Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.





Скачать 384.09 Kb.
НазваниеПояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
страница1/3
Дата публикации10.08.2014
Размер384.09 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. А пение обладает огромной силой воздействия на слушателей и самих исполнителей. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.

Данная программа «7 цветов – 7 нот» рассчитана для школьников 10 – 15 лет. По возрастному критерию обучающиеся разделены на две возрастные группы: 1 группа (10-12 лет) – ансамбль «Радуга»; 2 группа (13 – 15 лет) – ансамбль «Октава». Срок реализации – 1 год (34 учебные недели). На освоение курса предполагается – 136 часов (4 часа в неделю). Занятия с каждой группой обучающихся проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

Цель:

Познакомить детей с вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, приобщить к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус. Занятия предусматривают перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.

Задачи:

1. Расширить знания детей об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских и подростковых песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен; воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека; формировать музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.

3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен; обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

4. Развивать музыкальность, музыкальный слух, музыкальную память и восприимчивость певческого голоса, приобщение к певческому искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

5. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений, используя различные приемы вокального исполнения; способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

6. Сформировать потребности в общении с музыкой, создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.

Для эффективного решения данных задач применяется методика, согласно которой занятия включают в себя три компонента:

  • Распевание, которое помогает настроиться на пение, обучиться основам вокальной грамоты, научиться правильно петь;

  • Сольфеджио, во время которого идет работа над развитием музыкального слуха учащихся;

  • Работа над репертуаром, разучивание и исполнение произведений, которые позволяют воспитывать и развивать музыкально-художественный вкус учащихся.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;

  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Виды вокальной деятельности:

  • сольное и ансамблевое пение,

  • слушание различных интерпретаций исполнения,

  • пластическое интонирование,

  • добавление элементов импровизации,

  • движения под музыку,

  • элементы театрализации.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой. Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Методы и формы

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и музыкально-ритмического и сценического движения.

1. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

2. Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально - сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

3. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими

4. Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями.

Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару.

Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Содержание программы раскрывается в темах каждого занятия, на которых последовательно развиваются вокальные способности учащихся, приобретенные на уроках музыки. Оно направлено на расширение музыкального и художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора и прививает любовь к вокальному пению.

Программа имеет поэтапную структуру, которая строится на принципе системности и последовательности. Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, но в процессе изучения упражнений, попевок учащиеся знакомятся на занятиях с элементарной нотной грамотой. Постепенно вводятся необходимые теоретические понятия и термины. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, музыкально-ритмическим движениям, поведению на сцене. Для заинтересованности и лучшего взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Но это не должно ограничивать творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога, отражаться на творческих способностях ребенка и педагога, на качестве вокальных занятий. Музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга, каким-то темам может уделяться большее внимание и время или включаться новые по мере необходимости.

Особое место уделяется концертной деятельности. Репертуар составляется с учетом тех или иных праздников и дат. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям вокального кружка.

Содержание программы

Тема 1:

Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Певческая позиция. Дыхание.

Тема 2:

Вокально-хоровая работа. Унисон. Пение в ансамбле. Знакомство с различной манерой пения.

Тема 3: Использование элементов ритмики, музыкально-ритмические движения. Сценическая культура.

Тема 4: Вокально-хоровая работа. Опорное дыхание, артикуляция, дикция. Упражнения на дыхание (см. Приложение 1). Упражнения на артикуляцию, дикцию (см. Приложение 2).

Тема 5: Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Интонация. Выразительное интонирование. Цепное дыхание.

Тема 6: Основы музыкальной грамоты. Ноты. Длительности. Размер. Динамика. Штрихи.

Тональность. Ритмический рисунок.

Тема 7: Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.

Тема 8: Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса.

Планируемые результаты:

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

  • умение двигаться под музыку, знакомство с культурой поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

  • умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски;

  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене;

  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.



Список научно-методической литературы:

  1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000. Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

  2. Дашанова Н. Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе. «Музыка в школе» 2003 №4.

  3. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.

  4. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
    начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

  5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.

  6. Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей»
    «Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

  7. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998

  9. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

  10. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.

  11. Учите детей петь. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. М.: Просвещение, 1988.

  12. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»

Интернет-ресурсы

  1. http://nsportal.ru/fonoteka/saity-s-minusovkami-detskikh-pesen

  2. http://b-track.ru/artist/820

  3. http://www.chertyaka.ru/detskie_pesni

  4. http://muznarod.net/artist/1835

  5. http://kinder-online.ru/tekstu_detskih_pesen.html

  6. http://detkam.e-papa.ru/mp/

  7. http://www.4kids.com.ua/club/song/downloads/

  8. http://www.audiopoisk.com/artist/detskie-pesni/?p=1

  9. http://flashsait.com/audio/pesni.php

  10. http://www.chudesnayastrana.ru/

  11. http://minidk.ru/Organizator/pesni/comrlekti_detskih_pesen.htm

  12. http://www.minusa.info/minusa-detskih-pesen/minusovki-detskih-pesen/

  13. http://deti-burg.ru/pesni-2/sbornik-detskih-pesen-dobryie-pesni


Учебно-тематическое планирование

месяц

уч.

неделя

Содержание

1 группа

кол-во часов

2 группа

кол-во часов

сентябрь

1

Вводное занятие. Прослушивание голосов. Определение репертуарного плана.

1

1

Знакомство с голосовым аппаратом.

1

1

2

Певческая позиция. Звуковедение.

1

1

Дыхание. Опорное дыхание.

1

1

3

Навыки распевания.

1

1

Упражнения на дыхание.

1

1

4

Навыки пения под фонограмму

1

1

Унисон.

1

1

октябрь

5

Артикуляция. Артикуляционная гимнастика.

1

1

Работа над интонацией.

1

1

6

Распевание, попевки.

1

1

Фразировка, интонирование.

1

1

7

Цепное дыхание.

1

1

Основы музыкальной грамоты. Ноты.

1

1

8

Ритмический рисунок: пунктирный ритм

1

1

Работа над интонацией.

1

1

ноябрь

9

Дикция.

1

1

Использование элементов ритмики.

1

1

10

Основы музыкальной грамоты. Длительности.

1

1

Знакомство с различной манерой исполнения.

1

1

11

Музыкально-ритмические движения.

1

1

Фразировка, начало и окончание фразы.

1

1

12

Фразировка, музыкальная вершина.

1

1

Основы музыкальной грамоты. Мажор-минор

1

1

декабрь

13

Работа над интонацией.

1

1

Тембр голоса.

1

1

14

Основы музыкальной грамоты. Штрихи

1

1

Характер музыкального произведения.

1

1

15

Выразительное исполнение песни.

1

1

Сценическая культура исполнения произведения.

1

1

16

Работа над интонацией.

1

1

Основы музыкальной грамоты. Legato.

1

1

январь

17

Ритмический рисунок. Нота с точкой.


1

1

Элементы двухголосия. Подголоски.


1

1

18

Сольное исполнение песни.


1

1

Ансамблевое исполнение песни.


1

1

19

Основы музыкальной грамоты. Staccato.

1

1

Ритмический рисунок. Синкопа.

1

1

20

Сценическая культура поведения.

1

1

Музыкальная интонация.

1

1

февраль

21

Расширение звуковысотного диапазона.

1

1

Звукообразование в эстрадном пении.

1

1

22

Основы музыкальной грамоты. Размер.

1

1

Работа над интонацией.

1

1

23

Развитие певческого голоса.

1

1

Элементы творческого самочувствия.

1

1

24

Исполнительские навыки.

1

1

Элементы трёхголосия. Подголоски.

1

1

март

25

Выразительное исполнение песни.

1

1

Сценическая культура исполнения песни.

1

1

26

Основы музыкальной грамоты. Non legato.

1

1

Звукообразование в эстрадном пении.

1

1

27

Работа над интонацией.

1

1

Многообразие жанров песни.

1

1

апрель

28

Вокально-хоровая работа. Дирижерские жесты.

1

1

Основы музыкальной грамоты. Тональность.

1

1

29

Работа над ансамблевым пением.

1

1

Музыкальная фраза. Фразировка.

1

1

30

Работа над интонацией.

1

1

Сценические движения.

1

1

31

Основы музыкальной грамоты. Транспонирование.

1

1

Тембр – окраска голоса.

1

1

май

32

Работа над сценическим образом.

1

1

Работа над интонацией.

1

1

33

Эмоциональное восприятие музыки.

1

1

Эмоциональное исполнение музыки.

1

1

34

Урок-концерт.

1

1

Итоговое занятие. Обобщение пройденного.

1

1

итого:

68

68

всего часов:

136
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. icon«Блокада Ленинграда»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы. Данный конспект урока мужества...
Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. iconНеобходимым условием совершенствования эстетического воспитания и...
Необходимым условием совершенствования эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения является качественная,...
Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. iconИнформация о ходе реализации партийного проекта
«Урок физкультуры XXI века» является содействие совершенствованию системы физического воспитания подрастающего поколения, приобщение...
Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. iconПатриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось...
Патриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность...
Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. iconОбразовательная программа по классу фортепиано Срок реализации 7 лет
Эстетическое воспитание один из факторов всестороннего развития творческих и художественных способностей подрастающего поколения....
Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. iconНеотъемлемой частью физического развития и становления как личности...
Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение,...
Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. iconЗначение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки

Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. iconРазработка учителя начальных классов
Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре как воспитательному средству...
Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. iconРоль уроков орксэ в формировании духовной нравственности учащихся
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством...
Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. iconПояснительная записка Акробатика является одним из средств физического...
Общее количество детей в спортивной секции зависит от ставки педагога, от количества групп. Количество занимающихся в группе зависит...
Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. iconПояснительная записка
Рост образования в обществе – необходимый, важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. На образование,...
Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического,...
Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического,...
Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. iconНа протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было...

Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. icon«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников»
Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое...
Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Требований Стандарта (п. 12. 4)
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] –...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск