Скачать 296.74 Kb.
|
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании комплексного учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики (далее – ОРКСЭ)в 2013– 2014 учебном году 1. Нормативно-правовые документы Нормативно-правовые основы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ниже ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства:
2. Учебно-методическое обеспечение Согласно приказу Минобрнауки России от 31 января 2012 г. N 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов» «в рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики». Таким образом, ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных школах должен быть представлен шестью модулями, из которых родители (законные представители) обучающегося, с учетом возможностей образовательного учреждения, выбирают один. Недопустимо использование учебно-методических систем ОРКСЭ, в которых не представлены все шесть модулей. Программы, учебники и методические пособия ОРКСЭ по основам православной, исламской, буддийской, иудейской культуры должны пройти экспертизу, быть согласованы с соответствующими религиозными организациями. Это требование необходимо учитывать при выборе образовательным учреждением учебно-методических комплектов по ОРКСЭ. По решению методического координационного совета по ОРКСЭ от 19 сентября 2011г. методическое обеспечение курса включает в себя: - концепцию и программу курса; - учебно-методические пособия для учителей с поурочными методическими разработками, дополнительным учебным содержанием по каждому уроку, методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности обучающихся, рекомендациями по работе с родителями (законными представителями) обучающихся; - рабочие тетради для обучающихся; - комплекты мультимедийного сопровождения (документальные фильмы, художественные фильмы для просмотра на уроках и в семье, развивающие компьютерные игры и т.д., дополняющие содержание учебников и рабочих тетрадей). Подробная информация о современных УМК (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах: 1. Всё об учебниках федеральных перечней (http://fp.edu.ru/asp) 2. Издательство «Просвещение» (http://www.prosv.ru) 3. Издательство «Дрофа» (www.drofa.ru) Список дополнительной литературы для учителя 1. Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001. 2. Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000. 3. История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002. 4. Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005. 5. Хопко Ф. Основы православия. – Минск, 1991. 6. Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2003. 7. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1-11. – Иерусалим, 1976-2005. 8. Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. – М., 1983. 9. Введение в буддизм. – СПб., 1999. 10. Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Минск, 2004. 11. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005. 12. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2006. 13. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010. 14. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007. 15. Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006. 16. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005. 17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008. 18. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004. При разработке рабочих программ и календарно-тематического планирования рекомендуем использовать авторскую программу: Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 класс. - М.: Просвещение, 2010. Количество часов, предусмотренное для изучения ОРКСЭ в 4 классах, в соответствии с приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013 № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края»:
Рекомендуется продолжить практику создания и укрепления деятельности методических объединений учителей ОРКСЭ в образовательных учреждениях, на муниципальном уровне. Одна из важнейших задач – разработка регионального (краеведческого) компонента ОРКСЭ, включение в содержание модулей материалов по истории, культуре, духовным традициям села, города, района, области, края, республики РФ. Дополнительную информацию можно найти на сайтах: 1. http://.orkce.ru – специализированный портал Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при участии Минобрнауки России. 2. http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. 3. www.openclass.ru.– Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ. 4. www.hram-rh.ru - сайт Храма Рождества Христова 5. http://www.prokimen.ru – Русская Православная Церковь. Отдел религиозного образования и катехизации 6. http://www.state-religion.ru – Государство и религия 7. http://www.rondtb.msk.ru – «Круглый стол» по религиозному образованию 8. www.kuraev.ru – Сайт диакона Андрея Кураева. 9. http://www.patriarchia.ru – сайт Московской Патриархии 10. http://idppo.kubannet.ru - сайт ККИДППО 3. Особенности преподавания курса ОРКСЭ в 2013-2014 учебном году В 2013-2014 учебном году в преподавании ОРКСЭ обращаем внимание на следующие особенности: Учебный курс ОРКСЭ является обязательным для изучения во всех общеобразовательных учреждениях Краснодарского края. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей: - Основы православной культуры; - Основы исламской культуры; - Основы буддийской культуры; - Основы иудейской культуры; - Основы мировых религиозных культур; - Основы светской этики. Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведенного выбора формируются группы учащихся. Решение о количестве учебных групп принимается с учетом необходимости предоставления обучающимся возможности изучения выбранного модуля, а так же с учетом имеющихся условий и ресурсов в каждом конкретном образовательном учреждении. В рамках изучения курса при возникновении соответствующей потребности предусматривается формирование учебных групп из нескольких классов. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКСЭ: 1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; 2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. |