Скачать 477.16 Kb.
|
Проект. Доклад о промышленной политике Российской Федерации. Настоящий доклад разработан Комитетом по промышленной политике Совета Федерации Федерального Собрания РФ и в рамках деятельности по составлению докладов о промышленной политике, осуществляемой на регулярной основе. Предыдущий доклад, носящий название «Цели, методы и меры промышленной политики Российской Федерации» был утвержден Комитетом по промышленной политике Совета Федерации в 2004 г. и доступен для ознакомления в сети Интернет по адресу http://www.prompolit.ru/90976. 1. Основные понятия. Промышленная политика – это совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции. В данной концепции промышленной политики ее объектом является производитель товаров и услуг (производственное предприятие, корпорация, отдельный предприниматель и т.д.). Этот подход отличается от традиционного понимания промышленной политики, в соответствии с которым ее объектом обычно считаются крупные производственно-технологические комплексы, гигантские корпорации или отрасли, обычно состоящие из крупных, капиталоемких производств. Однако произошедшие в последние десятилетия структурные перемены – развитие новых производственных технологий, финансовых инструментов, организационных структур, глобализация производства, торговли и финансов, повышение роли знаний, информации и технологии в производственных процессах и др. – все это делает традиционное представление об объекте промышленной политики ограниченным и неадекватным1. Субъектом промышленной политики является государство, причем не любая политическая власть, а государство современного типа – абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом, отличным от личности правителей, включающая в себя правительственный аппарат и совокупность граждан (подданных), но не совпадающая ни с тем, ни с другим, имеющая четко определенные границы и существующая только на основании признания другими государствами. Промышленная политика – атрибут именно государства современного типа и в как таковая не свойственна иным типам политической организации (таким, как племена, феодальные иерархии, доиндустриальные империи, «несостоявшиеся государства» (failed states) и т.д.). Возможные инструменты промышленной политики определяются теми ролями, в которых государство может выступать в отношениях с конкретным производителем:
В качестве получателя налоговых платежей, регулятора и арбитра государство реализует властные полномочия, т.е. может осуществлять принуждение или угрозу принуждения. В других ролях оно выступает равноправным субъектом по отношению к другим участникам рынка и/или иностранным государствам. Все перечисленные роли государства в отношении производителя предоставляют в его руки разнообразные инструменты (средства), которые могут быть использованы для проведения промышленной политики. Промышленная политика является одним из направлений государственной политики наряду с другими направлениями. С каждым из этих направлений она имеет точки соприкосновения и области пересечения. Возможны также синергические эффекты, возникающие за счет согласования промышленной политики с другими направлениями государственной политики. Тем не менее, промышленная политика обладает своими целями и набором средств. 1) От макроэкономической политики промышленная политика отличается своим объектом, целями и методами. Объектом промышленной политики не является народное хозяйство в целом, описываемое совокупностью макроэкономических агрегатов. Целью промышленной политики не является достижение макроэкономической стабильности, борьба с инфляцией и т.п. В число методов промышленной политики не входят регулирование агрегированных показателей государственного бюджета, процентных ставок, резервных требований, валютного курса и т.п. средства макроэкономической политики. 2) От бюджетной и налоговой политики, в рамках которой государство осуществляет перераспределение от налогоплательщиков к получателям бюджетных средств, промышленная политика отличается тем, что ее объектом является производственная деятельность хозяйствующих субъектов, а не перераспределительная деятельность государства. 3) От социальной политики, объектом воздействия которой является уровень и качество жизни (т.е., в первую очередь, потребление) отдельных групп населения промышленная политика отличается тем, что занимается производственной деятельность предприятий, а не потреблением населения (домохозяйств). 4) Внешнеэкономическая политика (в широком смысле, т.е. включая торговую, миграционную политику, валютное регулирование и т.д.) пересекается с промышленной политику в той мере, в какой ее цели напрямую связаны с производственной деятельностью российских производителей. Не входят в промышленную политику валютное регулирование, регулирование нетрудовых видов миграции, получение и оказание гуманитарной помощи и т.д. 5) Региональная политика пересекается с промышленной политикой в той степени, в какой затрагивает вопросы размещения производительных сил, а также использования земли и природных ресурсов. В то же время региональная политика содержит многочисленные компоненты, напрямую не связанные с осуществлением производственной деятельности – например, распределение федеральной финансовой помощи между регионами, социальное развитие регионов, и др. 6) От оборонной политики и политики в сфере безопасности промышленная политика отличается тем, что не занимается деятельностью государства в ходе вооруженных конфликтов и в ходе применения государственного принуждения. В сфере компетенции промышленной политики находятся те аспекты оборонной политики и политики в сфере безопасности. которые связаны с производством товаров и услуг соответствующего назначения (оборонный заказ, государственные резервы и т.д.), с использованием экономических ресурсов для нужд обороны и безопасности (земли, природных ресурсов, воздушного пространства, радиочастотного спектра и т.д.), с производственной деятельностью и управлением государственным имуществом в сфере оборонно-промышленного комплекса, а также с обременением предприятий и имущества обязательствами оборонного характера. 7) Геополитика направлена на усиление политического веса страны на международной арене как в мире в целом, так и в отдельных регионах. Она отличается от промышленной политики по и по целям, и по применяемыми методам. Тем не менее, для решения некоторых геополитических задач (таких, как усиление влияния России в тех или иных регионах мира) целесообразна координация геополитики и промышленной политики на уровне целей и используемых методов для достижения синергического эффекта. Координация промышленной политики с другими направлениями политики государства должна осуществляться на уровне общегосударственного политического целеполагания. Вопрос о такой координации выходит за рамки данного доклада. 2. Условия, в которых государству предстоит разрабатывать и проводить промышленную политику. 2.1. Условия долгосрочного характера. Наиболее важной долгосрочной тенденцией, которая будет влиять на разработку и проведение промышленной политики, является изменение места и роли государства в жизни общества на всех уровнях, от местного сообщества до человечества в целом. Государство современного типа постепенно теряет свой уникальный характер и уступает свои функции негосударственным, надгосударственным и суб-государственным организациям. Эти организации могут иметь, а могут и не иметь характера абстрактных корпораций. К их числу относятся международные организации и объединения, местные сообщества, производственные и финансовые корпорации, общественные движения, религиозные объединения, нелегальные силовые структуры разного рода и т.д. Главные причины изменения характера государства (и, во многих случаях, его упадка) состоят в следующем: 1) Отмирание войны между государствами как общественного института. Государство современного типа возникло в Европе в первую очередь как инструмент ведения войн с другими государствами. Появление ядерного оружия сделало невозможной полномасштабную войну между государствами, обладающими ядерным оружием. Впоследствии, из-за опасения эскалации, этот процесс распространился и на большую часть остальных государств. В настоящее время война между государствами, которую ведут регулярные армии с использованием обычных видов вооружения, стала редким явлением и ограничено войнами, в которых с одной или с двух сторон участвуют слабые и относительно небольшие государства, имеющие мало влияния в мире. Одновременно происходит процесс перехода социальной функции ведения войны к разного рода негосударственным структурам, которые с трудом можно отделить от гражданского населения. Такие войны ведутся не только на поле боя, но используют всю совокупность социально-психологических, политических, экономических и иных способов воздействия на противника. В войнах с участием таких структур традиционные государственные армии, вооруженные тяжелым оружием, становятся малоэффективными. 2) Кризис институтов социального государства. Сложившийся в XX в. в развитых и во многих развивающихся странах институт социального государства в настоящее время вступил в длительную полосу кризиса, который состоит в том, что государство не может справиться тем бременем обязательств (прежде всего, социально-экономического характера), которые взяло на себя по отношению к своим гражданам. Это, в свою очередь, неизбежно ведет к хроническим бюджетным проблемам, росту налогов, инфляции и вытекающим из этого глубоким структурным проблемам в экономике. О наступлении кризиса свидетельствуют данные исследований государственных финансов развитых стран методом «межпоколенческого учета» (generational accounting). Суть последнего состоит в оценке приведенной к настоящему времени (дисконтированной) оценки всей совокупности будущих обязательств государства (бюджета а внебюджетных фондов), определяемых действующим законодательством, и сравнении ее с оценкой дисконтированной величины всех будущих поступлений в государственный бюджет и внебюджетные фонды. Исследования показывают наличие огромного финансового разрыва (превышения обязательств над поступлениями), который в долгосрочном плане неизбежно ведет к бюджетному кризису. Этот кризис объясняется целым рядом причин, из которых следует выделить демографические причины («старение населения», ведущее к перегрузке пенсионных систем) и особенности политической системы социального государства, которая создает тенденцию к неумеренному раздуванию социальных программ. 3) Экономическая и финансовая глобализация. В последней четверти XX в. большинство развитых и особенно развивающихся стран, исходя их прагматических соображений стимулирования экономического роста и решения структурных проблем, стало постепенно отказываться от идеологии и практики централизованного планирования и активного вмешательство правительства в деятельность товарных и финансовых рынков. Непреднамеренным результатом такой политики стала глобализация рынков, начиная от потребительских товаров и заканчивая производственным оборудованием, услугами и финансовыми инструментами. Бурное развитие глобальных рынков резко снизило возможности каждого отдельного государства влиять на экономическое и финансовое положение в стране, т.к. это состояние оказывается в не меньшей степени зависимым от решений, принимаемых другими субъектами – как государствами, так и негосударственными структурами. 4) Развитие технологий. Целый ряд важных и бурно развивающиеся технологий – в сфере телекоммуникаций, транспорта, инфраструктуры и т.д. – в силу своей природы могут быть наиболее эффективны только тогда, когда объединены в сети, никак не связанные ограничениями, накладываемыми государственными границами. Хотя такие технологии начали активно развиваться еще в XIX в., последние десятилетия засвидетельствовали их взрывной рост и все большую зависимость от них национальных экономик. 5) Неспособность государства обеспечить безопасность. Государство современного типа, особенно в больших и разнородных странах, все в меньшей степени способны обеспечить безопасность жителей соответствующих территорий. Созданное в условиях относительно низкого уровня урбанизации и мобильности населения и опиравшееся во многом на традиционную мораль, оно плохо приспособлено к выполнению этой функции в условиях урбанизации, глобализации, массовой миграции и растущей аномии. Общая тенденция состоит в том, что функции обеспечения безопасности все в большей степени переходят к негосударственным структурам (охранным компаниям, ассоциациям и т.д.), причем становится все труднее провести грань между ними и традиционной государственной полицией и службами безопасности. Одним из следствий действия этих факторов является постепенная потеря доверия государству со стороны населения, веры в особую роль государства как института в жизни человека. Иными словами, происходит постепенная делегитимизация государства современного типа. Государство-корпорация, там, где оно сохраняется, постепенно становится одной из многочисленных корпораций, причем часть традиционных государственных функций переходит к корпорациям других типов. На смену «миру государств» приходит «мир корпораций». В этих условиях традиционные подходы к промышленной политике и соответствующие меры – поддержка отдельных отраслей, предприятий и регионов с помощью бюджетных субсидий и кредитов; протекционизм; субсидирование экспорта; национализация и производство товаров и услуг на предприятиях государственного сектора; ценовое и тарифное регулирование; использование государственного заказа в целях поддержки тех или иных групп производителей и т.д. – становятся не просто неэффективными, а бессмысленными. Адекватная концепция промышленной политики в России должна основываться на признании и понимании нового места российского государства в меняющемся мире. 2.2. Условия краткосрочного характера. 1) Экономический и промышленный рост. На протяжении последних нескольких лет российская экономика в целом и большинство конкретных отраслей производственной деятельности переживают период достаточно стабильного роста. В этих условиях промышленная политика уже не может быть антикризисным инструментом, направленным на спасение тех или иных отраслей в краткосрочной перспективе. Она должна быть сосредоточена на мерах долгосрочного, стратегического характера, направленных на создание условий для продолжения, ускорения роста и придания ему устойчивого характера. 2) Повышение нагрузки на хозяйственную инфраструктуру. Экономический и промышленный рост неизбежно усиливает нагрузку на инфраструктуру экономики – транспорт, связь, электроэнергетика (генерация, передача и распределение), коммунальные сети, дорожное хозяйство и др. Поскольку эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, а система их регулирования зачастую – неэффективной и концептуально устаревшей, инфраструктура становится серьезным ограничением для экономического роста. 3) Благоприятная конъюнктура на мировых рынках сырья. В силу ряда факторов, в первую очередь связанных с экономическим подъемом в развивающихся странах Азии и других регионов, в последние годы наблюдается существенный рост мировых цен на основные виды сырьевых товаров, крупным экспортером которых является Россия. Это создает как преимущества, так и риски. Основными преимуществами является рост в экспортных и связанных с ними отраслях и увеличение объема финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Риски связаны, в первую очередь, с относительным и абсолютным ослаблением отраслей, не связанных с экспортным сектором (в т.ч. за счет роста реального курса рубля), а также с возможной серьезной коррекцией на мировых рынках сырьевых товаров2. 4) Появление существенных инвестиционных ресурсов а распоряжении правительства. Экономический рост и благоприятная конъюнктура обеспечили значительный прирост бюджетных поступлений. Вместе с благоразумной правительственной политикой в сфере бюджетных расходов это привело к появлению существенных ресурсов для государственных инвестиций, что выразилось в создании Инвестиционного фонда. Это ставит задачу эффективного использования государственных инвестиционных средств с целью решения стратегических проблем российской экономики. 5) Включение России в систему международного разделения труда. Углубление международного разделения труда и расширение обмена (экономическая глобализация) является долгосрочным фактором функционирования экономики всех стран. Основной причиной этих процессов стал отказ правительств большинства развивающихся, а также бывших социалистических стран от политики протекционизма и всеобъемлющего государственного регулирования, произошедший в конце 80-х – начале 90-х годов XX века. Россия уже включилась в систему международного разделения труда. Наряду с очевидными выгодами с этим связаны и определенные риски, в частности, зависимость от мировой конъюнктуры и появление у российских производителей серьезных конкурентов в лице, прежде всего, развивающихся стран. В этой связи встает задача оптимального позиционирования в рамках мирохозяйственной системы с точки зрения конкурентоспособности отечественных производителей и, одновременно, повышения эффективности отечественной экономики и уровня жизни населения. 6) Изменение относительного веса старых и появление мировых центров экономического могущества. Наиболее важным для России является относительное снижение роли в мирохозяйственной системе традиционных партнеров – Европы и США – и появление новых бурно развивающихся и стремительно набирающих экономическую мощь стран и регионов. К числу последних относятся в первую очередь Восточная Азия (в которой лидером выступает Китай) и Азиатско-Тихоокеанский регион в целом, а также Южная Азия в лице Индии. Производители из этих регионов успешно конкурируют с традиционными производителями во многих отраслях производства, причем круг этих отраслей постоянно расширяется. Огромный демографический потенциал этих стран и регионов, с одной стороны, дает им в настоящее время преимущество в виде дешевого труда, а с другой стороны, в перспективе гарантирует гигантское расширение спроса, в том числе на импортные товары и услуги. 7) Отсутствие существенных конвенциональных внешних военных угроз кратко- и среднесрочного характера. Наличие этого фактора дает возможность перейти к глубокой модернизации военно-промышленного сектора, с учетом реальных перспективных требований безопасности страны. В то же время этот фактор делает устаревшим наиболее разумный аргумент в пользу традиционного протекционизма, состоящий в необходимости поддержания определенного уровня гражданских производств внутри страны на случай продолжительных боевых действий и внешней блокады. |
Разработан Минпромторгом России проект федерального закона о промышленной... Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании... | Доклад Подготовлен Экспертным Советом при комитете Совета Федерации... Различные схемы управления государственной собственностью: примеры из истории и зарубежной практики | ||
Итоги деятельности Министерства по промышленной политике, развитию... Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области | Итоги деятельности Министерства по промышленной политике, развитию... Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области | ||
Доклад о состоянии Российской Федерации подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. №32-фз “Об Общественной палате... | Доклад о реализации на территории Чеченской Республики майских Указов... В этой связи определены ряд важнейших задач, нацеленных на обеспечение вклада Чеченской Республики в достижении показателей, приведённых... | ||
Анализ учебно- воспитательной работы на основании решений, принятых... Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября... | В. И. Матвиенко: Уважаемый Владимир Ростиславович, уважаемые члены... Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации на тему «О концепции проведения Года культуры в Российской... | ||
Общественная палата российской федерации доклад Доклад об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества... | Приказ Министерства знергетики Российской от № "Об утверждении Правил... Российской Федерации, утвержденных приказом Минтопэнерго РФ от 19 февраля 2000 г. N 49 и зарегистрированных Минюстом России 16 марта... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Доклад «Отношения России и Европейского союза: современная ситуация... Доклад подготовлен на основе ситуационного анализа, организованного в 21 января 2005 г. Институтом Европы ран, журналом «Россия в... | ||
Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы... Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации / Государственный... | Доклад о результатах деятельности за 2011 год и основных направлениях... Российской Федерации составляют находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации имущество, средства бюджета субъекта Российской... | ||
Доклад подготовлен Министерством здравоохранения Российской Федерации... Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи | О результатах и основных направлениях деятельности министерства спорта российской федерации Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2014-2017 годы (далее – Доклад)... |