Скачать 62.39 Kb.
|
Конспект урока Тема: «Укрась праздничный стол ». Народный орнамент России. Полхов-Майданская роспись. Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием Полхов-Майданской росписи.
- способствовать ознакомлению учащихся с произведениями Полховского Майдана; - способствовать развитию графических умений и навыков в новой технике (цветы и яблочки с наводкой);
- способствовать воспитанию любви к Родине, её истории и национальной культуре; 3. Развивающие задачи: - развивать эстетический вкус к декоративно-прикладному искусству; - развивать творческую фантазию; Оборудование для учителя: Слайд-шоу «Масленица», «Полхов-Майданскаяроспись», музыкальный ряд - «Камаринская», бумага, акварель, кисти, баночка с водой. Оборудование для учеников: силуэты посуды, бумага, восковые мелки акварель, кисти, баночка с водой. Ход урока: 1. Приветствие. 2. Лирическое вступление. Актуализация знаний. - Ребята, отгадайте загадку. Что на сковороду наливают, Да вчетверо сгибают? (блин) - Ребята, какой приближается праздник в конце зимы, где обязательно угощаются блинами? (Масленица) Слайд-шоу «Масленица» - Масленица всегда считалась одним из главных праздников на Руси, да и сейчас проводы зимы отмечаются с большим удовольствием. Названием своим праздник обязан обилию всевозможных блюд из молочных продуктов: сметана, сливки, сыр, творог, сливочное масло. - Ребята, кто знает стихотворение про Масленицу? Ученица: Масленица в дом идёт, За собой весну ведёт! Напеки блинов скорей Только масла не жалей! Поздравляем с этим днём Пусть печаль горит огнём! Пусть уходят холода Не на год, а навсегда! - Как на Руси празднуют этот праздник? (Пекут блины, водят хороводы, поют песни, катаются на санях, сжигают чучело…) В это время на экране появляются слайды с изображением картин русского художника Б.М.Кустодиева, на которых показаны массовые народные гуляния на Масленицу. Учитель: Широкая Масленица, Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся. - Ребята, как подавались угощения на праздничный стол? (В красивой посуде) - Что нужно сделать, чтобы посуда стала красивой? (Украсить узором) - Правильно, расписать её. - Ребята, какие народные росписи вы уже знаете? (хохломская, гжельская роспись) На экране появляются слайды с изображением этих народных промыслов. Следующий слайд – изделия Полховского Майдана. 3. Ознакомление с новым материалом. Слайд-шоу «Полхов-Майданская роспись» - Ребята, посмотрите какие красивые эти деревянные игрушки, посуда из Полховского Майдана. Полхов-Майданская роспись получила своё название от большого села в Нижегородской области. Здесь изготавливают деревянные игрушки-свистульки, грибы-копилки, балалайки… Посуду- солонки, чаши, сахарницы, коробочки. Но самое известное изделие Полховского-Майдана – матрёшки. Называется всё это – игрушки-тарарушки. От слов – играть, говорить, тараторить. - Ребята, какое настроение вызывают у вас эти игрушки? (Праздничное, красивая роспись) - Какие цвета применяют народные мастера, чтобы игрушка была праздничной? (Красный, желтый, зелёный, синий) - Ребята, назовите элементы, которые используются в Полхов-Майданской росписи? (Цветы, листья, ягоды…) - Ребята, посмотрите, какой приём применяют народные мастера, благодаря которому узор выглядит необычайно ярким и чётким? (Обводят узор черным контуром) - Молодцы! - Действительно главный приём Полхов-Майданской росписи «цветы с наводкой» - цветочная роспись очерчена чётким чёрным контуром. Учитель показывает силуэт посуды, заготовленный учащимися на прошлом уроке. - Ребята, что это? (Силуэт) - Что мы сегодня будем делать? (Расписывать силуэт посуды Полхов-Майданской росписью). - Правильно, сегодня на уроке мы мы познакомимся с элементами росписи и приёмами рисования растительных элементов – яблочка, розы, ягоды и украсим посуду для праздничного стола. На доске закреплён плакат в виде белой скатерти с ажурной каймой. Это наш «праздничный стол». На «столе» стоит самовар и горка блинов. Учитель показывает на доске порядок выполнения работы:
Учитель сопровождает свои действия народными присказками. Для элемента росписи: цветок – роза. Солнышко, выгляни! Красное, высвети! На холодную водицу, На шелковую травицу, На аленький цветочек, На кругленький лужочек! Для элемента росписи – ягодки. Рву, рву ягодку Красную смородинку, Малинки в лукошко, Брусничку в стаканчик, А серому волку – корья на лопате! Для элемента росписи – яблочка. Яблочко наливное – солнцем залитое! - Ребята, сегодня мы будем народными мастерами и каждый из вас украсит свой силуэт красивым узором Полхов-Майданской росписи. - Сначала нужно нарисовать узор восковым мелком, а потом расписать красками. Чтобы работа получилась красивой, нужно определить композиционный центр, где будет самый крупный элемент росписи (роза). А вокруг можно ритмично расположить мелкие элементы росписи (ягоды, листья). - Ребята, есть вопросы? - Смело приступайте к работе, желаем успеха. 4. Практическая работа. Учащиеся украшают силуэты посуды элементами росписи. Физкультминутка: А теперь, ребята встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево И беритесь вновь за дело. По ходу работы учитель может давать практические советы. Практическая работа учащихся сопровождается народной музыкой «Камаринская». 5. Подведение итогов. Выставка работ учащихся. - Ребята, посмотрите каким нарядным стал наш праздничный стол. (Рассматривание детьми, выполненных работ) 6. Рефлексия. - Какой росписью мы украсили силуэты посуды? (Полхов – Майданской росписью). - Чем вам понравилась эта роспись? (Яркая, красивая, праздничная). 7. Домашнее задание. - Сегодня на уроке мы познакомились с Полхов-Майданской росписью. Дома расскажите родителям о этой росписи и посмотрите что общего в росписях Хохломы, Гжели и Полховского-Майдана. - Вот и подошел к концу наш урок. - Молодцы, всем «5»! Отдохнули мы по праву Мастерам воздали славу! Что узнали, не забудем – Долго-долго помнить будем! (У детей на столе лежит вырезанное из цветной бумаги яблоко, из него нужно вытащить червячка) -Пожалуйста, покажите яблочко, которое лежит у каждого из вас на парте. -Если урок понравился, надо вытянуть червячка как можно больше из яблочка. Благодарим! Желаем успеха! Список литературы: 1. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение. 2008. 2. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». – М. Просвещение. 2011.
|
Конспект урока аппликация «Праздничный салют» Цель: Познакомить учащихся... Формировать представления о передаче впечатления с помощью определенных художественных средств | Конспект урока по сбо для 5 класса Тема «Сервировка стола» Образовательные: познакомить учащихся с правилами сервировки стола, научить сервировать стол к завтраку | ||
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | ||
Конспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения... Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» | Конспект урока по английскому языку (учитель Протасова Т. Г.). Тема урока: «Школьная жизнь» Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов... | ||
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Конспект урока (Тема урока) Предмет Класс Тема Базовый учебник Цель... Методы познания (анализ, синтез, сравнение, моделирование, картографический, исторический) | ||
Конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | Конспект урока Тема урока: «Чтение слов с буквой ш. Сочетание ши.» Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект... | ||
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа) | Конспект урока Тема урока Вода в природе Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа») | ||
Тема: Носители информации. Программы и файлы. Рабочий стол Цель:... Носители информации – материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации | Конспект урока повторяем признаки имени прилагательного (Тема урока)... Как вы думаете, чему будет посвящена тема урока? (Сегодня на уроке мы будем говорить об имени прилагательном) | ||
Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | Конспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» |