Конспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе





НазваниеКонспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе
Дата публикации18.10.2013
Размер63.5 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
МОУ Ильинская основная общеобразовательная школа.

Конспект урока

по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе

Составила учитель начальных классов: Балакина Н. В.

Урок №10.
Тема урока: Совесть и раскаяние.

Основная нравственно- педагогическая идея:

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным делам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

(Н. Рыленков)

Цель урока: осмысление понятия греха, связи греха и зла, формирование убеждения, что человек может справиться  с грехами, а значит, бороться  со злом, преумножать меру добра в себе и мире, осмысление того факта, что грех без раскаяния ведет к неизлечимым болезням души, ее очерствению.
Задачи урока:

1. Формирование духовно-нравственных ценностей.

2.Расширение понятий «добро», «зло», «совесть». Знакомство с понятиями «грех», «раскаяние».

3. Формирование мотиваций навыков конструктивного общения, готовности и потребности решать конфликтную ситуацию с учётом интересов сторон.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа в группах, , участие в учебном диалоге.
Термины, понятия: добро, зло, грех, совесть, раскаяние.

Средства наглядности: иллюстрации в учебнике, карточки с основными понятиями, кроссворд, таблица на доске, карточки с названием качеств человека.
Ход урока.

1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.

Ребята! Вы все принесли сегодня на урок подарки, которые приготовили другу. Расскажите о них.

-Какие качества помогли вам их сделать? А вы задумывались о себе? Какие вы?

3.Усвоение новых знаний.

1). Чтение учащимся наизусть стихотворения Л. Л. Серафимовой  

«Какой я?»

На кого я похож? Что несу я в себе?

Я подумать решил о добре и о зле...

Утром в школу проспал. Сам с кровати не встал:

Всё лежал и дремал. С мамой спорить я стал...

В школу быстро бежал. Всех с дороги толкал.

Извиняться уж не было времени:

Ведь никто не упал, лишь чуть-чуть запищал

Рыжий пёсик без рода, без племени.

Друг списать мне не дал! Я смиряться не стал:

«Ты не друг мне», — сказал. Взял тетрадь и списал.

Но обиделся он. Был ли я огорчён?

Посмотрел я в окно и забыл про него.

Вот звонок прозвенел. Я во двор полетел.

Там ребята играли в футбол.

Я в команду к ним встал. Все мячи отбивал...

Но звонка не слыхал на урок.

С опозданием в класс, как ракета влетел.

«Дай дневник! И садись!» Спорить я захотел.

И дневник я не дал. «Позабыл», — я сказал.

И был послан за ним я домой.

День сегодня плохой! Честно я признаю.

На душе как-то, вот, неспокойно...

Я подумать решил о добре и о зле

И услышал в ответ…..

   «Зло в тебе, коль душе твоей больно!».

Учитель:

-Как вы думаете, почему у мальчика было неспокойно на душе?

-О каких качествах он задумался?

  Дорогие ребята! Мы попробуем помочь герою стихотворения взглянуть на себя и свои поступки со стороны, чтобы что-то понять для себя  и чему-то научиться.

2).Работа с понятиями добро и зло.

На доске появляются понятия на карточках :

добро зло

-Что такое добро? Что такое зло?

В православии добро: В православии зло:

-помогает росту души человека, - то, что удаляет от добрых целей

-помогает другим людям, В православии у слова зло есть радует Бога синоним – грех

Задание: (дети работают в парах). Раздаются карточки с качествами человека. Разложить их в две группы. Два человека работают у доски.

мужество честь хвастливость жестокость

скромность милосердие совесть трусость

зависть жадность честность лживость

справедливость выдержка эгоизм болтливость

правдивость хитрость

( проверяем)

- Какие понятия ближе к Богу?

-Почему?

-Всегда ли легко различить добро и зло?

-Что помогает нам сделать этот выбор?

-Учитель: Человеку на грех указывает его собственная совесть. Вот что рассказывает нам об этом Евангелие.

3).Чтение отрывка из учебника об отречении Петра.

Вопросы после чтения:

-Кто такой апостол Пётр?

-Почему Петр убежал?

-Что значит отречение?

-Как можно назвать этот поступок?

-Почему он заплакал?

-Какое качество указало ему на это?

Работаем с иллюстрациями учебника:

-Кто изображён на иллюстрациях?

Вывод: Когда человек предаёт тех, кто его любит или отрекается от них, душа не может радоваться. Даже разум иногда может оправдать такие поступки. В таком случае человека защищает совесть. Слово совесть, возможно, произошло от слова греть, гореть: от греха просыпается совесть и начинает жечь душу.

4).Самостоятельная работа по учебнику «Работа совести» ( работа в парах) .

Задание: Прочитать текст, заполнить таблицу.

Два дела совести.

Время

Что делает совесть?

Примеры

Перед выбором совесть….







После ошибки совесть…







Обсуждение самостоятельной работы.

-Что значит быть в ладу со своей совестью?

-Можем ли мы назвать совесть своим помощником?

Учитель: Очень важно быть в ладу со своей совестью. Прислушивайтесь к ней. Она подскажет, как правильно поступить. Но бывает, что человек совершил ошибку.

-Можно ли её исправить?

-Как поступите вы?

В таком случае можно обратиться к одному лекарству-раскаянию. В православии - это покаяние.

5).Комментированное чтение в учебнике части «Раскаяние».

-Что такое раскаяние?

-Назовите шаги в раскаянии?

-Всякое ли раскаяние помогает?

-Что такое поддельное раскаяние?

-Как можно исправить свою ошибку?

-Какое средство раскаяния у христиан?

-Какое чувство возникает у человека после искреннего раскаяния?

Когда человек искренне раскаивается в своих поступках, на душе у него становится легко и радостно. Его душа обновляется.

4.Первичная проверка усвоения нового материала. Коррекционная работа по ликвидации пробелов.

Учитель: Вспомним основные понятия нашего урока и разгадаем кроссворд.
1) Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».

2) Чувство, испытавшие  прохожие и друг, которых он  несправедливо огорчил.

3) Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.

4) Недоброе чувство, мысль или дело.

5) Изменение оценки, которую мальчик дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.

6) Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.

7) Состояние полной, высшей радости.

http://www.kripkro.ru/images/stories/kross.jpg

- Ребята, прочтите ключевое  слово  кроссворда. Запишем понятия грех, совесть, раскаяние в тетрадь.

5.Закрепление новых знаний.
6.Подведение итогов урока.

1).Анализ и оценка успешности достижения цели урока.

- С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились?

2).Рефлексия.

Мне хочется верить, что вы о многом задумались после нашего разговора. Я предлагаю вам поиграть в игру «Пожелание». Встанем в круг. Все вы знаете слова:

«Лети, лети, лепесток.

Через запад на восток…»

Тот, кто хочет пожелать кому-то из ребят, говорит эти слова и своё пожелание.

«А я желаю всем ребятам не ссориться со своей совестью, жить с ней в дружбе. Ведь, живя с ней в дружбе, человек становится лучше и чище. Даже зная точно, что его не накажут, что не узнают о его поступке, не сделает другому человеку плохо. А если вы вдруг совершили плохой поступок, то сумейте раскаяться» .

Я хочу закончить наш урок словами Н.Рыленкова: « Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным делам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам» .
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж о его выполнении.

Найти пословицы и поговорки о добре и совести. Объяснить их значение.

Всем спасибо за работу. Всего доброго. Живите в ладу со своей совестью!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Основы православной культуры» в IV классе. Часть 4 посвящена внеурочным мероприятиям данного курса. Публикация содержит электронное...
Конспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Конспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе iconКонспект урока по теме: Понятие «подвиг» в православной культуре...
Продолжить работу по формированию умения использовать числовой луч для сравнения чисел; устанавливать взаимосвязь между предметной...
Конспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе iconУчебник: Кураев А. В. «Основы духовно- нравственной культуры народов...

Конспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе iconРешение педсовета протокол №1 от 30 августа 2011 года
«основы православной культуры» А. В. Бородина. «Основы православной культуры: организация курса» М. Основы православной культуры,...
Конспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе iconРабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской...
М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной...
Конспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе iconРабочая учебная программа курса орксэ модуль «Основы православной культуры»
«Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)
Конспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе iconРабочая программа учебного курса: «орксэ»
Рабочая программа курса Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики, модуль...
Конспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Конспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок разработан на материале курса орксэ модуля «Основы Православной культуры» по теме «Библия и Евангелие», стр учебника 16-18,...
Конспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе iconКонспект урока православной культуры в 9 классе
Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области
Конспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе iconУчебного материала, реализуемое на уроке, соответствует требованиям...
Содержание учебного материала, реализуемое на уроке, соответствует требованиям модуля умк «Основы православной культуры» для 4-х...
Конспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе iconПрограмма учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры»...
Конспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе iconРабочая программа курса «орксэ. Основы православной культуры»
А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –...
Конспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе iconУчебный курс орк и сэ включает в себя модули: Основы православной культуры
Календарно-тематическое планирование по модулю основы светской этики учебного курса орксэ
Конспект урока по теме модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса в 4 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу скалинская оош на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей учащихся и их родителей определила для изучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск