Конспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века»





Скачать 68.88 Kb.
НазваниеКонспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века»
Дата публикации01.10.2013
Размер68.88 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Право > Конспект
КОНСПЕКТ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА

Тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века»

Цель: познакомить учащихся с чертами и принципами функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII в.

Задачи:

образовательная: объяснить принципы работы государства, раскрыть сущность указа Петра I о престолонаследии, изложить, какой порядок работы пытался заложить Петр в центральных и высших учреждениях, показать, что вышло на деле, рассмотреть принцип работы Кабинета;

развивающая: сформировать в рамках данной темы умения и навыки свободно использовать полученный учебный материал в произвольном порядке (последовательно или избирательно) через способность выделять главное и второстепенное, обобщать, анализировать и делать выводы, сравнивать, а также дальнейшее развитие долгосрочной памяти;

воспитательная уважение к истории Родины, чувство патриотизма.
Ход урока:

1. Оргмомент 1-2 мин.

2. Подготовка к объяснению нового материала 1-2 мин.

3. Объяснение нового материала 30 мин.

4. Закрепление 5-7 мин.

5. Домашнее задание 1-2 мин.


Деятельность ученика

Деятельность учителя

Конспект

Усовершенствованные формы управления не сразу улучшили самих правителей. Новые учреждения требовали подготовительных и дисциплинированных дельцов, каких не нашлось в служилом запасе. Трудно было найти людей для многочисленных новых должностей.

Выводы.

Закрепление.

Выводы.


Домашнее задание:

Черты и принципы функционирования абсолютного государства в первой четверти XVIII века.


Сегодня мы с вами начинаем новую тему «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века».

Одним из завершающих элементов реформирования российского общества было провозглашение России в 1721 г. империей и окончательное утверждение абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м артикуле воинского устава и Духовное регламенте, где отмечалось, что «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих челах ответа дать не должен …».

Апофеозом абсолютизма стал указ Петра I о престолонаследии (5 февраля 1722 г.), разрушивший традицию, когда престол переходил по мужской нисходящей линии: от отца к сыну и далее – внуку. Теперь самодержцу было предоставлено право самому назначить себе преемника по собственному желанию, что впоследствии, после смерти Петра в 1725 г. стало основой для дворцовых переворотов в XVIII в.

Государственные учреждения (местные, центральные и высшие) представляли собой сооружение, подобное сужающейся к верху пирамиде, на вершине которой находился самодержец, осуществлявший верховною неограниченную власть.

В принципе порядок работы созданных Петром центральных и высших учреждений не предусматривал участия самодержца в их деятельности. Реформатор пытался решить принципиальную задачу создания такой бюрократической машины, все части которой бы безотказно согласно принятым регламентом. Эта непрерывно работающая машина должна была быстро и результативно пропускать через себя все дела, решения по которым состояли преимущественно в применении к ним действующего законодательства. До нас дошло много резолюций Петра, в которых он настаивал, чтобы дела, попадающие под соответствующие принципы, рассматривались в учреждениях, без обращения непосредственно к нему.

Так должно было быть в идеале. Как же было на практике? Регламенты и инструкции с широкими государственными задачами не производили на тех, кого они должны были направлять, того же впечатления, какое внес в них сам законодатель. В нашем законодательстве они имели чисто академическое значение политических трактатов, не став административными нормами. Почему?

Исторические данные позволяют нам судить о «функционировании» царя как руководителя государственной машины. Всего за 1713-1725 гг. Петр отправил 7584 письма и указа. Если разбить их на две группы - до и после государственной реформы (1713-1918 и 1719-1725 1г.) - то можно заметить, что после образования коллегий и преобразования Сената деловая активность Петра понизилась незначительно. За шесть предшествующих реформе лет он отправил 3877 писем и указов, а за шесть лет после образования коллегий и реформы Сената - 3707 документов. Петр по-прежнему занимался массой текущих дел, которые в принципе должны были быть отданы для решения аппарату.

Такое обилие дел, рассматривающихся непосредственно самодержцем, должно было иметь какое-то организационное оформление, должен был существовать механизм, с помощью которого в системе государственной власти мог функционировать монарх.

Таким передаточным звеном стал созданный в 1704 году Кабинет его императорского величества, во главе которого стоял кабинет-секретарь Петра А. В. Макаров. Под руководством Макарова работал целый штат подьячих, готовивших доклады для царя. Кроме того, кабинет ведал личным имуществом царя, был его казначейством, так как в кассу поступали огромные суммы от соляных сборов. Кабинет имел характер военно-полевой канцелярии, куда поступали полковые табели и другие военные, а также финансовые документы; здесь же велся ежедневный «Юрнал», т.е. запись о местонахождении и времяпрепровождении царя. Петр I передавал на хранение в Кабинет все бумаги, чертежи и книги, поддерживал через него связь с Сенатом, Синодом, с коллегиями и губернаторами. Со временем компетенция Кабинета возросла. Он ведал вопросами, находившимися на попечении самого царя.

Важно заметить, что в Кабинет направлялось большое количество донесении из местных и центральных учреждений, которые были формально подчинены коллегиям и Сенату. И, тем не менее, руководители этих ведомств, минуя вышестоящие инстанции, писали прямо в Кабинет, куда, таким образом, стягивались все нити управления на разных уровнях. В сущности, это было явным нарушением заведенного пропагандируемого самим Петром бюрократического порядка, требующего субординации.

По-видимому, в ряде случаев активное участие царя было необходимо, чтобы преодолеть неповоротливость бюрократической машины, исправить создаваемые ее же бюрократической сущности недостатки.

1. Из каких источников мы можем узнать, что произошло окончательно утверждение абсолютной монархии?

2. В каком году вышел указ Петра I о престолонаследии? Что нового он внес?

3. Какую бюрократическую машину пытался создать Петр?

4. Как было на деле?

5. Зачем был создан Кабинет?

6. Зачем было необходимо вмешательство царя?

Здесь следует сказать, что само по себе создание бюрократической машины, пришедшей на смену системе средневекового управления, в основе которого лежал обычай - естественный процесс. Бюрократия - необходимый элемент структуры государства нового времени. Однако в условиях российского самодержавия создание бюрократической машины стало своеобразной «бюрократической революцией». Начиная с петровских времен, это машина работала по присущим ей внутренним законам, ради коечной цели – упрочнения своего положения подстраиваясь под всяческие изменения в жизни. Все эти черты созданной петровским режимом бюрократии позволили ей успешно функционировать вне зависимости от того, какой властитель сидел на троне - умный или глупый, деловой или бездеятельный. Многие из этих черт и принципов сделали сплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация: Представленный урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века". Открывает знакомство с преобразованиями...
Конспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века» iconУрока Тема урока Планируемые результаты освоения
Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII века начало XVIII века. Солдатские песни XVIII –xix веков
Конспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века» iconАнализ итогов первой четверти 2012 2013 учебного год
Анализируя итоги успеваемости учащихся 1-х классов в первой четверти, необходимо отметить, что результаты являются удовлетворительными....
Конспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация урок по программе Министерства образования РФ. Урок связан с темой эпохи конца XVII – первой четверти XVIII века, которая...
Конспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века» iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Конспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века» iconРеферат по предмету «История Отечества» тема: Последовательность,...
Особенности исторического развития России в XVI-XVII вв обусловили необходимость социально – экономических и политических преобразований...
Конспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века» iconПлан конспект урока физики «Старт в физику». 7 б класс 2007-2008 учебный год
Цель урока: повторить и обобщить знания, получение в первой четверти; формировать познавательный интерес к новому предмету, навыки...
Конспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века» iconПрограмма курса по Теории государства и права Тема Общая характеристика...
Саламатовой Мариной Сергеевной, канд истор наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права
Конспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века» iconЗадания для дистанционного обучения Русский язык
Каковы основные направления общественной мысли в России в первой четверти XIX века?
Конспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века» iconТема: «Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны» Тема урока
План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя
Конспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века» iconПрограмма дисциплины «История отечественной литературы первой четверти...
Ветелиной Л. Г., к ф н., доцентом кафедры современной русской литературы журналистики
Конспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века» iconПрограмма дисциплины «История отечественной литературы первой четверти...
Ветелиной Л. Г., к ф н., доцентом кафедры современной русской литературы журналистики
Конспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века» iconКонспект урока по кубановедению. Тема: «Звенят над Кубанью песни Григория Пономаренко»
Конспект открытого урока на районном уровне преподавателя первой квалификационной категории моу дод «Детская музыкальная школа» Кукморского...
Конспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века» iconРеферат по истории. Петр I и его время
России в первой четверти XVIII в. Они связаны с именем царя Петра I. Немало художественных произведений посвящено этому выдающемуся...
Конспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века» iconКонспект урока окружающего мира, 4 класс умк «Начальная школа 21...
Тема урока : Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного( прямохождение, речь, сознание,...
Конспект комбинированного урока тема: «Черты и принципы функционирования абсолютистского государства в первой четверти XVIII века» iconПрактикум по истории СССР. С древнейших времен до конца XVIII века....
Блок первый: Генезис феодализма у восточных славян и образование раннефеодального Древнерусского государства


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск