Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви





Скачать 422.79 Kb.
НазваниеУтвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви
страница1/4
Дата публикации28.06.2013
Размер422.79 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Утвержден решением Священного Синода

Русской Православной Церкви

«27» июля 2011 г.

СТАНДАРТ

ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Отдел религиозного образования и катехизации

Русской Православной Церкви

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка____________________________________3

  2. Общие положения_________________________________________11

  3. Правовой аспект введения Стандарта православного компонента общего образования__________________________________________________14

  4. Требования к результатам освоения православного компонента основных образовательных программ общего образования_______________18

  5. Требования к структуре православного компонента основных образовательных программ общего образования________________________23

  6. Требования к условиям реализации православного компонента основных образовательных программ общего образования_______________32

  7. Порядок реализации Стандарта православного компонента общего образования__________________________________________________35

  8. Контроль над выполнением Стандарта православного компонента общего образования_______________________________________37


Пояснительная записка

Введение Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее Стандарт православного компонента общего образования) обусловлено особенностями перемен, происходящих в современном обществе, основной доминантой которых является сфера образования как важнейшее пространство осуществления целей, идеалов и ценностей его дальнейшего развития и духовного оздоровления. Обновление сферы образования предполагает переход от «знаниевого подхода» к «умению учиться» на основе качественного улучшения духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, его социализации и формирования универсальных учебных действий.

Русская Православная Церковь является хранительницей традиционных для государств ее канонического присутствия целей, идеалов и ценностей, поэтому сегодня особо возрастает ее значение в осуществлении национальных программ модернизации обществ, духовно ею окормляемых.

Стандарт православного компонента общего образования является нормативным документом, который, с одной стороны, определяет место православного образования в сфере среднего образования на основе существующего законодательства (все общеобразовательные учреждения Русской Православной Церкви выполняют ФГОС и действуют в рамках Закона «Об образовании»), с другой стороны, определяет степень участия Русской Православной Церкви, важнейшего общественного института как субъекта образовательного процесса, выполняющего социальный заказ православных верующих граждан государств, находящихся на ее канонической территории, в процессе духовно-нравственного обновления государственного образования. В современных условиях система религиозного образования не может существовать автономно, вне рамок законодательства в сфере образования, а государственная система образования нуждается в историческом, педагогическом, духовно-нравственном опыте Русской Православной Церкви для решения задач стратегического значения, обеспечивающих дальнейшее устойчивое развитие общества, сохранение национального единства российского государства, здорового нравственного и духовного пространства стран СНГ.

Стандарт православного компонента общего образования представляет концептуальные параметры восполнения духовно-нравственной составляющей общего среднего образования, православного обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях Русской Православной Церкви, иных образовательных организациях.

Стандарт православного компонента общего образования разработан на основе православного вероучения и христианской антропологии, с учетом педагогических целей и традиций, воспитательных идеалов и ценностей, существующих в странах, духовно окормляемых Русской Православной Церковью.

Основы систематического обучения на Руси были заложены со времен принятия христианства. Первая летописная книга «Повесть временных лет» свидетельствует, что первые училища в Киеве и Новгороде были созданы Крестителем Руси, cвятым равноапостольным князем Владимиром.

За более чем тысячелетний период православная педагогика накопила многоценный опыт в деле образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. В середине XVIII века, составляя регламент обучения и правила поведения воспитанников первых гимназий в России, М.В. Ломоносов фактически сформировал православный компонент гимназического обучения.

Научно-педагогические принципы нравственно-развивающего обучения в 60-е годы XIX века были сформулированы великим русским педагогом К.Д. Ушинским, полагавшим веру христианскую и русские православные культурно-исторические традиции залогом правильного воспитания школьников как свободных и ответственных граждан России.

В первые послереволюционные годы (1918-1920) православный компонент образования был изъят из системы общего образования Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви (январь 1918 г.).

Со знаменательного празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) началось возрождение общеобразовательной деятельности Русской Православной Церкви.

При православных приходах стали открываться первые воскресные школы. Новый Закон «Об образовании» 1992г. в Российской Федерации предоставил зарегистрированным религиозным организациям право на создание дошкольных и общеобразовательных учреждений, что положило начало их формирования при приходах, епархиях Русской Православной Церкви, православных братствах.

В национальном законодательстве стран СНГ в области образования и свободы вероисповедания также было закреплено право религиозных организаций на образовательную деятельность (Закон Украины «Об образовании» от 23.05.1991 г. № 1060-XII, Закон Украины «О свободе совести и религиозных объединениях» от 23.04.1991 г., Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29.10.1991 г., № 1202-XII, Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» от 17.12.1992 г., Закон Республики Молдова «Об образовании» от 21.07.1995 г. № 547-XII, Закон Республики Молдова «О культах» от 24.03.1992 г. № 979-XII).

Важным основанием для рассмотрения вопроса о введении Стандарта православного компонента общего образования явились изменения в Законодательстве Российской Федерации, отраженные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (опубликовано в Бюллетене МО РФ, 2000 г., № 11). Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития. К стратегическим целям образования Доктрина относит «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности».

Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта призвано обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся. Это задачи первостепенной важности, которые предусмотрены в структуре основной образовательной программы: в концепции духовно-нравственного воспитания и примерной программе воспитания и социализации обучающихся, как дополнении к основному содержанию образования. Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся должны быть интегрированы во все виды деятельности и формировать уклад школьной жизни.

Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 и Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года № ВП-П44-4632, и издание Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р о проведении мероприятий по апробации комплексно учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009-2011 годах, стало одним из важных моментов в принятии решения о разработке и внедрении Стандарта православного компонента общего образования.

Участвуя в апробации комплексного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», Русская Православная Церковь содействует введению в систему общего образования Российской Федерации нового для современной российской школы учебного предмета «Основы православной культуры».

Разработка и апробация православного компонента общего образования как системы непрерывного православного образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях государств, находящихся на канонической территории Русской Православной Церкви, позволит целенаправленно и комплексно решать задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в интересах государства и общества.

Стандарт православного компонента общего образования призван удовлетворить запросы в сфере образования православных родителей (законных представителей детей), для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание в духе исторически сложившихся православных традиций является важнейшим компонентом образования.

Введение и реализация Стандарта православного компонента общего образования обеспечит:

  • сохранение традиционных духовно-нравственных и культурных идеалов, целей и ценностей в современном обществе, поскольку именно духовные и нравственные традиции составляют основу устойчивого развития обществ;

  • консолидацию обществ на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных вероисповеданий;

  • общественное и национальное согласие;

  • духовную безопасность личности, семьи и общества;

  • возрождение традиционной системы духовно-нравственного воспитания, обеспечивающей развитие религиозного (православного) сознания и самосознания подрастающего поколения, что является гарантом духовного здоровья общества.

Введение Стандарта православного компонента в начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование опирается на:

  • Конституцию Российской Федерации, Закон «Об образовании», Закон «О свободе совести и вероисповедания», «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», Федеральные государственные образовательные стандарты Российской Федерации, подзаконные нормативные акты внедрения ФГОС в систему государственного образования, Программу национальных инициатив «Наша новая школа», национальные законодательства государств канонического присутствия Русской Православной Церкви, национальные образовательные стандарты;

  • более чем двадцатилетний опыт духовно-нравственного образования и воспитания в системе образовательных организаций Русской Православной Церкви.

Функции Стандарта православного компонента общего образования:

правовая: обеспечение прав православных обучающихся, верующих родителей на религиозное образование и воспитание в соответствии с их собственными убеждениями в едином образовательном пространстве;

системообразующая: построение целостной системы непрерывного православного образования на принципах Христоцентричности, преемственности, единства, верности традиции;

контрольно-регулятивная: определение критериев и показателей результативности образовательного процесса в целях контроля и оценки эффективности деятельности православных образовательных организаций, качества и результатов православного образования, уровня подготовки выпускников;

педагогическая: создание возможности для формирования православной образовательной и воспитательной среды для правильного духовного и нравственного развития каждой личности.

Цели внедрения Стандарта православного компонента общего образования:

правовая – создание правового механизма встраивания религиозного (православного) компонента в структуру ФГОС в рамках существующего законодательства Российской Федерации, в национальные образовательные стандарты стран канонического присутствия Русской Православной Церкви;

социальная обеспечение социального доверия граждан государств канонического присутствия Русской Православной Церкви к системе православного образования, обеспечение способности системы православного образования чутко реагировать на запросы православных верующих, желающих обучать и воспитывать своих детей на традициях Православия, снижение рисков социально-психологической напряженности между различными религиозными группами населения в сфере образования;

педагогическая – целенаправленное развитие духовно-нравственной сферы обучающихся, обеспечение высокого уровня православного образования, формирование у обучающихся целостного христианского мировоззрения, развитого религиозно-нравственного чувства, национального самосознания и гражданской ответственности.

Задачи Стандарта православного компонента общего образования:

  • организация систематического и системного изучения православной веры, религии и культуры;

  • формирование духовной и нравственной ответственности богозданного человека;

  • воспитание православного сознания и поведения человека, отношения к Богу, миру и социуму;

  • изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций;

  • формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии;

  • воспитание человека, способного к благотворительности, милосердию и состраданию;

  • воспитание жертвенного служения и любви посредством актуализации социокультурного опыта личности обучающегося, его размышлений о жизни и подвиге святых;

  • формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека; взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания;

  • раскрытие понятия свободы как независимости от безнравственных поступков, как независимости от греха, в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла (из «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» о достоинстве, свободе и правах человека);

  • повышение педагогической и культурологической компетентности родителей (законных представителей детей), стремящихся воспитывать своих детей в православной традиции, содействие сплочению родителей (законных представителей детей) и педагогов в процессе воспитания детей.

Стандарт православного компонента общего образования вводится на основании принципа:

  • единства и взаимодействия Церкви, семьи и школы в деле воспитания обучающихся.

Реализация данного принципа возможна при следующих условиях:

  • воцерковления, вхождения в литургическую жизнь Церкви, создания церковной среды, в которой происходит освящение личности и ее преображение в Духе Истины и Любви;

  • понимания воспитательного значения содержания образования, формирования цикла взаимосвязанных учебных предметов по основам православной веры и православной культуры; раскрытия связи веры и знания, вероучительных предметов с другими областями знаний;

  • учета подготовленности обучающихся к принятию и усвоению духовного знания, к принятию Божественной Истины;

  • построения уклада жизни образовательного учреждения на основе православных ценностей и традиций, способствующего решению вышеуказанных задач;

  • обеспечения вариативности и дифференциации православного образования;

  • соответствия содержания образования возрастным нормативам физического и психического развития детей на каждой ступени образования;

  • учета возможности социализации детей за пределами Церкви.

Область применения Стандарта православного компонента общего образования:

педагогические коллективы православных общеобразовательных учреждений, иных общеобразовательных учреждений;

обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся православного вероисповедания или желающие приобщить своих детей к культурно-историческим традициям Православия;

Епархиальные Отделы религиозного образования и катехизации.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви» является на данный момент главным вероисповедание...
Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви iconПрограмма по английскому языку Православной классической гимназии «Радонеж»
«Стандарте православного компонента общего образования», утверждённом решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля...
Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви iconСвященного Синода Русской Православной Церкви «25» декабря 2012 г. Журнал №125 Стандарт
В настоящее время многие воскресные школы стали центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной...
Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви iconПрограмма учебная дисциплины «история русской православной церкви»
Православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального религиозного образования казанская духовная семинария г....
Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви iconФтд. 5 «История Русской Православной Церкви»
Обучение в рамках дисциплины «История Русской Православной Церкви» предполагает изучение основных аспектов церковной истории, приобретение...
Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви iconОсвященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля...
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви iconРусская православная Церковь Отдел религиозного образования и катехизации...
Преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: сборник материалов и документов — М.:...
Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви iconСоциальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции...
Защита состоится 24 декабря 2009 г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета Д212. 189. 11 в Пермском государственном университете...
Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви iconРешением Священного Синода
Благословение священника. Священные облачения (обзорно). Годовой, седмичный и суточный круг богослужения. Церковный календарь. Старый...
Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана...
Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;...
Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана...
Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;...
Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви iconРусской православной церкви
I. Основные стандарты оформления и редакционной подготовки печатных изданий
Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви iconРусской православной церкви
I. Основные стандарты оформления и редакционной подготовки печатных изданий
Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви iconКалендарно-тематическое планирование уроков православной культуры...
«Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви iconПрограмма научных и культурно-просветительных мероприятий, посвященных...
Программа научных и культурно-просветительных мероприятий, посвященных 1000-летию русского присутствия на Афоне, в духовных учебных...
Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Серафиму Вырицкому, (далее – Конкурс) проводится Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, Санкт-Петербургской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск