Скачать 81.58 Kb.
|
«Путешествие в сказку» Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в специализированной средней группе для детей с нарушениями зрения Резанцева И.Е. учитель-дефектолог МДОУ детского сада комбинированного вида № 88 Хабаровского края г. Комсомольска-на-Амуре 2011 - 2012 уч. год Тема: «Путешествие в сказку». Цель: способствовать развитию зрительного восприятия. Задачи: 1. Развивать умение детей узнавать, называть точным словом коричневый цвет, локализовывать его из множества красно-оранжево-желтых, соотносить коричневый цвет с реальными предметами и предметными изображениями. 2. Продолжать знакомить детей с силуэтным и контурным изображением конуса, развивать умения соотносить изображение конуса и треугольника с изображениями реальных предметов и предметных изображений, упражнять в дифференциации предметных изображений в форме конуса и треугольника. 3. Закреплять умения выкладывать сериационный ряд из пяти предметов по величине с использованием слов-терминов. 4. Воспитывать доброжелательное отношение к сказочным героям, желание помогать им в трудной ситуации. Материал для занятий:
Ход занятия: I. Организационный момент. (дети заходят в кабинет и становятся в круг) Учитель-дефектолог: - Возьмемся за руки И встанем все по кругу, Чтоб передать свое тепло друг другу. И пусть частичка вашего тепла Вас греет всюду и всегда. - Ребята, сколько у нас сегодня гостей! Посмотрите на них, улыбнитесь, подарите частичку вашего тепла нашим гостям. - А теперь вот таких добрых, хороших и пригожих я приглашаю в сказку. II. Основная часть. Учитель – дефектолог: - Ребята, вы любите сказки? (да) - А какие бывают герои в сказках? (добрые, злые, смелые). - Сегодня, я хочу рассказать вам новую сказку. …Была весна. Солнышко с каждым днем стало греть сильнее. Снег давно растаял. Кое-где стала пробиваться зеленая травка. И вот однажды в один теплый весенний денек ехал мужичок на лошадке, видит в лесу стоит Снеговик. Удивился мужичок. Снег давно растаял и снеговика не должно быть. Спрашивает мужичок Снеговика: «Откуда ты взялся и почему не растаял?». А снеговик и говорит: «Я не Снеговик. Я – принц. Меня злая колдунья заколдовала. Сказала, расколдует, если я выполню все её задания. А я не могу, вот и стою здесь и горюю». Учитель-дефектолог: - Ребята, а как вы думаете, мы сможем расколдовать принца? (да) - А что для этого нужно сделать? (выполнить задания колдуньи) - Все готовы помогать принцу? (да) - Слушайте внимательно первое задание: - Соберите в вазу конфеты в коричневом фантике. (на столе разложены «конфеты» коричневого, красного, оранжевого, желтого цветов, дети выбирают «конфеты» по заданию и кладут в «вазу» на фланелеграфе) - Какие конфеты выбирали? (выбрали «конфеты» коричневого цвета). - Почему не взяли конфеты в красном фантике? Вывод:- В вазу нужно было собрать конфеты только в коричневом фантике. - Молодцы! Вы справились с первым заданием. (дети садятся за столы) - Следующее задание колдуньи нарисовано на листах. Вы будете раскрашивать, проводить линии. А чтобы пальчики были умелыми, давайте выполним гимнастику для пальцев. Пальчиковая гимнастика «Пальчики» Пальцы правой руки (показать) Пальцы левой руки (показать) В кулачок их сожми (сжать в кулак) И потом отпусти. А теперь будем пальцы соединять. Раз, два, три, четыре, пять (соединяем пальцы, начиная с больших) Пальцы мы соединили, Их прижали, отпустили Раз, два, три, четыре, пять - Пальцы встретятся опять. Повстречались, а потом опять расстались. - Посмотрите внимательно на картинки вверху листочка. Назовите их. Начинаем по порядку слева направо. (Дети называют нарисованные картинки - черепаха, конфеты, жёлуди, медведь, шишка, обезьяна). - Как вы думаете, чем похожи эти картинки? (цветом) - А теперь отгадайте загадки и раскрасьте отгадки.
В каменной рубахе ходит… (черепаха).
(дети раскрашивают отгадки нужным цветом) Вывод:- Вы правильно отгадали загадки и раскрасили картинки. Со вторым заданием колдуньи тоже справились. Молодцы! Зрительная гимнастика (под спокойную музыку) и физминутка 1. Закрыть глаза (10-15 сек) – открыть (упр. повторить 2-3 раза) 2. Закрывать и открывать глаза крепко сжимая веки (5-6раз) 3. Закрыть глаза, расслабить веки. 4. Моргание. 5. Закрыть глаза. 6. Открыть глаза. Точечный массаж и дыхательные упражнения 1. Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева. 2. Нажимать указательным пальцем точку под носом. 3. Указательным и большим пальцем «лепить» уши. 4. Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указат. пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта). 5. Вдох через нос и медленный выдох через рот. Физминутка «Руки кверху поднимаем» Руки кверху поднимаем, (руки вверх) А потом их опускаем, (опустить вниз) А потом их разведём (руки в стороны) И скорей к себе прижмём. (руки перед грудью, ладонями к себе) А потом быстрей, быстрей (движения рук, как при беге в быстром месте) Хлопай, хлопай веселей! (хлопки) Продолжаем работу на листах. (Обратить внимание детей на изображение конуса и треугольника, уточнить, как называются фигуры). Учитель-дефектолог: - Это какая фигура? (треугольник). Треугольник – это плоская фигура. - А это какая форма? (конус). Конус – это объемная форма. - У меня в руках пирамидка и линейка-угольник. На какую форму похожа пирамидка, а на какую фигуру линейка? (пирамидка похожа на конус, а линейка на треугольник). - Теперь слушайте задание: - Найдите вокруг предметы, похожие на конус и поставьте их на стол слева, предметы, похожие на треугольник поставьте на стол справа. (дети ищут предметы и расставляют на столы) Учитель-дефектолог: - Какие предметы положили на стол слева (справа)? Вывод: - Вы правильно нашли предметы, похожие на конус и треугольник. Предметы, похожие на конус – объемные, а похожие на треугольник – плоские. Молодцы! И с этим заданием колдуньи вы справились. (дети садятся за столы) Продолжаем работу на листах. Учитель-дефектолог: - Поиграем в игру «Разложи предметы по коробкам» У вас на листах внизу нарисованы разные предметы и две коробочки. В коробку с изображением конуса положите предметы, похожие на конус, в другую коробку предметы, похожие на треугольник. - Подумайте и приступайте к заданию. Будьте внимательны. (дети проводят линии от предмета к нужной коробочке) Проверка задания: - Какие предметы положили в коробку с конусом, а какие в коробку с треугольником? (в коробку с конусом положили зонтик, колпак, пирамидку, а в коробку с треугольником положили линейку и флажок). - Молодцы! Справились с заданием. - И последнее задание колдуньи, слушайте внимательно: - В своем саду колдунья решила посадить ёлочки от самой высокой до самой низкой. (Дети самостоятельно выполняют задание, раскладывают на столе ёлочки от самой высокой до самой низкой). Проверка задания. - Серёжа, как ты разложил ёлочки? (от самой высокой до самой низкой). - Вероника, первая елочка какая по высоте? (самая высокая). - Вторая? и т.д. Вывод: - Вы правильно выложили елочки от самой высокой до самой низкой. III. Заключительная часть. - Ребята, как вы думаете, вы помогли принцу выполнить все задания колдуньи? (да). - Молодцы! - Посмотрите, вы ничего не заметили? (снеговик растаял, появился принц). - Принц: «Спасибо вам, ребята, спасли вы меня, а то остался бы я на всю жизнь Снеговиком. Вы добрые ребята, не испугались колдуньи. В подарок от меня теплые и ласковые солнышки». (детям получают в подарок картинку с солнышком) - Ребята, какое доброе дело мы сегодня с вами сделали? (помогли принцу). - Чем помогли принцу? (выполнили задания колдуньи, расколдовали принца). Дети уходят в группу. Используемая литература: 1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим её к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. 2. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Как сохранить зрение у детей. - М.: Сталкер, 1999. 3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под ред. Плаксиной Л.И. – Просвещение, 1997. 4. Программа Рудаковой Л.В. «Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим». 5. Форма, цвет, величина – наши верные друзья! Рабочая тетрадь № 2 для дошкольников 4-5 лет. - г. Комсомольск – на – Амуре: МДОУ детский сад комбинированного вида № 88, 2011. |