Министерство Образования Республики Коми
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования
«Коми государственный институт развития образования»
Педагогический проект
«СЕРДЦЕ МАТЕРИ»
Модуль «Основы светской этики»
Выполняли:
Пономарёва Оксана Григорьевна МБОУ «СОШ» с.Айкино
Богданова Эльвира Сергеевна МАОУ «СОШ №12» г.Сыктывкар
Морозова Елена Анатольевна МАОУ «СОШ №12» г.Сыктывкар
Научный руководитель:
Попова В.Ц.
Г. Сыктывкар, 2014 «Мать» - это слово тихое,
Тихое, но великое …
Л.Лацуй
Проблема проекта:
В связи с тем, что в общественном сознании во многом утрачено представление о ценностях и традициях семьи, в частности, о почитании мамы, возникла необходимость в организации деятельности школьников и родителей по исследованию данной проблемы и выработке отношения к сложившейся ситуации.
Актуальность проекта:
Семья – самая маленькая ячейка общества, дающая ребенку бесценный опыт социализации. Причины ее особой роли обусловлены устойчивостью, долговременностью и богатым разнообразием ее влияния, притом опыт, передаваемый семьей, воспринимается детьми не только разумом, но и чувством. Наука свидетельствует так же о том, что основа нравственности будущей личности закладывается в раннем детстве под доминирующим воздействием семьи. Дети безмерно доверяют своим родителями, гордятся и любят их.
Кирпичиками семейного счастья является взаимопонимание и уважение между всеми членами семьи, мир и согласие в доме, доброта и т.д., но бесспорно главным является мама, которая в своих хрупких руках сохраняет семейное благополучие и счастье. В ее сердце всегда найдется место для каждого. От материнской любви зависит дальнейшая жизнь ее детей.
В младшем школьном возрасте влияние мамы на ребенка достаточно велико. В последние годы в нашем государстве особое внимание также уделено роли матери в семье и в ноябре проводится День Матери, праздник женщины дарующей жизнь, отдающей всю свою теплоту, заботу и любовь детям.
Цель проекта:
развитие ценностного отношения школьников к традиции почитания матери в культуре народа.
Задачи:
Актуализировать проблему сочувствия и сопереживания матери;
Привлечение внимания школьников и родителей к проблеме почитания матери;
Формирование коммуникативной компетентности школьников через организацию групповой и коллективной деятельности;
Организация исследовательской деятельности детей по предложенным направлениям;
Создание условий для получения личного опыта в творческой деятельности школьников, в работе с первоисточниками;
Создание условий для всестороннего изучения темы «Сердце матери»;
Создание условий для позитивного взаимодействия всех участников проекта;
Создание условий для формирования опыта презентации результатов и анализа собственной деятельности школьниками.
Технология: этический диалог, критического мышления.
Методы: словесный, наглядно-демонстративный, частично-поисковый
Формы деятельности: коллективные и групповые
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты: - актуализация проблемы сопереживания и сострадания матери;
- понимание роли матери в жизни каждого человека; - осознание собственной положительной или негативной роли в эмоциональном состоянии другого человека на примере матери; - развитие доброжелательности, отзывчивости; - формирование навыков осмысления собственного поведения, личной ответственности за свои поступки; Метапредметные результаты: - осознанное построение речевых высказываний; - формирование умения работать в паре, готовности слушать собеседника, принимать его точку зрения, вести диалог; - использование логических операций анализа, сравнения, рассуждения, доказательства. Предметные результаты: - принятие норм поведения в общении с матерью
Оборудование: видеопроектор, карточки для групповой работы, учебник, презентация к уроку.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
1 этап. Завязка, выявляющая проблему:
Детям для знакомства раздаётся текст притчи.
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла. Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце.
М.Скребцова
2этап. Построение логической цепочки развития мысли.
Где росла красавица берёза?
От чего защищала Берёза-мать своих дочерей?
Что случилось в лесу?
Как вела себя Берёза-мать во время грозы?
Почему Берёза-мать смогла выстоять в жестокой схватке с грозой?
Вокруг чего с тех пор растут три берёзки? Что можно услышать, если присесть на ствол берёзы.
Найдите и прочитайте строки, в которых, по вашему мнению, заключена основная мысль притчи.
Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
Как бы вы озаглавили этот текст? Сердце матери - это тема нашего урока.
Расскажите, как будут жить три сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?
3 этап. Обращение к личности ребёнка.
А вы как можете защитить маму?
Какие качества своих мам вы увидели в образе Березы-матери?
Тему нашего урока нельзя понять только словами. Поэтому я даю вам другие средства познания. Они называются чувствами и мыслями. Мы рассмотрим взаимоотношения между вами и самым дорогим человеком – матерью.
Я предлагаю вам поработать в группах и выполнить следующие задания и высказать свои мнения по теме «Сердце Матери»
Работа в группах:
1 группа. Какое оно «сердце матери»? Подберите эпитеты.
2 группа. Дополните пословицы, объясните их смысл.
3 группа. Прочитайте и найдите основную мысль притчи.
4 группа. Объясните смысл высказываний великих людей о матери.
5 группа. Как назвали памятник в Волгограде и почему?
Результаты:
1 группа: Какое оно «сердце матери»? Подберите эпитеты.
2 группа: дополни пословицы и объясни их смысл.
Трепетное, уважительное отношение людей к образу матери, ее чувствам легко понять по народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам. Мудрость мусульман гласит: Если одновременно позовут тебя отец и мать, то прежде подойди к матери. Перед вами фрагменты русских народных пословиц. Дополните пословицы, объясните их смысл.
Лучше нету … , чем родная матушка.
При солнышке тепло, при …. добро.
Материнская молитва со …. достанет.
У дитятки заболит пальчик, а у матери …
3 группа. Прочитайте и найдите основную мысль притчи.
Узнал один ангел, что в материнской любви прячется такая сила, что нет ей равной на Земле. Решил ангел открыть тайну материнской любви. Долго ходил он среди людей, но ничего не понял.
Никакой тайны я не нашел, Господи! - воскликнул ангел. - Все матери ведут себя по-разному. Одни - целуют своих детей, другие - бранят, одни - балуют, другие -воспитывают в строгости, одни - приучают детей к тяжелому труду, другие - ничего не дают им делать.
Ты не туда смотрел, - раздался Небесный Голос. - Не смотри на поведение матери, а загляни в ее сердце.
Увидел тогда ангел, что одни матери целуют своих детей, другие - бранят, но все они одинаково любят их, больше жизни.
Основная мысль: Сердце матери любит своих детей больше жизни.
4 группа. Объясните смысл высказываний великих людей о матери.
Без матери нет ни поэта, ни героя. (М. Горький)
Любовь к Родине начинается с любви к матери. (Ю. Яковлев)
Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни. (В. Шукшин)
Добро в сердцах и делах детей – это счастье матери. Зло – ее горе. (Сухомлинский)
Сердце матери – неиссякаемый источник чудес. (П. Беранже) 5 группа: Как назвали памятник в Волгограде и почему?
На Мамаевом кургане в Волгограде возвышается над местностью на 52 метра статуя «Родина-мать зовет!». Высота холма - 14 метров, а высота скульптуры с учетом меча - 85 метров. Это одна из самых высоких статуй мира. Автор - скульптор Е.В. Вучетич.
Скульптура представлена в образе матери, созывающей своих сыновей на защиту Родины от врагов. Резкие линии фигуры, растрепанные по ветру волосы, широко раскрытые глаза и рот женщины, рука, распростертая над городом – все это создает ощущение силы и напряжения, атмосферу тревожности и движения.
К вершине Мамаева кургана ведут дорожки. Есть здесь и могила неизвестного солдата. Всего в кургане под статуей «Родина-мать зовет!» захоронено 34 500 человек – солдат и простых людей, ставших в годы войны героями своей страны. Сотни и тысячи людей со всего мира приходят , чтобы посмотреть на этот великолепный монумент и почтить память тех, кто защитил свое Отечество от врага.
Замечательно об этом написал поэт Стариков А.
Мама и Родина очень похожи: Мама – красивая, Родина – тоже! Вы присмотритесь: у мамы глаза Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница, Что на бескрайних полях колосится. Мамины руки теплы и нежны, Напоминают луч солнца они.
Если поет мама песню, то ей Вторит веселый и звонкий ручей… Так и должно быть: что дорого нам, Напоминает всегда наших мам.
Сколько у каждого человека может быть матерей?
Отгадайте загадку:
У меня, молодца, пять матерей, шеста - матушка
1.Родная мать.
2. Пресвятая Богородица
3. Мать - сыра земля
4. Родина-мать
5. Крёстная мать
6. Мать-церковь
(Дети узнают, что у человека может быть 6 матерей и одна из них Церковь)
А эти слова, могут охарактеризовать мать?
Доверие, сочувствие, сострадание, сопереживание, бескорыстие, доброжелательность, самопожертвование. (Работа над словами, их составом и значением)
4 этап. Точка наивысшего напряжения
(Детям предлагается просмотреть фрагмент социального видеоролика «Мама»)
Какие чувства вызвал просмотр данного фрагмента?
Что испытало Сердце Матери?
Вспомните, обижали ли вы когда-нибудь свою маму?
Всегда ли у вас хватало мужества признать свои ошибки и искренне попросить у мамы прощения?
Мать и дитя – неразрывные понятия. С той самой секунды, когда маленький ребёнок появляется на свет, он становится главным человеком в жизни матери. Мама дарит жизнь, она учит, оберегает, советует, помогает, иногда ругает, но при этом всегда безмерно любит.
А моим советом пусть станут строки из стихотворения Виктора Гина.
Всегда легко обидеть мать. Она обиду не заметит. И только может вам сказать — «Не простудись, сегодня ветер».
Любите люди матерей, им в этой жизни мало надо. Любовь и преданность детей для них превысшая награда!
А сердце матери – оно одно С тобою вместе плачет и рыдает, И нам того понятья не дано, Как матери за нас порой страдают;
А сердце матери – единственный ответ, На все вопросы, таинства всей жизни, И не забыть нам мудрый тот совет, Что мать дала на Родине-Отчизне;
А сердце матери, когда ты вдалеке - Оно как компас правильный и точный, И ты шагаешь бодро, налегке – Оно укажет путь твой непорочный;
А сердце матери хранит от всех скорбей, Всегда с тобой идёт и неделимо, Смотри его небрежно не разбей, Оно навек одно, неповторимо;
А сердце матери – честнейшее из всех, Оно всегда желает нам удачи, С его любовью ждёт во всём успех, Спеши утешить, когда мама плачет;
Но ты порой пройдёшь и с холодком, Сердечных мук совсем не замечаешь, Запомни: сердце матери одно, Ты за него пред Богом отвечаешь!
А. Юфик
Во все времена, у всех народов Земли, у людей разных вероисповеданий образ матери был священным за её лучшие душевные качества. Православные христиане на русской земле почитали Матерь Божию – святую, родившую сына Божьего Иисуса Христа. Например, к иконе Казанской Божьей Матери православные обращались с молитвами о здоровье, благополучии, о победе над врагами земли русской.
Православные верующие всегда молились о своих родных и я предлагаю вам познакомиться с Молитвой о Маме:
Рефлексия: сочинить синквейн о маме
Вывод:
Ребята, анализируя притчи, видеоролик, слушая стихотворения, работая в группе, какой вывод можно сделать о матери, о её сердце, о том, как надо к ней относиться.
Как теперь вы будете строить отношения с мамой?
У вас впереди много лет жизни, которые вы проведете с мамой. И от вас во многом будет зависеть, какими чувствами наполнится её сердце.
Я предлагаю вам следующие варианты творческого домашнего задания:
письмо маме
Презентацию о маме
Стихотворение о маме
Рассказ о маме
Составить альбом о маме
|