Эпопея дж. Р. Р. Толкина «властелин колец» в контексте западноевропейских литературных традиций





Скачать 272.25 Kb.
НазваниеЭпопея дж. Р. Р. Толкина «властелин колец» в контексте западноевропейских литературных традиций
страница1/2
Дата публикации07.07.2015
Размер272.25 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2


На правах рукописи
МАКЛАКОВ Иван Александрович

ЭПОПЕЯ ДЖ. Р. Р. ТОЛКИНА «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ» В КОНТЕКСТЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ


Специальность 10. 01. 03. – Литература народов

стран зарубежья (английская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук
Казань - 2007

Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы Государственного образовательного учреждения «Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина» Министерства образования и науки Российской Федерации (ГОУ ВПО КГУ им. В. И. Ульянова-Ленина МО и НРФ).

Научный руководитель - кандидат филологических наук, доцент

Шамина Вера Борисовна

Официальные оппоненты - доктор филологических наук, профессор

Осовский Олег Ефимович


- кандидат филологических наук, доцент

Макаров Владимир Сергеевич

Ведущая организация - Марийский государственный

университет


Защита состоится 13 ноября 2007 года в 15.30 на заседании диссертационного Совета Д 212.081.14. по присуждению ученой степени доктора филологических наук при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина» по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 35. ауд. 1306.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета (Казань, ул. Кремлевская, 35).


Автореферат разослан ______октября 2007 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук,

доцент Козырева

Мария Александровна

Общая характеристика работы.

Творчество Джона Роналда Роуэла Толкина (1892-1973) занимает особое место в современной литературе. На протяжении многих лет произведения писателя и особенно его эпопея «Властелин Колец» (1954-1955) привлекают к себе внимание широкого круга читателей и исследователей. Свидетельством большого интереса к творчеству Дж. Толкина служат не только огромные тиражи его произведений у него на родине и за ее пределами (к концу ХХ века продано более 50 миллионов экземпляров «Властелина Колец», и книга стала одной из самых продаваемых в столетии), но и значительное число посвященных ему исследований.

В западном культурном пространстве на сегодняшний день уже вполне сформировалась «толкинистика» как отдельная и довольно специфическая область литературной жизни. При этом обращает на себя внимание обилие работ крупных форм (Р. Роузбери, Т. Шиппи, О’Нейл, М. Хукер, Д. Хьюз, К. Килби, П. Карри, Дж. Пирс и др.). В России же количество публикаций по теме, как минимум, на порядок ниже, чем на Западе. При этом следует отметить, что как за рубежом, так и у нас в стране произведения Дж. Толкина анализируются не только с позиций разнообразных литературоведческих школ, но зачастую используются теории из иных областей знаний.

Несмотря на разнообразие и индивидуальный характер существующих подходов, они поддаются определенной систематизации. Можно выделить лингвистический (М. Хукер, М. Клейн, Б. Жуков, М. Каменкович и др.), исторический (Эрандил, П. Чистяков и др.), психоаналитический (О’Нейл, Л. Бочарова, Т. Фиглин и др.), эзотерический (Ассиди, В. Грушецкий и др.), теологический (М. Сиверцев, П. Федоров, В. Якубенко и др.) подходы, каждый из которых предлагает свое толкование творчества писателя.

Собственно литературоведческий анализ произведений Дж. Толкина также далеко не однороден. В диссертации исследуются его основные направления. Сторонники концепции «аллегоризма» (Р. Сейл, Э. Фаллер, Р. Эванс, М. Эдельсон, С. Кошелев, М. Штейнман и др.) пытаются «расшифровать» образы и сюжеты Толкина через аналогии с современным миром, находя в них аллегорическое изображение борьбы западного христианства с нацизмом и коммунизмом, сопоставляя образ Фродо с Христом, а Кольцо с атомной бомбой и т. п. Такой подход противоречит концепции самого автора, который категорически отрицал аллегорическую основу своих произведений. Кроме того, несостоятельность концепции «аллегоризма» обнаруживается в анализе тех выводов, к которым приходят исследователи, поскольку образы Толкина нельзя считать простыми иллюстрациями идей, они не реализуют никакой абстракции, а именно эти характеристики являются ключевыми для аллегорического образа.

Еще одно крупное направление литературоведческого анализа творчества писателя можно назвать мифологическим (К. Килби, Дж. Пирс, В. Флигер, Дж. Ганс, Т. Шиппи, Р. Кабаков, С. Лузина и др.). Его сторонники анализируют мифологические и эпические элементы произведений Дж. Толкина, в частности, эпопеи «Властелин Колец», с разных позиций, определяя ее то как миф, то как эпос, то как мифоэпическое произведение. Представители «мифологического» направления ограничивают эпопею «Властелин Колец» мифоэпическими рамками, обнаруживая в ней героические элементы, не предпринимая, однако, попыток анализа сути героического у Толкина.

Кроме того, предпринимались отдельные попытки отнести «Властелина Колец» то к жанру философского романа (С. Кошелев), то к жанру романа-иносказания (М. Штейнман).

Необходимо выделить еще одно, «религиозное», направление литературной толкинистики (Остогер, Э. Шурмиль, Э. Эстер, Н. Г. Прохорова и др.), в рамках которого анализируются религиозные корни творчества писателя, христианские мотивы, символы и образы в его произведениях: монотеизм, валары-ангелы, Мелькор – падший ангел, Слово в начале Бытия, Неугасимое Пламя Благодати, а также мотивы любви к ближнему, всепрощения, отказа от гордыни и т. п. Правомерность данного подхода подтверждается неоднократными утверждениями автора, что «Властелин Колец» в основе своей религиозное и католическое произведение. Однако и здесь учитывается лишь один аспект творчества писателя.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена не только всевозрастающей популярностью творчества Дж. Толкина в нашей стране, но, в первую очередь, неутихающими дискуссиями по поводу жанрового своеобразия его произведений и, в первую очередь, «Властелина Колец».

Сегодня становится очевидным, что анализа отдельных аспектов эпопеи уже не достаточно. Необходим комплексный подход к исследованию данного многомерного и многослойного произведения. Такой подход, на наш взгляд, возможен в контексте западноевропейских литературных традиций на основе логики исторического развития литературных жанров от мифа к эпосу и к рыцарскому роману. Именно такой подход позволяет преодолеть пестроту и противоречивость существующих сегодня позиций, отражающих лишь отдельные аспекты эпопеи и нарушающих ее целостность. Подобного, комплексного, изучения произведений Дж. Толкина в нашей стране еще не проводилось. Это и обусловило новизну данного исследования. Кроме того, предлагаемый нами комплексный подход к изучению «Властелина Колец» позволяет подробно проанализировать концепцию героического, лежащую в основе произведения Дж. Толкина, до сих пор не получившую должного освещения в отечественной толкинистике.

Целью исследования является выявление традиционных особенностей мифа, эпоса и рыцарского романа, которые используются и трансформируются писателем в его творчестве, в первую очередь, в эпопее «Властелин Колец» в ее соотнесенности с «Сильмариллионом».

Поставленная цель определила круг задач:

- выявление мифологических основ эпопеи Дж. Толкина «Властелин Колец» в ее соотнесенности с «Сильмариллионом»;

- рассмотрение эпических традиций, разрабатываемых Дж. Толкином во «Властелине Колец» в контексте авторской концепции героического;

- анализ связей между особенностями средневекового рыцарского романа и произведениями Дж. Толкина.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили труды отечественных и зарубежных ученых по поэтике мифа, древнего эпоса и рыцарского романа: Ф. В. Шеллинга, К. Г. Юнга, К. Леви-Стросса, С. С. Аверинцева, М. М. Бахтина, Р. Барта, Р. Веймана, Я. Э. Голосовкера, В. М. Жирмунского, Д. Затонского, В. В. Кожинова, Г. Леви, А. Ф. Лосева, Е. М. Мелетинского, Э Миро, А. Д. Михайлова, А. Е. Нямцу, А. А. Потебни, В. Я. Проппа, А. А. Федорова, О. М. Фрейденберг, де Фриза, Н. и М. Чедвиков и др., а также исследования творчества Дж. Толкина (Р. Кабаков, Х. Карпентер, К. Килби, Р. Кочер, С. Кошелев, С. Лузина, А. Петти, Р. Роузбери, М. Сиверцев, Дж. Тайлер, Г. Уранг, В. Флигер, Р. Фостер, У. Хаммонд, М. Хукер, Дж. Чанс, Т. Шиппи, М. Штейнман и др.).

Объектом исследования стал роман Дж. Толкина «Властелин Колец» в его соотнесенности с «Сильмариллионом», а также литературоведческие работы Толкина.

Предметом исследования являются особенности разрабатываемых Дж. Толкином традиционных парадигм мифа, эпоса и рыцарского романа и специфика его концепции героического.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Сложность и многомерность эпопеи Дж. Толкина «Властелин Колец» делает неактуальным ее одноаспектные, односторонние исследования. Необходим новый, комплексный, подход к анализу этого произведения, позволяющий преодолеть существующие сегодня разногласия между исследователями в определении жанра «Властелина Колец» и его философского смысла.

  2. Такой комплексный подход возможен в контексте западно- европейских литературных традиций на основе логики исторического развития жанров. В рамках данного подхода источниками образности Дж. Толкина в эпопее «Властелин Колец» можно считать мифологию, древний эпос и средневековый рыцарский роман. При этом писатель следует логике развития мировой литературы: от мифа к эпосу и рыцарскому роману.

  3. Жанрообразующим компонентом «Властелина Колец» является героический эпос, который, с одной стороны, корнями уходит в мифологию (в собственную, созданную Толкином – «Сильмариллион», - а через нее в классическую), а с другой стороны, содержит определенные элементы рыцарского романа.

  4. Создавая свой героический эпос по законам данного жанра, Толкин, однако, не принимает сути героического, характерной для древнего эпоса, и создает свою концепцию современного героизма.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней представлен анализ основных направлений толкинистики; обосновывается комплексный подход к анализу эпопеи «Властелин Колец», в контексте которого изучена специфика разрабатываемых Толкином традиционных характеристик мифа, эпоса и рыцарского романа; проанализирована авторская концепция героического.

Практическая значимость работы.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в разработке общего курса по истории английской литературы ХХ в., в спецкурсах и семинарах по творчеству Дж. Толкина и учтены при дальнейшем исследовании творчества писателя.

Апробация научных результатов.

Материалы исследования обсуждались на международных конференциях «Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы» (Казань, 2004 г.), «Теория перевода. Типология языков. Межкультурная коммуникация» (Казань, 2006 г.), городской научно-практической конференции «Язык и методика его преподавания» (Казань, 2003 г.), на студенческих и аспирантских конференциях и семинарах. Основные положения диссертации отражены в 8 публикациях.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 192 наименования.

Основное содержание диссертации.

Во Введении обосновывается актуальность и новизна темы, характеризуется состояние ее научной разработанности, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, теоретическая и практическая значимость работы, представлены теоретико-методологические основы исследования, формулируются выносимые на защиту положения.

Первая глава «Мифологические корни эпопеи Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец» состоит из двух параграфов.

Первый параграф «Теоретические основы анализа проблемы» посвящен теоретическому осмыслению сути мифа, его функции в литературе и изучению традиционных мифологических сюжетов, мотивов и образов, что становится основой для анализа специфики мифологических корней «Властелина Колец» во втором параграфе.

Древняя мифология – общепризнанный историко-культурный феномен, оказавший огромное влияние на развитие мировой литературы. С различной степенью интенсивности, но практически непрерывно миф воздействовал на литературы следующих эпох в качестве стилистического и сюжетообразующего фактора, освященного многовековой традицией арсенала образов, тем и мотивов. При этом литературный мифологизм рассматривается нами как специфическая форма художественной условности, отнюдь не препятствующая постановке самых актуальных проблем современности.

Нас интересует миф, во-первых, как первичная модель мировидения и синкретическая колыбель литературы и других видов искусства и, во-вторых, как продукт нового сознательного и индивидуального мифотворчества, воспроизводящего или имитирующего черты первичного коллективного мифа.

Известны разные варианты использования мифа в литературных произведениях. Так, Н. Г. Медведева в своей работе «Миф как форма художественной условности» выделяет три способа его конкретного воплощения. Во-первых, использование традиционных мифологических параллелей или целостных сюжетов. Герои могут действовать в иной обстановке, в другом времени, носить другие имена, но ситуация остается неизменной.

Во-вторых, произведения, в которых хорошо известный мифологический сюжет творчески продолжается, домысливается. В-третьих, так называемые «авторские» мифы, в которых символическая модель мира создается по аналогии с мифопоэтическими представлениями или структурными чертами мифа. Здесь на первом плане повествования – события и проблемы современности, либо сама эта современная автору действительность подвергается мифологизации.

На наш взгляд, к этой классификации следует добавить еще один вариант, который характеризуется тем, что автор создает собственный мир, его модель, символический образ по аналогии с единой и целостной мифологической моделью мира. Именно сюда следует отнести эпопею Толкина «Властелин Колец».

Особое значение для нашего исследования имеют критические замечания по данной проблеме, высказанные самим Толкином в эссе «О волшебных историях», где он анализирует ключевые положения теории «натурального мифа», «солярной мифологии» М. Мюллера и идеи «эволюционной антропологии» Э. Ланга. Толкин различает классические, древние мифы и современные волшебные истории, написанные по их образу и подобию, считает их обращенными к современности и интересными не только для детей, но и для взрослых, а основным требованием к ним выдвигает их органическую и непротиворечивую целостность со своей собственной логикой развития. Именно на этой основе писатель конструирует свой собственный миф о своем собственном мире, опираясь на основные законы жанра. Специфика использования Толкином мифологических традиций рассматривается во втором параграфе «Разработка мифологических мотивов в эпопее Дж. Толкина».

Миф Толкина построен в соответствии с базовыми мифологическими принципами: природосообразности (внутренней непротиворечивости и целостности с собственной логикой развития) и синкретичности (произведение Толкина наделено вторичной синкретичностью). Как и классический миф, миф писателя выполняет функцию объяснения мира. Он объясняет два мира: с одной стороны, тот, что описан в эпопее, с другой стороны, наш, современный Толкину мир людей, изобличая его пороки и показывая пути спасения.

Основываясь на анализе типологии мифов мы пришли к выводу, что толкиновский миф сочетает в себе черты мифов космогонических (возникновение мира Арды и его элементов), этиологических(появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов мира Арды); антропогонических (о происхождении не только человека, но и эльфов, орков и др.); астральных (солярных - об Анаре и лунарных - об Итиле Сияющем); тотемических (о родстве людей, животных и растений); героических (о павших героях Финголфине, Турине Турамбаре, Берене и многих других) и эсхатологических (о смене эпох: Предначальной, Второй и Третьей, и наступлении Четвертой - Эпохи Человека). При этом особое место в творчестве писателя занимает германо-скандинавская мифология, предмет его профессионального интереса и любовь всей его жизни.

Наше исследование показало, что автор активно разрабатывает в своем творчестве типичные мифологические темы, сюжеты, мотивы, образы, и символы. Это, прежде всего, тема возникновения мира Арды из хаоса вселенной.

Кроме того, по-своему в творчестве Толкина представлена одна из самых мистических тем классического мифа – проблема смерти и бессмертия. Автор усложняет ее, населяя мир людьми, которые смертны, и эльфами, которые живут вечно. Писателю интересна, прежде всего, загадка любви к миру в сердцах тех, кто рожден, чтобы потерять его, и страдание в сердцах тех, кто рожден оставаться в этом мире до тех пор, пока не закончится его полная борьбы история; страстное стремление получить от мира все лучшее одних и всепоглощающая любовь–забота о нем других. Усталость от прожитых веков оборачивается для эльфов невыносимым бременем, их слабость в привязанности к прошлому и в страхе перед переменами. Люди же спешат жить и жаждут перемен, в этом их сила, и поэтому в решающий момент именно смертные становятся вершителями судеб мира.

Примером мифологической сюжетики, использованной Толкином, может стать история Нуменора, напоминающая известный мифологический сюжет об Атлантиде. Он стал тем даром, который получили люди, сражавшиеся во время войны на стороне эльфов. Эти люди обладали множеством прекрасных качеств, но они поддались на обман Саурона и встали на сторону зла. В результате валар послали огромную волну, которая смыла их остров и потопила военные корабли. Лишь немногим удалось достичь Средиземья, где они основали Гондор.

Герои мифологии – это боги, духи и первопредки. У Толкина в начале был Эру Илуватар, Единый. Он создал валар («высшие силы» в переводе с квенья). У каждого из валар своя «специализация»: Манвэ представляет стихию воздуха и повелевает птицами, его супруга Варда – владычица звезд, кому ведомы все уголки Эа, Ульмо – морской король, Ауле владеет всеми веществами, из которых создана Арда, он кузнец и знаток всех ремесел и т. п. Все это вызывает прямые ассоциации с пантеоном античных богов или богов Скандинавии.

Низшая мифология германских народов представлена у Толкина прежде всего эльфами. В мифологической традиции эльфы – духи воздуха, атмосферы, красивые маленькие человечки в шапочках из цветков. Именно такими они изображены и на страницах сочинений Шекспира. У Толкина же эльфы совсем другие. Это близкая к альвам «Старшей Эдды» гордая раса Перворожденных, Старшего Народа, воины и мудрецы, бессмертный народ звезд, носители вечной мудрости и знаний о мире. Чтобы подчеркнуть отличие своих эльфов от традиционных, профессор использует вместо общепринятых прилагательных elfish или elfin от существительного “elf” слова elvish и elven. Эльфы для Толкина – отражение одной из сторон человеческой натуры, воплощение ее нравственного, эстетического проявления, стремления к Знанию.

Еще одни представители низшей мифологии – гномы – живут в мире Толкина. В мифологической традиции гномы – это антропоморфные существа, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они с ребенка или с палец, но наделены сверхъестественной силой. Они искусные ремесленники, могут выковать волшебные кольца, мечи и т. п. У Толкина гномы довольно добродушны, живут в горах, где добывают подземные сокровища. Мужчины все с бородами и носят боевые топоры. Основная черта гномов Толкина – жажда богатства, которая заложена в них со времен сотворения мира. В отличие от классических гномов они доброжелательны и неагрессивны.

В ходе исследования стало ясно, что Толкин творчески заимствует некоторые мифологические образы. Так, например, образ Галадриэли, которая оберегает обитель эльфов Кветлориэн, тесно связан с образом матери-земли. Подобный образ присутствует практически во всех мифологиях (Изида, Иштар, Гея, Гера, Церера и др.) При этом именно Галадриэль оказывается способной показать смутные видения будущего. В древней мифологии даром пророчества обычно обладают женщины, которые ближе к природе.

Особенно активно Толкин использует мифологическую символику. Это, прежде всего, Мировое Древо, характерный для мифопоэтического сознания символ, воплощающий универсальную концепцию мира. Образ Мирового Древа засвидетельствован практически во всех мифологиях или сам по себе, или в вариантах: древо жизни, древо плодородия, древо центра, древо восхождения и т. п. У Толкина эта идея олицетворена в Белом Древе Жизни, которое становится символом Гондора. Оно погибает в огне, засыхает в год страшной чумы, но всякий раз возрождается олицетворяя победу Добра и Жизни.

Еще один мифологический символ, используемый Толкином, это Багровое Око Саурона. В традиционных мифах глаз – это символ магической силы, благодаря которой божество или мифоэпический персонаж обладают способностью видеть, оставаясь сами невидимыми. Именно такова основная функция Багрового Ока в эпопее. Однако Око вызывает и другие ассоциации. Оно напрямую связано с центральным образом скандинавских мифов – одноглазым Одином, отдавшим свой глаз в обмен на разрешение испить из источника мировой мудрости.

Наш анализ позволяет выявить в эпопее Толкина целый ряд других мифологических символов (магическое число «девять», зеркало Галадриэли, выполняющее функции оракула, символическое осмысление сторон света и т. п.) Есть у Толкина и свой Стикс – Последняя Гавань эльфов, откуда корабль уносит своих пассажиров к берегам Валинора. Отсюда путь в Бессмертный край, который, по мифологической традиции, расположен за океаном, куда указывает закат солнца.

Однако в центре повествования Кольцо – символ власти. Кольцо – это вечность, единство, цельность, власть, полномочия. В древних легендах кольцо часто связывали с магическими силами или спрятанными сокровищами. Кольцо было залогом могущества Нибелунгов. Отказ от Кольца Зигфрида и Брунгильды символизирует их отказ от могущества и избавление мира от великой напасти. У Толкина Кольцо связывает и подчиняет, лишает человека воли и самосознания. Испытание Кольцом становится у Толкина моральными тестом, которому подвергаются все более или менее значительные персонажи писателя. Устоять перед Кольцом дано немногим. Кольцо олицетворяет моральный аспект – специфическую особенность мифологии Толкина.

В своей эпопее Толкин умело пользуется бинарностью мифологической логики, выстраивая семантические оппозиции (светлокожие – положительные герои: эльфы, например, смуглые – отрицательные: орки или пришельцы с востока); пространственно-временные (светлый земной мир природы и подземный ужас) и социальные оппозиции (свой - чужой). Проведенный анализ показывает, что кроме переклички тем, сюжетов образов мотивов и символов, произведения Толкина и мифы объединяет фантастическое начало в его изначальном проявлении – волшебных метаморфозах.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эпопея дж. Р. Р. Толкина «властелин колец» в контексте западноевропейских литературных традиций iconДжек воробей и сундук музыкальных сокровищ
«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», «Звуки музыки», «Властелин колец: Две башни», «Пираты Карибского моря – 2: Сундук...
Эпопея дж. Р. Р. Толкина «властелин колец» в контексте западноевропейских литературных традиций iconВоенная проза конца
Военная проза конца 1950-х середины 1980-х гг в контексте литературных традиций
Эпопея дж. Р. Р. Толкина «властелин колец» в контексте западноевропейских литературных традиций iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», «Звуки музыки», «Властелин колец: Две башни», «Пираты Карибского моря – 2: Сундук...
Эпопея дж. Р. Р. Толкина «властелин колец» в контексте западноевропейских литературных традиций iconФормирование духовно-нравственного потенциала младших подростков...
Приозерк Ленинградской области, ноу «Средняя общеобразовательная школа Русской Культуры преподобных Сергия и Германа Валаамских»
Эпопея дж. Р. Р. Толкина «властелин колец» в контексте западноевропейских литературных традиций iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Английский язык»...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры Западноевропейских языков и переводоведения от...
Эпопея дж. Р. Р. Толкина «властелин колец» в контексте западноевропейских литературных традиций iconРеферат по итоговой аттестации по литературе «Преемственность литературных...
Эта подчеркнутая соотнесенность с идеалом и вместе с тем резкое отступление от реальных жизненных пропорций, присущих явлению, придает...
Эпопея дж. Р. Р. Толкина «властелин колец» в контексте западноевропейских литературных традиций iconСпецифика советской школы и педагогики
Западные исследователи также анализировали, как взаимодействовали эти составляющие, и что появлялось в результате этого взаимодействия....
Эпопея дж. Р. Р. Толкина «властелин колец» в контексте западноевропейских литературных традиций iconПо курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Том числе и истории. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России...
Эпопея дж. Р. Р. Толкина «властелин колец» в контексте западноевропейских литературных традиций iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С другой — этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предметов «История», «Литература». Таким образом, ознакомление с...
Эпопея дж. Р. Р. Толкина «властелин колец» в контексте западноевропейских литературных традиций iconЖак-Ив Кусто Могучий властелин морей
Научная консультация, примечания и послесловие доктора биологических наук А. В. Яблокова
Эпопея дж. Р. Р. Толкина «властелин колец» в контексте западноевропейских литературных традиций iconПояснительная записка Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
...
Эпопея дж. Р. Р. Толкина «властелин колец» в контексте западноевропейских литературных традиций iconПлан мероприятий недели истории и обществознания
Книжная выставка-просмотр «Сталинградская эпопея» (к 70-летию Сталинградской битвы)
Эпопея дж. Р. Р. Толкина «властелин колец» в контексте западноевропейских литературных традиций iconПостроение конечных колец и полей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик»
Эпопея дж. Р. Р. Толкина «властелин колец» в контексте западноевропейских литературных традиций iconРоссийской федерации
История художественной культуры Западноевропейских стран эпохи Возрождения и XVII –xviii вв
Эпопея дж. Р. Р. Толкина «властелин колец» в контексте западноевропейских литературных традиций iconРефератов и литературных работ на тему безопасности жизнедеятельности «Созвездие мужества»
Нкурса рефератов и литературных работ на тему безопасности жизнедеятельности «Созвездие мужества» среди школьников Хабаровского края...
Эпопея дж. Р. Р. Толкина «властелин колец» в контексте западноевропейских литературных традиций iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск