Скачать 262.46 Kb.
|
С7. Укажите предпосылки и принципы образования СССР в 1922г. Предпосылки образования СССР: - традиция сосуществения народов в составе многонациональной Российской империи - провозглашение национального равноправия после Февральской революции - признание права народов на самоопределение после Октября 1917г. - провозглашение независимых республик на Укранине, в Молдавии, Прибалтике, Закавказье, Средней Азии - разгром Красной Армией войск белых армий и иностранных интервентов -восстановление советской власти на Украине. В Закавказье, Средней Азии Принципы образования СССР: - добровольность -равноправие суверенных республик - передача части суверенных прав Центру - невозможность изменения территории республик без их согласия. С7. Охарактеризуйте обстоятельства создания, основное содержание и значение деятельности Государственной думы в России в начале 20 века. Обстоятельства создания - Государственная дума была учреждена царским Манифестом 17 октября 1905г. под натиском революционных выступлений - выборы в Думу не были всеобщими, равными и прямыми (они проводились в несколько этапов, существовали разные нормы представительства для разных сословий, некоторые группы населения не имели права голоса) Деятельность - Дума имела только законосовещательные права (т.е. должна была делить законодательную власть с царем и Государственным Советом) - Дума не могла отправить в отставку правительства и назначить нового премьер- министра - 1 Дума начала свою деятельность в апреле 1906г. -В первый состав Думы вошли представители основных политических партий, существовавших в то время в России; большинство в ней составляли кадеты и крестьянская партия трудовиков. - Главным вопросом, обсуждавшимся 1 и 2 думой, был аграрный вопрос Роспуск 2 Государственной думы и изменение положения о выборах рассматриваются как государственный переворот С7.В.О. Ключевский считал движение декабристов «исторической случайностью, обросшей литературой». Какие другие суждения о предпосылках возникновения движения декабристов вам известны? Какие суждения вы считаете наиболее убедительными? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами подтверждающими избранное вами суждение. Суждения: А. противоречиями российской действительности, в первую очередь между насущными потребностями национального развития России и самодержавно- крепостническим строем; -влиянием на идейное становление декабристов либеральных идей в ходе проведения реформ Александром 1. (в первый период царствования); Б.впечатлениями Отечественной войны 1812 г., ускорившими идейное становление декабристов; В.восприятием участниками движения декабристов опыта социально- политического развития стран Европы, Латинской Америки. Аргументы: А. – крепостническая система хозяйствования осознавалась как тормоз экономического развития России; - участники тайных обществ воспринимали крепостную зависимость крестьян как аморальное, позорное для России явление; - отход императора от проведения либеральных реформ привел к выводу о том. Что прогрессивные преобразования могут осуществить лишь участники тайных обществ. Б. – во время Отечественной войны происходило сближение представителей сословий; - декабристы пришли к убеждению, что русский народ, отстоявший независимость России, освободивший страны Европы от владычества Наполеона, достоин лучшей участи В.- декабристы восприняли идеи века Просвещения, Французской революции конца 18в., - революционные события в странах Европы (Испании, Пруссии), Латинской Америки оказали влияние на декабристов; - во время Заграничных походов русской армии 1813- 1814гг. будущие декабристы воочию убедились, что народы европейских стран обладают большими свободами, чем народы России. С7. Официальная пропаганда, многие современники и историки высоко оценивали неоднократно проводившееся после ВОВ снижение цен на потребительские товары как сталинскую заботу о трудящихся. Какие другие оценки проводившихся в то время мер «по повышению уровня жизни населения» вам известны? Какую из оценок вы считаете более убедительной? Приведите положения. Факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения. Другие оценки: - снижение цен не оказывало существенного влияния на жизнь населения; - проводившиеся мероприятия имели в основном идеологическую, пропагандистскую цель (в условиях тяжелой послевоенной жизни нужно было подтверждать достижения и преимущества социализма, важно было предстать перед странами мира великой державой, постоянно повышающей уровень жизни народа). Аргументы: А. Для изложенной в задании: - снижение цен проводилось систематически: за семь лет с 1947г. оно было произведено семь раз; - в 1947г. была осуществлена отмена карточной системы; - цены снижались и на продовольственные, и на промышленные товары. Б. Для оценок, изложенных в части 1 содержания ответа: - снижение цен было не очень существенным; - товаров в государственных магазинах было мало, цены в коммерческих магазинах были недоступны для большинства населения; - после снижения цен, как правило, понижались расценки на произведенную на предприятиях продукцию. С7. Объясните, в чем заключались характерные черты общественного сознания советских людей в первые годы после Великой Отечественной войны. Общая характеристика - победа изменила многие представления людей о мире и своей стране - она породила критические взгляды, сомнения, особенно у фронтовиков - в целом «поколение победителей» было охвачено радостью победы, энтузиазмом, желанием восстановить мирную жизнь - главное в настроениях: жизнь должна стать лучше, свободнее, обеспеченнее - это состояние общественного сознания- «демократический импульс войны» На что надеялись люди - крестьяне - на изменение жизни в колхозах. Возрождение деревни на новых основах; - рабочие - на свободный, хорошо оплачиваемый труд. Улучшение жизни в городах - интеллигенция - на возможность свободного творчества - народы многих – на смягчение национальной политики - узники ГУЛАГа - на торжество справедливости и скорое освобождение - молодежь - на получение образования, творческую работу Разочарования Сталинское руководство избрало довоенную модель развития: централизация, приоритет развития тяжелой промышленности, возобновление идеологического контроля и репрессий. С7. Раскройте цели и содержание экономической реформы в СССР в середине 1960-х гг. Основные цели реформы: - попытка модернизации экономической системы социализма - введение элементов расчета при сохранении административно- командной системы управления Основное содержание реформы: - ликвидация совнархозов - предоставление большей свободы хозяйственной деятельности предприятий - сокращение числа плановых показателей работы предприятий - создание на предприятиях фондов материального поощрения -- оценка экономической деятельности по реализованной продукции - изменение системы планирования закупок сельскохозяйственной продукции - повышение закупочных цен на сельхозпродукцию - снятие ограничение с личных хозяйств -увеличение капиталовложения в с/х Вывод: реформа не затронула основ экономической системы социалистического общества С7. Некоторые историки, характеризуя социальную направленность реформы 1861г., высказывают суждение, что реформа 1861 г. Была проведена в интересах дворян. Какое другое суждение о социальной направленности реформы 1861 г. Вам известно? Какое суждение считаете наиболее убедительным? Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументом, подтверждающими выбранное вами суждение. Другие суждения: - реформа 1861 г. Была проведена с учетом интересов крестьян - реформа 1861г. Была проведена с учетом интересов как дворян, так и крестьян. При выборе суждения изложенного в задании: - дворяне применяли труд временообязанных крестьян; - дворяне получили высокие выкупные платежи - значительная часть дворян получала отрезки крестьянской земли; - дворяне остались привилегированным сословием При выборе других, не приведенных в задании суждений: А. Реформа 1861г. Была проведена с учетом интересов крестьян: - крестьяне были освобождены от крепостной зависимости - крестьяне получили право распоряжаться своим имуществом - крестьяне получили право заключать сделки (выступать как юридическое лицо) - крестьяне получили право переходить в другие сословия (мещан, купцов) - в некоторых губерниях крестьяне получили часть помещичьей земли. Б. Реформа 1861г. Была проведена с учетом интересов как дворян, так и крестьян: - крестьяне были освобождены от крепостной зависимости; - но крестьяне были вынуждены выплачивать выкупные платежи, нести повинности в пользу помещиков; - дворяне лишись возможности использовать даровой труд крепостных крестьян; - дворяне получили возможность направить выкупные платежи на перестройку собственного хозяйства. С7. Охарактеризуйте причины возникновения, масштабы и значение партизанского движения в годы ВОВ. Причины возникновения и распространения партизанского движения: - стремление людей к защите своей земли , свободы и независимости - сопротивление оккупационному режиму, «новому порядку», установленной фашистами системе массового уничтожения людей концлагерей, гетто, насильственного вывода вГерманию на принудительные работы - поддержка советскими государственными и партийными органами партизанской борьбы на оккупированных территориях Масштабы партизанского движения, состав участников: - партизанские группы, отряды возникали на всей занятой фашистами территории - в партизанские отряды вступали оказавшиеся в окружении бойцы и командиры Красной Армии, бежавшие из лагерей военнопленные, молодежь, спасавшаяся от угона в Германию - к концу 1941 года на оккупированных территориях действовали свыше 3,5 тыс. партизанских отрядов и групп, весной 1942г. Было создано 11 партизанских соединений и отрядов, их взаимодействие с войсками Красной Армии Значение партизанского движения: - действия партизан оказывали существенное влияние на ход многих военных операций - для борьбы с партизанами и охраны коммуникаций оккупанты вынуждены были держать в тылу десятки дивизий - собранные партизанами и подпольщиками разведанные данные имели большое значение при планировании боевых операций Красной Армии - подвиги партизан получили высокую оценку, многие из них были награждены высшими военными орденами (в том числе руководители партизанских соединений С.Ковпак, С. Руднев, П. Вершигора, П. Машеров и др.) С7 .По мнению историков, главной причиной Смутного времени начала 17 века был династический кризис, пресечение династии Рюриковичей. Какую другую точку зрения по вопросу о причинах Смутного времени вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения. Может быть приведена следующая альтернативная точка зрения: Смута явилась проявлением глубокого внутреннего кризиса, одним из отдаленных последствий опричнины и поражения в Ливонской войне. Повлекших за собой разорение экономики, рост социального брожения, широкое недовольство; кризис был усилен вмешательством внешних сил. А. При выборе точки зрения, изложенной в задании: - династия Рюриковичей пресеклась со смертью в Угличе царевича Дмитрия, сына Ивана4 Грозного, в которой многие обвиняли провозглашенного впоследствии царем Бориса Годунова - началом Смуты послужило выступление самозванца, под именем спасшегося царевича Дмитрия захватившего московский престол - идея возвращения к власти «чудом спасшегося» представителя законной династии была одной из популярных в период Смуты - прекращением Смуты стало избрание Земским Собором, самым представительным в истории России, нового царя, основавшего новую династию. Б.При выборе альтернативной точки зрения: - Смута началась в условиях тяжелого экономического кризиса, голода, вызванного неурожаем 1601- 1603гг. - Смута представляла собой сложное социальное явление, движущими силами которого были многообразные социальные конфликты между различными группами населения - в ходе Смуты решались вопросы. Связанные с завершением процесса централизации, формирования единого государства - внутреннее противостояние переплеталось с вмешательством внешних сил, стоявших за противоборствующими сторонами, которое приобрело в конце концов форму иностранной интервенции. С7. Ряд историков резко негативно оценивают последствия политической раздробленности Руси в 12- начале 13 века. Какую другую точку зрения по вопросу о последствиях политической раздробленности вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Раскройте и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения. Альтернативная точка зрения: Политическая раздробленность была явлением неизбежным, наряду с серьезными негативными последствиями у нее были и последствия позитивные. А.При выборе точки зрения, изложенной в задании: - ослабла обороноспособность Руси перед внешними врагами -усилились княжеские распри - русские князья не смогли договориться о совместных действиях даже в канун нашествия Батыя, что привело к установлению более чем двухстолетнего ордынского ига. Б.При выборе альтернативной точки зрения: - в условиях раздробленности быстро развивалась экономика отдельных княжеств и земель - в условиях раздробленности достигла расцвета культура русских княжеств и земель - распад единого государства не означал полной утраты объединяющих русские земли начал ( формально признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное и языковое единство, в основе законодательства уделов лежали нормы «Русской правды», в народном сознании вплоть до 13- 14 веков жили представления о единстве земель, входивших в состав Древней Руси). |
Ссср на пути кардинального реформирования общества 5 Глава Причины распада СССР 11 Но зачастую упускаются несколько обстоятельств. Всё это подчас приводит к мифологизации и необоснованной трактовке фактов и событий,... | Приказ гособразования СССР от 24. 06. 1991 n 300 об утверждении положения... Состоит из 14 заданий. К каждому заданию дано 4 ответа, один из которых является правильным. Внимательно прочитайте каждое задание... | ||
Предполагается, что школьники усвоили и могут оперировать знаниями... Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование СНГ. Образование Российской Федерации... | Предполагается, что школьники усвоили и могут оперировать знаниями... Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ. Образование Российской Федерации... | ||
Деятельность оун-упа из документов нквд-мгб СССР рассекречено в 2008 году Управления нквд СССР судоплатова заместителю начальника 3 управления нквд СССР илюшину | Законодательство СССР Утверждены Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 г по согласованию с Главным санитарно-эпидемиологическим... | ||
«О кадровом обеспечении сферы культуры и искусства Краснодарского... Ссср кинорежиссер Сергей Бондарчук, народная артистка СССР актриса Нонна Мордюкова, народный артист СССР дирижер Юрий Силантьев,... | Конкурс исследовательских работ «Без истока- нет реки» Указов Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948, от 28 ноября 1948 года; Приказа Министерства государственной безопасности... | ||
Еще раз об отношении СССР к плану Маршалла Военно-промышленный комплекс СССР на международной арене | Реферат с элементами исследования Амн ссср, заслуженному деятелю науки рсфср, лауреату Государственной премии СССР зинаиде Виссарионовне Ермольевой | ||
Науменко Карина Игоревна, (ргтэу, студентка, 1 курс, юф, д/о, 11... Конституцией 1924 года и выявить положения, касающиеся образования ссср, полномочия верховных органов власти и права суверенных республик.... | Тема: Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50-80-х гг.» Элективный курс «Диссидентское движение в СССР 50 – 80-х гг.» разработан в соответствии с основными положениями концепции модернизации... | ||
Ссср в 1950 – 1970-е годы Международная обстановка после второй мировой войны. Ссср в условиях холодной войны | Методические указания по оценке почвенно-мелиоративных условий» (1987),... Почвенно-мелиоративная карта сельскохозяйственных земель Узбекистана м 1: 500 000 составлена в составе «Схемы развития и размещения... | ||
План урока: Проверка домашнего задания по теме «Внешняя политика СССР после ВОВ. Холодная война» Знакомство с новым материалом. Рассмотреть противоречия послевоенного развития СССР | Террор против геологов в СССР (1917-1936) ... |