Государственный комитет СССР по народному образованию научно-исследовательский институт





НазваниеГосударственный комитет СССР по народному образованию научно-исследовательский институт
страница1/14
Дата публикации26.06.2013
Размер2.11 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРОБЛЕМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ГОЛОВНОЙ СОВЕТ

ПРОГРАММЫ "ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ"

СТУДЕНЧЕСТВО:

СОЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
АКТУАЛЬНЫЕ ОЧЕРКИ
(по материалам социологических

исследований 1988-1989 гг.)

МОСКВА 1990
Студенчество: социальные ориентиры и социальная практика. Актуальные очерки (по материалам социологических исследований) /Научно-исследовательский институт проблем выспей школы. Государственный комитет СССР по народному образованию. – М., 1990.
В работе проанализированы результаты ряда социологических исследований, проведенных в вузах страны с целью изучения проблем становления нового социально-политического сознания. Опросы проходили в рамках целевой комплексной программы ”Общественное мнение” Государственного комитета СССР по народному образованию.
Работа рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся процессами перестройки сознания.

Под общей редакцией А.А. Иудина и А.А. Овсянникова

© НИИВШ, 1990

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА I. ГЛАСНОСТЬ И ПЛЮРАЛИЗМ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ
НОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 8

§ 1.1. Стереотипы старые и новые 9

§ 1.2. Плюрализм или аморфность политического сознания? 12

§ 1.3. Проблема политического идеала: можно ли двигаться вперед,
глядя назад? 17

ГЛАВА II. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОЗНАНИИ
СТУДЕНЧЕСТВА СТРАНЫ 21

§ 2.1. Некоторые особенности национального самосознания
студенчества 23

§ 2.2. Экономические и политические проблемы сквозь призму национального видения 29

§ 2.3. Национально-историческое сознание 42

§ 2.4. Проблемы языка и образования 47

§ 2.5. Проблемы повседневного межнационального общения 52

ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ: НОВАЯ СИСТЕМА
ЦЕННОСТЕЙ 61

§ 3.1. Политические ориентиры, социализация и проблема
нравственности 61

§ 3.2. Кризис веры или новая студенческая религиозность? 68

§ 3.3. Ситуация в обществоведении: мнения заинтересованных сторон 71

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 77

Авторский коллектив

Иудин АЛ.

- Горьковский университет

Лисаускене М.В.

- Иркутский университет

Овсянников А.А.

- Государственный комитет СССР по народному образованию

Ротман Д.Г.

- Белорусский университет

Рязанцев В.В.

- Московский университет-

Свиридов Н.А.

- Дальневосточный университет

Шмерлина И.А.

- Горьковский университет


В подготовке аналитических записок по материалам социологических исследований, использованным при написании данной монографии, принимали участие следующие научно-педагогические работники:

Андреева И.Н.

- Белорусский университет

Антия И.Ю.

- Дальневосточный университет

Антонова Л.Л.

- Иркутский университет

Арбенина В.Л.

- Харьковский университет

Бабочкин П.И.

- Рязанский радиотехнический институт

Балобанов С.С.

- Горьковский отдел Института социологии АН СССР

Бурова С.Н.

- Белорусский университет

Верецкая А.И.

- Воронежский университет

Голубкова Н.Я.

- Белорусский университет

Лобрынена В.И.

- Московский университет

Дударенок С.М.

- Дальневосточный университет

Забанова С.Д.

- Дальневосточный университет

Конопак Л.Л.

- Иркутский университет

Кухтевич Т.Н.

- Московский университет

Кюрегян Э.А.

- Ереванский политехнический институт

Максудов P.P.

- Казанский университет

Мальцев В.А.

- ВПШ (г. Горький)

Нечаев В.Я.

- Московский университет

Новикова Л.Г.

- Белорусский университет

Петрушова Е.И.

- Белорусский университет

Секевич З.В.

- НИКСИ при ЛГУ

Симонцев С.Н.

- Томский институт ACУ и радио-электроники

Степенко А.И.

- Воронежский университет

Труфанова В.П.

- Иркутский университет

Туманов С.В.

- Московский университет

Чебунин В.П.

- Иркутский университет

Шаталин Е.Н.

- Горьковский университет

Шахова Р.Ф.

- НИИВШ (г. Москва)

Якуба ЕА.

- Харьковский университет


Авторский коллектив выражает благодарность научным коллективам, принимавшим участие во всесоюзных исследованиях по программе «Общественное мнение».
Четыре года перестройки имеют один бесспорно важный политический результат: общество пришло в движение, формирующее невиданную в прошлом политическую ситуацию. Сложность и противоречивость политических процессов определяют и сложность процессов становления и развития нового политического сознания. В общественном сознании идут мучительные поиски "дороги к храму", дороги к новому обществу. Обострилась проблема формирования новых общественных ценностей и идеалов, нового облика социализма. Поиск в этом направлении осложняется принципиально новой для нашей страны социально-политической обстановкой, в условиях которой центробежные политические тенденции не гасятся прямым административным запретом и интенсивно оформляются концептуально и идеологически. Важнейшим элементом этой новой обстановки является гласность. Большой поток новой, подчас шокирующей информация выплескивается со страниц газет и журналов. Это, несомненно, способствует пробуждению людей от политической апатии, социальному взрослению, однако процесс этот проходит далеко не безболезненно. Новая информация, размывая привычный, упрощенный образ действительности, чаще всего не содержит в себе нового концептуального знания и вызывает тем самым чувство социально-психологической тревожности, эмоционального дискомфорта.

Отсутствие или слабая разработанность идеалов, целей, моделей будущего общества приводит к тому, что в качестве них некритически принимаются образцы буржуазной демократии.

В этих условиях идет поиск идеалов нового общественного уклада, гражданских и политических ценностей. Студенчество играет в этом деле далеко не второстепенную роль. Студенческая молодежь, воспринимая перестройку как свое личное дело, ищет в ней свое место. В то же время студенчество не приемлет абстрактных конструкций традиционного обществоведения, догм идеологического священнодействия. Это усиливает поиски личной позиции, личного выбора и личной ответственности перед обществом и своим народом.

В сознании молодежи ощутима уязвленность трагическим прошлым народа, потерей национальной идеи. Абстрактность идеологического обеспечения перестройки приводит к усилению различных молодежных движений, занятых поиском своего миропонимания и своих оценок. К сожалению, многочисленные исследования говорят о том, что незнание стратегических и тактических задач является главный фактором торможения перестройки. Воздействие этого фактора за последние два года не снижается.

В обществе, представленном сотнями наций и народностей, развитие политических идей зачастую принимает национальную форму. Это естественная реакция на метафизическую, по сути идеологическую, установку сталинского понимания интернационализма, при котором национальное предавалось забвению как выражение национализма, в то время как ленинский интернационализм всегда выражался в чуткости и уважении к народным обычаям и культурам всех наций и народов, в строительстве общества, где каждая национальность меру своей свободы определяла бы через меру свободы других наций.

Политика есть следствие экономических отношений неэкономического уклада. Национальная политика не является исключением. И если причины общественной напряженности лежат в экономическом устройстве, малополезными будут действия по изменения положения только средствами идеологического, воспитательного характера. Однако было бы ошибкой совершенно игнорировать эти средства. Вместе с тем вопрос о действенности современного обществоведения, его идеологического воздействия остается открытым. Констатация факта кризиса обществоведения уже стала общим местом, однако выход из него требует не только конкретного анализа видимых причин, лежачих на поверхности, но и выявления глубинных тенденций на уровне взаимосвязей системы образования и экономических, политических и национальных отношений, а также системы образования и личности.

Все эти вопросы оказались в центре внимания ряда всесоюзных и региональных исследований, осуществленных в 1988-1989 гг. в рамках целевой комплексной программы Гособразования СССР «Общественное мнение».

ГЛАВА 1. ГЛАСНОСТЬ И ПЛЮРАЛИЗМ:
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО
ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Одной из характерных черт перестройки является процесс идеологической разгерметизации, который вывел общество из-под тотального ига политики, политического контроля, абсолютизма классового принципа. Значительно расширилась область действий, где люди независимы от политических, классовых установок, несоблюдение которых в прошлом приводило их к трагическому аутодафе, совершаемому над "врагами народа". Однако уверенности в необратимости позитивных процессов нет, а это, естественно, порождает состояние общественной тревоги и дискомфорта. Пока можно с уверенностью считать, что общественное сознание ориентировано больше на прошлое, чем на будущее, которое представляется очень неопределенным и в силу этого тревожным.

Алармизм общественного сознания усугубляется тем, что политическое руководство страны периодически смещает центр тяжести своих идеологических усилий, направленных на вывод страны из социально-политического кризиса. Ключевыми задачами перестройки провозглашались то укрепление дисциплины и порядка в стране, то ускорение научно-технического прогресса и интенсификация экономики, то демократизация, то, наконец, изменение политической система.

Идея, не вызывающая действия, мертва, но и действие без идеи слепо, оно способно породить деструкцию, разрушение и разобщенность. Стало понятным, что самое сложное сосредоточено не в экономике, а в душах людей, в их мировоззрении. Однако нынешнее состояние общества необычно, и эта новизна связана с тем, что сегодня, в отличие от недалекого прошлого, когда народные массы были отстранены от политической жизни и даже от ее оценки, народ должен не просто выбрать из многообразия подходов и идей наиболее близкие себе, но и выработать принципиально новый взгляд на мир политических отношений. От этого в значительной степени зависит судьба того комплекса кардинальных реформ, который выражается лозунгом перестройки.

Признание такой очевидной вещи, что нашему обществу еще предстоит учиться жить в мире политического плюрализма, учиться демократии, порождает диаметрально противоположные политические выводы: от требований еще решительнее вводить демократические начала в политическую жизнь до шокировавшей общественность программы отхода от демократии в целях ее спасения, выдвинутой И. Клямкиным и А. Миграняном.1 В этой ситуация исследование сущности и возможностей массового политического сознания, анализ его конкретно-исторического состояния и актуальных тенденций развития переходят из области научной, академической в область практическую - область выдвижения и реализации определенных политических установок и программ.

§ 1.1. Стереотипы старые и новые
Вопрос о степени самостоятельности массового сознания, о его способности верно отражать порядок вещей и вырабатывать установки, отвечающие духу исторической необходимости, относится к числу сложнейших вопросов социологии. Развитость массового сознания зависит от той ступени исторического прогресса, на которой находится общество в целом, и от конкретной исторической ситуации. Было бы наивно полагать, что в условиях кардинальной перестройки всех общественных структур, когда теоретики мучительно бьются над поиском истины, массовое сознание, руководствуясь здравым смыслом, сумеет самостоятельно определить верные социально-политические ориентиры. Напротив, в этой ситуации несамостоятельность, зависимость массового сознания от пропагандистских установок усиливается: сегодня оно наполнено как старыми стереотипами, так и новыми идеологическими штампами, рожденными уже перестройкой. Высокая степень общественного согласия с такими тезисами, как "Самая насущная задача перестройки - демократизация общества" (по данным социологического исследования, проведенного в одной из областей России, этот тезис не приняли всего 4,2%) или "Бюрократ - главный тормоз перестройки" (несогласных 11,3%) еще не означает, что все люди и в самом деле испытывают острую потребность в демократических правах и свободах или что они глубоко убеждены в том, что перестройку сознательно тормозит позиция бюрократа, заслонившегося инструкцией от интересов и чаяний народа. В ряде случаев согласие - ото всего лишь реакция на стереотип.

С этих позиций интересно проанализировать оценки, которые дали преподаватели и студенты (всесоюзный опрос, апрель 1989 г.) различным историческим событиям и политическим деятелям (табл. 1.1 и 1.2).

Заметно значительное совпадение оценок приведенных событий и исторических персоналий студентами и преподавателями. Вообще говоря, это нормальная ситуация, так оно и должно быть, однако было бы очевидно, наивным объяснять это совпадение всего лишь тем, что студенты усвоили взгляды и оценки своих наставников, хотя эта причина лежит на поверхности, является наиболее естественной. Но в сегодняшней, достаточно специфичной и сложной для обществоведения ситуации это объяснение, по всей видимости, далеко от действительного положения вещей. Опрос показал, что подавляющее большинство обучаемых (90%) и обучающих (86%) считают очевидным глубокий кризис в такой науке, как история КПСС, которая в контексте нашего анализа имеет определяющее значение. Таким образом, вряд ли контакт в системе преподаватель - студент определил значительное совпадение взглядов каждой из опрошенных групп.
Таблица 1.1

Оценка выбора пути в различных исторических ситуациях, %

Событие

Отношение к пути развития страны

Путь выбран правильно

Был иной путь

Студенты

Препода-ватели

Студенты

Препода-ватели

Революция 1905 г.

41

67

13

8

Февральская революция

51

81

13

7

Великая Октябрьская социалистическая революция

59

67

25

22

Политика военного коммунизма

40

50

24

35

НЭП

61

85

12

6

Образование СССР

41

56

19

16

Коллективизация сельского хозяйства

11

13

36

46

Индустриализация народного хозяйства

31

31

18

21

Великая Отечественная война

43

44

35

36

Освоение целины

14

15

37

54

Реформы Хрущева (1957-1961 гг.)

10

16

20

37

Экономические реформы (1964-1965 гг.)

12

26

11

15

Перестройка

66

84

5

4


Это совпадение, безусловно, базируется на той информации, которую и студенты, и преподаватели черпают из средств массовой информации. Публицисты последовательно и настойчиво пытаются ликвидировать "белые пятна" отечественной истории. В условиях практически полного отсутствия научной литературы газеты и журналы, радио и телевидение обрели монополию на историческую истину. Именно публицистика задает сегодня тон в осуществлении исторического анализа. Влияние средств массовой информации на ответы респондентов очевидно. Так, например, во многих публикациях достаточно подробно анализировались проблемы, связанные с периодом коллективизация сельского хозяйства. Объективная и убедительная информация сформировала общественное мнение: лишь 11% студентов и 13% преподавателей, считают, что путь коллективизации - это единственно правильный путь, в то время как 36% студентов и 46% педагогов не сомневаются - бил иной путь организации социалистического сельского хозяйства.

Значительно реже наша пресса, радио и телевидение поднимают проблемы, связанные с периодом индустриализации страны, хотя именно сталинская программа индустриализации повлекла за собой варварскую политику в области сельского хозяйства. Влияние средств массовой информации прослеживается и в оценках, которые респонденты дали событиям послевоенной истории, связанным с деятельностью Н.С. Хрущева: освоение целинных земель положительно оценили 14% студентов и 15% преподавателей, реформы 1957-1961 гг. – 10% и 16% - соответственно. Характер полученных оценок определяется, скорее всего, не продуманным и вполне сознательным несогласием с осуществлявшимися новациями, а неинформированностью об их целях. Имя Н.С. Хрущева сначала было тесно привязано противниками его политики к понятию волюнтаризма, а содержание деятельности выброшено из учебников и книг по истории. В последнее время средства массовой информации приподняли завесу, скрывающую этот период жизни страны. Однако это сделано в большей мере по отношению к личности Хрущева, чем к его конкретным делам. Это породило противоречие: сам Хрущев назван в нашем исследовании в числе наиболее прогрессивных деятелей в истории страны, деятельность же его оценена нашими современниками негативно (табл. 1.2 и 1.3).

Конечно, нам могут возразить, что положительная оценка личности Хрущева вызвана прежде всего его решительным неприятием страшного сталинского наследия. Да, это так, но именно эта сторона его деятельности наиболее полно раскрыта средствами массовой информации. Отдельные же попытки увидеть рациональное в его реформах не оказали существенного влияния на общественное мнение.

Так, можно предположить, что лишь немногие из указанных деятелей попали в тот или иной список в силу личной убежденности респондента. Отчасти это произошло вследствие того, что респондент доверился чужому мнению, аргументам, не поддающимся проверке, большинство же деятелей оценивались под влиянием определенной конъюнктуры, моды. Делая свой выбор, студенты и преподаватели вряд ли опирались на знание конкретных дел и заслуг тех, кого называли. В данной ситуации нет разброса мнений, зато на лицо разброс источников информации, различная степень их надежности и объективности. В любой момент можно ожидать изменения конъюнктуры и последующей переоценки роли личности и событий, а следовательно, и разочарования в сделанном ранее выборе. Правомерен вывод о том, что сознание студентов и преподавателей не основано на прочных знаниях и убежденности, а значит, может стать предметом политических манипуляций.
Таблица 1.2

Оценка политических деятелей студентами

(в порядке убывания рангов)


Положительная роль

Отрицательная роль

1.

В.И. Ленин

1.

И.В. Сталин

2.

М.С. Горбачев

2.

Л.И. Брежнев

3.

Н.С. Хрущев

3.

Л.П. Берия

4.

Ю.В. Андропов

4.

М.А. Суслов

5.

Г.К. Жуков

5.

А.А. Жданов

6.

Ф.Э. Дзержинский

6.

Н.И. Ежов

7.

С.М. Киров

7.

К.Е: Ворошилов

8.

Петр I

8.

К.У. Черненко

9.

Н.И. Бухарин

9.

В.М. Молотов

10.

Б.Н. Ельцин

10.

Т.А. Лысенко

11.

Г.В. Плеханов

11.

Л.Д. Троцкий

12.

А.Д.Сахаров

12.

А.Я. Вышинский

13.

Екатерина II

13.

Г.Г. Ягода

14.

Н.И. Вавилов

14.

Иван Грозный

15.

Н.И. Рыжков

15.

Г.К. Зиновьев


Таблица 1.3

Оценка политических деятелей преподавателями

(в порядке убывания рангов)


Положительная роль

Отрицательная роль

1.

В.И. Ленин

1.

И.В. Сталин

2.

М.С. Горбачев

2.

Л.И. Брежнев

3.

Н.С. Хрущев

3.

Л.П. Берия

4.

Ф.Э. Дзержинский

4.

В.М. Молотов

5.

Н.И. Бухарин

5.

М.А. Суслов

6.

Г.К. Жуков

6.

А.Я. Вышинский

7.

С.М. Киров

7.

А.А. Жданов

8.

Ю.В. Андропов

8.

К.Е. Ворошилов

9.

Петр I

9.

Л.М. Каганович

10.

Г.В. Плеханов

10.

К.У. Черненко

11.

Б.Н. Ельцин

11.

Н.И. Ежов

12.

А.Д. Сахаров

12.

Т.А. Лысенко

13.

С.К. Орджоникидзе

13.

Г.Г. Ягода

14.

Екатерина II








  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственный комитет СССР по народному образованию научно-исследовательский институт iconРазработка теоретических основ квалиметрии
...
Государственный комитет СССР по народному образованию научно-исследовательский институт iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Государственный комитет СССР по народному образованию научно-исследовательский институт iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Государственный комитет СССР по народному образованию научно-исследовательский институт iconФедеральное агентство по образованию
Федеральное государственное учреждение государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций...
Государственный комитет СССР по народному образованию научно-исследовательский институт iconФедеральное государственное бюджетное научное учреждение «государственный...
«государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства»
Государственный комитет СССР по народному образованию научно-исследовательский институт iconФедеральное государственное научное учреждение «государственный научно-исследовательский...
«государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства»
Государственный комитет СССР по народному образованию научно-исследовательский институт iconКомитет по народному образованию администрации солнечногорского
Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Государственный комитет СССР по народному образованию научно-исследовательский институт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Комитет по народному образованию администрации Солнечногорского муниципального района
Государственный комитет СССР по народному образованию научно-исследовательский институт iconРоссийской Федерации Комитет администрации по народному образованию г. Новоалтайска моу сош №9
Использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов на уроках математики
Государственный комитет СССР по народному образованию научно-исследовательский институт iconРазоренов Ю. И. – д т. н., проф. (РФ); Кракашова О. А. – к э. н.,...
Новочеркасск),Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь (Беларусь, г. Минск), Научно-исследовательский...
Государственный комитет СССР по народному образованию научно-исследовательский институт iconОтчет о научно-исследовательской работе общие требования и правила...
Федеральным государственным унитарным предприятием «Мытищинский научно-исследовательский институт радиоизмерительных приборов» и...
Государственный комитет СССР по народному образованию научно-исследовательский институт iconТретья Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием
Государственный научно-исследовательский институт промышленной экологии Росприроднадзора (фбу госнииэнп)
Государственный комитет СССР по народному образованию научно-исследовательский институт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Комитет по народному образованию администрации солнечногорского муниципального района муниципальное казённое общеобразовательное...
Государственный комитет СССР по народному образованию научно-исследовательский институт iconОтчет за 2011 год открытого акционерного общества «центральный научно-исследовательский...
Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество “Центральный научно-исследовательский институт «Дельфин»
Государственный комитет СССР по народному образованию научно-исследовательский институт iconГосударственное научное учреждение
Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (Реферативный сборник научно-исследовательских...
Государственный комитет СССР по народному образованию научно-исследовательский институт iconГосударственное научное учреждение
Государственный научно-исследовательский институт системного анализа счетной палаты


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск