Скачать 58.02 Kb.
|
Мазурок Татьяна Михайловна, ГОУ СОШ № 94 Санкт-Петербурга, учитель начальных классов Воспитание подрастающего поколения в современных условиях Я работаю в общеобразовательной школе 24 года и являюсь непосредственным участником воспитания подрастающего поколения. Мы живём в очень непростое время, когда высокий темп жизни формирует стиль нашего существования. Потоки информации обрушиваются на нас ежедневно с огромной скоростью. Взрослые не всегда с этим могут справиться, не говоря уже о детях. Возникает много проблем. Семья в традиционном понятии уже не может справиться со своей ролью. Да и в структуре семьи происходят изменения. Есть семьи с двумя мамами и одним папой, с двумя папами и одной мамой, гостевые отношения взрослых, а также другие формы взаимоотношений. Ребёнок не ориентируется в этой среде, что не может не влиять на его психику. Из-за отсутствия времени родители возлагают воспитательную функцию на детские образовательные учреждения и общественные организации, снимая, таким образом, ответственность с самих себя. Несмотря на разные виды поддержки со стороны государства, в семьях рождается один ребёнок, который уже с малых лет привыкает быть в центре внимания. У таких детей обычно не сформирован навык общения со сверстниками. Общаясь с ними, маленький человечек ориентирован только на свои потребности и интересы. У него не развито чувство эмпатии, сострадания к ближнему, доброты. В семьях уже давно перестали читать книги вслух и обсуждать происходящее в них. Семейные чтения в современном мире воспринимаются как атавизм. И очень отрадно, что авторы учебников по литературному чтению, изданных в соответствии с новыми Федеральными Государственными Стандартами, возвращаются к этой форме работы с семьёй, детьми, книгой. Меня, как педагога, тревожит тот факт, что средства массовой информации в основном ориентированы на освещение событий с мест трагедий, на сцены насилия, в том числе и в семье, на негативные стороны нашей жизни. У подрастающего поколения отсутствуют нравственные ориентиры. Детские учреждения не всегда способны противостоять внедрению насилия, грязи, пессимизма в души маленьких детей. Только объединившись, государственные, общественные, международные и коммерческие организации, частные лица, участие всего общества, могут вернуть ребёнку его социальную роль, помогут в его когнитивном и эмоциональном развитии. Главное - не оставаться равнодушным к происходящему. Каждый ребёнок должен знать, что есть люди, которым можно доверять, что в мире радостно и безопасно жить. Для этого можно, по мнению Д. С. Лихачёва, создавать «этажи заботы» и «увеличивать добро в окружающем нас»1. Любой человек должен понимать, что наша жизнь складывается из мелочей. Делая добро другому, ты можешь сделать счастливым себя, свою семью, близких людей, любого нуждающегося в этом человека. Добрые поступки всегда возвращаются. Помогая пожилым, окружая заботой одиноких, общаясь с подрастающим поколением, всегда образуются «круги на воде». Лихачёв в своих «Письмах о добром» писал о том, что эти круги «разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее».2 Ежедневно читая книги сами и читая их детям, мы интеллектуально развиваемся. Учимся быть добрее, понимаем, что значит быть толерантным. Воспитываем подрастающее поколение в любви и дружбе. Любую семью сближает совместная деятельность. Организация праздников, изучение семейных традиций, истории членов своей семьи сплачивает, помогает жить в тёплой атмосфере доверия и поддержки. В нашей школе все желающие, начиная с первоклассников, участвуют в проектной деятельности, посвящённой семье. Дети вместе со взрослыми составляют семейные генеалогические деревья, рисуют рисунки, пишут сочинения о традициях семьи, о её членах, о домашних питомцах. Люди учатся открывать что- то новое в себе и в ближних, становятся ближе и роднее. Отрадно, что в школах вводится изучение мировых религий и норм светского этикета. Это тоже способствует формированию толерантной среды в обществе и в школе, в частности. Особенно там, где учатся дети разных национальностей, дети мигрантов. Воспитанию терпимого отношения к ближнему способствует и инклюзивное обучение. Ребёнок, общаясь ежедневно со сверстником – инвалидом, может совершать добрые поступки, чувствовать свою значимость, проявлять на деле свою гражданскую позицию. В наше время воспитать ребёнка трудно. Мир таит много соблазнов. Не все взрослые живут по правде, по заповедям Божиим. Вера в Бога помогает с детства усвоить нормы морали, заложить фундамент для его нравственности. «Истинно верующий человек не совершит злых поступков и не причинит горе близким людям. Мимо него грязным потоком пронесутся всем мерзости мира, но не испачкают его душу».3( «Дети и родители» - православный календарь). Развивается сеть психологических служб, направленных на оказание помощи детям, попавшим в кризисные ситуации. Решаются проблемы в становлении ребёнка – снятии страхов, агрессивность, тревожность, нарушение общения и другие. Решению этих проблем способствуют разные формы и методы работы, но особенно хочется отметить большую роль в снятии негативных проблем при общении с природой. «...отношения двух культур, каждая из которых по – своему «социальна» 4(Д. С. Лихачёв) очень разнообразны. Но несомненно, что каждая сторона может получить огромную пользу для развития и движения вперёд. Хочется отметить, что для решения эмоционально – личностных проблем младших школьников, с которыми работаю, я открыла для себя анималотерапию5. Используя в работе её элементы, можно добиться несомненных успехов в развитии и воспитании подрастающего поколения. Понимая природные явления, видя красоту, маленький человек учится понимать и принимать пейзажное и другие виды искусства. Это очень благотворно сказывается при посещении музеев, выставок, а так же на уроках изобразительного искусства. С этого года у ребят в расписании три урока физической культуры в неделю. Для детей, имеющих хронические заболевания уже при поступлении в школу, это немаловажно. Помочь ребёнку сохранить здоровье, снять эмоциональное напряжение, привить любовь к физкультуре и спорту – всё это способствует здоровью нации. Для учащихся кроме практических знаний, нужно давать и теоретические. Сейчас много обсуждается вопросов, связанных с гендерными различиями, с разными подходами к воспитанию мальчиков и девочек. Необходимо просвещение общества в этой области. Это могут быть классные часы, родительские собрания, на которых будут выступать разные специалисты, лекции, выставки, различного вида акции, дистанционное обучение всех заинтересованных сторон. Обучение в школе – очень напряжённый период в жизни каждого человека. Ежедневно перед ребёнком ставится целый ряд задач, не связанных непосредственно с предыдущим опытом, но требующих мобилизации всех моральных и физических сил. Помочь подрастающему поколению вырасти достойными членами общества должны мы, взрослые. И делать это надо с любовью и огромным терпением. Закончить свои размышления мне хочется словами поэта Р.Рождественского6 о самом главном для человека: «Всё начинается с любви… Твердят: «В начале было слово..» А я провозглашаю снова: Всё начинается с любви!» Список литературы
1.Лихачёв Д.С «Письма о добром» СПб «LOGOS» 2006 с.30 2 Лихачёв Д.С. «Письма о добром» СПб «LOGOS» 2006 с.16 3Соколовская Л.А. Календарь на 2011 «Дети и родители» СПб «Диалог» 2010 с.3 4 Лихачёв Д.С. «Письма о добром» СПб «LOGOS» 2006 с.156 5 Кряжева Н.Л. «Кот и пёс спешат на помощь» Ярославль «Академия, К» 2000 с.4 6 Груздева Ю. В,. Богачкина Н. А. «Классные часы с психологом» Москва «Глобус» 2009 с.7 |
«Блокада Ленинграда» Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы. Данный конспект урока мужества... | Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось... Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность... | ||
Информация о ходе реализации партийного проекта «Урок физкультуры XXI века» является содействие совершенствованию системы физического воспитания подрастающего поколения, приобщение... | Виды обстоятельств Поэтому самостоятельность должна стать в современных условиях одной из главных черт личности у подрастающего поколения. Повышению... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Духовно – нравственная культура подрастающего поколения России» (реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического... | Выступление Айдаровой М. В Как разумно и практически организовать духовно-нравственное воспитание, не допустить пустоты души у подрастающего поколения | ||
Согласовано: утверждаю Целью конкурса является патриотическое воспитание подрастающего поколения и пропаганда лучших человеческих качеств на примере жизни... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Немаловажным фактором при этом является воспитание толерантности у подрастающего поколения | ||
План проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию... Воспитание у подрастающего поколения патриотизма, уважительного отношения к подвигу народа и | Конкурс профессионального мастерства педагогов-новаторов «Урок физкультуры XXI века» Конкурс направлен на повышение значимости занятий физической культурой и спортом, совершенствование системы физического воспитания... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в сегодняшнем мире становится снова одним из актуальных вопросов в воспитании... | Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является... Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших... | ||
Воспитание культуры здоровья младших школьников. "Путешествие на остров Неболеек" Состояние здоровья подрастающего поколения важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения... | ||
«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников» Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое... | «Музей морской славы России» цо №264 Целью, которого является воспитание чувства гордости, самосознания и толерантности подрастающего поколения москвичей, которые должны... |