Руководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии





НазваниеРуководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии
страница1/20
Дата публикации27.06.2013
Размер2.11 Mb.
ТипМетодическое письмо
100-bal.ru > Право > Методическое письмо
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
По благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона,
митрополита Ярославского и Ростовского

Отдел Религиозного Образования и Катехизации Ярославской митрополии

Курсы для сотрудников храмов Ярославской епархии

Методическое письмо

Настоящее учебно-методическое пособие разработано по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, Митрополита Ярославского и Ростовского. Пособие предназначено для служащих храмов Ярославской епархии. При составлении учебно-методического пособия использовалось «Практическое руководство по приходскому консультированию», разработанное в Санкт-Петербургской епархии.

Ответственность за организацию и осуществление курсов по данному учебно-методическому пособию в благочиниях Ярославской епархии лежит на благочинных. Организация учебного процесса находится в компетенции помощников благочинных. Помощнику благочинного необходимо организовать обучение сотрудников храмов своего благочиния: собрать слушателей, провести семинар и раздать материалы для самостоятельной подготовки. Отчет о проведении курсов помощнику благочинного необходимо представить в Отдел Религиозного Образования и Катехизации Ярославской митрополии в срок до 01.12.2012 года. Контроль за обучением служащих храма осуществляется настоятелем храма.
Учебно-методическое пособие для служащих храмов
Цель: обучение основам консультирования прихожан.

Категория слушателей: сотрудники православных храмов.

Режим занятий: очно – заочный.

Структура и срок обучения: I часть - 4 ак. часа обучения в форме семинара, II часть - 6 ак. часов обучения в форме самостоятельной подготовки. Всего: 10 академических часов.

Учебная программа

I Часть

Форма обучения: семинар. В ходе обучения преподаватель в течение 2 ак. часов рассказывает теоретический материал, затем в течение 2 ак. часов проводится обсуждение со слушателями наиболее часто встречающихся проблемных ситуаций. Для этого преподаватель просит группу поделиться ситуациями, в которых слушатели испытывали какие-либо сложности при общении с прихожанами. Эти ситуации подробно разбираются. Также преподаватель может взять из II Части распространенные вопросы и спросить слушателей, как бы они повели себя и что ответили в том, или ином случае.
Практические советы служащим храма.

  1. Особенности восприятия, мышления и мировоззрения

  2. Кто обращается к служащим храма

  3. Особенности общения с разными группами людей

  4. Типичные вопросы

  5. Сложные ситуации общения

  6. Что мешает людям на первом этапе воцерковления

  7. Что помогает людям на первом этапе воцерковления

  8. Какие издания могут распространяться через систему церковной книготорговли

II Часть

Форма обучения: самостоятельная подготовка слушателей.
Распространенные вопросы и ответы на них.

  1. О посещении храма

  2. О церковных записках

  3. Об иконах

  4. О свечах и ладане

  5. Об освященном хлебе и святой воде

  6. О святыне и святых

  7. О молитве и молебнах

  8. О смерти, погребении и поминовении усопших

  9. О богослужении и церковном календаре

  10. О праздниках

  11. О вере и христианской жизни

  12. О священнослужителяхи духовном руководстве

  13. О Таинстве Крещения

  14. О Таинстве Покаяния (Исповеди)

  15. О Таинстве Причащения

  16. О Таинстве Брака (Венчании)

  17. О Таинстве Елеосвящения (Соборовании)

  18. Об именинах и наречении имени

  19. О крестном знамении и нательных крестиках

  20. О посте

  21. О священном писании

  22. О духовном чтении

  23. Об освящении и освященных предметах

  24. О милостыне

  25. О помощи в различных нуждах

  26. О суевериях, гаданиях, предсказаниях, целительстве

  27. Об истинности православия, инославии и о сектах

  28. О конце света


Учебные материалы

I Часть. Практические советы служащим храма.


  1. Особенности восприятия, мышления и мировоззрения

При общении с людьми следует учитывать их мировоззренческие взгляды, способность восприятия и особенности мышления. Конечно, невозможно сразу определить совокупность этих качеств человека, обратившегося с вопросом. Но по характеру и способу формулировки

самого вопроса можно сделать некоторые предположения. Нельзя не учитывать того, что современный мир, средства массовой информации, образ жизни и отношений активно воздействуют на человеческое сознание, формируют образ мыслей и убеждения. Многие из приходящих в храм людей имеют поверхностные знания о православной вере, слабо мотивированы на духовно-нравственную жизнь.


  1. Кто обращается к служащим храма

Службе приходского консультирования было дано задание попытаться выделить категории людей, приходящих в храм, в зависимости от их вопросов, интересов, убеждений, мотивов прихода и поведения в храме и, опираясь на свой опыт, предложить возможные подходы и рекомендации при общении с разными группами людей.

Условно были выделены следующие группы:

постоянные прихожане храма, регулярно участвующие в Таинствах;

воцерковляющиеся, редко участвующие в Таинствах;

не участвующие в Таинствах, приходящие в храм только по праздникам: в Пасху освятить куличи и яйца, в Вербное воскресение - освятить вербу, в День Святой Троицы освятить березовые ветви, в Преображение освятить плоды, в Крещение — за святой крещенской водой;

пришедшие по приглашению родственников на Венчание, Крещение или отпевание;

пришедшие освятить крестик, машину; пригласить священника освятить квартиру;

пришедшие по причине скорби, болезни;

пришедшие из любопытства, от скуки (в основном это молодежь);

паломники;

психически нездоровые;

сектанты, экстрасенсы, «целители»;

пришедшие по направлению экстрасенсов, «целителей».


  1. Особенности общения с разными группами людей

Каждая из указанных групп людей требует и определенного подхода в общении. Постоянные прихожане редко подходят с вопросами к служащим храма. Им надо четко отвечать на поставленные вопросы и не бояться сказать: «Не знаю». Предложить в случае незнания ответа обратиться к священнику.

В числе редко приходящих в храм есть люди, которые настроены на общение, к ним можно подойти и предложить помощь. Но есть, которые хотят побыть одни в храме, походить, посмотреть — таким лучше не мешать.

С доброжелательно настроенными и интересующимися церковной жизнью можно начать разговор с рассказа об иконе, к которой ставится свеча. С целенаправленно идущими к определенной иконе, лучше ограничиваться только ответом на заданный вопрос, чтобы не провоцировать негативных реакций.

Тем, кто приходит в храм из любопытства, от скуки, особенно молодым людям, можно показать иконы, рассказать что-нибудь из жития святых, истории храма. Бывает, человека интересует только история храма, но потом завязывается разговор о душе, о вере, о христианской жизни. При этом надо учитывать, что иногда молодые стесняются спрашивать первыми.

Люди, которые приходят в храм перед предстоящей операцией, особенно настроены на контакт, внимательно слушают советы. Им можно предложить купить молитвослов, заказать молебен о здравии, подготовиться к Исповеди и Причастию. При этом не надо никому обещать исцеления, исправления жизненной ситуации, хотя и не стоит отрицать, что такое может случиться. Главное, чтобы люди почувствовали участие, а в дальнейшем

обрели надежду и личные отношения с Богом.

Многие из приходящих в храм людей говорят, что имеют «веру в душе», свои представления о том, как и что делать в Церкви, не всегда соглашаются с теми, кто пытается им подсказать, как вести себя в храме, как правильно креститься, в каком виде приходить в храм. Они не настроены подчиняться церковным правилам. Однако, по возможности, их нужно предупредить, что для спасения «веры в душе» недостаточно, объяснить, что «вера в душе» — это ложное чувство, слепота духовная. Вера должна быть в жизни. Нужно учиться жить по вере, участвовать в соборной молитве. Вне Церкви нет спасения. Можно привести такое сравнение: прийти в храм и не участвовать в Таинствах — это все равно, что быть приглашенным на праздничный обед, прийти постоять возле стола, но так ничего и не вкусить с него. Или тяжело больному человеку прийти в приемную опытного врача, который

многих вылечил, посидеть там и уйти, не обратившись за помощью, не рассказав о своей болезни.
Среди приходящих в храм часто встречаются люди, подверженные суевериям, связанным с правильностью постановки свечей, поминовением усопших, со смертью, с освящением предметов, со святой водой и т. д. Таким нужно очень вежливо и деликатно, чтобы не обидеть, объяснить, что некоторые моменты, на которые они обращают пристальное внимание, на самом деле для спасения души не существенны, а, может, даже мешают спасению. Православный верующий человек не должен обращать внимания на суеверия. Суеверия только кажутся сбывающимися, когда в них верят, а на Господа не уповают.

Смеяться над такими людьми нельзя. Они хотят и стараются делать все правильно, но только эти их «правила» не имеют никакого смысла и разумного объяснения.


  1. Типичные вопросы

Как, отвечая на вопросы, расширить знания и представления о церковной жизни? Самый распространенный вопрос, который задают служащим храма приходящие люди: «Где находится икона Николая Чудотворца?» Часто спрашивают про икону Божией Матери «Казанская», про иконы великомученика и целителя Пантелеимона и святой блаженной Ксении Петербургской. Эти вопросы можно использовать для продолжения общения, то есть не ограничиваться показом местоположения

интересующей иконы, а кратко рассказать житие святого или наиболее яркие случаи чудотворений, произошедшие по молитвам, обращенным к нему.

Часто спрашивают о том: куда поставить свечи о здравии или упокоении; как можно освятить крестик; есть ли святая вода и можно ли ее взять? Эти вопросы тоже можно использовать для беседы. Например, можно сказать, что поставить свечу, конечно, очень хорошо, но можно еще написать записочку о здравии или упокоении родных и объяснить, как это сделать. Подсказать, что в храм можно приходить не только для того, чтобы ставить свечи, а можно еще участвовать в богослужении, в Таинствах, через которые Господь исцеляет душевные недуги и подает благодатную помощь.

При ответах на вопросы об освящении крестиков (квартир, машин) можно сказать, что хорошо бы освящать не только предметы, которыми человек пользуется, но и самому человеку, его душе надо освящаться участием в Таинствах Исповеди и Святого Причащения.

Но следует помнить, что нельзя быть навязчивым. Прежде чем начинать беседу, надо попытаться понять, возможен ли разговор с данным человеком. Есть люди, которых интересует только получение краткого ответа на их вопрос и, узнав, где находится нужная им икона, они целеустремленно идут к ней. Таким людям не надо пытаться говорить больше, чем спрашивают, они все равно не услышат. Другие, получив ответ, не торопятся отойти от столика дежурного, они как бы ищут причину задержаться — с ними можно попытаться продолжить беседу. Есть и такие, которые имеют много вопросов, но не решаются их задавать, боясь выглядеть смешными. Они очень неловко

и неуверенно чувствуют себя в непривычной для них обстановке храма. Эта категория людей — очень благодарные слушатели. Обрадовавшись, что им пришли на помощь, а не сделали замечание за неправильное поведение в храме, они задают много вопросов и с интересом слушают ответы. Таким можно рассказать о важности церковной жизни, посоветовать приобрести литературу по основам православной веры, предложить остаться в храме на вечернее богослужение, рассказать о существовании при храме воскресной школы для взрослых и детей, в которой можно получить необходимые знания о церковной жизни и православной вере.


  1. Сложные ситуации общения

Службой приходского консультирования были выделены категории людей, при общении с которыми возникали сложные ситуации.


    1. Психически и духовно нездоровые, нетрезвые люди

С психически нездоровыми и нетрезвыми людьми нужно быть особенно терпеливыми, деликатными, чтобы не разозлить, не обидеть, не отпугнуть, но в то же время не потакать их неадекватному поведению и неуместным просьбам. Спокойно, доброжелательно, не допуская раздражения, не вступая в спор, говорить с ними о простых, конкретных, понятных им вещах. Про себя молиться краткими молитвами. На агрессию никак не реагировать, неприязненные чувства сдерживать, не допускать оскорбительных слов и унизительного тона в разговоре. «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Притч. 15:1).


    1. Пришедшие по направлению экстрасенсов, «целителей»

Люди, пришедшие в храм по направлению экстрасенсов и «целителей», бывают очень ранимы или наоборот проявляют агрессию, ведут себя неадекватно. Влияние оккультизма сказывается на человеке длительное время, даже после прекращения общения с его представителями. Только возвращение в лоно Православной Церкви и регулярное участие в церковных Таинствах помогает от него освободиться. Таким людям надо объяснить опасность обращения за помощью к экстрасенсам, побудить их обратиться к священнику за советом.


    1. Пострадавшие от тоталитарных сект

Пострадавшим от тоталитарных сект, осознавшим свои заблуждения, можно посоветовать подойти к священнику на Исповедь. В случае необходимости предложить обратиться в миссионерский отдел епархии, к православным врачам-психологам.

Не рекомендуется вступать в диалог и богословские споры с убежденными сектантами, так как их сознание нарушено особыми методиками воздействия на человеческую психику, применяемыми в тоталитарных сектах. Даже опытные врачи-психиатры и психологи не всегда могут вывести таких людей из опасного состояния. На реабилитацию иногда требуется не один месяц, а последствия влияния сект могут сказываться всю жизнь.


    1. Недоброжелательно настроенные к Церкви

Недоброжелательно настроенные к Церкви люди обычно чем-нибудь или кем-нибудь возмущены. Им не нравится, что во время богослужения надо стоять, за свечи платить, не нравится внешний вид и поведение прихожан. Таким людям нужно объяснить, что в Церковь ходят не святые и праведные, а наоборот, грешные, то есть духовно больные люди, и именно для исцеления от своих духовных недугов, очищения от грехов они участвуют в церковных Таинствах и молитвах. Если не услышат, начнут спорить или раздражаться, настаивая на своем мнении, то продолжать общение нецелесообразно. При беседе с этой категорией людей служащему храма необходимо сохранять терпение, не допускать вспыльчивости, которая может привести к возникновению скандальной ситуации. «Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю» (Притч. 15:18).


    1. Излишне разговорчивые

Среди людей, пришедших в храм, иногда встречаются излишне разговорчивые, которые говорят на любые темы, часто недуховного содержания, с ними бывает трудно прекратить общение. Приходят и пожилые образованные люди с уже сложившимся мировоззрением,

которые имеют потребность только высказаться и не настроены никого слушать. Однако при отклонении разговора на недуховные темы надо корректно его прекратить. Возникали затруднения, когда подходили с вопросами одновременно несколько человек. В такой ситуации можно ответить сначала на простые вопросы, а потом на более сложные, или предложить кому-то сначала поставить свечи, подать записки, а позже опять подойти к консультативному столику.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Руководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии iconIi природа человека
Пантелеимона, Митрополита Ярославского и Ростовского. Пособие предназначено для служащих храмов Ярославской епархии. При составлении...
Руководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии iconЛосский В. Боговидение предисловие
Пантелеимона, Митрополита Ярославского и Ростовского. Пособие предназначено для служащих храмов Ярославской епархии. При составлении...
Руководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии iconУроки духовного подвига Общие положения
Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (далее – спб аппо), Санкт-Петербургской Православной Духовной...
Руководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии iconУроки веры и благочестия Общие положения
Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (далее – спб аппо), Санкт-Петербургской Православной Духовной...
Руководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (далее – спб аппо), Санкт-Петербургской Православной Духовной...
Руководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии iconУроки веры и благочестия Общие положения
Церкви, государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Руководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Серафиму Вырицкому (далее – Конкурс), проводится Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, Санкт-Петербургской...
Руководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Серафиму Вырицкому, (далее – Конкурс) проводится Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, Санкт-Петербургской...
Руководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии iconМетодические указания и практические задания по грамматике для студентов...
Рассмотрены и рекомендованы к изданию методической комиссией гуманитарного факультета Санкт-Петербургской государственной Лесотехнической...
Руководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии iconПояснительная записка
Санкт-Петербургской Академией Постдипломного Педагогического Образования варианта планирования уроков физической культуры в образовательных...
Руководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии iconБиблиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт-Петербургской...
Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С. Петерб акад упр и экон.; сост....
Руководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии iconXiii санкт-петербургская международная конференция по интегрированным навигационным системам
Приглашаем Вас принять участие в работе XIII санкт-Петербургской международной конференции по интегрированным навигационным системам,...
Руководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии iconПрофилактическая и клиническая медицина
Орел В. И., Кутушев Т. Ш. Современные подходы к использованию информационных технологий в здравоохранении // Вестник Санкт-Петербургской...
Руководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии iconПрограмма международной научно-практической конференции
Александр Сергеевич Горшков, первый проректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, доктор педагогических...
Руководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии iconСиндром упорных рвот и срыгиваний у детей учебное пособие
В. А. Александрова – д м н., профессор, заведующая кафедрой педиатрии 2 с курсом гастроэнтерологии Санкт-Петербургской медицинской...
Руководство по приходскому консультированию, разработанное в Санкт-Петербургской епархии iconСистема условий реализации основной образовательной программы основного...
В 1992 году был подписан договор о творческом сотрудничестве школы №179 Калининского района Санкт-Петербурга с Санкт-Петербургской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск