Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет менеджмента
Отделение прикладной политологии Программа дисциплины
«Теория государства и права»
Для направления 030200.62 Политология
подготовка бакалавров 2-3 курсы
Автор: Вандышева Е.А.
Одобрена на заседании кафедры
прикладной политологии «_30_»_августа____________2011 г.
Зав. кафедрой ________________ А.Ю. Сунгуров Согласована УМО «___»_____________2011 г.
Начальник УМО _____________ Утверждена УМС «___»_____________2011 г.
Председатель УМС _____________
Санкт- Петербург
2011
Область применения и нормативные ссылки Данная программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 Политология подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Теория государства и права».
Программа подготовлена в соответствии с ФГОС по направлению «Политология», образовательной программой 030200.62 Политология и рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра, утверждённым в 2011 году. Цель освоения дисциплины Цель изучения дисциплины «Теория государства и права» состоит в том, чтобы ознакомить студентов с ключевыми категориями юридической науки, существующими концепциями и подходами к изучению государства и права, основными положениями отдельных отраслей российского законодательства. В результате освоения дисциплины студент сможет:
Понимать место общей теории государства и права в системе современного социо-гуманитарного знания;
Понимать природу права и государства, характеризовать их взаимосвязь и отличительные признаки, соотношение с политикой;
Критически оценивать различные теоретические школы и подходы, существующие в юриспруденции и государствоведении;
Характеризовать различные типы правопонимания;
Уметь давать формальные определения ключевым правовым явлениям, таким как норма права, источник права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность;
Соотносить содержание правовых норм с реальными общественными отношениями;
Научиться давать юридическую оценку происходящим событиям общественной жизни (отличать мнимые и реальные факты нарушения прав и свобод человека и гражданина, анализировать способы защиты нарушенных прав);
Ориентироваться в системе российского законодательства;
Видеть возможные сферы приложения полученных знаний в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способность к социальному взаимодействию
на основе принятых в обществе моральных
и правовых норм Знать свои права и обязанности как гражданина своей страны; применять Гражданский кодекс, другие правовые документы в своей деятельности; готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии для сохранения и развития современной цивилизации
Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных наук при решении профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы
| ОК-6
ОК -7
| Имеет представление о системе российского права, входящих в неё отраслях.
Умеет давать юридическую оценку происходящим событиям общественной жизни, выбирать способ защиты нарушенного права.
Критически оценивает различные теоретические школы и подходы, существующие в юриспруденции и государствоведении.
Понимает, как соотносятся право и политика, а также какое место в политической системе общества занимает государство.
Имеет представление о правовых способах решения существующих социально-значимых проблем.
| Занятия проводятся в форме лекций и семинаров, при этом широко используются интерактивные методы и технологии: деловые и ролевые игры, тренинги, технологии развития критического мышления, исследовательское обучение, метод проектирования, кейс-технологии и др.
Усвоению основных положений действующего законодательства способствует работа со справочными правовыми системами «Консультант Плюс», «Гарант», «Законодательство Санкт-Петербурга – региональный уровень»).
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу и посвящена изучению государства и права как социальных явлений. Изучение данной дисциплины является важным этапом подготовки квалифицированных политологов. Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. В системе социогуманитарного знания курс «Теория государства и права» способствует усвоению содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, сквозь призму соблюдения которых принято оценивать все уровни правовой действительности (правовые идеи, законодательство, правовые отношения), а также деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Решение в будущем профессиональных задач, стоящих перед политологами, предполагает наличие навыков элементарного правового анализа, достижение высокого уровня правовой и политической культуры, что проявляется, в первую очередь, в уважении к человеку и к праву.
Понимание содержания дисциплины, успешное прохождение текущего и итогового контроля невозможны без наличия у студентов базовых (на уровне программы вуза) знаний в области истории, социологии, философии, культурологии и логики.
Тематический план учебной дисциплины:
Темы
| Аудиторные часы
| Самостоя-тельная работа
| Всего часов
| Лекции
| Семинары
| Всего
| 2 курс
| 1. Теория государства и права
как наука и учебная дисциплина
| 2
| 2
| 4
| 6
| 10
| 2. Правовые нормы
| 4
| 4
| 8
| 8
| 16
| 3. Источники права
| 4
| 2
| 6
| 8
| 14
| 4. Система права
| 2
| 4
| 6
| 6
| 12
| 5. Правоотношения
| 4
| 2
| 6
| 8
| 14
| 6. Реализация права
| 2
| 2
| 4
| 6
| 10
| 7. Правосознание и правовая культура
| 2
| -
| 2
| 4
| 6
| 8. Законность и правопорядок
| 2
| -
| 2
| 4
| 6
| 9. Правонарушение и юридическая ответственность
| 4
| 4
| 8
| 10
| 18
| 10. Правовые системы современности
| 2
| -
| 2
| 6
| 8
| 11. Понятие права и типы правопонимания
| 4
| 4
| 8
| 10
| 18
| 12. Происхождение государства и права
| 2
| 2
| 4
| 6
| 10
| 13. Понятие и форма государства
| 2
| 2
| 4
| 6
| 10
| 14. Теория правового государства
| 2
| 2
| 4
| 6
| 10
|
ИТОГО ЗА 2 КУРС
|
38
|
30
|
68
|
94
|
162
|
3 курс
| 15. Правотворчество
| 2
| 4
| 6
| 10
| 16
| 16. Характеристика конституционного права как отрасли права
| 6
| 8
| 14
| 16
| 30
| 17. Характеристика уголовного права как отрасли права
| 2
| 4
| 6
| 8
| 14
| 18. Характеристика административного права как отрасли права
| 2
| 4
| 6
| 8
| 14
| 19. Характеристика гражданского права как отрасли права
| 4
| 8
| 12
| 16
| 28
| 20. Характеристика трудового права как отрасли права
| 2
| 8
| 10
| 14
| 24
| 21. Международное право как особая система права
| 4
| 6
| 10
| 16
| 26
| 22. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности
| 2
| 2
| 4
| 6
| 10
|
ИТОГО ЗА 3 КУРС
|
24
|
44
|
68
|
94
|
162
| ВСЕГО ЗА 2 ГОДА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
| 62
| 74
| 136
| 188
| 324
|
Виды и формы контроля знаний Текущий контроль знаний студентов: семинарские занятия, коллоквиум, два домашних задания, эссе.
Промежуточный контроль: экзамен.
Итоговый контроль: экзамен.
Методика формирования результирующей оценки
Результирующая оценка рассчитывается с учетом работы студента в течение всего периода изучения дисциплины и формируется на основе результатов, полученных студентом при проведении всех видов контроля знаний (текущего, промежуточного и итогового). Результирующая оценка выводится по формуле средней взвешенной результатов контроля знаний студентов с учетом введенных весов и складывается из следующих видов работ (работы оцениваются по десятибалльной шкале):
1 год обучения (2 курс):
- 5 % - оценка за работу на семинарах;
- 5 % - оценка за выполнение домашнего задания;
- 10 % - оценка за коллоквиум;
- 30 % - оценка за промежуточный экзамен.
Если студент не принимал участия в семинарах (не представлял докладов и не участвовал в их обсуждении), не участвовал в коллоквиуме, не представил письменную работу, он получает минус 1 балл к результирующей оценке (за каждую невыполненную работу). За пропуск в общей сложности более 50 % аудиторных занятий (более 34 аудиторных часов) без уважительной причины из результирующей оценки также вычитается 1 балл. Посещение от 90 до 100 % аудиторных занятий (не менее 60 аудиторных часов) поощряется одним баллом, добавляемым к результирующей оценке1.
После проведения промежуточного контроля выводится результирующая оценка за первый период обучения (О1), которая составляет 50 % итоговой оценки.
2 год обучения (3 курс):
- 5 % - оценка за работу на семинарах;
- 5 % - оценка за выполнение домашнего задания;
- 10 % - оценка за эссе;
- 30 % - оценка за итоговый экзамен.
После проведения итогового контроля выводится результирующая оценка за второй период обучения (О2), которая составляет 50 % итоговой оценки.
Итоговая результирующая оценка (Ои)выводится по формуле:
Ои = (О1 + О2) : 2.
Структура курса
|