Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации24.10.2013
Размер1.09 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6
Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГБУ «Межрегиональный центр возрождения

духовно-нравственного наследия «Преображение»

Из опыта работы

ГООУ «Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII вида для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ограниченными возможностями здоровья»
сборник материалов



Тамбов

2012 г.

Система работы по духовно-нравственному воспитанию
Бобровская специальная (коррекционная) школа-интернат - дом и семья для 130 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 3-х до 18-ти лет. Школа–интернат была открыта в 1974 г. и имела статус вспомогательной. В 1993 году в школе–интернате организовано дошкольное отделение. С 1994 года – имеет статус «Школы–интерната для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В 1996 году открыты классы для детей с задержкой психического развития (VII вида). До 2000 года школа работала со смешанным контингентом учащихся, имея статус вспомогательной школы (VIII вида). В январе 2000 года были утверждены Устав общеобразовательного учреждения и новое название «Бобровская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии» (VII – VIII видов). Сегодня школа–интернат – это комплекс «детский сад и школа», включающий:

- 2 группы дошкольного отделения;

- 12 классов – групп школы, из них:

VII вид – 3 класса

VIII вид – 9 классов.

Набор в школу–интернат осуществляется после обследования детей на областной или кустовой медико–педагогической комиссии с диагнозами «Олигофрения» или «Задержка психического развития» по путевкам Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

Воспитанники школы–интерната – это дети сироты, социальные сироты, дети из малообеспеченных семей. Дети, отверженные своими родителями, лишенные стабильной уверенной привязанности к взрослому, не имеющие личного опыта, безусловной любви, имеющие, к тому же, отклонения в развитии. Как правило, эти дети недостаточно ориентируются в современной жизни, не имеют своего мнения, не умеют правильно оценивать свои возможности, не готовы к принятию ответственных решений. Заметно ухудшается здоровье детей, их все активнее поражают болезни, связанные с социальным неблагополучием. Высокие нагрузки испытывает психическое здоровье детей: стрессы, неврозы, агрессивность, аддитивное поведение – вот далеко неполный перечень расстройств психического здоровья. Существенно расширился доступ детей к информации и материалам, распространяемым через прессу, телевидение, радио, компьютерные, информационные сети. В этих условиях духовное и психическое развитие детей существенно деформируется информацией о сексе, насилии, преступности, наркомании, проституции. Поэтому в  числе важнейших проблем воспитания в школе-интернате серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка-сироту любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго  мы, как правило, выходим  на блистательный  образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли».

Н.И.Пирогов.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей-сирот, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы Бобровской школы-интерната.

Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от  профессионализма педагогов, преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла, педагогов дополнительного образования, работающих в школе-интернате. Для повышения уровня педагогической культуры каждого учителя, воспитателя в школе-интернате ведется непрерывное образование, курсовая переподготовка педагогических кадров по духовно-нравственному воспитанию. Учитель начальных классов Кудря Е.В. прошла краткосрочные курсы обучения в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова на базе Московской Православной Духовной Академии по программе «Духовно-нравственная культура в образовательных учреждениях», учитель начальных классов, руководитель кружка «Божье слово» Остроухова Л.В повышала свою квалификацию на курсах в Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования по проблеме «Современные тоталитарные секты на территории Воронежской области», педагог-библиотекарь Котова Т.В. прошла курсы в ВОИПКиПРО по основам духовно-нравственного просвещения (приложение 1, 2, 3).

В школе-интернате функционирует 8 методических объединений, одним из которых является МО по духовно-нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Руководителем данного МО является воспитатель ВКК Бокарева Н.В., которая прошла курсы повышения квалификации по основам духовно-нравственного просвещения в ВОИПКиПРО. Работа в МО строится не формально: на заседаниях постоянно идет обмен мнениями об удачах и неудачах в вопросах духовно-нравственного воспитания, анализируются трудности, возникающие в работе; изучаются методические вопросы, обобщается передовой опыт. 25-26 марта 2010 года в Воронежской области состоялись Первые педагогические чтения по проблеме «Учебные стандарты второго поколения: духовно-нравственное просвещение детей и молодежи». В Чтениях приняли участие более 200 человек из 22 муниципальных районов и городских округов области. Бокарева Н.В. выступила перед коллегами с докладом «Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию в коррекционном интернате». Выступление было опубликовано в сборнике «Учебные стандарты второго поколения: духовно-нравственное просвещение детей и молодежи» (приложение 4).

Работа МО по духовно-нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья строится в соответствии с «Концепцией воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011г.», школьной воспитательной системой на основе школьных программ:

«Программа формирования детского коллектива»,

«Гражданско-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»;

«Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»;

«Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»;

«Моя семья».

В 2006 году МО была разработана, прошла экспертизу в ВОИПКиПРО и рекомендована к использованию школьная Программа по духовно-нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей-сирот. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения. Вся работа по духовно-нравственному воспитанию в школе-интернате ведется в тесном сотрудничестве с отделом религиозного образования Успенского храма г. Боброва Воронежско-Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви (приложение 5).
     Цель программы по духовно-нравственному воспитанию:

  1. Формирование человеческих взаимоотношений, нравственной позиции, убеждений, мировоззрений, системы социальных установок.

  2. Развитие самосознания и культуры самовоспитания.

  3. Воспитание человека как личности.

  4. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, Воронежской области, России.


Задачи:

    1. Приобщать детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, знакомить с православной культурой.

    2. Дать представление о знании и понимании духовно-нравственных ценностей в жизни человека и общества.

    3. Воспитывать непримиримость к безнравственности.

    4. Развивать умения нравственного самопознания, самоанализа, самооценки;

    5. Воспитывать милосердие в детях, способность к состраданию, способность оказать помощь более слабому.

    6. Сформировать нравственные качества гражданина (любовь к отечеству, совесть, честь, ответственность, справедливость, гуманность, и т.д.).

    7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание путем ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии.


Основополагающие принципы работы

"Золотой ключик" - это основной принцип работы. Путем индивидуального подхода к каждому ребенку, способствовать тому, чтобы он непременно стал участником православно ориентированного мероприятия, будь то классный час, тематическое занятие в кружках, выставки, праздники, кинопоказы, беседы, экскурсии и д.т.

"Не в силе Бог, но в правде" – добровольное участие ребенка в программе, самостоятельное определение своего места в системе мероприятий, но главное, сделать так чтобы ребенок захотел быть приобщенным к познанию ценностей православной культуры и основ нравственности.

«Принцип отрицания» - заключается в удалении от ребенка всяких дурных примеров и в развитии в нем чувства любви, справедливости и человечности не правилами морали, а влиянием привычки. Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая всё преимущественно на привычке.

"Принцип горы" - заключается в восхождении на вершину духовного творчества детей(православный праздник). Тематические мероприятия подготавливаются ежедневными духовно значимыми делами,сквозной работой класса и школы.

"Принцип открытых дверей" - каждый ребенок в любое время может прийти с волнующим его вопросом или за помощью к любому участнику, осуществляющему программу

"Принцип человеческого достоинства" – Это один из высочайших принципов истинной нравственности, который заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он – человек, а потом уже за его личные достоинства.

Методы реализации программы

  • вовлечение в деятельность;

  • стимулирование;

  • сотрудничество;

  • доверие;

  • открытый диалог;

  • свобода выбора;

  • увлечение;

  • коллективный анализ и оценка;

  • контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения;

  • личный пример

Формы работы с детьми

  • Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

  • Все виды творческой художественной деятельности детей.

  • Проведение совместных праздников.

  • Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

  • Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр, по Святым местам).

  • Организация выставок творческих работ (совместная деятельность детей и педагогов).

  • Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.

  • Встречи с представителями Русской Православной Церкви по вопросам духовно – нравственного воспитания.

Формы работы с педагогами

  • Заседания педагогического  и методического совета.

  • Консультации по вопросам православной педагогики.

  • Заседания методического объединения духовно-нравственного воспитания.

  • Курс лекций представителя Русской Православной Церкви.

Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла.

Занятия в начальной школе открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание  эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка.
Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:
- чтение, рисование, художественный труд;
- слушание музыки и размышления о ней, сольное и хоровое пение.
Творческие работы ребят  занимают достойное место на школьных  выставках.

На уроках русского языка и литературы духовно-нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Учителя русского языка и литературы ставят перед учениками  следующие задачи:
-учащиеся должны увидеть, что русский язык – это не только средство общения между людьми; он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа;

-воспитать у детей любовь к родному языку, научить воспринимать его как дар свыше, быть в ответе за этот дар, уважительно относиться к языкам других народов;

-выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли;

-пробудить интерес к старославянскому языку, как к языку молитвы. Осознание церковно-славянских корней русского языка;

-знакомство с Евангельскими образами на уроках литературы, изучение духовной поэзии.

Результатом творческой работы педагогов является участие воспитанников в тематических конкурсах сочинений на муниципальном, районном и областном уровнях, на которых учащиеся достойно представляют школу-интернат, занимая призовые места.
На уроках истории происходит знакомство с деятельностью интересных и  великих людей, культурными и историческими памятниками. Невозможно понять специфику древнерусской истории и древнерусской культуры без знания имён и работ Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Василия Великого… Традиции отечественной истории неразрывно связаны с Православием. Результатами работы в этом направлении является участие воспитанников в тематических линейках

«День народного единства», «День Конституции», «День славянской письменности» (приложение 6).

На уроках музыки и пения происходит постепенное введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Интересен опыт интегрированных уроков: «Образ А.Невского в литературе, музыке и православии», «Рождественская сказка» (приложение 7, 8, 9).

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчёркивается, что дополнительное образование было и остаётся «одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи». Для детей, имеющих отклонения в развитии, ограниченные возможности здоровья, дополнительное образование (наряду с коррекционно-развивающим по образовательным программам соответствующих школ – интернатов) является особо важным. Это вызвано тем, что занятия в кружках по интересам позволяют детям, нуждающимся в постоянном педагогическом внимании, получать это внимание по своей инициативе и желанию. В нашем учебном заведении дополнительному образованию учащихся, имеющему огромную коррекционную направленность, отводится большое значение.

В школе-интернате организована работа 14 кружков: «Божье слово» - руководитель Остроухова Л.В., «Волшебник кисти» - руководитель Кочегарова Л.И., «Истоки» - руководитель Семенченко О.А., «Патриот» - руководитель Кузов А.И., «Хрустальные нотки» - руководитель Железняк Н.В., и др.

Программы кружков обобщены и опубликованы в сборнике «Образовательные программы по основным направлениям деятельности дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (Сост. В.В.Васильев, Ю.В.Кондратова, Л.И.Котова, Л.А. Челнакова. Под общей редакцией проф. С.А.Антипова и В.Н. Сабады). – Воронеж: ВОИПКРО (приложение 10).

Данные программы были утверждены в 2003 году Главным Управлением образования администрации Воронежской области ВОИПК и ПРО.

Воспитанники кружка «Хрустальные нотки» постоянные участники, призёры и победители  в ежегодно проводимых в районе конкурсах

«Серебряный колокольчик», «Я люблю свою землю», «Детский калейдоскоп радости и творчества», в районном фестивале детей-инвалидов «На крыльях добра». В репертуаре участников достойное место занимают песни на  православную тематику (приложение 11, 12, 13, 14). Руководитель кружка Железняк Н.В. принимала участие в областном семинаре по гражданскому образованию воспитанников школ-интернатов Воронежской области - мастер-класс на тему «Образ А.Невского в музыке, литературе и православии», в рамках реализации школьной программы по духовно-нравственному воспитанию принимала подготовку в защите проекта «Неси крест свой», награждена почетными грамотами (приложение 15, 16).

В кружке «Божье слово» ребята знакомятся с православной культурой, получают представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учатся бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. На занятиях учащиеся узнают о житие святых, слушают песнопения, знакомятся с молитвами, рассматривают изображения икон и картин, написанных «в похвалу» этим людям, с сюжетами Библии, с православными праздниками. Детям эти уроки нравятся. Важную роль играют эмоции. Процесс сопереживания имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка, ведь то, что его волнует, интересует, выражает его сущность, его индивидуальность. По мнению В. Сухомлинского эмоциональное состояние оказывает влияние на ум и всю интеллектуальную жизнь ребёнка. Яркий эмоциональный отклик вызывает звучание на занятиях живой музыки. Слушание, разучивание и исполнение песен на православную тематику способствует постепенному введению учащихся в художественные образы духовной музыки. Первые музыкальные впечатления, связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов-классиков, духовным фольклором. Все методы и приёмы, используемые для проведения занятий, находятся в тесной взаимосвязи и помогают в формировании духовной культуры воспитанников. Импровизация, игра, интонирование, драматизация, художественный труд органично соединяются, как соединяются в храме все виды искусства. Результатом знакомства с православной культурой стало проведение с учащимися праздничных концертов, театральных постановок «Рождество Христово», «Пасха», на которое были приглашены учащиеся, гости, родители. Ребята рассказали о Создателе и Спасителе, об ангелах, Божьем храме, силе молитвы и пользе поста, о таинствах Крещения и Причащения, Пасхе. И самое важное о том, что без конкретных дел вера мертва. Фото Участники кружка «Божье слово» стали лауреатами областного епархиального творческого конкурса среди воспитанников воскресных школ, интернатных учреждений Воронежской области «Рождественский подарок» и были награждены поездкой в Москву на Рождественскую елку, грамотами Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия (приложение 17, 18, 19).

Воспитание духовности, нравственного отношения к жизни, развитие художественного вкуса, комплексное приобщение ребёнка к миру искусства являются важнейшими задачами художественной педагогики.     
Среди участников кружка «Волшебник кисти» есть победители международного конкурса «VISA Олимпийские фантазии» - Шаршова Любовь , которая была награждена за творческую работу поездкой в Италию на зимние олимпийские игры, есть и лауреаты этого конкурса, которые награждены поездкой в столицу нашей Родины, где многое увидели и узнали в ходе богатейших экскурсий – Чистякова Алена, Колесникова Оксана. Лауреатом регионального конкурса «Мы - вместе» является Иванов Алексей, он награжден грамотой и ценным подарком. Работы воспитанников кружка «Волшебник кисти» экспонируются в Москве в Международной детской художественной галерее. Их рисунки помещены в каталоги конкурсов, о «юных художниках» школы-интерната пишут в прессе муниципального и регионального уровней. Творческие успехи воспитанников школы-интерната размещены в галерее достижений (приложение 20, 21, 22, 23, 24).

Увлечение ребят из «Фотокружка» художественной фотографией нашло отражение в фотовыставке «Мир вокруг нас».

Воспитанники кружка «Патриот» являются активными участниками школьных праздников «День защитника Отечества», «День Победы», «Эстафета Слава», а так же тематических линеек «Освобождение г.Воронежа от фашистских захватчиков», «День памяти жертв трагедии в Беслане» и др. (приложение 25, 26, 27).

Участники спортивной секции в течение 10-ти лет подряд занимают высшую ступень пьедестала почёта в районных, областных соревнованиях.

Участие в конкурсах помогает приобщить детей-сирот к миру, почувствовать себя его неотъемлемой частью, на которую обратили внимание и заметили среди множества других частей. Соревнуясь с другими детьми, ощущение оторванности от общества исчезает, рушатся все границы в сознании детей, если ребята занимают призовые места, то у них формируется чувство уверенности в собственных силах, что обязательно поможет им в установлении твердой жизненной позиции. Это важный психологический аспект. Активное участие в конкурсах, не говоря о победе, всегда поощряется. Помимо грамот, игрушек, сладостей, ценных подарков, дети получают признание и внимание, что для них гораздо важнее. Больше всего они радуются, когда призом является поездка-экскурсия. Победы ребят в конкурсах вдохновляют их на новые достижения, повышая мотивацию окружающих к творческой деятельности. Все это способствует формированию личности ребенка, его социализации и интеграции в общество.

При организации работы по духовно-нравственному воспитанию в  школе-интернате большое внимание уделяется внеклассной воспитательной работе, так как именно она способствует развитию творческих потребностей учащихся, вырабатывает устойчивый познавательный интерес, способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, формирует профессиональные интересы учащихся, воспитывает нравственные качества.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Организуя внеклассную работу, мы выделяем виды деятельности, которые возможны в нашей школе-интернате, а именно: познавательная, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом.

Интерес детей к внеклассной деятельности повышается, если ее результат имеет общественную ценность. Внеклассная работа во многом определяется особенностями содержания программы по духовно-нравственному воспитанию. Отбор содержания позволяет нам повысить качество мероприятий и усилить их воспитательную роль.

Осуществляя подготовку и проведение внеклассных мероприятий, педагоги стараются найти дело каждому: ребята принимают участие в подготовке сценария, готовят декорации, участвуют в сценке – пьесе, показывают проект – компьютерную презентацию, отразив в ней основные моменты внеклассного мероприятия, выпускают стенгазеты. Воспитанники в процессе совместной деятельности учатся находить нужную информацию, анализировать, делать выводы, общаться между собой и многое, многое другое. А главное – у них воспитывается драгоценное чувство уважения друг к другу, к труду и его результатам.

Поиск путей активизации деятельности в вопросах нравственного воспитания школьников привел нас к идее проведения внеклассных мероприятий, построенных на инициативе учащихся. Китайская пословица «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. «Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда» как нельзя лучше характеризует метод проектов. В процессе подготовки проекта, обучающиеся самостоятельно добывают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться этими знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные навыки, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность. Хотя эта задача весьма непростая, требующая сил, значительных затрат времени, энтузиазма, но метод проектирования в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дает ощутимый педагогический эффект. Конечно, дети с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно не могут выполнить проект от начала до конца, поэтому педагогам приходится ежедневно помогать им, консультировать в подборе материала. В проектной деятельности удаётся, как правило, наладить диалог между учителем и учеником, свободный от давления и назидания. Проект «Неси свой крест», является частью общешкольной программы по духовно-нравственному воспитанию (приложение 28).

Формы работы с детьми: беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания, все виды творческой художественной деятельности детей, проведение совместных праздников, просмотр слайд-фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения, экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр, по Святым местам), организация выставок творческих работ (совместная деятельность детей и педагогов), организация совместного переживания событий взрослыми и детьми, встречи с представителями Русской Православной Церкви по вопросам духовно - нравственного воспитания.

В результате реализации данного проекта можно сделать следующие выводы:

  • все дети с большим оптимизмом смотрят на жизнь, а ведь оптимизм, как известно, порождает хорошее настроение, являющееся лучшим лекарством, необходимым компонентом стабилизации нервно-психологического состояния;

  • у основной массы детей отмечено смягчение характера. На фоне развития морально-этических качеств, снизилась конфликтность и уровень тревожности;

  • расширился круг знаний и представлений детей об основах православной культуры.

Дети получили комплексное представление об окружающей их природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней).

Мониторинг реализации программы
В период с 2006 по 2011 год в рамках реализации работы по духовно-нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья выполнено следующее:

1.Разработана школьная программа по духовно-нравственному воспитанию.

2.Апробированы методы реализации программы.

3.Реализованна система повышения квалификации педагогических работников.

Несмотря на ряд позитивных изменений произошедших в ходе реализации программы на 2006-2011 годы, сохраняются многочисленные проблемы, свидетельствующие о том, что масштаб, темпы изменений не в полной мере удовлетворяют общество и самих обучающихся по качественным показателям. В результате проведенного анализа выявлены причины, сдерживающие духовно-нравственное развитие воспитанников:

- отрицательный опыт, полученный детьми в неблагополучных семьях;

-низкая культура взаимоотношений в семьях воспитанников;

-отсутствие положительного примера в доинтернатовской жизни ребенка;

- неудовлетворенность детьми во внимании и доброжелательности взрослых;

-недостаточность тепла, ласки, положительных эмоциональных контактов;

-недостаточное развитие родственных связей, общение сестер и братьев;

-отсутствие дружеских отношений между детьми в семье;

- преобладание в поведении детей защитного приспособленческого способа, отсутствие произвольности;

- ограниченное, преимущественно групповое общение, не способствующее развитию самостоятельности;

-недостаточный уровень формирования детского коллектива.

Ключевой проблемой является воспитание в детях терпимости к людям, умения понять и простить, прислушаться к мнению другого человека, услышать его.

Серьезного внимания требует подростковый возраст. В условиях предстоящего окончания школы, особое внимание педагогов в воспитании выпускников обращено на развитие способности адаптироваться в жизни, найти свое призвание, создать благополучную семью, выбрать профессию в соответствии со своими способностями, чтобы воспитать достойного гражданина своей страны. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

В ходе реализации программы по духовно-нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья была получена достоверная информация о состоянии работы по данному направлению. Необходимо отметить, что данные внутришкольного мониторинга отражают результаты работы (диаграмма 1, 2).

Диаграмма 1. Уровень духовно-нравственного развития учащихся

Диаграмма 2. Диагностика состояния нравственных качеств личности воспитанников


программа

«Духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

на 2007 - 2011 годы»
П А С П О Р Т
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск