Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки





Скачать 58.05 Kb.
НазваниеЗначение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки
Дата публикации09.10.2014
Размер58.05 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки
Выступление на методическом совете,

учителя музыки Затула Н. А.
"Музыка не только доставляет нам удовольствие.

Она многому учит.

Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".

Д. Б. Кабалевский

Для предмета “Музыка” общение - одно из центральных понятий. Это, прежде всего, взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней.

Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке: между музыкой, учителем и учениками; между учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности. Но все это многообразие емко и образно выражено в словах Б. В. Асафьева о том, что музыка “заключается и существует в единстве и соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие». Большое внимание уделяется слову о музыке, т.к. значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка.

Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Не следует торопиться с подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, можно вместе с ними искать художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью. Дети прочувствуют, осознают и ответят. Более того, учитывая специфику урока музыки, надо использовать не только вопрос как традиционную форму общения, а высказывание-раздумье, высказывание-проблему, высказывание-отношение. Некоторых учеников трудно привлечь к общему разговору на уроке.

Самолюбие, порой болезненно проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят, они стесняются выражать свои мысли, боясь выглядеть неловкими и смешными. Следует относиться к ним с особым вниманием, терпением, поощряя попытки высказаться о музыке.

Важно понимать природу коллективного размышления детей о прослушанной музыке, учитывать закономерности общения в создании коллективного отношения к музыке. Размышления детей на уроке музыки - это деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его.

Художественная и педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него разные правильные ответы, в его многоплановости и на творческой основе. И тогда творчество проявляется в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов. Все дети находятся под воздействием звучащей музыки: они вместе творят, воссоздают ее образ, раскрывая свое отношение. При этом замечательно, если коллективное размышление будут “собирать” сами дети, т.е. не учитель объединит то, что они сказали, а кто-то из учеников. Преобладание коллективных форм работы на уроке музыки создает объективные предпосылки для глубокого всестороннего личностного общения детей, взаимовлияния их друг на друга. Вот почему необходимо чувствовать, понимать и сохранять индивидуальность, неповторимость каждого ребенка. Всегда, независимо от результата деятельности, необходимо поощрять ребенка, дарить ему веру в собственные силы.

Как отмечали многие музыканты-педагоги (Л.В. Горюнова, Л.В. Школяр, Е.Д. Критская), процесс восприятия должен сопровождаться сопереживанием и возникновением нравственно-эстетических оценок музыкальных смыслов, а результатом такого восприятия должна быть ситуация внутреннего духовно-нравственного выбора.

Как отмечает Е.Д. Критская постигать музыку нужно методами, адекватными природе искусства, т.е. методами интонационного постижения смысла. Именно они «помогают зазвучать музыке в ребенке и самому ребенку зазвучать в музыке». Как показывает практика, учащиеся недостаточно глубоко и адекватно воспринимают музыкальное искусство и его смысл, имеют весьма ограниченный словарный запас, не умеют дать верную оценку произведениям музыкального искусства. Главное – организовать интонационное постижение сущности как отдельных моментов, так и целого произведения. Слово учителя о музыке должно вещать о том, что присуще музыке, а не о том, что о ней он думает.

«Слово о музыке должно сокращать, а не увеличивать расстояние между ее смыслом и душой тех, кто ее слушает, исполняет», – пишет Б.М. Целковников. Учитель, организующий восприятие художественного произведения, должен быть скорее «энергетической» антенной, передающей и принимающей эмоции и чувства, захватывающей в свое эмоциональное поле ученика, а не человеком, излагающим готовые истины.

Формирование у учащихся способности интонационно мыслить, чувствовать сущность и значение интонации, интонировать должно проходить на всех уроках музыки. «Познай себя, познай других, познай жизнь через музыку путем ее соинтонирования» – вот девиз работы на уроке для каждого ученика. Этому могут помогать такие методы, как «осознание интонационного смысла произведения», «совместного рождения образа», «моделирование художественно-творческого процесса», «пластического интонирования»; приемы: интонирование собственного имени; создание музыкального портрета: кто как звучит в нашем классе? интонирование в определенном настроении музыкальных фраз и т.п.

В ходе восприятия музыки в аспекте эстетического воспитания происходит процесс «самообогащения личности» (И.А. Перфильева) «Понимать искусство – значит чувствовать его», – говорил К. Станиславский.

Как считает Е.Д. Критская, все виды музыкальной деятельности на уроке можно только тогда назвать художественной деятельностью, когда школьники воспроизведут жизнь посредством интонации, постигнут смысл произведения как своего собственного, будут участвовать в рождении музыки. Поэтому можно выделить такие виды художественно-эстетической деятельности детей на уроке искусства, как:

- художественное восприятие (восприятие сопереживания чувств, настроений автора, его идей и смыслов);

- художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний, смыслов путем рассуждений, затем – художественное прозрение);

- художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного образа);

- художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).

Урок музыки, особенно в младших классах, должен очищать душу ребенка от психологического напряжения, снимать стресс, настраивать на волну радости, счастья, удовольствия.

Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества:

- всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно – нравственное воспитание музыкой;

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции;

- овладение языком музыкального искусства на основе музыкально – теоретических знаний и навыков.

Одной из форм творческого взаимодействия детей и родителей являются домашние задания. Такие задания как: сочинить сказку, нарисовать рисунок к музыке. Домашние задания способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах. Также детям можно предложить сделать музыкальную игрушку для шумового оркестра. К праздникам, которые являются еще одной формой взаимодействия школы и семьи в процессе музыкального воспитания школьников, можно предложить родителям разучить самостоятельно со своими детьми песни, приготовить костюмы, разучить роли, подготовить декорации.

Конкурс «Музыкальная семья», где в воскресный день соревнуются в школьном зале семьи.

Старшим школьникам не лишне будет предложить эссе о музыкальном пристрастии старших членов его семьи, что способствует преемственности поколений, знание родословной, общность с семейным кланом, малой Родиной.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки iconНеобходимым условием совершенствования эстетического воспитания и...
Необходимым условием совершенствования эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения является качественная,...
Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки iconИнформация о ходе реализации партийного проекта
«Урок физкультуры XXI века» является содействие совершенствованию системы физического воспитания подрастающего поколения, приобщение...
Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки iconКушнир Михаил Борисович. Работа в течение 2004-2009 г г
Практика создания и использования учебных компьютерных пособий для массового обучения и воспитания подрастающего поколения на основе...
Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России...
Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки iconОбразовательная программа по классу фортепиано Срок реализации 7 лет
Эстетическое воспитание один из факторов всестороннего развития творческих и художественных способностей подрастающего поколения....
Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки iconКонкурс профессионального мастерства педагогов-новаторов «Урок физкультуры XXI века»
Конкурс направлен на повышение значимости занятий физической культурой и спортом, совершенствование системы физического воспитания...
Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки iconКол-во часов
Цель массового музыкального образования и воспитания формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников-...
Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки iconУрок музыки в 7 классе учителя Хаджимовой Светланы Нурбиевны Использована...
Расширить представления о значимости героической музыки в воспитании подрастающего поколения
Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа. Яркая образность, доступность, импровизационность...
Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки iconПрограмма «Земля предков» Автор: здвр петрова Т. В. Целью гражданско-патриотического...
Целью гражданско-патриотического воспитания школьников является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических...
Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки iconПояснительная записка Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной...
Цель массового музыкального образования и воспитания формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников...
Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки icon«Блокада Ленинграда»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы. Данный конспект урока мужества...
Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Духовно – нравственная культура подрастающего поколения России» (реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического...
Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки iconПояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является...
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших...
Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С целью формирования у подрастающего поколения исторической памяти, уважения к истории украинского народа, воспитания у детей патриотизма...
Значение эстетического воспитания в развитии подрастающего поколения на уроках музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Музыка в развитии ребенка», «Теория музыкального воспитания», «Теоретические основы и технологии художественно-эстетического воспитания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск