Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 480.04 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации24.10.2013
Размер480.04 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


ивэсэп


ФИЛИАЛ НОУ ВПО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ

И ПРАВА” В Г. КИРОВЕ

ОСНОВЫ

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Учебно-методический комплекс

по специальности: 030501 – «Юриспруденция»


Киров

2007

ББК 67.52

О 75

Основы оперативно-розыскной деятельности: учебно-методи­ческий комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. В.А. Мухачев. – Киров: Филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2007. – 39 с.

Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к изданию на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин, протокол № 1 от 19.09.2007 г.

Автор-составитель: кандидат юридических наук, доцент,

член РАЮН Мухачев В.А.

Рецензент: кандидат юридических наук Петухов Ю.Е.

Ответственный редактор: директор филиала НОУ ВПО

«СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, доктор педагогических наук, профессор И.М. Машаров

© филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП»
в г. Кирове, 2007

© Мухачев В.А., 2007

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость дальнейшего усиления борьбы с преступностью в стране требует полного и всестороннего использования всех возможностей правоохранительных органов, которые наделены компетенцией проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В основу программы положены требования Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. (с последующими изменениями), а также ведомственные нормативные акты по организации и тактике предупреждения и раскрытия преступлений, розыска преступников и лиц, пропавших без вести.

В программе уделяется внимание вопросам использования институтов уголовного права, уголовного процесса, криминологии, криминалистики, административного права применительно к организации и тактике оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД). Часть тем в обязательном порядке требует активного использования знаний по юридических психологии и этике.

При проведении занятий достаточно чётко прослеживаются междисциплинарные связи со следующими науками:

  • криминалистика (тема «Взаимодействие следователя с оперативным подразделением в процессе расследования преступлений»);

  • конституционное право России (тема «Конституционные права и свободы граждан»);

  • уголовный процесс (темы «Доказательства» и «Доказывание»);

  • юридическая психология (раздел «Познавательные процессы в юридической практике», тема «Психологические особенности труда оперативных работников»).


Цели и задачи курса

Изучение курса «Основы оперативно-розыскной деятельности» преследует цель: показать студентам современное состояние научных и правовых основ теории ОРД, современное содержание данной деятельности; выработать умение применять полученные знания на практике.

Структура программы предлагает глубокую и последовательную отработку требований положений Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»; проведение мероприятий по сбору, анализу и оценке сведений, представляющих оперативный интерес; использование оперативно-розыскной информации для принятия мер в соответствии с законом; осуществление оперативно-розыс­кной профилактики и розыскной работы. В результате изучения данного курса студент должен четко представлять характер и объем работы, проводимой субъектами ОРД при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.

Изучение данных тем позволяет сформировать у студентов первичные профессиональные знания, необходимые не только оперативным работникам, но и следователям, дознавателям, работникам прокуратуры для предупреждения и раскрытия преступлений, взаимодействия в этом вопросе с другими правоохранительными органами, общественностью.

Перечисленные положения являются контрольным минимумом.

Частными задачами при этом являются:

  • овладение знаниями в соответствии с перечисленными выше задачами и требованиями программы курса;

  • формирование навыков оперативно-розыскного мышления, оценки соответствующей ситуации;

  • выработка умения анализировать криминологическую обстановку в регионе, проводить эмпирические исследования, осуществлять планирование предупреждения преступности.

В результате изучения курса студенты должны:

1) Иметь представление о:

  • пределах правового регулирования ОРД;

  • морально-этических основах ОРД;

  • основных направлениях научных исследований в сфере теории и практики ОРД;

  • особенностях организации деятельности и пределах тактической активности оперативных подразделений;

  • основных направлениях совершенствования оперативно-розыскного законодательства;

  • месте теории ОРД среди других отраслей научного знания и наук.

2) Знать:

  • законодательные основы ОРД;

  • основные оперативно-розыскные термины;

  • компетенцию ведомств (в соответствии со ст. 13 ФЗ «Об ОРД»);

  • основания и условия для проведения оперативно-розыскных мероприятий;

  • основные способы полученияя оперативной информации;

  • основные вехи истории российского сыска;

  • особенности оперативно-розыскного сопровождения расследования уголовных дел;

  • социальные и правовые гарантии субъектов ОРД;

  • особенности государственной защиты субъектов ОРД;

  • содержание контроля (надзора) за ОРД.

3) Уметь:

  • выделять особенности оперативно-розыскного сопровождения расследования уголовных дел по отдельным видам преступлений;

  • разграничивать компетенцию оперативного работника и следователя (дознавателя);

  • составлять итоговые документы по результатам проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий.


Виды занятий и методики обучения

Учебными планами подготовки юристов в Кировском филиале СПбИВЭСЭП предусмотрено изучение курса «Основы оперативно-розыскной деятельности» в объеме 12 часов аудиторных занятий.

Изучение курса осуществляется в одном семестре с последующей подготовкой контрольной работы и сдачей экзамена.

От студентов требуется не только глубокое знание общих положений теории ОРД, но и умение правильно объяснить, высказать и аргументировать свою точку зрения.

Основными формами получения знаний по курсу являются лекции, консультации, научно-исследовательская и самостоятельная работа.

Теоретические занятия (лекции)

Лекции организуются по потокам. Общий объем лекционного курса – 12 часов. На лекциях преподавателем используются аудиторные доски для представления схем, формул, графиков; иной подсобный материал; световые доски для демонстрации слайдов и иных материалов через соответствующую аппаратуру; компьютерный мультимедийный проектор.

Самостоятельная работа

Нормативный объем самостоятельной работы студентов для данной дисциплины установлен в объеме 104 часов.
Формы контроля

Оперативный контроль

В процессе изложения теоретического материала лектор возвращается к пройденным ранее темам, заостряя внимание студентов на основных терминах и понятиях, рассматривая примеры современной оперативно-розыскной практики борьбы с преступностью, спрашивая мнение студентов по существу поднимаемых вопросов и объясняя соответствующий аспект широко обсуждаемых в СМИ преступлений.

Рубежный контроль

В процессе семестра после изучения теоретического материала студенты, используя материалы УМК, самостоятельно отрабатывают соответствующие варианты контрольных заданий и готовят письменные работы, направляемые преподавателю для проверки в установленном порядке.

При наличии серьезных замечаний контрольные работы возвращаются студенту для исправления и переработки.

Кроме того, студент готовится к предстоящему экзамену, подбирая материал и готовя ответы на представленные в УМК вопросы.

Итоговый контроль

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусматривается экзамен.

К экзамену допускаются студенты, получившие «зачет» по контрольной работе в установленные учебным планом сроки.
Методические рекомендации

по изучению дисциплины
Изучение дисциплины проводится в форме лекций. Основная часть времени, отведенного на изучение дисциплины, предусматривает самостоятельное ее изучение студентами.

Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативных актов; их конспектирование; обобщение положительной практики оперативных подразделений, суда, прокуратуры и других органов в сфере борьбы с преступностью; подготовку письменных контрольных работ.

Кроме того, студентам рекомендуется завести папку с подборками сообщений, публикуемых в специальных юридических журналах и СМИ, касающихся последних решений Правительства и иных органов власти в сфере оперативно-розыскных форм борьбы с преступностью, сообщений о реализованных операциях правоохранительных органов и т.п.

Главная задача самостоятельной работы – приобретение учебных и научных знаний путем изучения рекомендованной литературы, поиска дополнительной информации для ответов на контрольные вопросы, формирование интереса к творчеству и решению профессиональных вопросов, изучение тематики курса в полном объеме.

Программа курса включает список изучаемых тем, вопросов к ним, рекомендуемую литературу, перечень тем контрольных работ, вопросы для подготовки к экзамену.

Изучение каждой темы следует проводить в следующем порядке:

  • ознакомиться с основными положениями, которые изложены в соответствующем разделе данных учебно-методических материалов;

  • изучить соответствующие разделы рекомендуемой литературы;

  • повторить материал по конспекту лекции, по возможности доработать материал лекции, сделать необходимые выписки по конкретным вопросам;

  • проверить усвоение знаний по вопросам к экзамену.



Учебно-тематический план курса

Наименование темы

Количество часов

Лек­ции

Семи­нары

Самост. работа

Все­го

Предмет, система и задачи курса «Основы ОРД»

-

-

4

4

Понятие, сущность, задачи и принципы ОРД. Её значение в борьбе с преступностью. Правовые, научные и морально-этические основы ОРД

1

-

8

9

Органы, осуществляющие ОРД, их права и обязанности

2

-

8

10

Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД

1

-

8

9

Организация ОРД. Взаимодействие и международное сотрудничество субъектов ОРД в борьбе с преступностью

-

-

8

8

Социальная и правовая защита участников ОРД

-

-

8

8

Формы (стадии) ОРД. Оперативно-розыскное производство

1

-

8

9

Основания и условия для проведения оперативно-розыскных мероприятий

1

-

8

9

Несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия

2

-

8

10

Ведомственно санкционируемые оперативно-розыскные мероприятия

2

-

8

10

Судебно санкционируемые оперативно-розыскные мероприятия

1

-

8

9

Оперативные и другие учёты, используемые в ОРД

1

-

8

9

Документирование фактов и деятельности лиц, представляющих оперативный интерес

-

-

6

6

Сущность, правовая основа и формы контроля за ОРД

-

-

6

6

Всего

8

4

104

116



содержание курса
Тема 1. Предмет, система и задачи курса «Основы ОРД ОВД»

Предмет, система и задачи курса «Основы ОРД ОВД». Знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе изучения курса «Основы ОРД ОВД».
Тема 2. Понятие, сущность, задачи и принципы ОРД. Её значение в борьбе с преступностью. Правовые, научные и морально-этические основы ОРД

Оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности. Ее сущность и характерные черты. Задачи оперативных органов по предупреждению, раскрытию преступлений и розыску преступников, а также лиц, пропавших без вести.

Оперативные аппараты ОВД, их система и назначение.

Правовые основы ОРД. Пределы и уровни ее нормальной деятельности.

Принципы ОРД: соблюдение законности, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, соблюдение конспирации, сочетание гласных и негласных методов и средств.

Возможности использования в ОРД криминалистических, криминологических, психологических, экономических и иных отраслей знаний прав.

Правовые, научные и морально-этические основы ОРД.
Тема 3. Органы, осуществляющие ОРД, их права и обязанности

Система органов, осуществляющих ОРД.

Оперативные аппараты Федеральной службы безопасности: их компетенция и система.

Оперативные аппараты Федеральной службы госнаркоконтроля: их компетенция и система.

Оперативные аппараты уголовно-исполнительной системы: их компетенция и система.

Оперативные аппараты таможенных органов: их компетенция и система.

Обязанности оперативных аппаратов: соблюдение правил конспирации, своевременное информирование и оказание помощи другим органам, осуществляющим ОРД; выполнение в пределах своей компетенции и на основе международных договоров, запросов международных правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств; исполнение в пределах своей компетенции поручений органов суда, прокуратуры, следствия и дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в их производстве. Принятие в пределах своей компетенции всех необходимых мер по защите прав и свобод граждан, собственности, интересов государства от преступных посягательств.

Права оперативных аппаратов при осуществлении ОРД: проведение оперативно-розыскных мероприятий; установление сотрудничества с лицами, давшими согласие оказывать помощь в предупреждении и раскрытии преступлений; использование в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебных помещений, имущества, жилья и нежилого помещения, транспортных средств; использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность, транспорт, предприятие.

Законные требования должностных лиц, осуществляющих ОРД, обязательные для исполнения. Ответственность за неисполнение законных требований лиц, осуществляющих ОРД.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск