Общие положения





Скачать 199.96 Kb.
НазваниеОбщие положения
Дата публикации04.03.2016
Размер199.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.Э. Баумана»
(МГТУ им. Н.Э. Баумана)



Согласовано:

Декан ФПКП

В.Е. Медведев

«____»________________ 2011 года

«УТВЕРЖДАЮ»:

Первый проректор-проректор по учебной работе
Е.Г. Юдин

«___»_____________2011 года

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРОВ, МАГИСТРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ




Рекомендации по разработке оценочных средств

выполнены на кафедре «Инженерная педагогика»

к.п.д. доц. Клениковой В.А.

Москва

2011 г.

Рекомендации разработаны с целью установления единообразного подхода и критериев оценивания знаний студентов для выставления рейтинговых оценок согласно приказа по МГТУ им. Н.Э. Баумана от________2011 №____ «О порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана на основе рейтинговых оценок успеваемости».

Общие положения





  1. Рекомендации определяют исключительно формы и критерии, используемые для выставления промежуточных и зачетных оценок с учетом специфики преподаваемых на кафедрах дисциплин.

  2. Процедура оценивания знаний студентов с использованием рейтинговых оценок является общей для всех штатных и внештатных преподавателей, вовлекаемых в учебный процесс МГТУ им. Н.Э. Баумана. Нормативной базой процедуры являются внутренние документы МГТУ им. Н.Э. Баумана

  3. Требования к объему и содержанию знаний студентов, а также учебным материалам, выбранным для изучения отдельных дисциплин, определяются Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки.


Система рейтинговых оценок, рекомендуемая в МГТУ им. Н.Э. Баумана

Согласно внутренним нормативным документам МГТУ им. Н.Э. Баумана для оценки текущей успеваемости студентов, а также для промежуточной аттестации рекомендуется использовать следующую систему оценок:

Таблица 1

Оценка за экзамен и диф. зачет

Зачетная оценка

Рейтинговая оценка успеваемости

Оценка по системе ECTS

Отлично

Зачтено

90-100%

A

Хорошо

75-89%

B – 82-89%

C – 75-81%

Удовлетворительно

60-74%

D – 67-74%

E – 60-66%

Неудовлетворительно

Не зачтено

< 60%

F < 60%

Без опроса студентов может быть выставлен «Автоматический» зачет по результатам установленных по дисциплине (курсу) контрольных работ, письменных работ, рефератов, других работ, выполненных студентами в течение семестра, а также по результатам текущей успеваемости на практических занятиях при условии, что итоговая оценка студента за работу в семестре (по результатам контроля знаний) больше или равна 70%.

Студенты, рейтинговые показатели которых ниже 70% допускаются к сдаче традиционного зачета в установленном порядке.

Порядок и процедура оценки текущей успеваемости студентов

Согласно внутренним нормативным документам МГТУ им. Н.Э. Баумана каждый преподаватель должен вести оперативный учет текущих оценок успеваемости студентов, в соответствии с положением о промежуточной аттестации студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения МГТУ им. Н.Э. Баумана, утв. решением Ученого совета МГТУ им Н.Э. Баумана, протокол №_____ от_____ 20__г. и приказа по МГТУ им. Н.Э. Баумана от_____20___г. №____ «О порядке проведения зачетов на основе рейтинговых оценок успеваемости студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана».

Для оперативного учета текущих оценок успеваемости студентов рекомендуется использовать журнал текущей успеваемости и рейтинговой ведомости, ведущихся на кафедре по дисциплинам, преподаваемым по ней. В журнале проставляются текущие оценки по (5-и; 10-ти; 100) балльной системе. Устанавливается периодичность заполнения журнала.

Например по 5-ти балльной системе

Таблица 2

Характеристика учебной дисциплины

Периодичность выставления текущих оценок успеваемости

Используемые формы контроля текущей успеваемости

Предусмотрены исключительно лекционные занятия

В соответствии с графиком выставления промежуточных рейтинговых оценок (3 раза в семестр).

1. Контрольные работы.

2. Тестирование.

Предусмотрены лекционные и активные формы обучения (не чаще, чем 1 раз в две недели)

В соответствии с графиком проведения активных форм обучения.

При отсутствии в данном периоде обучения активных форм, выставление оценок проводится по графику рейтинговых оценок (3 раза в семестр).

1. Контрольные работы.

2. Тестирование.

3. Оценка участия студента в активных формах обучения.

Предусмотрены лекционные и активные формы обучения (1 раз в две недели и чаще)

Не реже, чем 1 раз в две недели.

1. Контрольные работы.

2. Тестирование.

3. Оценка участия студента в активных формах обучения.

Предусмотрены письменные работы

Оценка, относящаяся к временному периоду защиты курсовой работы или оценивания реферата выставляется в отдельную графу журнала успеваемости.

1. Предварительная оценка за курсовую работу.

2. Защита курсовой работы.

3. Оценка за реферат

К активным формам обучения относятся семинарские, практические занятия, круглые столы и др.

Контрольная работа - письменное задание, предусматривающее самостоятельный ответ студента в свободной форме на поставленные вопросы. В качестве вопросов могут использоваться вопросы, входящие, как в план лекционных занятий, так и сформулированные преподавателем дополнительно в соответствии с тематикой лекционных занятий и/или темами, предусмотренными для самостоятельного изучения.

Время проведения контрольной работы - не более 20-30 мин на работу.

Для повышения эффективности данной формы контроля необходимо использовать несколько их вариантов.

Оценка результатов контрольной работы производится по следующим критериям: ПРИМЕР по 5-ти балльной системе

Таблица 3

Оценка

Критерии


Отлично

1) полное раскрытие темы;

2) указание точных названий и определений;

3) правильная формулировка понятий и категорий;

4) приведение формул и соответствующей статистики и др.


Хорошо

1) недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы;

2) несущественные ошибки в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т.п., кардинально не меняющих суть изложения;

3) наличие грамматических и стилистических ошибок и др.

Удовлетворительно

1) ответ отражает общее направление изложения лекционного материала;

2) наличие достаточного количества несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т.п.;

3) наличие грамматических и стилистических ошибок и др.


Неудовлетворительно

1) нераскрытие темы;

2) большое количество существенных ошибок;

3) наличие грамматических и стилистических ошибок и др.


Тестирование - приоритетная форма контроля текущей успеваемости, предусматривающая ответы на заранее разработанные тестовые задания.

Каждое тестовое задание представляет собой набор вопросов, в качестве ответов на которые студент должен выбрать представленные варианты утверждений.

Тестирование проводится в письменной форме на лекционных, практических или семинарских занятиях, предпочтительно по вариантам.

Время проведения тестирования - не более 20 – 30 мин на тест.

Количество вопросов в варианте теста должно быть таким, чтобы позволить студенту иметь достаточное время для ответа на каждый вопрос. Рекомендуемое число сложных вопросов (предполагающих одновременно несколько правильных утверждений в качестве ответа на них) – 10. Рекомендуемое число простых вопросов (предполагающих односложные ответы «да» и «нет» или выбор из двух вариантов ответа) – 20.

Оценка результатов тестирования производится по следующим критериям: ПРИМЕР по 5-ти балльной системе

Таблица 4

Оценка

Критерий оценивания при ответе на сложные вопросы (максимум неправильных ответов)

Критерий оценивания при ответе на простые вопросы (максимум неправильных ответов)

Отлично

1

2

Хорошо

2-3

4-5

Удовлетворительно

4-5

6-10

Неудовлетворительно

 5

 10

Оценка участия студента в активных формах обучения - оценка, выставляемая по итогам докладов и выступлений на семинарских и практических занятиях, круглых столах, решения задач и т.п.

Основные критерии оценки: ПРИМЕР по 5-ти балльной системе

Таблица 5

Оценка

Критерии


Отлично

1) полное раскрытие вопроса;

2) указание точных названий и определений;

3) правильная формулировка понятий и категорий;

4) самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме;

5) использование дополнительной литературы и иных материалов и др.


Хорошо

1) недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы;

2) несущественные ошибки в определении понятий и категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения;

3) использование устаревшей учебной литературы и других источников.


Удовлетворительно

1) ответ отражает общее направление изложения лекционного материала и материала современных учебников;

2) наличие достаточного количества несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т.п.;

3) использование устаревшей учебной литературы и других источников;

4) неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.


Неудовлетворительно

1) нераскрытие темы;

2) большое количество существенных ошибок;

3) отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.


Рейтинговая ведомость, составляемая по форме, принятой внутренним нормативным документом МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Периодичность заполнения формы осуществляется в связи с общим по МГТУ им. Н.Э. Баумана графиком выставления промежуточных рейтинговых оценок (3 раза в семестр).

В соответствии с «Методическими рекомендациями преподавателю по заполнению «Ведомости оценки успеваемости студентов в течение семестра» определены следующие критерии выставления промежуточных рейтинговых оценок: ПРИМЕР

Критерий 1 (основной) – оценка текущей успеваемости по итогам контрольных работ и тестирования.

Критерий 2 (основной) – оценка текущей успеваемости по итогам докладов и выступлений на семинарских и практических занятиях, круглых столах, решения задач и т.п.

Критерий 3 (основной) - оценка за письменные работы, рефераты, предварительная оценка за курсовую работу и ее защиту (при наличии таковых).

Критерий 4 – активность на семинарских и практических занятиях, проявляемый к предмету интерес.

Критерий 5 – соблюдение учебной дисциплины.

Критерий 6 – оценка самостоятельной работы студента.

Критерий 7 – применение студентом языковых знаний при изучении предмета.

Критерий 8 – участие студента в научно-исследовательских работах.

Критерий 9 – культура риторики.

Критерий 10 – общий уровень и широта знаний, осведомленность в сфере текущих политических, экономических и социальных процессов.

С учетом вышеуказанных критериев рекомендуется следующий подход к определению промежуточной рейтинговой оценки: ПРИМЕР

Таблица 6

Промежуточная рейтинговая оценка

Критерий оценки

96-100%

Отличная оценка по всем основным критериям, не выполнение одного неосновного критерия.

90-96%

Отличная оценка по всем основным критериям, не выполнение двух неосновных критериев.

86-89%

Отличные и хорошие оценки по всем основным критериям, не выполнение двух неосновных критериев.

81-85%

Отличные и хорошие оценки по всем основным критериям, не выполнение трех неосновных критериев.

76-80%

В основном хорошие оценки по всем основным критериям, не выполнение трех неосновных критериев.

71-75%

Положительные оценки по всем основным критериям, не выполнение трех неосновных критериев.

66-70%

Положительные оценки по всем основным критериям, не выполнение до пяти неосновных критериев.

60-65%

В основном положительные оценки по всем основным критериям, не выполнение до пяти неосновных критериев.

 60%

Наличие большинства неудовлетворительных оценок, не выполнение более пяти неосновных критериев.

Итоговая рейтинговая оценка

Итоговая оценка по дисциплине выводится в соответствии с «Методическими рекомендациями преподавателю по заполнению «Ведомости оценки успеваемости студентов в течение семестра».

Информирование студентов

Преподаватели в начале семестра обязаны информировать студентов о порядке и правилах выставления текущих оценок успеваемости и промежуточных рейтинговых оценок.

Преподаватели в начале семестра доводят до студентов сроки проведения соответствующих контрольных форм.

Учебно-вспомогательный состав кафедры обязан предоставлять студентам все сведения о текущих оценках успеваемости и промежуточных рейтинговых оценках по дисциплинам, преподаваемым на кафедре.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Критерии оценки знаний в РФ

В «Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации» установлено, что знания, умения, навыки обучающихся в документах об образовании определяются следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачтено».

При контроле учебной работы и оценки знаний студентов можно выделить следующие критерии оценки знаний.

Оценки «отлично» (4,5 £ R £ 5) заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» (4 £ R < 4,5) заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» (3 £ R < 4) заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» (R < 3) выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Приложение 2

Интересны развернутые признаки усвоения учебного материала, изложенные в утвержденном в 1834 году в Михайловской артиллерийской академии «Положении для постоянного определения или оценки успехов в науке», впоследствии распространенном на все военные учебные заведения, включая Военную академию Генерального штаба(1880 г.). Положение указывает: «Успехи воспитанников в науках проистекают: или от простого страдательного понимания, или от прилежания, или от сильного развития умственных способностей, а следовательно, и должны быть оцениваемы сколь можно приблизительно. Оно определяет правила для единообразного суждения в разные времена в разных местах.

Пять степеней, для сего принимаемых, разграничиваются следующим образом:

1-я степень (успехи слабые) Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успеха оной, или потому, что совершенно не радел при наклонностях к чему-либо иному.

2-я степень (успехи посредственные) Ученик знает некоторые отрывки из преподаваемой науки, но и те присвоил себе одной памятью. Он не проник в ее основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сил, может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого не мог заменить трудом и постоянным упражнением. Отличные дарования при легкомыслии и празднолюбии влекут за собой те же последствия.

3-я степень (успехи удовлетворительные) Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана: он постигает даже отношение всех частей к целому в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгою или словами учителя; приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собой отдаленные точки; даже выученное применяет он не иначе как с трудом и напряжением. На сей то степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением: но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что ученик, достигший оной, действительно в состоянии бывает следовать за дальнейшим развитием науки и применять ее в случае надобности. При этом и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто среди даже этой механической работы.

4-я степень (успехи хорошие) Ученик отчетливо знает преподанное учение; он умеет объяснить все части из начал, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-то, не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует такому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно.

5-я степень (успехи отличные) Ученик владеет наукой: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения, с проницательностью, довольно изощренною упражнением, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться, и что можно возразить против теории. Все сие показывает, что ученик сделал преподанную науку неотъемлемым своим достоянием, что уроки послужили ему не только полем для упражнения самодеятельностью и что размышление при помощи чтения книг, к той науке относящихся, распространило его далее, нежели позволяло нередко одностороннее воззрение учителя на вещи. Только необыкновенный ум при помощи хорошей памяти в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием может подняться на такую высоту в области знания».

Приложение 3

Критерии оценки знаний студентов Белорусского государственного университета, которые инструментально описывают каждый балл, следующие:

10 баллов (5+) заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного программного материала, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, глубоко усвоивший основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, разбирающийся в основных научных концепциях по изучаемой дисциплине, проявивший творческие способности и научный подход в понимании и изложении учебного программного материма, ответ отличается богатством и точностью использованных терминов, материал излагается последовательно и логично.

9 баллов (5) заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое знание учебного программного материала, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, глубоко усвоивший основную литературу и знаком с ополнительной литературой, рекомендованной программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы, а также способность к их самостоятельному пополнению, ответ отличается точностью использованных терминов, материал излагается последовательно и логично.

8 баллов (4+) заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, не допускающий в ответе существенных неточностей, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы, а также способность к их самостоятельному пополнению.

7 баллов (4) заслуживает студент, обнаруживший достаточно полное знание учебно-программного материала, не допускающий в ответе существенных неточностей, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, активно работавший на практических, семинарских, лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы, а также способность к их самостоятельному пополнению.

6 баллов (4-) заслуживает студент, обнаруживший достаточно полное знание учебно-программного материала, не допускающий в ответе существенных неточностей, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, отличавшийся достаточной активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы.

5 баллов (3+) заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, не отличавшийся активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, однако допустивший некоторые погрешности при их выполнении и в ответе па экзамене, но обладающий необходимыми знаниями для их самостоятельного устранения.

4 балла (3) заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, не отличавшийся активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную программой, однако допустивший некоторые погрешности при их выполнении и в ответе на экзамене, но обладающий необходимыми знаниями для устранения под руководством преподавателя допущенных погрешностей.

3 балла (3-) заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, не отличавшийся активностью на практических (семинарских) и лабораторных занятиях, самостоятельно выполнивший основные предусмотренные программой задания, однако допустивший погрешности при их выполнении и в ответе на экзамене, но обладающий необходимыми знаниями для устранения под руководством преподавателя наиболее существенных погрешностей.

2 балла (2) выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях или отсутствие знаний по значительной части основного учебно-программного материала, не выполнившему самостоятельно предусмотренные программой основные задания, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не отработавшему основные практические, семинарские, лабораторные занятия, допускающему существенные ошибки при ответе, и который не может продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

1 балл — нет ответа (отказ от ответа, представленный ответ полностью не по существу содержащихся в экзаменационном задании вопросов) (Критерии оценки знаний студентов БГУ (утверждены приказом по БГУ от 06.12.2001 №233-ОД).

Приложение 4

10-ти балльная шкала оценки уровня знаний глазами студентов выглядит следующим образом (на основе опроса студентов российских вузов):

0.0 — не знаю; не умею; понятия не имею; впервые слышу; даже не представляю, о чем идет речь;

1.0 — кажется, что-то где-то слышал по этому поводу; могу объяснить название термина;

2.0 — определенно, слышал об этом, и даже могу сказать, где; обладаю некоторыми познаниями в данной области;

3.0 — обладаю необходимым минимумом знаний в данной области; знаю на уровне любителя;

4.0 — хорошо знаю предмет, а некоторые места даже очень хорошо; не являюсь самым слабым студентом по данному предмету на нашем курсе;

5.0 — уверенно знаю почти все, что предусмотрено учебной программой, а некоторые вопросы знаю на отлично; уровень моих знаний не ниже уровня знаний большинства студентов нашего курса;

6.0 — знаю все, что предусмотрено учебной программой и даже несколько больше; знаю на уровне отличников нашего курса по данному предмету;

7.0 — свои знания в данной области оцениваю как отличные; знаю гораздо больше, чем предусмотрено учебной программой; могу давать квалифицированные консультации по данной теме; успешно применяю знания на практике;

8.0 — свои знания в данной области оцениваю как профессиональные; думаю, что смогу достаточно успешно участвовать в местных / региональных / национальных / международных соревнованиях / олимпиадах / конкурсах по данной теме;

9.0 — обладаю профессиональными знаниями в данной области; могу писать документацию; являюсь автором (соавтором) научно-популярных публикаций по данной теме; уверен, что смогу занять призовое место в местных / региональных / национальных / международных соревнованиях / олимпиадах / конкурсах по данной теме;

10.0 — знаю на уровне эксперта; занимаюсь или занимался научной работой в данной области и являюсь автором (соавтором) научных публикаций; не знаю никого, кто бы знал предмет гораздо лучше меня.

Силкин С.А. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общие положения iconПоложение о расписании учебных занятий Общие положения
Общие положения. Расписание составляется на основании требований санитарных норм, Учебного плана на текущий год, Правил внутреннего...
Общие положения iconI. Общие положения
Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан...
Общие положения iconОткрытое акционерное общество «федеральная гидрогенерирующая компания-русгидро»...
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002г. №184-фз «О техническом регулировании», а общие положения...
Общие положения icon1. Общие положения
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном...
Общие положения iconИнструкция по заполнению бланков Общие положения
Положения о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов оу рф; утвержденное приказом мо РФ от 03....
Общие положения iconОбщие положения к г (И) а в новой форме допускаются
Положения о проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов оу рф; утвержденное приказом мо РФ от 03....
Общие положения iconПрограмма государственной аттестации студентов Общие положения Государственный...
Выписка из положения о порядке проведения итоговой государственной аттестации выпускников
Общие положения iconОсновные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческая деятельность» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Общие положения iconИнструкция о работе в проекте марс общие положения
Участники Проекта составляют библиографические записи на статьи из журналов, закрепленных за ними в соответствии с обязанностями...
Общие положения iconПравила приема в аспирантуру гну вниивив россельхозакадемии в 2014 году I. Общие положения
Правительства Российской Федерации от 14. 02. 2008 г. №71, Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе...
Общие положения iconПравила приема в аспирантуру высшей школы экономики в 2011 году I. Общие положения
Правительства Российской Федерации от 14. 02. 2008 г. №71, Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе...
Общие положения iconОглавление общие положения
«Высшая школа экономики» и «Положения об организации и проведении практики студентов в Национальном исследовательском университете...
Общие положения iconПравила приёма в аспирантуру Ульяновского высшего авиационного училища...
Правительства Российской Федерации от 14. 02. 2008 №71, Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского...
Общие положения iconОбразовательная программа основного общего образования
Общие положения
Общие положения iconМетодические рекомендации по написанию и защите вкр общие положения

Общие положения iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
На втором курсе студенты изучили общую часть гражданского права, которая включает основные положения гражданского права, права собственности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск