Анализ методической работы за 2007-2008 учебный год
I. Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16».
Год открытия:1952
Почтовый адрес: г. Кунгур, ул. Ленина, д.75
Телефон: 3-14-93, 3-12-08
Количество классов:29
Количество учащихся:на начало уч года - 610 человек, на конец уч года -595 человек
Директор: Сечейко Елена Васильевна, 1961 года рождения, образование высшее, стаж на данной должности – 4 года;
Зам.директора по УР: Горшунова Елена Александровна, 1967 года рождения, образование высшее, педагогический стаж на данной должности – 9 лет;
Смирнова Любовь Ивановна, 1962 года рождения, образование высшее, педстаж на данной должности – 10 лет;
Усольцева Галина Николаевна, 1953 года рождения, образование высшее, педстаж на данной должности – 2 года
II.Сформированность системы нормативно-правового обеспечения: 2.1.
| Образовательная программа школы
| есть
| 2.2.
| Положение о Методсовете
| есть
| 2.3
| Концепция развития МС
| есть
| 2.4.
| Программа развития МС
| есть
| 2.5.
| Наличие нормативных документов государственного, регионального и муниципального уровня
| Устав школы,
Концепция модернизации российского образования,
Закон РФ «Об образовании»,
| 2.6.
| Положение о ШМО
| есть
| 2.7.
| Планирование работы МС
| есть
| 2.8.
| Другие материалы
| Положение о работе педагога над методической темой
|
III. Состояние кадрового потенциала
| Общее
кол-во(%)
| Кол-во
За 2006-
2007 уч.г.
| %
2006-07
уч.год
| Всего педагогов
| 46(14+15+9+8)
|
|
| Высшая категория
| 8/17,1%(2+4+1+1)
| 4
| 8,6%
| Первая категория
| 28/61%(9+8+6+5)
| 3
| 6,5%
| Вторая категория
| 8/8,6%(3+3+1+1)
| 1
| 2,1%
| Высшее образование
| 30/65,2%(11+8+7+4)
|
|
| Средне-специальное образование
| 16/34,7%(3+7+2+4)
|
|
| Стаж до 5 лет
| 4(3+0+1+0) 8,6%
|
|
| Стаж от 5 до 10
| 6(2+1+3+0) 13,1%
|
|
| Стаж от 10 до 15
| 3(0+2+0+1) 6,5%
|
|
| Стаж от 15 до 20
| 12(4+3+2+3) 26%
|
|
| Стаж от 20 до 25
| 10(2+4+2+2) 21,7%
|
|
| Стаж от 25
| 11(3+5+1+2) 23,9%
|
|
|
IY. Введение, общая оценка выполнения целей и задач Методическая тема школы
Проблемное обучение и воспитание как фактор развития личностных качеств учащихся.
Цель:
Содействие повышению качества образования в условиях модернизации образования через повышение профессионализма педагогов, осваивающих технологию проблемного обучения и воспитания.
| Для выполнения цели и задач методической службой школы была проделана следующая работа:
1. Функционировали 4 методических объединения:
· ШМО начальных классов;
· Кафедра гуманитарных дисциплин;
· ШМО естественно-математических дисциплин;
· ШМО эстетических дисциплин.
Методические темы каждого методобъединения являются звеном в реализации методической темы школы:
· «Формирование здорового образа жизни у младших школьников» (ШМО начальных классов);
· «Повышение уровня речевой компетентности через развитие диалогового и проблемного обучения» (кафедра гуманитарных дисциплин);
· «Изучение и освоение технологии проблемного обучения и ИКТ» (ШМО естественно-математических дисциплин);
· «Проблемное обучение и воспитание как фактор развития творческих способностей учащихся» (ШМО эстетических дисциплин)
| Задачи:
1.Организовать методическое сопровождение реализации приоритетного национального проекта «Образование» по следующим направлениям:
· Образование и здоровье;
· Содержание образования;
· Качество образования;
· Воспитание и образование.
2.Вести мониторинг эффективности деятельности методической работы .
3 Организовать на базе школы ТПЛ: сотрудничество МОУ «СОШ № 16» и кафедры методики преподавания литературы ПГПУ по теме «Современные технологии обучения литературе: проблемное обучение, метод проектов, ИКТ». Научный руководитель: Лебедева М.А., к.ф.н.
4.Продолжить пополнять портфолио каждого педагога.
| Каждое методобъединение работало в соответствии с планом работы, утвержденным методическим советом школы 12 октября 2007 года. О проделанной работе за год был сделан творческий отчет на методической конференции 28 мая 2008 года. В целом работа каждого методобъединения получила хорошую оценку, но следует отметить и ряд нерешенных проблем, которые были обозначены на конференции:
· Недостаточное внимание уделялось работе со способными детьми;
· Неэффективно велась работа по межпредметной интеграции, что является обязательным при создании элективных курсов при переходе на предпрофильное и профильное обучение;
· В рамках деятельности методобъединений не на должном уровне анализировался и обобщался опыт педагогов, что влияет на подготовку и готовность учителей к аттестации.
|
|
|
Y.Эффективность методического обеспечения 5.1
| Работа над методической темой
| Проблемное обучение и воспитание как фактор развития личностных качеств учащихся.
| 5.2.
| Соответствие содержания методической работы целям оу
| Методическая работа была направлена на реализацию целей образования – на создание условий для развития личности педагога, его творчества и профессионализма через обеспечение информационной деятельности, методическое сопровождение инновационной деятельности, работу ШМО, проблемных и творческих групп, конкурсы, курсовую подготовку, методическую работу самого учителя, самообразование.
1.Для реализации методической темы и обеспечения непрерывного образования педагогов школы были проведены следующие методические семинары:
· Технология проблемного обучения и воспитания как фактор развития личностных качеств учащихся; (октябрь)
· Алгоритм проблемной деятельности на уроке; (ноябрь)
· Виды проблемных уроков; (декабрь)
· Проблемный урок и развитие личностных качеств; (январь)
· Технология дифференцированного обучения и воспитания в аспекте проблемной деятельности; (февраль)
· Технология диалогового обучения и воспитания в аспекте проблемной деятельности; (март)
· Итоговая методическая конференция (май).
2.Кафедра гуманитарных дисциплин приняла участие в Панораме открытых уроков, проходивших в рамках ГМО словесников, где четверо учителей (Покаленко О.В., Кокшарова Л.Г., Бадина Т.А., Суханова Л.Г.) дали открытые уроке с элемантами проблемной технологии и получили очень высокую оценку присутствующих. Усольцева Г.Н. на этом семинаре выступила с докладом «Роль проблемного обучения и воспитания в развитии личностных качеств учащихся».
3.С целью содействия повышению профессионализма 5 педагогов приняли участие в конкурсе «Учитель года» в четырех номинациях:
Покаленко О.В. – в номинации «Учитель»;
Бадина Т.А. – в номинации «Учитель» -2-е место;
Дудина О.Н. – в номинации «Классный руководитель» -3-е место;
Усольцева Г.Н. – в номинации «Лидео в образовании»;
Скачкова В.В. – в номинации «Педагог-психолог» - 2-е место.
4. За 2007-2008 учебный год обобщен опыт следующих учителей:
Котугина Ф.Г.(ШМО) «Использование здоровьесберегающих технологий во внеклассной работе»;
Трубина М.Л. (ШМО) «Проблемы обучения младших школьников орфографии»;
Покаленко О.В. (ГМО) Система подготовки к ЕГЭ»;
Бадина Т.А. (ТПЛ) «ИКТ на уроках русского языка и литературы»;
Усольцева Г.Н. (ТПЛ) «Проблемное обучение и воспитание как средство развития личностных качеств учащихся»;
Саднова В.Г. (ШМО) «Проектная технология на уроках ИЗО».
| 5.3.
| Работа по учебным программам:
*традиционным (адаптированные, модифицированные)
*инновационным (авторизованные)
| Количество педагогов (%)
96%
4% Усольцева Г.Н. «Преподавание риторики в старшем звене»
| YI. Инновационная деятельность 6.1.
| Целесообразность и результативность инновационной деятельности
| Инновационная деятельность направлена на реализацию основных направлений национального проекта «Образование»:
· Образование и здоровье;
· Содержание образования и качество образования
В направлении здоровьесберегающих технологий открыта ТПЛ по теме «Осуществление преемственности физкультурно-оздоровительной работы детский сад № 13-школа № 16» под руководством к.п.н. Токаевой Т.Э.
В этом учебном году по здоровьесбережению совместно с детским садом были проведены две конференции, на которых учителя школы Ширяева Т.Н., Котугина Ф.Г., Кондакова В.А. делились опытом работы по данной технологии.
В конце учебного года была проведена экспертиза инновационной деятельности по здоровьесбережению. Работа в этом направлении будет продолжена.
| 6.2.
| Наличие экспериментальных площадок и педагогических лабораторий, их статус
| На основании решения методического совета школы в ноябре 2007 года открыта в качестве эксперимента ТПЛ «Инновационные технологии в процессе преподавания литературы: проблемное обучение, ИКТ, проектная деятельность».
Научный руководитель: Лебедева М.А., к.ф.н., кафедра методики преподавания литературы ПГПУ(институциональный статус).
Проведены три семинара с при- глашением филологов из школ города и района:
1.Проблемное обучение как фактор развития личностных качеств учащихся; (ноябрь)
2. ИКТ на уроках литературы: механизм создания презентаций; (январь)
3.Проектная деятельность на уроках литературы.(апрель)
В рамках ТПЛ учителями школы были даны мастер-классы по темам семинара:
Бадина Т.А. «Использование ИКТ на уроках литературы»;
Усольцева Г.Н. «Проблемное обучение на уроках литературы».
| 6.3.
| Проектная деятельность оу
| В 2007-2008 учебном году школа продолжила проектную деятельность. Работала творческая группа «Проектная деятельность как эффективное средство развития личностных качеств учащихся и учителя». Проект «Наша школьная газета» стал открытием не только для учащихся, но и для учителей и родителей»
Был написан и сдан на конкурс социальных проектов «Лукойл-Пермь» проект «Тобою, родина, живу» (автор Усольцева Г.Н.);
Проект «Спортландия» на конкурсе городских социальных проектов «Лукойл-Пермь» выиграл грант 100 тыс. рублей (автор Горшунова Е.А.)
|
YII. Повышение квалификации в области ИКТ
В 2007-2008 учебном году курсы в области ИКТ не посещались.
Из общего количества педагогов владеют компьютером:
В совершенстве владеют:7 педагогов (15,3%)
Хорошо владеют, совершенствуя свой уровень: 8 педагогов (17,4%)
Начали осваивать: 4 педагога (8,3%) 8. Обеспечение учебной и учебно-методической литературой
| Обеспеченность УМК по учебным программам и по предметам -100%.
Методкабинет имеет для широкого пользования следующие издания:
· Журнал «Практика административной работы»;
· Журнал «Школьные технологии»;
· Библиотека журнала «Директор школы» «Все о современном уроке»;
· Энциклопедия образовательных технологий «Педагогические технологии на основе интенсификации и эффективного управления УВП»;
· Брошюры по современным образовательным технологиям и современной парадигме образования кафедры гуманитарных дисциплин ПРИПИТа.
|
IX. Приложения
Информация об опыте работы по использованию современных технологий, методов, систем обучения Технологии методы,
системы
| Ф.И.О.
учителя
| Предмет
| Степень
освоенности
| Индивид-е
особенности
использования
| Необходимая помощь
ГМК
| Здоровьсбережение
| Кондакова В.А
Ширяева Т.Н.
Котугина Ф.Г.
| Начальная школа
| Могут делиться опытом
|
|
| Проблемное обучение
| Усольцева Г.Н.
| Литература, русский язык, риторика
| Может делиться опытом
|
|
|
Информация о результативности курсовой подготовки Ф.И.О.
учителя
| Предмет,
должность
| Место
прохождения
курсов
| Срок
| Название
(тема,
проблема)
| Что использу-
ется в
работе
| Что не
Удовле-
творило
| Лузина О.Ю.
| История
Обществ-е
| ПОИПКРО
| Дек.
2007г.
фев.
2008 г.
| Актуальные проблемы школьного исторического и обществоведческого образован
| Курсы помогли совершенствовать свои методы работы
|
| Постаногова Т.Н.
| История
Обществ-е
| ПОИПКРО
| Дек.
февр.
2007-2008
| Актуальные проблемы школьного и общест-го образован
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подготовка учителей школы к аттестации на 1 и высшую категории
Ф.И.О. учителя
| Категория
имеет гот-ся
| Предмет
| Срок
будущей
аттестации
| Форма
аттестации
| Левитова М.И.
| Первая Первая
| Гография
| Январь 2008 г.
| Открытые уроки, реферат
| Костина В.Е.
| Первая первая
| математика
| Ноябрь 2008 г.
| Реферат, открытые уроки
| Смирнова Л.И.
| Первая Первая
| математика
| Февраль 2009г.
| Реферат, открытые уроки
| Постаногова Т.Н..
| Первая Первая
| история
| декабрь 2008 г
| Реферат, открытые уроки
| Шеина О.В.
| Первая первая
| Нач.шк.
| Ноябрь 2008 г.
| Реферат, открытые уроки
|
Школа готовит представить опыт Тема,
проблема
| Для
категории
| Ф.И.О.
учителя
| Форма
представления
опыта
| Уровень
(город,
область)
| Предполо-жительный
срок
| Проблемное обучение и воспитание как фактор развития личностных качеств учащихся
| Учителей,
Зам.директо-ров,
директоров
| Группа учителей
| Семинар
| город
| III четверть
2008 г.
| X.Достижения педагогов на федеральном, региональном муниципальном уровне Ф.И.О учащегося, педагога
| Где принимал
участие
| Результат
| Кондакова В.А.
| Региональный семинар «Здоровьесберегающие технологии в дет.саду и нач.школе»
Выступила по теме «Развитие валеологической среды во 2 классе».
Мастер-класс на ГМО по теме «Подготовка к участию в нац.проекте»
|
| Ширяева Т.Н.
| Участие в региональной конференции «Здоровьесберегающие технологии в дет.саду и нач.школе»
| Открытый урок русского языка
| Котугина Ф.Г.
| Участие в региональной конференции «Здоровьесберегающие технологии в дет.саду и нач.школе»
| Выступление театра ЗОЖ «Здоровье в саду и огороде»
| Покаленко О.В.
| Межрегиональная конференция на базе ПГПУ «Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы. Выступление по теме «Развитие речевой компетенции на уроках русского языка в 7 кл.»
| Статья опубликована в сборнике «Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы»
| Ужегова Л.Ю.
| Краевые педагогические чтения «Повышение эффективности деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования в условиях нац.проекта «Образование»
|
| XI. Модернизация методической службы С целью более эффективной работы методических объединений и интенграции образовательного процесса перевести их в режим работы кафедр, заключив договора на сотрудничество каждой кафедры с научными руководителями по проблемам, которые связаны с переходом школы в гуманитарное пространство.
| Работа методической службы должна носить философско-методологический характер и иметь выходы на научные школы.
| XII. Проблемы и пути их решения Существует проблема неэффективности осуществления инновационных процессов в силу консервативности и неготовности части педагогов исследовать и применять новое
| Для решения этой проблемы планируется создание проблемных групп по изучению современных педагогических технологий.
| XIII. Цели, задачи на новый учебный год
В 2008-2009 учебном году перед коллективом школы стоят следующие цели и задачи:
· Продолжить осваивать технологию проблемного обучения и воспитания с целью повышения качества образования;
· Продолжить изучать ИКТ и эффективно применять на уроках;
· Вести мониторинг профессиональной успешности учителей по Карте успешности с целью мотивации педагогов на высокие результаты;
· Начать сотрудничество с лабораторией развивающего обучения ПОИПКРО;
· Продолжить работу по программе «Способные дети» с целью добиваться высоких результатов учащихся в обучении, в конкурсах, олимпиадах городского и регионального уровня;
· Осуществить переход на предпрофильное и профильное обучение;
· Продолжить работу по пополнению портфолио учителя;
· Сформировать систему дополнительного образования в рамках предпрофильной и профильной подготовки в аспекте гуманитарного образования
Зам.директора по НМР Усольцева Г.Н. |