Рабочая программа на 2007-2008 учебный год





Скачать 485.32 Kb.
НазваниеРабочая программа на 2007-2008 учебный год
страница1/2
Дата публикации10.08.2015
Размер485.32 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2
ГОУ ВПО «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
УТВЕРЖДАЮ:

Ректор ЧелГМА, член-корр. РАМН

Профессор_________И.И.Долгушин

»_____»___________________2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2007-2008 учебный год

По дисциплине__ФАРМАКОЛОГИЯ

По специальности 060108.65 -Фармация

Факультет___Фармацевтический

Кафедра__Фармакологии
Курс_III-IV Семестр__V-VI-VII

Лекции_82 час

Практические занятия_304_час

Самостоятельная работа_53 час

Экзамен__VII семестр

ВСЕГО 496,6 час
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта № 134 высшего профессионального образования по специальности 060108.65 Фармация в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной в 2002 г.
Разработчик программы доцент к.м.н. _________________________ (З.П.Важенина)
Зав.учебной частью кафедры_доцент___________________________(З.П.Важенина)

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры фармакологии __________2007 г.
Зав.кафедрой_проф._________________________________________(И.А.Волчегорский)

СОГЛАСОВАНО: Зав.учебно-методическим центром______________(В.Б.Патрушева)
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании ЦМК медико-биологических дисциплин “____”______________2007 г.
Председатель ЦМК ________________________________________________(Е.Л.Казачков)
СОГЛАСОВАНО:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЦМС_____________(И.А.Волчегорский) “_____”___________2007 г.
1.Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
1.1.Основные цели обучения:

Основной целью преподавания фармакологии на фармацевтическом факультете является обучение студентов ориентироваться в номенклатуре ЛС по теме занятия, распределять препараты по фармакологическим, фармакотерапевтическим, химическим группам; определять синонимы ЛС, аргументировать возможности замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакотерапевтической и фармакологической активностью; контролировать правильность выписывания рецепта и корректировать его; пользоваться справочной литературой по ЛС, владеть составлением и передачей фармацевтической информации для врачей и населения; давать советы населению о рациональном приеме ЛС и обращении с ними, о вреде токсикомании и наркомании.

1.2.Задачи изучения дисциплины:

В итоге изучения фармакологии студенты должны знать :

1. Классификацию ЛС.

2. Международные и торговые названия лекарственных препаратов.

3. Механизмы действия ЛС.

4. Показания к применению ЛС.

5. Отрицательные побочные действия ЛС и противопоказания к их применению.

6.Формы выпуска и дозировки ЛС.

В итоге изучения предмета студенты должны уметь:

1.Определять принадлежность препарата к фармакологической группе.

2.Определять место лекарственного препарата в классификации ЛС.

3.Определять по международному названию ЛС его торговые названия.

4. Проводить замену одного ЛС на другое ЛС, аналогичное по действию.

5. Информировать больного о рациональном приеме ЛС, о возможных побочных

отрицательных реакциях и мерах их устранения.
В итоге изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими практическими навыками:

- составление рецептурных прописей

- оформление рецепта на трех формах рецептурных бланков

- выписывание рецептов на различные лекарственные формы

- расчет среднетерапевтической дозы лекарственного средства с учетом возраста, массы тела пациента

- выполнение экспериментальной работы на лабораторных животных, оформление протокола исследования, анализ полученных данных.


1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов ( тем), усвоение которых

студентами необходимо для изучения фармакологии.

  1. Латинский язык

-умение читать и писать латинские названия лекарственных средств

-умение читать и писать рецептурные термины

  1. Иностранный язык

-умение читать номенклатурные и фирменные названия лекарственных

средств, аннотации на лекарственные средства

  1. Общая биология

-строение и жизненный цикл простейших ( лямблии, лейшмании,

малярийные плазмодии )

-виды патогенных гельминтов, строение, циклы развития, особенности

жизнедеятельности круглых, ленточных и плоских червей

-митотический цикл, его фазы и периоды

  1. Общая и бионеорганическая химия

-неорганические ионы натрия, калия, магния, хлора – их свойства и

биологические функции

-свойства и биологические функции иона кальция, как основного

минерального компонента костной ткани

-свойства и биологические функции воды

-основные положения теории электролитной диссоциации

-растворимость химических агентов в воде и липидах

-свойства кислот, оснований, понятие о буферных системах

организма

  1. Биологическая и биоорганическая химия

-структура и функции биологических мембран, механизмы

трансмембранного переноса веществ

-белки, углеводы, липиды – строение, биологические функции,

особенности метаболизма в норме и патологии

-нуклеиновые кислоты – строение, свойства, функции

-система циклических нуклеотидов, ее роль в жизнеобеспечении

клеток

-биомолекулы с регуляторными и метаболическими функциями:

гормоны, витамины, ферменты, медиаторы



  1. Физиология с основами анатомии

  • основные механизмы жизнедеятельности клеток

  • внутренняя среда организма, роль гистогематических барьеров

  • основы регуляции жизнедеятельности организма: строение и функция вегетативной и соматической нервной систем, центральной нервной системы, гуморальная и гормональная регуляция функционального состояния

  • строение и функциональные особенности костной, мышечной, нервной систем возрастные аспекты формирования и функционирования

  • физиология локального и системного гемостаза

  • строение и функции систем кровообращения, крови, выделения, дыхания, пищеварения,

  • физиологические основы старения организма

  • основы валеологии

  1. Патология

  • местные и общие реакции организма на повреждающие факторы

  • типовые патологические процессы - воспаление, ишемия

  • патофизиология боли

  • нарушения процессов местного и общего гемостаза

  • патофизиология аллергических реакций

  • патофизиология сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной систем

  1. Микробиология

-учение об инфекции, бактерии и заболевания, вызываемые ими

-основы вирусологии, вирусные инфекции человека

-патогенные и условно-патогенные грибы, заболевания, обусловленные

ими

2.Содержание дисциплины
2.1. Лекционные занятия: наименование тем, их содержание, объем в часах
1. Введение в курс фармакологии. Предмет и задачи фармакологии. Общая фармакология (1 часть)

Современное определение фармакологии, место среди других медико-биологических наук. Основные этапы развития фармакологии. Задачи фармакологии в подготовке современного провизора. Этапы создания новых лекарственных препаратов. Фармакологическая классификация лекарственных средств.

2 часа

2. Общая фармакология (2 часть)

Пути введения лекарственных средств в организм. Типы реакций живых систем на лекарственные вещества. Клеточные «мишени» лекарственных веществ; понятие о рецепторах, вторичных передатчиках, ионных каналах и др. Типы действия на молекулярные и субклеточные процессы. Виды действия лекарственных веществ на организм.

2 часа

3. Общая фармакология (3 часть)

Всасывание лекарственных веществ из мест введения, транспорт кровью, распределение в органах и тканях. Депонирование. Выведение лекарственных веществ из организма. Математическое моделирование фармакокинетических процессов.

2 часа

4. Общая фармакология (4 часть)

Выделение лекарственных веществ из тканей и клеток в кровь. Круги циркуляции. Гистогематические барьеры. Метаболизм лекарственных веществ.

Учение о дозировании лекарственных средств. Режим назначения лекарственных веществ. Побочное и токсическое действие лекарственных веществ.

Комбинированное и повторное применение лекарственных веществ.

Синергизм и антагонизм лекарственных веществ, виды, клиническое значение. Явления при повторных применениях лекарственных веществ. Кумуляция, привыкание, лекарственная зависимость. Понятие наркомании и токсикомании.

2 часа

5. Средства, действующие на периферические нейромедиаторные процессы. Средства, влияющие на афферентную нервную систему.

Местные анестетики. Вяжущие, адсорбирующие, обволакивающие и раздражающие средства.

2 часа

6. Средства, влияющие на М-холинорецепторы

Основные термины и понятия. Строение холинергического синапса и этапы медиации в нем. Средства, действующие на холинергические синапсы. М-Холинергические средства. Классификации. Фармакологические эффекты. Механизмы действия. Показания. Признаки отравления и меры помощи.

2 часа

7. Средства, влияющие на Н-холинорецепторы

Н-холинергические средства растительного и синтетического происхождения. Классификация. Фармакологические эффекты. Клиническое применение. Ганглиоблокаторы. Периферические миорелаксанты. Применение, побочные эффекты, признаки передозировки и меры помощи. Никотин и проблемы табакокурения. Средства, уменьшающие выделение ацетилхолина.

2 часа

8. Средства, влияющие на М-и Н-холинорецепторы.

Антихолинэстеразные средства. Реактиваторы холинэстеразы

2 часа

9. Адреномиметические средства.

Адренергический синапс, строение и этапы медиации в нем. Виды адренорецепторов и их локализация. Адреномиметики. Классификация. Влияние на органы и системы. Сравнительная характеристика адреномиметических средств. Клиническое применение. Симпатомиметики. Механизм действия. Фармакологические эффекты. Особенности применения.

2 часа

10. Антиадренергические средства.

Адреноблокаторы. Классификация. Влияние на функции органов, применение. Побочные эффекты, противопоказания. Сравнительная характеристика препаратов. Симпатолитики. Механизмы действия симпатолитических средств, эффекты, применение, нежелательные побочные эффекты.

2 часа

11. Средства, влияющие на ЦНС. Анестетики.

Проблемы фармакологической регуляции нервной системы. Медиаторы ЦНС. Медиаторные механизмы возбуждения и торможения ЦНС, нейропептиды. Средства для для общей и местной анестезии. Классификации. Понятие о наркозе, теории наркоза, стадии и уровни наркоза. Средства для ингаляционного и неингаляционного наркоза. Характеристика препаратов.

2 часа

12. Снотворные, противосудорожные и противопаркинсонические средства.

Структура сна. Классификация снотворных средств. Механизмы действия, эффекты, применение. Признаки острого отравления снотворными средствами, меры помощи. Противоэпилептические средства. Классификации по механизму действия, химическому строению и клиническому применению. Противопаркинсонические средства. Основы патогенеза болезни Паркинсона и синдрома паркинсонизма. Классификация и сравнительная характеристика препаратов.

2 часа
13. Анальгезирующие средства. Наркотические (опиоидные) анальгетики.

Анальгетики определение, классификация. Боль как сложная защитная реакция организма. Значение ноцицептивной и антиноцицептивной систем в возникновении, передаче и восприятии болевых ощущений. Опиоидные (наркотические) анальгетики, механизм анальгетического действия, сравнительная характеристика препаратов, клиническое применение. Клиника острого отравления наркотическими средствами, меры экстренной помощи. Клиника хронического отравления опиатами. Наркомания. Лекарственная терапия наркотической зависимости.

2 часа

14. Ненаркотические (неопиоидные) анальгетики.

Анальгетические средства преимущественно периферического действия. Механизм действия, фармакологические эффекты, клиническое применение, сравнительная характеристика препаратов, нежелательные побочные эффекты.

2 часа

15. Психотропные средства. Психолептики.

Антипсихотические средства, классификация, механизм действия, характеристика препаратов, влияние на органы и системы, побочные эффекты. Анксиолитические средства (транквилизаторы), классификация, применение. Седативные средства, особенности применения.

2 часа

16. Психотропные средства стимулирующего типа действия.

Психостимулирующие средства, классификация, механизмы действия, влияние на органы и системы. Сравнительная характеристика препаратов, применение и побочные эффекты. Антидепрессанты. Теории возникновения депрессий. Классификация и механизмы действия различных антидепрессантов, эффекты, побочные действия.

2 часа

17. Ноотропы, адаптогены, актопротекторы. Аналептики.

Ноотропные средства, определение, фармакологические эффекты, применение. Адаптогены, происхождение, эффекты, клиническое значение, показания. Актопротекторы, особенности применения. Аналептические средства, классификация, механизмы действия показания к применению, противопоказания.

2 часа

18. Гиполипидемические и эндотелитропные средства.

Средства, понижающие уровень атерогенных липопротеинов. Виды гиперлипопротеинемий. Классификация гиполипидемических средств. Статины, механизм действия, показания, побочные действия. Фибраты. Секвестранты желчных кислот. Антиоксиданты. Клиническое применение, характеристика препаратов. Роль ингибиторов ПОЛ (антиоксидантов) в профилактике ишемии. Эндотелиотропные средства (ангиопротекторы), механизмы действия, эффекты, клиническое значение.

2 часа

19. Антиангинальные и антиишемические средства.

Виды коронарной недостаточности (ИБС). Средства, применяемые при стенокардии. Классификация. Органические нитраты, механизм действия, фармакологические эффекты. Нитроглицерин, лекарственные формы, показания, побочные действия. Блокаторы кальциевых каналов, фармакодинамика, клиническое применение. Бета-блокаторы. Коронарорасширяющие средства, характеристика препаратов. Кардиопротекторные средства. Средства, применяемые при инфаркте миокарда.

2 часа

20. Антигипертензивные средства. Средства, применяемые при гипотонии.

Гипертоническая болезнь. Факторы, влияющие на уровень артериального давления. Классификация антигипертензивных средств. Нейротропные средства, механизмы действия, особенности клинического применения. Средства, влияющие на ренин-ангиотензин-альдостероновую систему. Ингибиторы АПФ, фармакологические эффекты, применение. Сосудорасширяющие средства миотропного действия. Блокаторы кальциевых каналов. Механизмы действия, сравнительная характеристика препаратов. Средства, применяемые при гипотонии (гипертензивные средства). Механизмы, особенности применения.

2 часа

21. Кардиотонические средства. Антиаритмические средства.

Понятие о кардиотонических средствах гликозидной и негликозидной природы. Классификация сердечных гликозидов, механизм кардиотонического действия, экстракардиальные эффекты препаратов. Показания к применению, спектр побочного действия. Проводящая система сердца. Виды аритмий. Противоаритмические средства, влияющие непосредственно на кардиомиоциты и на проводящую систему сердца. Классификация противоаритмических средств. Средства, применяемые при тахиаритмиях и экстрасистолии. Механизмы действия, сравнительная характеристика препаратов. Применение, побочные эффекты.
2 часа

22. Средства, влияющие на выделительную функцию почек. Маточные средства.

Мочегонные средства (диуретики). Строение нефрона, процессы и регуляция мочеобразования. Классификации мочегонных средств по локализации действия на уровне нефрона, по механизму действия и влиянию на электролитный баланс. Сравнительная характеристика препаратов, особенности применения. Средства, тормозящие образование мочевых конкрементов и облегчающие их выведение. Утеротонические и утеролитические средства.
2 часа

23. Средства, влияющие на агрегацию тромбоцитов, свертывание крови и фибринолиз.

Основы физиологии тромбообразования. Классификация средств, влияющих на свертывающую систему крови. Механизм агрегации тромбоцитов. Антиагреганты, классификация, механизмы действия, характеристика препаратов, показания к применению. Факторы свертывающей системы крови. Антикоагулянты прямого и непрямого действия. Механизмы, применение. Средства, повышающие свертывание крови. Фибринолитические и антифибринолитические средства.

2 часа
24. Средства, регулирующие кроветворение. Витаминные препараты, коферменты.

Средства, влияющие на эритропоэз. Классификация. Стимуляторы эритропоэза. Препараты, применяемые при гипер- и гипохромных анемиях. Особенности применения. Средства, влияющие на лейкопоэз. Симуляторы лейкопоэза, показания. Витамины, классификация витаминных препаратов. Препараты водорастворимых и жирорастворимых витаминов. Биологические эффекты, клиническое применение. Поливитаминные препараты. Коферменты, стабилизаторы мембран, антигипоксанты, радиопротекторы.

2 часа

25. Проблема гормональной регуляции функции органов. Принципы гормонотерапии. Гормональные препараты эпифиза и гипофиза.

Понятие о гормонах, гормональных препаратах и гормонотерапии. Виды и принципы гормональной терапии. Гормональные препараты белковой и полипептидной природы. Классификация. Препараты гормонов гипоталамуса, эпифиза и гипофиза. Препараты гормонов передней и задней долей гипофиза. Влияние на органы и системы. Клиническое применение.

2 часа

26. Гормональные препараты щитовидной, паращитовидных и поджелудочной желез.

Препараты гормонов щитовидной железы (тиреоидные гормоны). Антитиреоидные средства. Механизмы действия, влияние на обменные процессы. Препараты паращитовидных желез и гормона С-клеток щитовидной железы (кальцитонин). Строение и функции поджелудочной железы. Физиологическое значение инсулина. Классификация противодиабетических средств. Препараты инсулина, особенности применения. Синтетические противодиабетические средства. Механизмы действия, показания, побочные действия.

2 часа

27. Стероидные гормональные препараты. Антигормональные препараты.

Классификация гормональных средств стероидной структуры. Препараты гормонов коры надпочечников, их синтетических заменителей. Специфические и неспецифические эффекты. Показания к применению, нежелательные побочные действия. Препараты антагонистов кортикостероидов. Препараты половых гормонов, их синтетических заменителей и антагонистов. Анаболические стероиды. Фармакологические эффекты, особенности применения.

2 часа

28. Средства, регулирующие деятельность матки. Современные контрацептивные средства.

Классификация маточных средств. Средства, усиливающие ритмические сокращения и тонус матки. Характеристика препаратов, область применения. Утеротонические средства. Токолитические средства. Механизмы действия, клиническое применение. Средства, понижающие тонус шейки матки. Противозачаточные средства. Классификация, механизм контрацептивного действия. Фармакологические эффекты препаратов, показания для назначения. Особенности назначения.

2 часа

29. Средства, регулирующие функции пищеварительной системы: рвотные, противорвотные, горечи, обволакивающие, адсорбирующие, вяжущие, ферментные препараты, средства, понижающие секрецию желез желудка.

Основы физиологии рвотного акта. Классификация рвотных и противорвотных средств. Механизмы действия препаратов, клиническое применение. Средства, влияющие на аппетит: симуляторы аппетита (горечи), анорексигенные средства. Механизмы действия препаратов, побочные действия. Антацидные средства, классификация, сравнительная характеристика препаратов. Средства, влияющие на секрецию желез желудка, ферментные препараты. Антисекреторные средства, классификация, механизм действия препаратов, показания к назначению. Гастропротекторы (обволакивающие, адсорбирующие, вяжущие средсва), фармакодинамика, характеристика препаратов.

2 часа

30. Средства, регулирующие систему пищеварения (продолжение).

Средства, используемые при нарушении экскреторной функции поджелудочной железы: ферментные препараты, ингибиторы протеолиза. Желчегонные средства, классификация. Холеретики. Характеристика препаратов, клиническое применение. Средства, стимулирующие выведение желчи. Гепатопротекторные средства, показания к назначению. Холелитолитические средства, применение. Слабительные средства. Классификация, механизмы действия препаратов, показания, побочные действия. Антидиарейные средства. Препараты, восстанавливающие нормальную микрофлору кишечника.

2 часа

31. Современные проблемы иммунофармакологии. Антиаллергические и иммунотропные средства.

Классификация иммунотропных средств. Иммуносупрессоры. Механизмы действия, сравнительная характеристика препаратов, показания к назначению. Иммуностимуляторы эндогенного, микробного и синтетического происхождения. Показания к назначению. Интерфероны природные и рекомбинантные. Фармакологические эффекты, клиническое применение. Интерфероногены. Интерлейкины. Колониестимулирующие факторы, препараты иммуноглобулинов. Противоаллергические средства. Классификация. Антигистаминные средства, сравнительная характеристика препаратов. Стабилизаторы мембран тучных клеток. Особенности применения.

2 часа

32. Противомикробные и противопаразитарные средства.

Основные классы веществ для химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний. Принципы химиотерапии. Классификация химиотерапевтических средств. Понятие об асептике, антисептике, дезинфекции. Классификация средств органического и неорганического ряда. Механизмы противомикробного действия и применение окислителей, галогеносодержащих средств, соединений металлов. Производные нитрофурана, фенолы, детергенты, красители , спирты практическое применение.

2 часа

33. Антибиотики.

Понятие об антибиозе. Классификация современных антибактериальных средств в зависимости химической структуры, механизма действия, спектра действия, первоочередности клинического применения. Характеристика различных групп и препаратов. Фармакодинамика, применение при инфекционных заболеваниях, побочные эффекты, противопоказания.

2 часа

34. Сульфаниламидные средства. Синтетические химиотерапевтические средства.

Сульфаниламидные препараты. Классификация, механизм противомикробного действия, применение, побочные эффекты и меры их профилактики и устранения. Характеристика химиотерапевтических средств – производных нитрофурана, оксихинолина, хинолона. Спектр и механизм противомикробного действия, применение.

2 часа

35. Противотуберкулезные, противогрибковые, противоспирохетозные, противовирусные средства.

Основные принципы лечения туберкулеза. Классификация противотуберкулезных средств. Фармакодинамика, характеристика препаратов, особенности назначения. Противосифилитические средства, классификация, фармакодинамика лекарственных средств. Противомикозные средства, классификация, механизм противогрибкового действия, показания, особенности назначения. Принципы противовирусной терапии. Классификация противовирусных средств. Механизмы действия, клиническое применение.

2 часа

36. Средства для профилактики и лечения протозойных инфекций. Противоглистные средства.

Цикл развития малярийного плазмодия. Классификация, фармакодинамика противомалярийных средств, особенности назначения. Характеристика препаратов для лечения трихомониаза, лейшманиоза, амебиаза и др. протозойных инфекций. Виды гельминтов. Классификация, механизмы действия противоглистных средств, способы применения.

2 часа

37. Средства для лечения злокачественных новообразований.

Принципы терапии онкологических заболеваний. Классификация противоопухолевых препаратов. Фармакодинамика различных групп противобластомных средств, побочные действия и методы их коррекции.

2 часа

38. Витаминные препараты. Рациональный прием лекарственных средств с учетом времени приема пищи.

Принципы витаминотерапии. Классификация. Комплексные витаминные препараты.

Влияние приема пищи на изменение рН среды и перистальтики желудочно-кишечного тракта, на механизмы и скорость всасывания лекарственных веществ.

2 часа

39. Основные аспекты хронофармакологии.

Биологические ритмы. Хронофармакокинетика. Хронестезия. Хронергия. Роль хронофармакологии в повышении эффективности и безопасности лекарственных средств.

2 часа

40. Несовместимость лекарственных средств в организме. Комбинированное применение лекарственных средств.

Понятие о несовместимости лекарственных средств, как об одном из видов лекарственного взаимодействия. Виды несовместимости, характеристика фармацевтической и фармакологической несовместимости, значение для практики.

2 часа
41. Принципы лечения острых отравлений. Плазмозамещающие и детоксикационные средства.

Общая характеристика фармакокинетики ядов. Основные этапы терапии острых отравлений. Понятие об антидотной терапии, виды антидотов. Характеристика метода форсированного диуреза, значение метода. Плазмозамещающие и детоксикационные средства, требования к препаратам, классификация, применение.

2 часа


V семестр 20 часов
VI семестр 34 час
VII семестр 28 часов
ИТОГО: 82 часа
2.2. Лабораторные занятия: наименование тем, их содержание, объем в часах.
Проведение лабораторных занятий по фармакологии со студентами фармацевтического факультета включает:

1.Проверку выполнения студентами домашнего задания по фармакотерапии (выписывание рецептов, проверка выписанных рецептов) и фармакодинамике в соответствии с материалом методических разработок для студентов

2.Проведение фронтального опроса по основным вопросам фармакодинамики, особенностям применения препаратов в практике

3.Выполнение заданий по УИРС, включающих :

а) самостоятельную разработку и выполнение экспериментальных исследований по теме занятия, обсуждение полученных результатов, их обобщение, оформление протоколов,

б) разработку алгоритмов механизма действия лекарственных препаратов изучаемых групп,

в) решение ситуационных и этапных задач по теме,

г) реферативные сообщения по предлагаемым темам с использованием дополнительной литературы

Выполнение студентами итогового индивидуального контрольного задания

Демонстрация учебных фильмов по темам занятий

Подведение итогов занятия
I . ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА

Структура рецепта. Твердые лекарственные формы.

Приказ № 110 от 12.02.1997г. “О правилах выписывания рецептов на лекарственные средства и их отпуске”. Приказ № 330 от 12.11.1997 “О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств”. Структура рецепта, правила выписывания лекарств, виды рецептурных бланков. Приобретение навыков прописывания и коррекции в рецептах твердых лекарственных форм – порошков, таблеток, гранул, капсул, драже.

2 часа

2. Мягкие лекарственные формы.

Усвоение правил и приобретение практических навыков оформления и коррекции рецептов на мягкие лекарственные формы – мази, пасты, линименты, суппозитории, гели, крема, пластыри.

2 часа

3. Жидкие лекарственные формы.

Практический навык выписывания растворов для внутреннего и наружного применения. Жидкие лекарственные формы для инъекций: растворы, приготовляемые в аптеках, ампулированные растворы, растворы во флаконах, капли. Требования к лекарственным формам для инъекций. Расчет.

2 часа

4. Жидкие лекарственные формы

Выписывание жидких лекарственных форм, получаемых из растительного сырья: настои и отвары, настойки и экстракты, новогаленовы препараты. Эмульсии. Микстуры. Проверка врачебных рецептов.

2 часа
II. ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ

5.Общая фармакология. Фармакокинетика (1 часть).

Пути введения лекарственных веществ. Всасывание; механизмы всасывания лекарственных веществ; факторы, влияющие на всасывание. Распределение и депонирование лекарственных веществ в организме.

Выполнение экспериментальных исследований:

-значение путей введения лекарственного вещества для проявления эффекта

2 часа

6.Фармакокинетика (2 часть).

Биотрансформация лекарственных веществ. Пути выведения лекарственных веществ из

организма. Математическое моделирование фармакокинетических процессов. Оптимизация дозирования лекарственных веществ.

Выполнение экспериментальных исследований:

-зависимость действия лекарственного вещества от дозы
2 часа

7.Общая фармакология. Фармакодинамика (1 часть).

Фармакологические эффекты, локализация и механизмы действия лекарственных веществ. Рецепторы. Свойства и виды рецепторов. Взаимодействие рецепторов с ферментами и ионными каналами. Связывание вещества с рецептором. Понятие об аффинитете. Внутренняя активность лекарственных веществ. Агонисты и антагонисты рецепторов. Виды действия лекарственных веществ. Влияние различных факторов на фармакодинамику и фармакокинетику лекарственных веществ.

Выполнение экспериментальных исследований:

-местное действие лекарственного вещества

2 часа

8.Общая фармакология. Фармакодинамика (2 часть).

Режим назначения лекарственных веществ. Повторное применение лекарственных

веществ. Комбинированное применение и взаимодействие лекарственных веществ. Хронофармакология. Понятие о фармакопрофилактике и фармакотерапии. Виды лекарственной терапии. Побочное и токсическое действие лекарственных веществ.

Коллоквиум по темам общей фармакологии.

Собеседование по вопросам общей фармакологии. Тестовый контроль.

2 часа


III. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПЕРИФЕРИЧЕСКУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ

9. Вводное занятие по периферической нервной системе.

Строение периферической нервной системы. Строение холинергического и адренергического синапсов. Этапы медиации в них. Типы холино- и адренорецепторов.

2 часа

10. Местноанестезирующие средства.

Углубление знаний студентов о фармакодинамике, отличительных особенностях, применении в практике местноанестезирующих средств. Классификации местных анестетиков по химическому структуре; по продолжительности действия и по эффективности при разных видах анестезии. Опасность кокаинизма, как быстро развивающейся психической зависимости

Разработка алгоритмов:

Научить студентов разрабатывать алгоритмы на механизмы действия препаратов на примере

-местноанестезирующего действия новокаина

Учебный фильм:

“Местноанестезирующие средства”

2 часа
11. Вяжущие, обволакивающие, адсорбирущие, раздражающие средства.

Вяжущие и обволакивающие средства, использование при воспалительных заболеваниях кожи и слизистых оболочек. Адсорбирующие и раздражающие средства.

Выполнение экспериментальных исследований:

-адсорбирующая активность активированного угля

-защита рецепторов кожи раздражающими средствами

-действие горчичника на кожу человека

Разработка алгоритмов:

-противовоспалительного действия вяжущих средств

2 часа

12. Средства, влияющие на мускариночувствительные холинорецепторы

Закрепление знаний о механизмах и этапах холинергической медиации, типах холинорецепторов. Классификация лекарственных средств, влияющих на М- холинорецепоры. Фармакодинамика М-холиномиметических и М-холинолитических средств. Атропиноподобные средства, фармакологические эффекты, сравнительная характеристика препаратов.

Отрицательное действие.

Выполнение экспериментальных исследований:

-влияние пилокарпина и атропина на величину зрачка

-влияние атропина на секрецию слезных и слюнных желез у мышей

Разработка алгоритмов:

-влияние пилокарпина на глаз при глаукоме

-действие атропина при язвенной болезни

Учебный фильм:

“ Общая фармакология с токсикологией “ ( ч.1)

2 часа

13. Средства, влияющие на никотиночувствительные холинорецепторы.

Углубление представления об Н-холиномиметиках, ганглиоблокаторах, миорелаксантах. Классификация, показания для применения. Фармакологические эффекты, сравнительная характеристика препаратов. Социальные и медицинские аспекты никотинизма.

Выполнение экспериментальных исследований :

-анализ миопаралитического действия диплацина

-действие никотина табачного дыма на мышь

Разработка алгоритмов:

-механизм действия тубокурарина хлорида на поперечно-полосатую мускулатуру

-аналептическое действие цититона

Учебный фильм:

“ Общая фармакология с токсикологией “ ( ч.2 )

2 часа

14. Средства, одновременно влияющие на М- и Н- холинорецепторы.

М- и Н- холиномиметики прямого и косвенного действия. Классификация средств, влияющих на М- и Н- холинорецепторы. Антихолинэстеразные средства, фармакодинамика, клиническое применение, клиника острого отравления ФОС, меры помощи.

Разработка алгоритмов:

-действие прозерина при миастении

Учебный фильм:

“ Общая фармакология с токсикологией “ ( ч.3)

2 часа
15. Средства, стимулирующие адренергические синапсы .

Закрепление знаний о структуре адренергического синапса и этапах адренергической медиации. Адреномиметические средства прямого и косвенного действия. Фармакологические эффекты. Применение адреномиметиков для пролонгирования действия местноанестезирующих средств, для нормализации артериального давления при шоках и коллапсах. Характеристика наркогенного потенциала эфедрина, симптомы наркотического опьянения, меры профилактики и борьбы.

Выполнение экспериментальных исследований:

-действие адреналина на капилляры языка лягушки

-стойкость раствора адреналина

Разработка алгоритмов:

-действие норадреналина при сосудистом коллапсе

-действие изадрина при бронхиальной астме

2 часа

16. Средства, блокирующие адренергические синапсы.

Изучить классификацию, фармакологические эффекты и применение в медицинской практике антиадренергических средств. Фармакодинамика симпатолитиков, отличие от адреноблокирующих препаратов, побочные эффекты.

Выполнение экспериментальных исследований:

-действие анаприлина на сердце лягушки

Разработка алгоритмов:

-действие анаприлина при ишемической болезни сердца

-действие октадина при гипертонической болезни

Учебный фильм:

“ Фармакология адренергических средств “

2 часа

17. Коллоквиум по разделу “Лекарственные средства, влияющие на периферическую нервную систему”.

Проверить и оценить знания студентов по основным группам веществ, действующих на функции периферической нервной системы, как в теоретическом аспекте, так и плане навыка выписывания рецептов.

2 часа.

18. Заключительное занятие по разделу “Лекарственные средства, влияющие на эфферентную иннервацию”.

2 часа
IV. СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ

19. Введение в фармакологию средств, влияющих на ЦНС. Средства для наркоза.

Восстановить знания о медиаторных системах ЦНС, Усвоить представление о наркозе, теориях и стадиях наркоза. Сравнительная характеристика средств для ингаляционного наркоза. Средства для неингаляционного наркоза, их применение в амбулаторной практике, осложнения при использовании. Способность ряда средств для наркоза вызывать лекарственную зависимость.

Выполнение экспериментальных исследований:

-изучение сравнительного наркотического и токсического действия на мышь эфира для наркоза и хлороформа.

-наркотическое действие тиопентала натрия.

Разработка алгоритмов:

-механизм действия эфира в стадию аналгезии

-механизм действия эфира в стадию хирургического наркоза

Учебный фильм:

“Современные методы общей анальгезии”

3 часа

20. Введение в наркологию. Спирт этиловый. Снотворные средства.

Углубить знания о видах лекарственной зависимости, порядке и сроках ее формирования. Иметь представление об основных группах лекарственных средств, приводящих к развитию зависимости. Профилактика и меры борьбы с алкоголизмом. Снотворные средства, классификация, сравнительная характеристика фармакодинамики снотворных, побочных эффектов различных препаратов, в т.ч.- способности вызывать лекарственную зависимость.

Выполнение экспериментальных исследований:

-влияние этилового спирта на белок

-растворимость снотворных барбитурового ряда

-потенцирование барбиталом наркотического действия эфира

Разработка алгоритмов:

-механизм фармакотерапевтического действия тетурама при алкоголизме

-механизм снотворного действия нитразепама

Учебный фильм:

“Алкоголизм-этаноловая токсикомания”

3 часа

21. Противоэпилептические средства. Противопаркинсонические средства.

Иметь представление о классификации противоэпилептических средств, их фармакодинамике, применении при различных формах эпилепсии. Средства для лечения паркинсонизма, классификация, механизмы действия, осложнения при использовании.

Выполнение экспериментальных исследований:

-противосудорожное действие сибазона

Разработка алгоритмов:

-механизм противопаркинсонического действия мидантана

-механизм противоэпилептического действия дифенина

Учебный фильм:

“Принципы лекарственной терапии паркинсонизма”

3 часа

22. Анальгетики центрального и смешанного действия

Углубить представление о механизмах передачи болевых импульсов, способах фармакологического воздействия на ноцицепцию. Классификация наркотических анальгетиков по источникам получения, химической структуре, типам действия на опиатные рецепторы. Сравнительная характеристика природных и синтетических препаратов, механизм обезболивающего действия. Применение в медицинской практике, отрицательное действие. Медицинские и социально-правовые аспекты опиоидной наркомании, роль провизора в решении этой проблемы.

Выполнение экспериментальных исследований:

-сравнительное изучение влияния алкалоидов опия морфина и папаверина

-влияние налорфина на анальгезию, вызванную морфином

Разработка алгоритмов:

-механизм анальгезирующего действия морфина гидрохлорида

-механизм действия налоксона приостром отравлении морфином

3 часа

23. Анальгетики периферического действия.

Усвоить сведения о механизмах анальгетического, жаропонижающего и противовоспалительного действия ненаркотических анальгетиков. Сравнительный анализ эффективности анальгезирующего действия наркотических и ненаркотических анальгетиков. Отличительные особенности препаратов разного химического строения. Особенности применения нестероидных противовоспалительных средств, отрицательные действия, основные противопоказания.

Выполнение экспериментальных исследований:

-влияние салициловой кислоты на мерцательный эпителий

-изучение анальгезирующего действия амидопирина

Разработка алгоритмов:

-механизм жаропонижающего действия анальгина

-механизм анальгезирующего и противовоспалительного действия ацетилсалициловой кислоты

3 часа

24. Психотропные средства угнетающего типа действия

Получить представление о спектре фармакологических эффектов, классификации, применении в психоневрологической и общеврачебной практике антипсихотических, анксиолитических, антиманиакальных и седативных средств. Использование седативных и транквилизирующих препаратов в комплексе подготовки больных к хирургической операции. Побочные эффекты препаратов, в т.ч.-возможность развития лекарственной зависимости при применении анксиолитиков.

Выполнение экспериментальных исследований:

-исследование потенцирующего действия аминазина при эфирном наркозе

-влияние диазепама на тонус скелетной мускулатуры

Разработка алгоритмов:

-антипсихотическое действие аминазина

-действие аминазина на сердечно-сосудистую систему

-психоседативное действие диазепама

3 часа

25. Психотропные средства стимулирующего типа действия. Аналептики.

Углубить представление о фармакологических эффектах, показаниях к применению, спектре побочного действия психостимулирующих средств и антидепрессантов. Характеристика наркогенного потенциала фенамина. Понятие об аналептических средствах. Применение аналептиков при угнетении дыхания, обусловленном различными факторами.

Выполнение экспериментальных исследований:

-изучение пробуждающего действия коразола при отравлении снотворными

-резорбтивное действие различных доз кофеина на лягушку

Разработка алгоритмов:

-психостимулирующее действие фенамина

-аналептическое действие кордиамина

-антидепрессивное действие имизина

Учебный фильм:

“Психотропные средства”

3 часа

26. Коллоквиум по разделу “Средства, влияющие на функции центральной нервной системы”

Проверить и оценить знания студентов по фармакодинамике, классификациям, показаниям и отрицательному действию лекарственных средств, влияющих на центральную нервную систему, оценить практический навык выписывания рецептов и коррекции врачебных рецептов.

3 часа
V. СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

27. Средства, влияющие на функции органов дыхания

Получить представление об основных группах лекарственных средств, воздействующих на органы дыхания, фармакодинамике, показаниях для применения, отрицательном действии. Характеристика наркогенного действия кодеина. Сравнительные параметры различных противокашлевых, отхаркивающих, бронхолитических препаратов.

Выполнение экспериментальных исследований:

-противовспенивающее действие этилового спирта

-влияние настоя из травы термопсиса на активность мерцательного эпителия

Разработка алгоритмов:

-механизм противокашлевого действия кодеина фосфата

-механизм бронхолитического действия фенотерола

3 часа

28. Средства, влияющие на функции желудочно-кишечного тракта (1 часть)

Получить представление о лекарственных средствах, влияющих на аппетит, применяющихся при нарушениях секреторной функции желез желудка, рвотных и противорвотных средствах. Знать классификации препаратов, механизмы реализации их основных фармакологических эффектов, применение в медицине, осложнения.

Выполнение экспериментальных исследований:

-нейтрализация соляной кислоты желудочного сока двууглекислой содой и окисью магния

Разработка алгоритмов:

-анорексигенное действие фепранона

-антацидное действие двууглекислой соды

3 часа

29. Средства, влияющие на функции желудочно-кишечного тракта (2 часть)

Оформить представление о лекарственных средствах, влияющих на моторную функцию кишечника; средств, применяемых при нарушении экскреторной функции поджелудочной железы; средств, влияющих на функцию печени и слабительных препаратах. Знать классификации препаратов, механизмы реализации их основных фармакологических эффектов, применение в медицине, осложнения.

Выполнение экспериментальных исследований:

-осмотическое действие сульфата магния

Разработка алгоритмов:

-механизм слабительного действия сульфата магния

-антидиарейное действие лоперамида

3 часа

30. Кардиотонические средства. Противоаритмические средства.

Закрепить знания о кардиотонических средствах гликозидной и негликозидной природы. Кардиальные и экстракардиальные эффекты сердечных гликозидов, механизмы их реализации. Проявления интоксикации сердечными гликозидами, принципы коррекции передозировки. Восстановить представления о проводящей системе сердца и потенциале действия кардиомиоцитов. Характеристика противоаритимических средств, влияющих непосредственно на миокардиоциты и на проводящую систему сердца.

Выполнение экспериментальных исследований:

-действие строфантина на сердце лягушки

-влияние хинидина сульфата на сердце лягушки

Разработка алгоритмов:

-кардиотоническое действие строфантина

-детоксикационное действие унитиола при отравлении сердечными гликозидами

-противоаритимическое действие новокаинамида

3 часа

31. Антиангинальные средства. Противоатеросклеротические средства. Средства, влияющие на мозговой кровоток. Венотропные средства.

Усвоить классификацию антиангинальных средств, принципы терапии ишемической болезни сердца, отрицательные эффекты препаратов-нитровазодилататоров, блокаторов кальциевых каналов, средств аденозинового механизма действия. Принципы лекарственной терапии инфаркта миокарда. Классификация венотропных средств. Фармакодинамика и клиническое применение средств, влияющих на мозговой кровоток. Механизмы противоатеросклеротического действия гиполипидемических средств.

Выполнение экспериментальных исследований:

-влияние амилнитрита на сосуды уха кролика

Разработка алгоритмов:

-антиангинальное действие нитроглицерина

- протиоатеросклеротическое действие ловастатина

-антиангинальное действие верапамила

-механизм нимодипина при нарушении мозгового кровообращения

3 часа

32. Антигипертензивные средства. Средства, применяемые при артериальной гипотензии

Углубить знания о классификации средств, понижающих системное артериальное давление, фармакодинамике препаратов, особенностях их клинического использования. Запомнить проявления отрицательного действия препаратов, основные противопоказания. Составить представление об эффектах и показаниях антигипотензиных средств.

Выполнение экспериментальных исследований:

-проявление резорбтивного действия магния сульфата на организм крысы

Разработка алгоритмов:

-гипотензивное действие резерпина

-гипотензивное действие каптоприла

-механизм гипотензивного действия клофелина

3 часа

33. Мочегонные средства. Противоподагрические средства.

Знать классификацию диуретических средств, локализацию их действия в различных отделах нефрона, скорость проявления и силу мочегонного действия. Показания для применения диуретиков, в т.ч.-в комплексной терапии острых отравлений , основные побочные эффекты, способы их профилактики и коррекции. Запомнить фармакодинамику протиподагрических средств.

Выполнение экспериментальных исследований:

-влияние фуросемида на диурез у мышей

Разработка алгоритмов:

-диуретическое действие фуросемида

-диуретическое действие дихлотиазида

3 часа

34. Маточные средства. Средства, влияющие на гемопоэз

Знать классификацию маточных средств, сравнительную характеристику утеротонических препаратов, показания к применению

Иметь представление о средствах, влияющих на кроветворение. Изучить лекарственные средства, стимулирующие эритро- и лейкопоэз

Выполнение экспериментальных исследований:

-изучение влияния динопростона на матку

Разработка алгоритмов:

-механизм действия окситоцина при стимуляции родовой деятельности

-действие цианокобаламина на гемопоэз

3 часа

35. Средства, влияющие на гемостаз.

Изучить лекарственные средства, понижающие и повышающие свертывание крови. Средства, применяющиеся для остановки кровотечений. Фармакодинамика гемостатиков системного и местного действия, антифибринолитических средств. Применение препаратов, повышающих свертывание крови, для профилактики и остановки кровотечений в медицинской практике. Характеристика средств, применяющихся для предотвращения и лечения тромботических состояний, применение, побочные эффекты.

Выполнение экспериментальных исследований:

-изучение влияния викасола на свертывание крови

-влияние натрия цитрата и кальция хлорида на свертываемость крови

Разработка алгоритмов:

-антикоагулянтное действие гепарина

-механизм действия викасола на свертывание крови

-действие контрикала на фибринолиз

3 часа
36. Коллоквиум по разделу “Средства, влияющие на функции исполнительных органов”.

Проверить и оценить навыки студентов по умению корректировать рецепты на препараты, влияющие на функции внутренних органов, а также знания учащимися фармакодинамики, показаний для использования, отрицательного действия препаратов.

3 часа

37. Зачетное занятие

Проверить и оценить знания студентов по фармакологии, полученные в ходе V и VI семестров.

1 час
VI. СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ И ОБМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ
38. Витаминные препараты. Микроэлементы. Антигипоксические препараты. Ангиопротекторы

Углубить знания о препаратах водо- и жирорастворимых витаминов, их специфическом и неспецифическом действиях, применении. Препараты микроэлементов и ферментов, показания для использования в медицине. Характеристика ангипротекторов, основные фармакологические эффекты, применение. Препараты антигипоксического действия, аспекты фармакодинамики, показания для применения в практике.

Выполнение экспериментальных исследований:

-влияние кислоты никотиновой на сосуды уха кролика

Разработка алгоритмов:

-действие кислоты аскорбиновой на проницаемость сосудов

-действие лидазы на рубцовую ткань

4 часа

39. Гормональные препараты полипептидной, белковой и аминокислотной структуры.

Изучить основные свойства гормональных препаратов полипептидной, аминокислотной и структуры, их влияние на обменные процессы и проявления неспецифического фармакологического действия. Применение гормональных препаратов щитовидной железы и антитиреоидных средств. Препараты инсулина и синтетические противодиабетические средства. Побочные эффекты гормональных препаратов, основные противопоказания.

Выполнение экспериментальных исследований:

-изучение симптомов острого отравления инсулином лабораторных животных

-влияние питуитрина на диурез

Разработка алгоритмов:

-противоводиабетическое действие глибенкламида

- антитиреоидное действие мерказолила

-действие паратиреоидина на кальциевый и фосфорный обмен

4 часа

40. Гормональные препараты. Противовоспалительные средства стероидной структуры

Изучить основные свойства гормональных препаратов стероидной структуры, их влияние на обменные процессы и проявления неспецифического фармакологического действия. Знать противовоспалительные средства стероидной структуры, их фармакодинамику, побочные эффекты. Особенности применения стероидных противовоспалительных средств, основные противопоказания.

Разработка алгоритмов:

-противовоспалительное действие преднизолона

-анаболическое действие ретаболила

4 часа
41. Средства, влияющие на иммунные процессы. Противоаллергические средства.

Иммуностимулирующие средства биологического и синтетического происхождения, влияние на основные звенья иммуногенеза, применение.

Углубить знание о фазах аллергических реакций немедленного и замедленного типа, знать классификацию и механизмы действия противоаллергических средств в зависимости от влияния на фазы реакций ГНТ и ГЗТ. Антигистаминные средства, особенности фармакодинамики, применение, отрицательные эффекты. Характеристика противоаллергического действия препаратов глюкокортикоидов, использование при анафилактическом шоке.

Выполнение экспериментальных исследований:

-изучение седативного действия димедрола

Разработка алгоритмов:

-противоаллергическое действие кетотифена

-противоаллергическое действие диазолина

-противоаллергическое действие преднизолона

4 часа
42. Коллоквиум по разделу “Средства, влияющие на обменные и метаболические процессы”.

Оценить знания студентов по классификациям, механизмам действия, показаниям к применению лекарственных средств, изучаемых в указанном разделе. Проверить практический навык коррекции рецептов.

4 часа
VII. ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

43. Антисептические и дезинфицирующие средства. Сульфаниламидные препараты. Синтетические противомикробные средства разной химической структуры.

Изучить определение антисептиков и дезинфицирующих средств, различия между препаратами, механизмы реализации и степень выраженности противомикробного действия. Применение в клинической практике, возможные осложнения.

Углубить представление о строении, механизме и спектре бактериостатического действия, сравнительной эффективности, показаниях для назначения и отрицательном действии сульфаниламидных средств. Характеристика противомикробных препаратов-производных нитрофурана, 8-оксихинолина, хинолона.

Выполнение экспериментальных исследований:

-влияние различных концентраций этилового спирта на белок

-дезодорирующее действие перманганата калия

-вспенивающее действие перекиси водорода

-растворимость сульфаниламидов в зависимости от РН среды

-всасываемость фталазола, норсульфазола и сульфацила-натрия из желудочно-кишечного тракта лягушки

Разработка алгоритмов:

-антисептическое действие фурацилина

-механизм антибактериального действия бисептола

-механизм антибактериального действия офлоксацина

4 часа

44. Антибиотики ( занятие 1 ).

Получить четкое представление об антибиозе, делении антибактериальных препаратов по химической структуре, механизму антибактериального действия, спектру и типу действия, первоочередности клинического применения. Антибиотики, нарушающие синтез клеточной стенки: пенициллины, цефалоспорины, препараты, комбинированные с ингибиторами b-лактамаз. Особенности механизма действия, показания для применения, осложнения.

Выполнение экспериментальных исследований:

-определение спектра действия бензилпенициллина натриевой соли

-определение спектра действия клафорана

-испытание антибиотика на пирогенность

Разработка алгоритмов:

-механизм антибактериального действия антибиотиков пенициллинового ряда

4 часа

45. Антибиотики (занятие 2)

Усвоить сведения о механизмах действия, типе и спектре антибактериального действия препаратов, нарушающих синтез белка и нуклеиновых кислот микроорганизмами. Характеристика тетрациклинов, макролидов, аминогликозидов. Осложнения антибиотикотерапии. Препараты, нарушающие функции цитоплазматических мембран возбудителей. Применение, побочные эффекты.

Выполнение экспериментальных исследований:

-изучить сравнительную токсичность пенициллина и стрептомицина

-определение спектра действия тетрациклина

Разработка алгоритмов:

-механизм антибактериального действия линкомицина

-механизм антибактериального действия эритромицина

-механизм антибактериального действия тетрациклина

4 часа

46. Коллоквиум по разделу «Антибактериальные средства»

Оценить знания студентов по классификациям, механизмам действия, показаниям к применению лекарственных средств, изучаемых в указанном разделе. Проверить практический навык коррекции рецептов.

4 часа
47. Противовирусные препараты. Противотуберкулезные средства. Противоспирохетозные средства.

Изучить противовирусные средства различной химической структуры, механизмы их действия, применение для профилактики и терапии вирусных инфекций, возможные осложнения. Средства для лечения туберкулеза: общая характеристика, деление в зависимости от эффективности, осложнения. Противосифилитические препараты: особенности воздействия на спирохеты, побочные эффекты.

Выполнение экспериментальных исследований:

-антидотная терапия острого отравления мышьяком

Разработка алгоритмов:

-механизм противовирусного действия рибавирина

-механизм противотуберкулезного действия изониазида

4 часа

48. Противопротозойные средства. Противогрибковые средства. Противоглистные средства.

Иметь представление о фармакодинамике, показаниях для применения, побочных эффектах основных групп противопротозойных средств. Спектр применения метронидазола в медицине. Характеристика противогрибковых средств, механизмы действия, спектр антимикозной активности, показания к применению. Антибактериальные средства и препараты синтетического ряда, применяющиеся при грибковых поражениях кожи, ее придатков и слизистых оболочек. Знакомство с антигельминтными препаратами, фармакодинамика, применение.

Выполнение экспериментальных исследований:

-действие хинина на мерцательный эпителий

-определение спектра действия нистатина

Разработка алгоритмов:

-механизм химиотерапевтического действия метронидазола

-механизм фунгицидного действия полиеновых антибиотиков

4 часа

49.Антибластомные средства. Коллоквиум по разделу “Химиотерапевтические средства”.

Оценить практический навык оформления и коррекции рецептов, а также теоретические знания студентов по наиболее существенным моментам фармакодинамики, применению основных групп химиотерапевтических средств.

4 часа

50. Мероприятия скорой помощи при неотложных состояниях. Зачет

Углубить знания студентов по принципам терапии острых отравлений. Мероприятия по удалению невсосавшегося яда, очистка организма от ядовитого вещества, поступившего в общий кровоток, понятие об антидотной терапии и симптоматической терапии. Лекарственные средства, применяющиеся при анафилактическом шоке, коллаптоидных состояниях.

4 часа

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа на 2007-2008 учебный год iconСют за 2007-2008 учебный год в 2007-2008 учебном году
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Рабочая программа на 2007-2008 учебный год iconДоклад о результатах деятельности моу верейской средней общеобразовательной...
Публичный доклад подготовлен муниципальным общеобразовательным учреждением Верейская средняя общеобразовательная школа № в отчете...
Рабочая программа на 2007-2008 учебный год iconСоциологи я планы и программа практических занятий на 2007/2008 учебный год Пермь, 2007
Социология: Планы и программа практических занятий на 2006/07 учебный год / Составители: В. Д. Разинская, О. В. Борисова, О. С. Беляева,...
Рабочая программа на 2007-2008 учебный год iconАнализ работы проблемно- творческой группы учителей английского языка...
«Использование проектной деятельности в учебном процессе» мобу сош №3 за 2007- 2008 учебный год
Рабочая программа на 2007-2008 учебный год iconПубличный доклад моу «Югюлятская средняя общеобразовательная школа» за 2007-2008 учебный год
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 – «журналистика» (квалификация бакалавр)
Рабочая программа на 2007-2008 учебный год iconОтчет «Итоги учебно-методической работы за 2006/2007 учебный год...
Обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании грабежей и разбойных нападений
Рабочая программа на 2007-2008 учебный год iconПлан работы ммо учителей математики, физики и информатики при моу...
...
Рабочая программа на 2007-2008 учебный год iconАнализ методической работы за 2007-2008 учебный год
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»
Рабочая программа на 2007-2008 учебный год iconДоклад асбестовского муниципального общеобразовательного учреждения...
Место нахождения школы (юридический и фактический адрес): 624260 Свердловская область, город Асбест, улица Садовая, дом 11. телефон...
Рабочая программа на 2007-2008 учебный год icon«Основная общеобразовательная школа» г. Гусь-Хрустальный за 2007-2008 учебный год
Финансовое обеспечение функционирования и развития образовательного учреждения стр 14
Рабочая программа на 2007-2008 учебный год iconАнализ воспитательной работы за 2007-2008 учебный год
...
Рабочая программа на 2007-2008 учебный год iconПлан конспект урока физики в 9Б классе 2007-2008 учебный год
Максвеллом? (Максвелл предположил, что свет является частным случаем электромагнитных волн)
Рабочая программа на 2007-2008 учебный год iconПубликации по результатам педагогической деятельности в сми 2007-2008 учебный год
Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне
Рабочая программа на 2007-2008 учебный год iconУчаствовавшие в муниципальных и региональных профессиональных конкурсах
Педагогические работники, имеющие публикации по результатам педагогической деятельности в сми, периодических изданиях, сборниках,...
Рабочая программа на 2007-2008 учебный год icon1. Общая характеристика образовательного учреждения и условий его функционирования
Публичный доклад директора моу средняя общеобразовательная школа №12 фроловой людмилы николаевны за 2007-2008 учебный год
Рабочая программа на 2007-2008 учебный год iconЗа 2008-2009 учебный год пискунова ольга анатольевна методическая работа
Опубликование элективного курса «Секретные материалы о твоем здоровье» в сборнике бгпи, 2008 год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск