2



Организация радиационной безопасности медицинского персонала при работе с открытыми и за крытыми источниками

2



Оценка условий пребывания больных, лечебно-охранительного и санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях (работа на объекте, оформление акта обследования, протокола)

2



Семинар по разделу "Гигиена лечебно-профилактическихучреждений"

2




Зачетное занятие

2




Всего:

48

N

п/п

Наименование темы

Кол-во часов




V семестр




1.

Методы оценки физического развития детей и подростков

4

2.

Гигиена учебных занятий

2

3.

Гигиеническая оценка учебно-воспитательного режима и условий пребывания детей в детских и подростковых учреждениях (посещение объекта и оформление протокола)

4

4.

Участие в проведении периодических медицинских осмотров детей и подростков (в детской поликлинике, подростковом кабинете, школе)

2

5.

Семинар по разделу «Гигиена детей и подростков»

2

6.

Гигиеническая оценка производственной пыли. Профессиональные пылевые болезни их профилактика

2

7.

Гигиеническая оценка шума и вибрации. Шумовая и вибрационная болезнь. Профилактика

2

8.

Гигиенические аспекты работы цехового врача. Знакомство с организацией и проведением периодических медицинских осмотров (посещение объекта и оформление протокола)

4

9.

Гигиеническая оценка токсичности промышленных ядов. Основные профессиональные отравления и их профилактика

4

10.

Составление реферата по актуальным вопросам гигиены труда

2

11.

Семинар по разделу "Гигиена труда"

2

12.

Военная гигиена

10

13.

Зачетное занятие

2




Всего:

48




ИТОГО

96
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по общей гигиене и экологии человека для специальности 040100 iconЭкзаменационные вопросы по общей гигиене и экологии для студентов...
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Рабочая программа по общей гигиене и экологии человека для специальности 040100 iconРабочая программа по экологии для 8 класса
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека и ориентирована на учебник М. З. Федоровой, В. С. Кучменко, Г....
Рабочая программа по общей гигиене и экологии человека для специальности 040100 iconЭкология человека как научная
Место экологии человека в системе экологического знания. Предмет экологии человека – антропоэкологические взаимодействия. Понятие...
Рабочая программа по общей гигиене и экологии человека для специальности 040100 iconРабочая учебная программа по экологии 8в класс Год разработки
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека по программе среднего (полного) общего образования по учебнику...
Рабочая программа по общей гигиене и экологии человека для специальности 040100 iconКонтрольные вопросы к зачету по общей гигиене для студентов заочного...
Тематический план лекций по гигиене труда для студентов 5 курса медико – профилактического факультета
Рабочая программа по общей гигиене и экологии человека для специальности 040100 iconТематический план лекций по гигиене с основами экологии человека,...
Питание и здоровье детского населения. Основы рационального питания. Использование бад и пищевых добавок в питании детей
Рабочая программа по общей гигиене и экологии человека для специальности 040100 iconРабочая программа по общей гигиене, вг, гигиене детей и подростков...
Рамн, профессором Пивоваровым Ю. П.; д м н., профессором Короликом В. В.; к м н., профессором Аль Сабунчи А. А.; к м н., доцентом...
Рабочая программа по общей гигиене и экологии человека для специальности 040100 iconТесты по дисциплине «Гигиена с основами экологии человека, вг» для...
Как называются факторы, которые воздействуют на природу в результате деятельности человека?
Рабочая программа по общей гигиене и экологии человека для специальности 040100 iconКафедра общей гигиены и экологии человека
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Ученого совета стоматологического факультета дгма
Рабочая программа по общей гигиене и экологии человека для специальности 040100 iconРабочая программа по основам экологии и охраны природы для специальности 040500 Фармация
«Основы экологии и охраны природы» для специальности 040500 -фармация, подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Рабочая программа по общей гигиене и экологии человека для специальности 040100 iconПрограмма дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Рабочая программа по общей гигиене и экологии человека для специальности 040100 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 4 Закономерности...
Дзуев Руслан Исмагилович, д б н., профессор, зав кафедрой общей биологии, экологии и природопользования
Рабочая программа по общей гигиене и экологии человека для специальности 040100 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ен ф 05 Биология с экологией...
Дзуев Руслан Исмагилович, д б н., профессор, зав кафедрой общей биологии, экологии и природопользования
Рабочая программа по общей гигиене и экологии человека для специальности 040100 iconПрограмма дисциплины «Демографическая политика»  для направления 040100. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»...
Рабочая программа по общей гигиене и экологии человека для специальности 040100 iconПрограмма дисциплины «Демографическая политика»  для направления 040100. 68 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 «Социология»...
Рабочая программа по общей гигиене и экологии человека для специальности 040100 iconРабочая учебная программа по общей гигиене с экологией III курс
Рабочая учебная программа составлена согласно госу направления 5710200 – «Лечебное дело», учебному плану и программе дисциплины Общественного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск