Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми государственный институт развития образования»





Скачать 97.51 Kb.
НазваниеРеспублики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми государственный институт развития образования»
Дата публикации26.10.2015
Размер97.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Министерство Образования Республики Коми

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования

«Коми государственный институт развития образования»


Педагогический проект

«СЕРДЦЕ МАТЕРИ»

Модуль «Основы светской этики»

Выполняли:

Пономарёва Оксана Григорьевна МБОУ «СОШ» с.Айкино

Богданова Эльвира Сергеевна МАОУ «СОШ №12» г.Сыктывкар

Морозова Елена Анатольевна МАОУ «СОШ №12» г.Сыктывкар

Научный руководитель:

Попова В.Ц.

Г. Сыктывкар, 2014
«Мать» - это слово тихое,

Тихое, но великое …

Л.Лацуй

Проблема проекта:

В связи с тем, что в общественном сознании во многом утрачено представление о ценностях и традициях семьи, в частности, о почитании мамы, возникла необходимость в организации деятельности школьников и родителей по исследованию данной проблемы и выработке отношения к сложившейся ситуации.

Актуальность проекта:

Семья – самая маленькая ячейка общества, дающая ребенку бесценный опыт социализации. Причины ее особой роли обусловлены устойчивостью, долговременностью и богатым разнообразием ее влияния, притом опыт, передаваемый семьей, воспринимается детьми не только разумом, но и чувством. Наука свидетельствует так же о том, что основа нравственности будущей личности закладывается в раннем детстве под доминирующим воздействием семьи. Дети безмерно доверяют своим родителями, гордятся и любят их.

Кирпичиками семейного счастья является взаимопонимание и уважение между всеми членами семьи, мир и согласие в доме, доброта и т.д., но бесспорно главным является мама, которая в своих хрупких руках сохраняет семейное благополучие и счастье. В ее сердце всегда найдется место для каждого. От материнской любви зависит дальнейшая жизнь ее детей.

В младшем школьном возрасте влияние мамы на ребенка достаточно велико. В последние годы в нашем государстве особое внимание также уделено роли матери в семье и в ноябре проводится День Матери, праздник женщины дарующей жизнь, отдающей всю свою теплоту, заботу и любовь детям.

Цель проекта:

развитие ценностного отношения школьников к традиции почитания матери в культуре народа.

Задачи:

  1. Актуализировать проблему сочувствия и сопереживания матери;

  2. Привлечение внимания школьников и родителей к проблеме почитания матери;

  3. Формирование коммуникативной компетентности школьников через организацию групповой и коллективной деятельности;

  4. Организация исследовательской деятельности детей по предложенным направлениям;

  5. Создание условий для получения личного опыта в творческой деятельности школьников, в работе с первоисточниками;

  6. Создание условий для всестороннего изучения темы «Сердце матери»;

  7. Создание условий для позитивного взаимодействия всех участников проекта;

  8. Создание условий для формирования опыта презентации результатов и анализа собственной деятельности школьниками.

Технология: этический диалог, критического мышления.

Методы: словесный, наглядно-демонстративный, частично-поисковый

Формы деятельности: коллективные и групповые

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:
- актуализация проблемы сопереживания и сострадания матери;

- понимание роли матери в жизни каждого человека;
- осознание собственной положительной или негативной роли в эмоциональном состоянии другого человека на примере матери;
- развитие доброжелательности, отзывчивости;
- формирование навыков осмысления собственного поведения, личной ответственности за свои поступки;
Метапредметные результаты:
- осознанное построение речевых высказываний;
- формирование умения работать в паре, готовности слушать собеседника, принимать его точку зрения, вести диалог;
- использование логических операций анализа, сравнения, рассуждения, доказательства.
Предметные результаты:
- принятие норм поведения в общении с матерью

Оборудование: видеопроектор, карточки для групповой работы, учебник, презентация к уроку.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

1 этап. Завязка, выявляющая проблему:

Детям для знакомства раздаётся текст притчи.

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла. Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце.

М.Скребцова

2этап. Построение логической цепочки развития мысли.

  • Где росла красавица берёза?

  • От чего защищала Берёза-мать своих дочерей?

  • Что случилось в лесу?

  • Как вела себя Берёза-мать во время грозы?

  • Почему Берёза-мать смогла выстоять в жестокой схватке с грозой?

  • Вокруг чего с тех пор растут три берёзки?
    Что можно услышать, если присесть на ствол берёзы.

  • Найдите и прочитайте строки, в которых, по вашему мнению, заключена основная мысль притчи.

  • Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?

  • Как бы вы озаглавили этот текст? Сердце матери - это тема нашего урока.

  • Расскажите, как будут жить три сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?

3 этап. Обращение к личности ребёнка.

  • А вы как можете защитить маму?

  • Какие качества своих мам вы увидели в образе Березы-матери?

  • Тему нашего урока нельзя понять только словами. Поэтому я даю вам другие средства познания. Они называются чувствами и мыслями. Мы рассмотрим взаимоотношения между вами и самым дорогим человеком – матерью.

  • Я предлагаю вам поработать в группах и выполнить следующие задания и высказать свои мнения по теме «Сердце Матери»

Работа в группах:

1 группа. Какое оно «сердце матери»? Подберите эпитеты.

2 группа. Дополните пословицы, объясните их смысл.

3 группа. Прочитайте и найдите основную мысль притчи.

4 группа. Объясните смысл высказываний великих людей о матери.

5 группа. Как назвали памятник в Волгограде и почему?

Результаты:

1 группа: Какое оно «сердце матери»? Подберите эпитеты.



2 группа: дополни пословицы и объясни их смысл.

  • Трепетное, уважительное отношение людей к образу матери, ее чувствам легко понять по народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам. Мудрость мусульман гласит:
    Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери.
    Перед вами фрагменты русских народных пословиц. Дополните пословицы, объясните их смысл.

Лучше нету … , чем родная матушка.

При солнышке тепло, при …. добро.

Материнская молитва со …. достанет.

У дитятки заболит пальчик, а у матери …

3 группа. Прочитайте и найдите основную мысль притчи.

Узнал один ангел, что в материнской любви прячется такая сила, что нет ей равной на Земле. Решил ангел открыть тайну материнской любви. Долго ходил он среди людей, но ничего не понял.

  • Никакой тайны я не нашел, Господи! - воскликнул ангел. - Все матери ведут себя по-разному. Одни - целуют своих детей, другие - бранят, одни - балуют, другие -воспитывают в строгости, одни - приучают детей к тяжелому труду, другие - ничего не дают им делать. 

  • Ты не туда смотрел, - раздался Небесный Голос. - Не смотри на поведение матери, а загляни в ее сердце. 

Увидел тогда ангел, что одни матери целуют своих детей, другие - бранят, но все они одинаково любят их, больше жизни.

Основная мысль: Сердце матери любит своих детей больше жизни.

4 группа. Объясните смысл высказываний великих людей о матери.

Без матери нет ни поэта, ни героя. (М. Горький)‏

Любовь к Родине начинается с любви к матери. (Ю. Яковлев)‏

Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни. (В. Шукшин)‏

Добро в сердцах и делах детей – это счастье матери. Зло – ее горе. (Сухомлинский)‏

Сердце матери – неиссякаемый источник чудес. (П. Беранже)‏
5 группа: Как назвали памятник в Волгограде и почему?

На Мамаевом кургане в Волгограде возвышается над местностью на 52 метра статуя «Родина-мать зовет!». Высота холма - 14 метров, а высота скульптуры с учетом меча - 85 метров. Это одна из самых высоких статуй мира. Автор - скульптор Е.В. Вучетич. e:\родина мать\ac7db7a4623fd3711c517777ea3.jpg

Скульптура представлена в образе матери, созывающей своих сыновей на защиту Родины от врагов. Резкие линии фигуры, растрепанные по ветру волосы, широко раскрытые глаза и рот женщины, рука, распростертая над городом – все это создает ощущение силы и напряжения, атмосферу тревожности и движения.

К вершине Мамаева кургана ведут дорожки. Есть здесь и могила неизвестного солдата. Всего в кургане под статуей «Родина-мать зовет!» захоронено 34 500 человек – солдат и простых людей, ставших в годы войны героями своей страны. Сотни и тысячи людей со всего мира приходят , чтобы посмотреть на этот великолепный монумент и почтить память тех, кто защитил свое Отечество от врага.

  • Замечательно об этом написал поэт Стариков А.

Мама и Родина очень похожи:
Мама – красивая, Родина – тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.

Если поет мама песню, то ей
Вторит веселый и звонкий ручей…
Так и должно быть: что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам.

  • Сколько у каждого человека может быть матерей?

  • Отгадайте загадку:

У меня, молодца, пять матерей, шеста - матушка

1.Родная мать.

2. Пресвятая Богородица

3. Мать - сыра земля

4. Родина-мать

5. Крёстная мать

6. Мать-церковь

(Дети узнают, что у человека может быть 6 матерей и одна из них Церковь)

  • А эти слова, могут охарактеризовать мать?

Доверие, сочувствие, сострадание, сопереживание, бескорыстие, доброжелательность, самопожертвование. (Работа над словами, их составом и значением)

4 этап. Точка наивысшего напряжения

(Детям предлагается просмотреть фрагмент социального видеоролика «Мама»)

  • Какие чувства вызвал просмотр данного фрагмента?

  • Что испытало Сердце Матери?

  • Вспомните, обижали ли вы когда-нибудь свою маму?

  • Всегда ли у вас хватало мужества признать свои ошибки и искренне попросить у мамы прощения?

  • Мать и дитя – неразрывные понятия. С той самой секунды, когда маленький ребёнок появляется на свет, он становится главным человеком в жизни матери. Мама дарит жизнь, она учит, оберегает, советует, помогает, иногда ругает, но при этом всегда безмерно любит.

  • А моим советом пусть станут строки из стихотворения Виктора Гина.

Всегда легко обидеть мать.
Она обиду не заметит.
И только может вам сказать —
«Не простудись, сегодня ветер».

Любите люди матерей,
им в этой жизни мало надо.
Любовь и преданность детей
для них превысшая награда!

А сердце матери – оно одно
С тобою вместе плачет и рыдает,
И нам того понятья не дано,
Как матери за нас порой страдают;

А сердце матери – единственный ответ,
На все вопросы, таинства всей жизни,
И не забыть нам мудрый тот совет,
Что мать дала на Родине-Отчизне;

А сердце матери, когда ты вдалеке -
Оно как компас правильный и точный,
И ты шагаешь бодро, налегке –
Оно укажет путь твой непорочный;

А сердце матери хранит от всех скорбей,
Всегда с тобой идёт и неделимо,
Смотри его небрежно не разбей,
Оно навек одно, неповторимо;

А сердце матери – честнейшее из всех,
Оно всегда желает нам удачи,
С его любовью ждёт во всём успех,
Спеши утешить, когда мама плачет;

Но ты порой пройдёшь и с холодком,
Сердечных мук совсем не замечаешь,
Запомни: сердце матери одно,
Ты за него пред Богом отвечаешь!

А. Юфик

  • Во все времена, у всех народов Земли, у людей разных вероисповеданий образ матери был священным за её лучшие душевные качества. Православные христиане на русской земле почитали Матерь Божию – святую, родившую сына Божьего Иисуса Христа. Например, к иконе Казанской Божьей Матери православные обращались с молитвами о здоровье, благополучии, о победе над врагами земли русской.

  • Православные верующие всегда молились о своих родных и я предлагаю вам познакомиться с Молитвой о Маме:



Рефлексия: сочинить синквейн о маме

Вывод:

  • Ребята, анализируя притчи, видеоролик, слушая стихотворения, работая в группе, какой вывод можно сделать о матери, о её сердце, о том, как надо к ней относиться.

  • Как теперь вы будете строить отношения с мамой?

  • У вас впереди много лет жизни, которые вы проведете с мамой. И от вас во многом будет зависеть, какими чувствами наполнится её сердце.

  • Я предлагаю вам следующие варианты творческого домашнего задания:

  1. письмо маме

  2. Презентацию о маме

  3. Стихотворение о маме

  4. Рассказ о маме

  5. Составить альбом о маме

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми государственный институт развития образования» iconРеспублики Коми государственный доклад о состоянии окружающей природной...
Государственное учреждение Республики Коми Территориальный фонд информации по природным
Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми государственный институт развития образования» iconМинистерство образования Республики Коми Государственное автономное...
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми государственный институт развития образования» iconМинистерство образования республики коми
Республики Коми №226 от 30 июня 2011 года «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг...
Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми государственный институт развития образования» iconМуниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми государственный институт развития образования» iconПоложение о проведении регионального этапа
Учредители и организаторы уфпс республики Коми филиал фгуп «Почта России» и Министерство образования Республики Коми. Содействие...
Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми государственный институт развития образования» iconМ инистерство образования республики коми коми государственный педагогический институт
Республиканском студенческом конкурсе методических разработок уроков с использованием современных аудиовизуальных и информационных...
Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми государственный институт развития образования» iconПриложение к
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми государственный институт развития образования» iconРасписание
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми государственный институт развития образования» iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми государственный институт развития образования» iconПоложение об Управлении государственной гражданской службы Республики...
Республики Коми, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Коми, координирующим деятельность...
Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми государственный институт развития образования» iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников Сыктывкар 2011
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми государственный институт развития образования» iconМеждународная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми государственный институт развития образования» iconОтдел докторантуры и аспирантуры (ода) рук. Погодин Алексей Андреевич
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми государственный институт развития образования» iconПояснительная записка к докладу о результатах за 2010 год и основных направлениях деятельности
Правительства Республики Коми от 29 июня 2009 года №183, с учетом методических рекомендаций по их подготовке, представлению и оценке,...
Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми государственный институт развития образования» iconПрограмма дорожного агентства республики коми по повышению эффективности...
Риод 2012-2013 годов (далее – Программа) разработана в целях реализации распоряжения Правительства Республики Коми от 31 декабря...
Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Коми государственный институт развития образования» iconРегламент управляющего совета гбоу сош №492 Глава общие положения статья Управляющий совет
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск