Методические рекомендации для преподавателей Тесты рабочая программа лекционный курс





НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей Тесты рабочая программа лекционный курс
страница1/6
Дата публикации30.09.2013
Размер1.02 Mb.
ТипТесты
100-bal.ru > Право > Тесты
  1   2   3   4   5   6
МГГУ им. М.А. Шолохова

Участие специалистов сферы государственной

молодежной политики в формировании и развитии ценностей здорового образа среди молодёжи

Курс лекций

Разработчик:
Талалаева Галина Владленовна, д. мед. наук,
профессор кафедры организации работы с молодежью
Уральского федерального университета
им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Москва, 2011 год
Участие специалистов сферы государственной молодежной политики

в формировании и развитии ценностей здорового образа среди молодёжи (72 ч.)
Рабочая программа

Конспект лекций

Рабочая тетрадь

Хрестоматия

Список рекомендованной литературы

Задания для самостоятельной (дистанционной) работы слушателей

Методические рекомендации для преподавателей

Тесты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Лекционный курс

Модуль 1. Научно-методические основы формирования ЗОЖ и профилактики наркомании в молодежной среде


  1. Введение в проблему здорового образа жизни. История вопроса. Теоретические подходы к пониманию здоровья, здорового образа жизни, культуры здоровья, здоровьесберегающих технологий (2 ч.).

История вопроса. Особенности употребления ПАВ в России. Особенности подростковой наркомании. Социальные последствия химической зависимости.

  1. Организация и проведение социологических исследований по изучению наркоситуации и отношению к здоровому образу жизни в подростковой и молодежной среде (4 ч.).

Социологический характер, трудоемкость, использование большого количества методик, статистическая направленность традиционных форм проведения опросов. Различные типы анкет, применяемых в диагностической практике. Принципы составления опросников и анкет. Типы анкетных вопросов. Апробация и адаптация анкетных методик.

  1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности по формированию здорового образа жизни и профилактики наркомании в подростковой и молодежной среде (4 ч.).

Нормативно-правовая база международного и российского уровней. Комплексные целевые программы федерального уровня. Государственная политика в наркосфере. Современные государственные законодательные инициативы противодействия злоупотреблению наркотиками. Характеристика государственной системы противодействия распространению наркозависимости в России.
Модуль 2. Психолого-педагогические технологии формирования ЗОЖ и профилактики наркомании в подростковой и молодежной среде


  1. Существующие модели профилактики наркомании. Современные модели здоровьесбережения (4 ч.).

Медицинская и образовательная модели профилактики, модели, учитывающие социальные и личностные факторы (например, психосоциальная модель, модель улучшения здоровья и др.).

Классификацией моделей здоровьесбережения по П.И. Калью:

Медицинская модель здоровья.

Биомедицинская модель здоровья.

Биосоциальная модель здоровья.

Ценностно-социальная модель здоровья.

  1. Технологии формирования ЗОЖ. Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство. Развитие социокультурной сферы региона: спорт, досуг, культура (6 ч.).

Понятие технологии как способа воспроизводства социального результата. Основания классификации технологий формирования ЗОЖ и основные группы: информационные, законодательно-нормативные, воспитательные, образовательные (учебные), адаптивные, превентивные, комплексные. Комплексные программы как технология межведомственного взаимодействия. Областной День здоровья. Медиапоекты.

  1. Использование потенциала СМИ в организации работы по пропаганде ЗОЖ и профилактике различных видов зависимостей. Коммуникативные навыки специалиста по работе с подростками и молодежью (4 ч.).

Ознакомление с основами теории и практики средств массовой информации. Ознакомление с технологиями манипулирования сознанием в СМИ и их использованием в пропаганде ЗОЖ, а также при обострении и разрешении наркоконфликта. Обучение методам анализа средств массовой информации, нормам права регулирующего отношения со СМИ, формирование навыков эффективного взаимодействия с журналистами и СМИ.

Основные понятия: информация; коммуникация; информационное общество, средства массовой информации; журналистика, журналист; реклама, социальная реклама, PR; пропаганда; пропаганда наркотиков; антинаркотическая пропаганда; общественное мнение и др..

  1. Мотивация здорового образа жизни (4 ч.).

Понятие мотивации здорового образа жизни. Целеполагание мотивации: приобретение здоровья как ценностной ориентации. Принципы формирования мотивации: возрастной и деятельностный. Виды мотивации: мотивация самосохранения; мотивация подчинения этнокультурным требованиям; мотивация получения удовольствия от здоровья; мотивация возможности самосовершенствования; мотивация возможности маневрировать (социальной мобильности); мотивация возможности сексуальной реализации; мотивация достижения максимально возможной комфортности. Смена мотивационных установок в зависимости от возраста.

  1. Особенности проектирования технологий ЗОЖ специалистами сферы ГМП

Технология проектной деятельности. Этапы разработки проекта. Управление проектом. Мобилизация ресурсов проекта. Разработка и управление институциональными подсистемами проекта.

  1. Роль информационных технологий и их эффективность в пропаганде здорового образа жизни. Психология восприятия информации о ЗОЖ, представления о «белой», «серой», «черной», «серой» рекламе (4 ч.).

Основные педагогические приемы формирования ЗОЖ: информирование о негативных последствиях вредных привычек, запугивание, демонстрация привлекательности здоровья. Анализ механизмов действия белой, серой, черной рекламы. Анализ скрытой рекламы вредных привычек, алкоголя и наркотиков на примере уличной рекламы ЗОЖ. Тренинг по созданию слоганов позитивной рекламы ЗОЖ. Функциональные состояния человека: их значение для сохранения ЗОЖ и формирования девиантного поведения. Страх, гнев, ревность, восторг и др. Использование функциональных состояний педагогом при организации первичной профилактики наркомании.

  1. Оценка стрессоустойчивости и методы ее повышения в среде подростков и молодежи. Представления о ЗОЖ и эффективных методиках стресса в различных молодежных субкультурах (4 ч.).

Способы и средства экспресс-диагностики синдрома дезадаптации. Опыт применения «РОФЭС»-диагностики для оптимальной организации учебного процесса, профилактики информационного стресса и зависимого поведения у обучающихся. Страхи: возрастные и гендерные особенности. Классификация страхов по С.А. Зобову (1983). Приемы уменьшения интенсивности страха по В.Г. Темпераментовой (1982).
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Тема 1.

Существует множество определений понятия «здоровье». Наиболее общим определения является сформулированное в преамбуле устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ): «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».1 Эксперты ВОЗ в 80-е г. XX столетия определили, что здоровье человека на 15-20% обусловлено генетическими факторами, на 20-25% зависит от состояния окружающей среды, на 10-15% - от медицинского обеспечения и на 50-55% - от образа жизни.

Термин «здоровье», как и «валюта», происходят от латинского корня «valeo» (здравие, ценность). Отсюда здоровье – это не подлежащая инфляции валюта.

Высокая цена здоровья определяется тем, что оно занимает самую верхнюю позицию в иерархии потребностей человека. Реализовать свой интеллектуальный, нравственный, физический и репродуктивный потенциал может только здоровый человек.

Идеи целостного подхода к определению феномена «здоровье», причин и механизмов его формирования, сохранения и совершенствования представлены в работах Г. Л. Апанасенко, Э. М. Казина, В. П. Казначеева, Г. А. Кураева, А.А. Мордвинова, А. А. Разумова и др.

Категория «здоровье» является комплексной. Здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Это определение, данное в уставе Всемирной организации здравоохранения (1948 г.), не является конкретным и не отражает его структуру и биологический субстрат. Оно неоднократно подвергалось критическому рассмотрению (А.Г.Щедрина, В.П.Петленко, Г.К.Зайцев и др.). Однако в данной формулировке четко отражена многоуровневость состояния, обеспечивающего поддержку биологической и социальной активности человека, его работоспособности. Данное определение отражает комплексный характер здоровья с выделением трех основных его составляющих - телесная, душевная и социальная.

Согласно А.Г.Щедриной, «здоровье - это целостное многомерное динамическое состояние (включающее позитивные и негативные стороны), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции». А.Г.Щедрина выделяет шесть параметров, наиболее тесно связанных со структурой здоровья, основу которой составляет стабильность гомеостаза, поддерживаемая через адаптивность и саморегуляцию. Это следующие параметры: уровень и гармоничность физического развития, резервные возможности основных физиологических систем организма, уровень иммунной защиты, отсутствие дефектов развития, уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, способность освобождаться от метаболитов.

По мнению Ю.В.Науменко, общее здоровье человека может проявляться в двух взаимосвязанных формах: психофизиологическое (соматическое) и социально-психологическое здоровье.

В качестве критериев соматического здоровья ВОЗ предлагает рассматривать следующие показатели:

• структурная и функциональная сохранность органов и систем организма человека;

• свойственная организму человека индивидуально достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде;

• сохранность привычного позитивного самочувствия.

Телесное или физическое здоровье - это состояние организма, при котором наблюдается совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам среды. Оно измеряется степенью физической подготовленности, физическим развитием, физической формой, тренированностью, физической активностью в их соответствии способности организма выполнять свою функцию и главным образом обеспечивать свое сохранение и развитие. Важными компонентами физического здоровья являются вегетативный и иммунный статусы организма и сенсорное здоровье.

Душевное или психическое здоровье - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Отражением психического здоровья является психологическое благополучие человека.

Социальное здоровье заключается в способности адаптироваться к социальной среде, полноценному выполнению социальных функций. Социальное здоровье отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качество. Уровень социального здоровья — это мера социальной активности и деятельного отношения человека к окружающему миру.

Понятие «социальное здоровье» является достаточно новым в педагогике и психологии. Пока еще не сформулировано единое мнение о его критериях. В отечественной психологии и педагогике в качестве критериев социального здоровья выделяют наличие моральных норм и уровень духовного развития индивида (Е.В. Волынская), адаптацию к социальной среде (В.А.Магин), освоение нравственных ценностей в процессе реализации базовых потребностей и формирование валеологической культуры (Г.К.Зайцев).

Один из ведущих специалистов по вопросам психологии здоровья Г.С.Никифоров предлагает следующий «набор» качеств и свойств личности: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, направленность на общественно-полезное дело, освоение культуры потребления материальных благ, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении. В юношеском возрасте важной составляющей социального здоровья, связанной с адекватным восприятием социальной действительности и адаптацией к общественной среде, является профессиональное самоопределение. В педагогических и психологических исследованиях, посвященных проблемам профессионального образования, профессиональное самоопределение рассматривается как определенный этап личностного и социального развития индивида.

Критерии социально-психологического здоровья человека:

• осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я;

• чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

• позитивная критичность к себе и собственной деятельности (в том, числе и психической) и ее результатам;

• соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

• способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами;

• способность к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этого плана;

• способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств и ситуаций.

Связующим элементом для двух форм здоровья (психофизиологическое и социально-психологическое) и необходимым условием для их целостного гармонического развития является индивидуальный стиль жизнедеятельности человека. Негативные изменения индивидуального стиля жизнедеятельности приводят к различным формам проявления нездоровья (от соматических до психических и личностных), которые могут со временем принять хронический характер и тем самым предопределить патогенное развитие человека как социально-биологической целостности.

Исследования показывают, что категория «здоровье» занимает первое или одно из первых мест среди жизненных ценностей различных групп населения, в том числе студенческой молодежи. Вместе с тем, реализации данной ценности в жизни препятствует совершенно недостаточный уровень сформированности социально-культурных эталонов здоровья, которые определяют субъективную модель здорового человека и выбор способов достижения этой цели. Большинство людей не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, путях и методах их достижения. В современных условиях все еще недостаточно ценностное отношение к здоровью человека на общественном уровне, что является серьезным препятствием для повышения мотивации к сохранению и укреплению индивидуального здоровья.

В исследовании П.И. Калью анализируются около 80 определений здоровья человека, сформулированных специалистами различных научных дисциплин. Он отмечает шесть типов существующих элементов определения здоровья [Цит. по Рожнов Р.В., 2006]:

  • здоровье как норма функционирования организма на всех уровнях его организации;

  • здоровье как динамическое равновесие (гармония) жизненных функций организма;

  • здоровье как полноценное выполнение основных социальных функций, участие в жизни общества и трудовая деятельность;

  • способность организма адаптироваться к изменяющимся условиям среды;

  • отсутствие болезненных изменений и нормальное самочувствие;

  • полное физическое, умственное и социальное благополучие.

Психологическое здоровье - динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающая гармонию между потребностями индивида и общества и являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию (Т.Н.Жбанов).

Многие авторы описывают качества, присущие взрослым психологически здоровым зрелым людям. А.Маслоу выделил следующие характеристики, свойственные людям, которым удалось самоактуализироваться в жизни:

• наличие ориентации на реальность;

• принятие себя и окружающих такими, какие они есть;

• спонтанность;

• центрированность на проблеме, а не на себе;

• наличие потребности в одиночестве;

• автономность и независимость;

• отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;

• духовность;

• идентификация с человечеством;

• способность к близким отношениям с людьми;

• наличие чувства юмора;

• высокая креативность и др.

По мнению К. Роджерса, «полноценное функционирование» человека, то есть психологическое здоровье, определяют следующие личностные характеристики (не упомянутые А. Маслоу), это: открытость переживаниям, которая предполагает глубокое и адекватное осознание своих мыслей и чувств, отсутствие тенденции к выработке неадекватных психологических защит от неприятных чувств и способность принимать свои чувства и мысли как основу для выбора поведения.

Таким образом, психологически здоровый человек подвижен и восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, которые можно охарактеризовать как душевное здоровье, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность.

Личностное душевное здоровье детерминирует становление и развитие душевного здоровья нации. Духовное единение, душевное здоровье народа -необычайный фермент его полнокровной жизнедеятельности и, что особенно важно - мощный источник его социального оптимизма, при наличии которого общество способно решать масштабные проблемы (В.М. Шепель).

Духовно-нравственная составляющая здоровья является главным звеном душевного здоровья, обеспечивающим его мотивацию на здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни – это индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, которая реализуется на основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности.2

Образ жизни - категория социальная. Она намного шире, нежели существующие представления. Образ жизни - это не только наличие или отсутствие вредных привычек, это - уровень производства, благосостояния (доход на душу населения, жилье, личный автотранспорт), культуры, образования, медицинская активность и мн. др. Влияние образа жизни на здоровье человека - предмет исследования социальной гигиены. Роль валеологии в образе жизни - формирование принципов, исходя из сущности здоровья, направленных на его формирование, сохранение и укрепление. Если, к примеру, говорить о валеологии в школе, то ее задача - сформировать объем знаний по конкретной проблеме (допустим, по репродуктивному здоровью). Донести эти знания до каждого ребенка в соответствующей возрасту форме - задача чисто педагогическая. Поэтому обвинения валеологии в "развращении" подрастающего поколения - результат недомыслия.

Валеологическое сознание ориентируется на утверждение понимания жизни как важнейшего блага. Здоровье – это не состояние. Здоровье – это характеристика образа жизни.

Структура здорового образа жизни проявляется многопланово (Вишневский Ю.Р.):

  • система видов жизнедеятельности, их субординация;

  • степень социальной активности человека в рамках конкретной жизнедеятельности;

  • предпочтение к тому или иному виду деятельности, в условиях возможного выбора;

  • бюджет времени, которое затрачивается на тот или иной вид жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни характеризуется разными параметрами:

  • уровень жизни – экономическая составляющая, определяется доходами, материальной обеспеченностью, структурой потребления;

  • качество жизни – социологическая составляющая, отражающая оптимальность медико-генетических, социально-психологических характеристик жизнедеятельности людей, их физического здоровья, их интеллектуального потенциала, психофизиологического комфорта жизни, окружающей их среды, уровень стрессовых ситуаций;

  • стиль жизни – социально-психологическая составляющая, отражающая специфику жизнедеятельности конкретной личности.

Культура здоровья предполагает не накопительство полезных знаний для сохранения здоровья, а активное использование почерпнутых знаний, умение применять их в каждодневной практике. Такую культуру определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. (В.В.Пономарева).

Под культурой здоровья следует понимать степень совершенства, достигаемая в овладении теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности человека, направленной на адекватную реализацию его генетического потенциала, укрепления и развития резервных возможностей организма, с одной стороны, и оздоровления окружающей его биосоциальной среды, с другой, что в конечном итоге, будет способствовать успешному выполнению функций индивида и прогрессу человечества в целом (Бароненко В.А., Рапопорт Л.А.).

Культура здоровья – важнейшая составляющая общей системы культуры.

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) появилось в педагогической интерпретации в последние годы, как система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие различных факторов на всех этапах обучения молодого человека.

В качестве основополагающих принципов ЗОТ можно выделить:

• создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессовых ситуаций в ходе учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, создание для каждого человека ситуации успеха необходимы для нормального психофизиологического состояния личности;

• творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит в той или иной степени является насилием. Реализация творческих задач достигается использованием на занятиях и во внеурочной работе активных методов и форм обучения;

• обеспечение мотивации образовательной деятельности. Обучаемый - субъект образования и обучающего общения, должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности учебы студента не в ущерб здоровью;

• рациональная организация двигательной активности;

• обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабление, смена произвольной и эмоциональной активности;

• обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие ЗОТ.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей Тесты рабочая программа лекционный курс iconТесты для детей, планы и методические материалы для преподавателей, советы и рекомендации
Добро пожаловать в класс русского языка. Тесты рассчитаны на учеников 1-5 классов средней школы
Методические рекомендации для преподавателей Тесты рабочая программа лекционный курс iconМетодические рекомендации для преподавателей Москва-Санкт-Петербург 2007
Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде: методические рекомендации по курсу для преподавателей / Под...
Методические рекомендации для преподавателей Тесты рабочая программа лекционный курс iconМетодические рекомендации для преподавателей, перечни вопросов к...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Методические рекомендации для преподавателей Тесты рабочая программа лекционный курс iconМетодические рекомендации для преподавателей и студентов
Курс создает условия для овладения умениями объяснять, характеризовать, прогнозировать педагогические явления
Методические рекомендации для преподавателей Тесты рабочая программа лекционный курс iconМетодические рекомендации Бузулук, 2012
Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования
Методические рекомендации для преподавателей Тесты рабочая программа лекционный курс iconМетодические рекомендации по написанию рефератов составитель
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей филиала
Методические рекомендации для преподавателей Тесты рабочая программа лекционный курс iconПо учебной дисциплине Методические рекомендации для студентов и преподавателей
Реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа по учебной дисциплине. Методические рекомендации для студентов и преподавателей...
Методические рекомендации для преподавателей Тесты рабочая программа лекционный курс iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса...
...
Методические рекомендации для преподавателей Тесты рабочая программа лекционный курс iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите реферата Чернушка, 2013
Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. Предназначены для преподавателей и...
Методические рекомендации для преподавателей Тесты рабочая программа лекционный курс iconМетодические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические...
Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса
Методические рекомендации для преподавателей Тесты рабочая программа лекционный курс iconПравовой антикоррупционный курс «Знаю закон» Для учащихся 9-11 классов...
Правовой антикоррупционный курс: Методические рекомендации для учителя. – Пермь, 2012
Методические рекомендации для преподавателей Тесты рабочая программа лекционный курс iconРабочая программа рабочая программа doc 22 II. Методические указания...

Методические рекомендации для преподавателей Тесты рабочая программа лекционный курс iconДошкольная педагогика
В предлагаемом учебно-методическом пособии изложен лекционный материал и даны методические рекомендации по проведению практических...
Методические рекомендации для преподавателей Тесты рабочая программа лекционный курс iconМетодические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной...
Методические рекомендации подготовлены коллективом авторов в составе профессора Тарасенко Н. В., доцентов Диняковой С. В. и Криулиной...
Методические рекомендации для преподавателей Тесты рабочая программа лекционный курс iconМетодические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению,...
Методические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной)...
Методические рекомендации для преподавателей Тесты рабочая программа лекционный курс iconМетодические рекомендации для преподавателей Улан-Удэ 2008г Э. А....
Э. А. Бадмацыренова «Разработке тестов для компьютерного тестирования. Методические рекомендации для преподавателей» Улан-Удэ, 2008....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск