Скачать 366.84 Kb.
|
Введение Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации (приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 г. № 180). Квалификация выпускника – врач. В соответствии с квалификацией врача по специальности Медико-профилактическое дело в результате вузовского обучения выпускник должен быть подготовлен к профессиональной деятельности в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы, обеспечивающей достижение совокупности конечных целей обучения конкретными видами деятельности и умениями. Врач – выпускник по специальности 040300 Медико-профилактическое дело имеет право выполнять медико-профилактическую деятельность только под контролем сертифицированных специалистов. Он также имеет право занимать врачебные должности не связанные с непосредственным ведением больных - научно-исследовательская и лабораторная деятельность по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины. Конечными целями вузовской подготовки выпускника являются:
Врач – выпускник по специальности 040300 Медико-профилактическое дело подготовлен к решению следующих задач:
1. Цели и задачи дисциплины Педиатрия относится к профессиональным дисциплинам и ориентирует на лечебно – профилактическую работу (в соответствии с ГОСТ ВПО по специальности «Медико – профилактическое дело»). Детские болезни – область клинической медицины, изучающая патологию детского возраста, а также диагностику, профилактику и лечение детских болезней с учетом возрастных особенностей организма ребенка. Основное внимание уделяется изучению профилактической педиатрии, социальным факторам, влияющим на здоровье детей, экологии семьи и общества в целом. Определяется роль врача в создании условий для гармоничного развития детей, организации здорового образа жизни и осуществлении системы профилактических и противоэпидемических мероприятий, в том числе в наблюдении за санитарным режимом детских лечебных и профилактических учреждений. ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ — научить студентов диагностировать и предупреждать основные заболевания детского возраста, а также осуществлять контроль за гармоничным развитием ребенка и – привить студентам теоретические и практические навыки, которые могут быть использованы при организации всей работы по охране и укреплению здоровья детей разных возрастов. Изучение профилактической и клинической педиатрии способствует решению типовых задач деятельности выпускников медико – профилактического факультета. Задачи дисциплины:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины СТУДЕНТ, ИЗУЧИВШИЙ ДИСЦИПЛИНУ, ДОЛЖЕН: ЗНАТЬ (в соответствии с задачами дисциплины в области теории): Достижения отечественной и зарубежной педиатрии; Вопросы медицинской деонтологии; Структуру показателей младенческой смертности и возможности ее снижения: Анатомо-физиологические особенности ребенка, закономерности роста и развития ребенка на внутриутробном и внеутробном этапах, периоды детского возраста, их функциональные и морфологические характеристики, возрастные нормы, роль наследственных, а также эндо- и экзогенных факторов в формировании здоровья или болезни детей, особенно обменных процессов и иммунологической защиты в детском возрасте, основы медико-генетического консультирования, преимущества естественного вскармливания, принципы смешанного и искусственного вскармливания, особенности питания детей старше года. Вопросы ухода и вскармливания, методику и технику кормления здоровых и больных детей раннего возраста; Организацию работы детской больницы и поликлиники; Вопросы иммунопрофилактики; Основные нормативные показатели физиологических функций у детей в норме и при патологических процессах; Этиологию, эпидемиологию, патоморфологию, классификацию, симптомы и синдромы основных заболеваний детского возраста; Методику обследования пациентов с определенной патологией; Принципы формулировки клинического диагноза при изучаемой патологии; Основы лечения и профилактики Основные принципы клинической и инструментальной диагностики, показания и противопоказания к использованию лабораторных, инструментальных и других методов исследования; Алгоритм проведения лечения, принципы назначения режима, диетотерапии при изучаемых заболеваниях; Показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов, разрешенных в педиатрии; Принципы организации детских лечебно-профилактических учреждений и санаторно-противоэпидемического режима в них и в родильных домах. Принципы медико-профилактической работы в школах, школах-интернатах и детских дошкольных учреждениях. УМЕТЬ:
ВЛАДЕТЬ (в соответствии с задачами дисциплины в области формирования практических навыков):
8 семестр
11 семестр
4. Семестры и вид отчетности по дисциплине
5. Содержание дисциплины 5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы 8 семестр
11 семестр
5.2. Содержание разделов дисциплины (8 семестр) 1. Введение в специальность История отечественной педиатрии. История педиатрии, организация охраны материнства и детства в нашей стране. Роль врача гигиениста-эпидемиолога в оздоровлении детского населения, в предупреждении заболеваемости и снижении младенческой смертности. Организация работы детской больницы. Принципы госпитализации и размещения больных. Принципы госпитализации и размещения больных. Противоэпидемический режим. Знакомство со схемой заполнения истории болезни. Особенности анамнеза. Объективный осмотр. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего возраста. Самостоятельный сбор анамнеза у родителей больного ребенка. Назначение питания, проведение расчета питания. С учетом данных анамнеза и объективного обследования формулировка предварительного заключения о выявленной патологии, назначение плана обследования. Самостоятельное взвешивание детей, измерение роста и других параметров тела. Оценка развития курируемых детей сравнительно с возрастными нормативами. Фиксация данных и составление заключения для учебной истории болезни. 2. Вскармливание здорового и больного ребенка Вскармливание здорового ребенка. Преимущества естественного вскармливания. Пути сохранения лактации. Сроки введения прикорма у детей первого года жизни. Смешанное и искусственное вскармливание. Основные принципы. Заменители женского молока. Консервированные и адаптированные продукты. Вскармливание здорового ребенка первого года жизни. Иммунологическая защита в детском возрасте. Питание детей старше года. Преимущества естественного вскармливания. Роль естественного вскармливания в предупреждении заболеваний детей раннего возраста. Пути сохранения лактации. Сроки введения прикорма у детей первого года жизни. Принципы смешанного и искусственного вскармливания. Самостоятельное назначение и расчет естественного вскармливания, коррекция питания и прикорма. Фиксация в учебной истории болезни. Курация детей 1 года жизни и самостоятельное назначение молочных нативных и сухих смесей и консервированных продуктов, составление меню-раскладки. Расчет и назначение адекватного питания ребенку старше 1 года. 3. Физическое развитие ребенка Психосоциальное развитие ребенка. Развитие статических и психических функций. Оценка физического и нервно-психического развития детей. Внешний осмотр ребенка. Анатомо-физиологические особенности кожи, лимфатических узлов, мышц, костей. Физическое развитие ребенка раннего и дошкольного возраста. Критерии для оценки группы здоровья и группы риска. Диспансерное наблюдение. Периоды детского возраста и возрастная патология. Критерии физического и нервно-психического развития. Активная иммунизация 4. Анатомо – физиологические особенности основных систем организма (кожи, лимфатических узлов, мышц, костей, кроветворения, мочевыделения и пищеварения). Проведение осмотра больного. Внешний осмотр ребенка. Анатомо-физиологические особенности кожи, лимфатических узлов, мышц, костей. Работа с курируемыми больными. Отработка и закрепление умений осмотра, пальпации, соответствия возрастным нормативам состояния кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей. Описание этих систем в учебной истории болезни. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания и кровообращения. Отработка навыков проведения обследования бронхолегочной системы и органов кровообращения. Фиксация состояния этих систем в учебной истории болезни. Анатомо-физиологические особенности систем кроветворения, мочевыделения и пищеварения. Особенности обмена веществ и органов пищеварения у детей Проведение осмотра больного. Самостоятельная оценка анализов крови, мочи и кала у курируемых детей разных возрастов. Запись оценки анализов в учебную историю болезни. 5. Фоновые заболевания Аномалии конституции, диатезы. Варианты диатезов и их роль в предрасположенности к различным заболеваниям у детей. Обмен железа и микроэлементов у детей. Дефицитные состояния (анемии ) у детей. Группы риска. Меры профилактики. Фоновые заболевания детей раннего возраста (рахит, анемия). Роль вскармливания и социальных факторов в развитии болезни. Лечение. Значение витаминов для развития детей. Гиповитаминозы у детей раннего возраста. Составление плана первичной и вторичной профилактики этой патологии. Рахит. Гипервитаминоз Д. Спазмофилия. Рахитоподобные заболевания. Составление плана лечения и предупреждения дефицитных состояний. Аномалии конституции и обмена веществ. Варианты диатезов и их роль в предрасположенности к различным заболеваниям у детей. 6. Острые и хронические расстройства пищеварения Дистрофия. Роль питания в профилактике различных заболеваний Хронические расстройства питания. Гипотрофия у детей, профилактика, лечение Острые расстройства пищеварения (простая диспепсия, пилороспазм, пилоростеноз) у детей. Факторы риска. Меры профилактики. Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана профилактических мероприятий. Дистрофии. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Врожденные и приобретенные гипотрофии у детей. Причины развития. Профилактика. Группы риска. Меры профилактики. Курация детей с дефицитными состояниями и дистрофиями в отделении раннего возраста. Уточнение роли вскармливания и социальных факторов в их развитии. 5.2. Содержание разделов дисциплины (11 семестр) 7. Введение в специальность. Самостоятельная работа с детьми в отделении. Группы риска. Профилактика – основа здоровья ребенка. Организация лечебно-профилактической работы в детских учреждениях. Составление индивидуальных планов профилактики. Разработка профилактических мероприятий у детей из «Д» группы. Здоровый образ жизни. Изучение профилактических мероприятий у детей, находящихся на «Д» наблюдении. Составление рациона питания для детей. Периоды детского возраста и возрастная патология. Критерии физического и нервно-психического развития детей. Становление иммунитета. Организация мероприятий по обучению учащихся здоровому образу жизни. Профориентация школьников. 8. Аллергология Аллергические заболевания у детей. Бронхиальная астма и обструктивный бронхит, поллиноз. Эпидемиология. Особенности клинической картины. Лечение в период обострения. Профилактика. Пульмонология Острые пневмонии у детей раннего и старшего возраста. Бронхиальная астма (распространенность, этиология, факторы риска, меры профилактики) Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий. Факторы риска. Меры профилактики. Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана профилактических мероприятий. 9. Пульмонология Острые пневмонии у детей раннего и старшего возраста. Бронхиальная астма (распространенность, этиология, факторы риска, меры профилактики) Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий. Факторы риска. Меры профилактики. Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана профилактических мероприятий. 10. Гастроэнтерология Острые хронические заболевания желудка, двенадцатиперстной кишки, поджелудочной железы ( гастродуодениты, язвенная болезнь, панкреатиты). Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий. Заболевания печени и желчевыводящих путей у детей, особенности течения. Роль рационального питания в профилактике и лечении этих заболеваний. Составление индивидуальных планов профилактики. Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий. Факторы риска. Меры профилактики. 11. Кардиология Врожденные пороки сердца у детей. Диагностика, этапное лечение, Ревматизм у детей. Классификация. Особенности клинического течения. Дифференциальный диагноз с ревматоидным артритом. Этапное лечение и профилактика. Диффузные болезни соединительной ткани и системые васкулиты. Особенности течения системной красной волчанки, системной склеродермии, дерматомиозита и других системных васкулитов у детей. Составление индивидуальных планов профилактики. Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий. Факторы риска. 12. Нефрология Заболевания почек и органов мочевыделительной системы. ОПН и ХПН. Самостоятельная работа с детьми в отделении. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания мочевыделительной системы. Принципы лечения и профилактики. Составление индивидуальных планов профилактики. Работа с курируемыми больными. Факторы риска. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий. 13. Гематология Острые лейкозы у детей. Анемический синдром. Геморрагические диатезы (тромбоцитопеническая пурпура, геморрагический васкулит, коагулопатии). Клинико-гематологическая характеристика Работа с курируемыми больными. Закрепление умений обследования и выявления симптомов заболевания, составление плана лечебных и профилактических мероприятий. Организация лечения и диспансерного наблюдения. 14. Эндокринология. Эндокринные заболевания в детском возрасте Роль и значение генетических факторов, нервной системы и эндокринных желез в регуляции процессов роста и развития. Соотношение социальных и биологических факторов в генезе нарушения нормального развития детского организма. Нарушения роста. Задержка роста. Высокорослость. Гигантизм. Принципы лечения и профилактики. Сахарный диабет. Периоды и стадии развития сахарного диабета. Клиника. Возрастные особенности клинических проявлений и течения болезни. Болезни щитовидной железы. Гипотиреоз. Определение. Классификация (первичный, вторичный, третичный гипотиреоз: врожденный, приобретенный). Возрастные особенности клинических проявлений и течения болезни. Принципы лечения. Понятие о самоконтроле. Диффузный токсический зоб. Принципы лечения и профилактики. Синдром тиреомегалии. Эндемический и спорадический зоб (зоб Хашимото, эндемический зоб, рак щитовидной железы). Принципы лечения и профилактики. 11 семестр 5.3. Тематическое планирование (названия разделов указываются в соответствии с п.5.1)
5.4. Самостоятельная работа студентов
Вопросы клиники, диагностики, лечения соматических болезней, меры их профилактики
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 61. Основная литература 1. Баранов А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях [Текст] : руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. - М. : ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2008. - 424,[7] с. - ISBN 978-5-9704-0716-5 : 450 р. 2. Обреимова Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. И. Обреимова, А. С. Петрухин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2007. - 383, [1] с. 3. Шабалов Н. П. Детские болезни : учеб. для студентов вузов: в 2 т./ Н. П. Шабалов Т. 1. -2008. -928 с.: ил. Т. 2. -2008. -916, [12] с.: ил. 6.2 Дополнительная литература
6.3 Программное обеспечение и Интернет ресурсы 1. Российское образование // http//www.edu.ru (Сайт представляет собой систему Интернет-порталов сферы образования, включая федеральные образовательные порталы по уровням образования и предметным областям, специализированные порталы. Законодательство. Глоссарий). 2. Медицина http//www.medicina.ru (Сайт представляет собой систему Интернет-порталов сферы медицины, включая федеральные порталы по разделам медицины, специализированные порталы. Законодательство. Глоссарий). 2. Авторские лекции по педиатрии. Педиатрический факультет РГМУ / под ред. проф. В.Д. Демина, проф. С.О. Ключникова. – 2005. 3. Сборник материалов Научно-практической Конференции педиатров России с международным участием «Фармакотерапия и диетология в педиатрии / Союз педиатров России. – 2011 г. 4. Система «Консультант студента». 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Чтение лекций сопровождается демонстрацией компьютерных презентаций при помощи мультимедиа-проектора (на кафедре имеется ноутбук и мультимедийный проектор). Учебные фильмы, демонстрируемые на лекциях и практических занятиях: «Рахит у детей» Обучающие компьютерные программы, используемые на практических занятиях «Анемический синдром у детей». Практические занятия сопровождаются демонстрацией больных. Практические занятия обеспечены достаточным количеством наглядных пособий:
8. Материалы текущего и итогового контроля 8.1. Текущий контроль Формы контроля: решение ситуационных задач Модульно – рейтинговое оценивание Зачетное занятие 4 курс (8 семестр) Экзамен 6 курс (11 семестр) 8.2. Итоговый контроль Формы контроля: 8 семестр зачет. Зачет проводится в форме устного собеседования по темам пройденных заболеваний, с обсуждением курируемых больных. Кроме того, в ходе зачета используются основные вопросы по педиатрии (перечень вопросов утверждается на кафедральном заседании). 11 семестр – заключительный экзамен |
Самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной,... ... | «Работа со справочной литературой» Цель : Заинтересовать учащихся... В век современных информационных технологий любую информацию можно почерпнуть из интернета. Но пока еще далеко не все имеют компьютер... | ||
Самостоятельная работа 2 Работа с литературой составить опорный конспект... Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Самостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную... Внеаудиторная самостоятельная работа студента рассматривается как работа с рекомендованной литературой, поиска информации по изучаемой... | ||
Программа дисциплины «политическая история россии» Приступая к изучению данного курса, студент должен иметь общее представление об истории нашего Отечества в объеме средней общеобразовательной... | Самостоятельная работа. Методические советы и рекомендации к заданиям. Работа с литературой Самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных записей, заучивание,... | ||
Урок: Православная молитва Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная... | Протокол №1 от 30 августа 2011 Самостоятельная работа студентов включает блоки индивидуальной практики языковых и речевых умений по всем модулям курса, а также... | ||
Переводчик: Егор Егоров Самостоятельная работа студентов включает блоки индивидуальной практики языковых и речевых умений по всем модулям курса, а также... | Разработка и использование видеоуроков Существует несколько новых методов, которые появились благодаря использованию современных средств икт. Работа учащихся со справочной... | ||
Рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная... Обсуждение результатов выполнения домашнего задания (береза, ромашка, медведь и т п.) | Самостоятельная работа по подготовке студента к лекции Самостоятельная... Преподавание земельного права в комплексе с другими дисциплинами призвано научить студентов-юристов | ||
Самостоятельная работа по подготовке студента к лекции Самостоятельная... Преподавание административной ответственность в комплексе с другими дисциплинами призвано научить студентов-юристов | Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой... Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя | ||
Российский государственный торгово-экономический университет (ргтэу) Самостоятельная работа студентов включает блоки индивидуальной практики языковых и речевых умений по всем модулям курса, а также... | Муниципальное образовательное учреждение «Барановская средняя общеобразовательная школа» Самостоятельная работа студентов включает блоки индивидуальной практики языковых и речевых умений по всем модулям курса, а также... |