Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 136.23 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.10.2013
Размер136.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок



МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»

Урок – исследование по теме:
"Повторение. Состав слова. Словообразование. Орфография."

5А класс

«Если знаешь части слова, то напишешь их толково»


Разработала и провела:

Скороходова Е.Н.,

учитель русского языка и литературы.

2007-2008 уч.год

Тема записана на доске:

«Если знаешь части слова, то напишешь их толково»


Эпиграф к уроку (записан на доске):

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

      Цель урока: Вспомнить с учащимися основные понятия раздела "Словообразование"; выявить связь значения корня, приставки суффикса с лексическим значением слова; Обобщить сведения о морфемах; повторить способы образования слова; повторить морфемный разбор слова; развивать и обогащать речь учащихся; попутно повторить орфографию.

      Оборудование: плакаты "Морфемы" (значимые части слова), "Способы словообразования", "Однокоренные слова и формы слов", школьный словообразовательный словарь (или словарь строения слов), карточки (графические).

Ход урока.

       I. Вступительное слово учителя.
      Цель урока – повторить и вспомнить всё то, что изучили и чему научились, работая по теме "Словообразование. Состав слова". Сегодня мы будем работать как сотрудники лаборатории НИИ. Вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите очень важные лингвистические закономерности. Прежде чем сделать шаг к практическому освоению словообразовательных умений, начнем с теории.
- Итак, что же такое "Словообразование"? Что оно изучает?
- Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему "значимая"? (т. к. несет информацию о слове).
- На какие виды делятся морфемы? (, ,, ).
А теперь учителю помогут консультанты. Они дают определение, а вы угадаете, какая это морфема (почти как телеигра "Угадай мелодию").
      1 консультант: "Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов" (Корень).
      2 консультант: "Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов." (Приставка).
      3 консультант: "Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении" (Окончание).
      4 консультант: "Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов" (Суффикс).

"Полетное" повторение

  • Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню).

Запись в тетрадях учащихся:



- заключено лексическое значение



- образуют новые слова





- образует формы слов

  • На какие 2 части делятся изменяемые слова? ( , )

  • Что такое основа?

  • Как называются слова с одним и тем же корнем?

  • Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? (лексическое значение слова)

  • Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? (омонимичными)

Чем различаются формы слова и однокоренные слова? (Ответ у доски, у плаката).

(Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход, проход, проход).




  • Какие способы образования слов вы знаете? (Ответ у доски, плакат)

1. Приставочный

5. Сложение(слов, основ)

2. Суффиксальный

6. Слияние слов

3. Приставочно-суффиксальный

7.Переход из одной части речи в другую.

4. Бессуфиксный

 




      Учитель: Я вижу, что сотрудники научной лаборатории теоретически подкованы. Среди них есть особо преуспевающие в науке. Они пишут рефераты, доклады. Сегодня мы послушаем научные изыскания, сообщения в форме лингвистического этюда «Душа слова». Предоставляем слово докладчикам (Выступают 4 ученика).

      Учащиеся класса записывают в тетрадях «тезисы докладов»

1. Корень – сердце слова



 

2. Приставка – голова

Так образно представлены морфемы

3. Суффикс – руки

4. Окончание - одежда

 

     


 1-й ученик: Слово в моем представлении - это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце - корень. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющее тепло улыбаться. А другие таят в себе зло, равнодушие, эгоизм, корысть, зависть.

      2-й ученик: Голова слова - это приставка. Она всё время думает, как помочь сердцу – корню - лучше выразить значение слова. Трудно корню без приставки. Вот смотрите: шёл, шла, шли. Куда, зачем - попробуй догадайся! А если добавить приставку, многое становится понятным: пришел, пошел, сошел, отошел, ушел, обошел… Вот что значит слово "с головой"!

      3-й ученик: А суффикс - это руки! Да, волшебные руки. Суффикс может всё! Изменить размер и рост? Пожалуйста! С ним дом - не просто дом, а маленький дом-ик, дом-ишк-о, или огромный дом-ин-а, дом-ищ-е. Суффикс способен даже превратить здание в человека! Не верите? Школа - школьник. Да что там здание! Даже город! Город - горожанин. Бутурлиновка - бутурлиновец. Правда, здорово? А казалось бы: всего одна или несколько букв – суффикс. Маленький, да удаленький!

      4-й ученик: А что же такое окончание? Смысла не изменяет, значит, это только одежда. Как ни "нарядить" слово, всё равно оно будет означать то же самое. Зато окончание помогает спастись от одиночества. Один товарищ , а появилась чудесная "одёжка" - и появились товарищи. Но как трудно научиться различать окончания! Сколько их, самых разных! Попробуй запомнить. Что ж, слова, как и мы, стремятся разнообразно и модно одеваться.

      Переходим к следующему этапу нашей научной поисково-исследовательской работы – практике.

      Сначала покажем, как замена только одной морфемы способна изменить значение слова или его форму. Продемонстрируем это.

      1. Образуйте и запишите слова. На основе этих примеров докажите, что приставка и суффикс – значимые части слова.

приставка

суффикс

при-



 

 



-ик

у-

 

 

с-

ехать

парашют

-ист

пере-

 

 

-изм

в-

 

 

    

  (Получаются новые слова, которые и доказывают лексическую значимость приставки и суффикса).
Приехать
Уехать
Съехать
Переехать
Выехать.

      Сравним полученные слова по лексическому значению и по составу: приехать («приближаться»), уехать ( «удалиться»).
      Изменяется лексическое значение слова, т. о. при помощи приставки получим новые слова.

Парашютик (предмет)
Парашютист (лицо по роду занятий)
Парашютизм (вид спорта)

Т. о., при помощи суффикса получим новые слова. Какие слова соответствуют схеме: приставка ъ корень? (съехать, въехать). Объясните правописание. (орф. № 6 - ъ и ь).

    


  2. Составьте и запишите подходящие по смыслу словосочетания из слов левого и правого столбиков. Обозначьте суффиксы в словах правого столбика. Определите значение суффиксов.

юный



барабанчик

детский

барабанщик



заботливый



дворик

уютный

дворник



врач



зубастый

щука

зубной



насыпь



землистый

цвет лица

земляной

 

Вывод: Значение суффикса (или приставки) помогает понять лексическое значение всего слова, правильно употреблять его.

      3. От слов «волк», «орел» образуйте и запишите слова со значениями: 1) самка животного; 2) детёныш животного.



      Выделите морфемы, которые вносят в слова эти значения (^).

Ребята, приведите свои примеры других слов с этим суффиксом после шипящего. Запишите в тетрадь 5 - 7 слов и графически обозначьте орфограмму (№ 35).
(Галчонок, лягушонок, медвежонок, бельчонок, мышонок, кукушонок, зайчонок).

 4. Задача. Запишите, как мы называем того, кто
учит - ….(учитель)
строит -….(строитель)
читает -….(читатель)
исследует -….(исследователь)
руководит - ….(руководитель)

Какая часть слова общая? (суффикс -тель). Какое значение вносит в эти слова суффикс -тель-? (Значение лица по роду занятий и профессии).

      5. Замените словосочетание одним словом, однокоренным выделенному , запишите его.
Маленькая гора (горка), житель гор (горец), изобилующий горами (край)(горный);
слегка зелёный (зеленоватый), становиться зеленым (зеленеть);
сложенный из камня (дом) (каменный), изобилующий камнями (участок) (каменистый), тот, кто укладывает или добывает камни (каменщик).
Каков способ образования этих слов? (суффиксальный).

      6. Запишите предложение:


(Простое, повествов., невосклицательное, распространенное)

Найдите в каждом слове окончание и основу, какие морфемы можно выделить в основе? (учащиеся выделяют морфемы в каждом слове предложения).
- Как вы решили, что в слове "летят" корень лет-? (подобрали родственные слова: лететь, перелететь, летчик, летный. Общая часть родственных слов - это корень).
- Каково же значение корня -лет- в этих словах?(передвижение по воздуху)
- А слово "лето" мы можем назвать родственным слову "летят"? (Нет, т. к. оно имеет другое лексическое значение. Это омонимичные корни).

Вывод: Корень имеет одно и то же лексическое значение во всех родственных словах - это главная значимая часть слова.

      7. Задание. Подберите однокоренные слова к данным словам:
Горелка (I в)                      Горный (II в)

Что обозначает каждое из этих слов? От чего и с помощью чего образованы эти слова?

Горелка <-- гореть (приспособление для горения; жидкость в осветительных или отопительных приборах)

Горный <-- гора (находящийся в горах)

горячий
гарь
горючее
гореть
горение

гора
горец
горняк
пригорок
предгорье

корни с чередованием (корень гор-(орф. № 1) - горы;
гор-гар- написание корня зависит от места ударения (орф. № 27).

корень гор-(орф. № 1) - горы, всегда пишется о

      «Весёлый перерыв» в работе.
      «Отгадай шараду» (собери слово)

Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Всё же – в дневнике или журнале.



     

 8. Произведите морфемный разбор только родственных слов:

1 ряд: Ушастик, уха, ухо, тугоухий.
2 ряд: Водитель, водица, водянистый, наводнение.
3 ряд: Сыр, сырой, сырок, сырная.

Послушаем правило, которое надо соблюдать при морфемном разборе:

Помни: при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди.

    

  9. Запись под диктовку текста

      Весеннее солнце всё сильней пригревает. Снег ещё лежит, но на пригорках, которые чаще других ласкают теплые лучи, уже появились проталинки. Замелькали тут и там жёлтенькие цветки мать-и-мачехи. Диву даешься, откуда у такого маленького растеньица сила берётся. Пробуравит землю стебелёк, выскочит на бугорке, и раскроются золотые цветки навстречу солнышку.
      Задание:
1) Отметьте в словах суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением. К каким частям речи эти слова относятся?
2) Найдите слова с приставкой при-. Каково её значение в этих словах?
3) Выпишите из текста слова, соответствующие данным схемам

1.

2.

3.

Завершим работу на веселой, шутливой ноте.

1. Миниатюра «Родственники».
- Вы кто такие?
- Я – Гусь, это – Гусыня, это наши дети – Гусята. А ты кто?
- Я ваша тётя – Гусеница.
(Родня ли Гусеница Гусю?)
2. Какую часть слова можно в земле найти? (корень).
3. С помощью какого суффикса «ножи» и «ноги» превращаются в одно слово? (-ищ-: ножищи)

II. Подведение итогов урока:

1) Связный ответ ученика (На доске план связного изложения повторенного на уроке материала).

1. Что изучается в разделе "Словообразование"?
2. Что такое морфемика?
3. Какие значимые части выделяют при морфемном разборе?

2) Слово учителя. Мне думается, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, исследовательскую работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.

III. Выставление оценок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск