Скачать 109.12 Kb.
|
Модель урока Автор: Осипова Светлана Борисовна учитель истории второй квалификационной категории Отличник образования РБ Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №129 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Краткая аннотация урока истории в 7 классе «Роль Сибири в становлении Российского государства в XVII веке» Осипова С.Б., учитель истории Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №129 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Тема урока: Роль Сибири в становлении Российского государства в XVII веке Цель урока: Уяснить причины и характер присоединения Сибири, значение присоединения для становления Российского государства в XVII веке. Задачи: 1.Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации. 2.Способствовать формированию представлений о значении присоединения Сибири к русскому государству. 3.Продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности. 4.Продолжить формирование опыта равноправного сотрудничества учащихся и педагогов. Оборудование: персональные компьютеры, экран или интерактивная доска, мультимедийный проектор. В ходе урока учащиеся должны научиться давать определения следующим понятиям: первопроходец, зимовка, острог, крепость, город, струги; называть имена, обстоятельства, участников освоения Сибири; называть хронологические рамки изучаемого периода; необходимо продолжать формирование опыта равноправного сотрудничества учащихся и педагогов, формирование умений совместной деятельности, объективно давать оценку своему вкладу в решение общих задач. В ходе урока учащиеся высказывают суждения о происходящих процессах; на основе анализа учебного материала выявляют причины, сущность, основные последствия присоединения Сибири; закрепляют усвоенный материал информационно-коммуникационными средствами. Урок начинается с совместной работы учителя и учащихся (слайд №5). Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и объясняют значения новых понятий. Далее учитель знакомит учащихся с процессом продвижения в Сибирь и основания острогов, как будущих центров сибирской земли. Знакомясь со строительством острогов, учащиеся проводят параллель между историей России и историей Башкортостана (основание острогов, основание крепостей, сравнение их функций и значения). После этого учащиеся знакомятся с направлениями освоения Сибири; хронологическими рамками освоения Сибири; с первопроходцами (имена, карты маршрута, описание экспедиций); со значением присоединения Сибири к русскому государству. Для закрепления изученного материала учащиеся переходят к выполнению задания на компьютерах (групповая работа). В процессе работы учащиеся соотносят имена «русских Колумбов», карты с маршрутами их экспедиций, отрывки с описанием путешествий (работа с поиском материалов в интернете и систематизация полученных данных исходя из поставленных задач). Домой учащиеся получают задания репродуктивного уровня, продуктивного уровня, творческого уровня, что позволяет учащимся углубить полученные знания, привить учащимся желание самостоятельно получать необходимую информацию и использовать ее применительно к современному развитию истории. Данный урок был проведен в 7Б классе в ходе методического семинара для учителей культуры Башкортостан города Уфы и Республики Башкортостан (урок состоялся 29 января 2009 года). Все задачи, поставленные перед учащимися, были выполнены в ходе урока, что подтверждает целесообразность проведения таких уроков в процессе изучения истории России. План-конспект урока истории в 7 классе Осипова С.Б., учитель истории Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №129 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Предмет урока в VII классе: урок истории Тема урока: Роль Сибири в становлении Российского государства в XVII веке Тип урока: комбинированный, с использованием информационно - коммуникационной деятельности Форма работы: фронтальная, групповая Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применение знаний и умений, проверка усвоения учебного материала информационно – коммуникационными средствами. Образовательная цель: способствовать формированию представлений о значении присоединения Сибири для русского государства, создать условия для выявления взаимосвязи истории России и истории Башкортостана. Развивающая цель: продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности (структурирование учебной информации, систематизация знаний). Воспитательная цель: продолжать формирование опыта равноправного сотрудничества учащихся и педагога, сформировать умения совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач. Планируемый результат и уровень освоения: Репродуктивный уровень: называть причины освоения Сибири, объяснять значение понятий; называть имена, обстоятельства, участников освоения Сибири. Продуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; раскрывать причины и значение присоединения Сибири. Творческий уровень: соотнести изображения первопроходцев, карты маршрутов, описания путешествий согласно историческим источникам. Оборудование: персональные компьютеры, экран, мультимедийный проектор. План раскрытия темы: 1.Первопроходцы русского Севера 2. « Русские Колумбы» 3. Значение присоединения Сибири 4. Закрепление изученной темы ХОД ЗАНЯТИЯ Учитель истории: …Сырая тяжесть сапога, Рука на карабине (слайд №2) Кругом тайга, одна тайга (слайд №3) И мы посередине. И десять лет, и двадцать лет, И нет конца и края (слайд №4) Олений след, медвежий след, Вдоль берега петляет (слайд №5) История присоединения Сибири к России – это история героических подвигов русских землепроходцев, промышленных и служилых людей.
(слайд №6)
(слайд №7)
Учитель истории: Реки служили надежными дорогами первым путешественникам (слайд №8). Первопроходцы передвигались на стругах (струги – большие лодки, старинное речное деревянное плоскодонное судно). Продвигаясь вглубь территории они основывали здесь поселения. Строительство поселений
(слайд №9) Первопроходцы основали на территории Сибири остроги, которые потом стали крупными сибирскими городами.
(слайд №10)
(слайд № 11) Если мы посмотрим на карту современной Уфы, то увидим, какую территорию занимала Уфа-крепость (размер невелик, площадь -1,2га). (слайд №12) Перед вами облик нашего города сегодня. Значение нашего города заключается в том, что Уфа-столица Республики Башкортостан, административно-политический, экономический, научный и культурный центр республики. Это позволяет сделать вывод о том, что основание Уфы имело очень большое значение и в то далекое время. Гимнастика для глаз (физкультминутка): 1.Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, а затем откройте на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение. 2.Тремя пальцами каждой руки слегка нажмите на верхнее веко; через 1-2 секунды уберите пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости. 3. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза. Снимает усталость глаз. 2. «Русские Колумбы». Для продвижения в Сибирь были определены направления. Направления освоения Сибири Индигирка Охотское побережье Колыма Амур Анадырь Чукотка Камчатка Познакомимся с теми, кто совершил героические подвиги во имя силы и славы Российского государства (слайды №13-17)
Освоение Сибири проходило в следующих хронологических рамках: - 1629 –Енисейский острог (отсюда начались походы на Лену и к Байкалу); - 1632 – Якутский острог (восток – Тихий океан, юг – р. Амур); -1652 – Иркутский острог (Восточная Сибирь, Дальний Восток). 3. Значение присоединения Сибири. Учитель истории: (слайд №18)
4. Закрепление изученной темы (слайды №19- 22) Учитель истории: Соотнесите имена «русских Колумбов», карты с маршрутами путешествий и отрывки с описанием путешествий. Домашнее задание (слайд № 23) Репродуктивный уровень: § 12(стр. 123-131),ответить на вопрос 3 (стр.131) Продуктивный уровень: подобрать адреса Интернет – ресурсов по данной теме Творческий уровень: на основе литературных произведений выявить значимость изучаемого периода в российской истории Литература (слайд №25) 1.Д.Д.Данилов, Н.С.Павлова, В.А.Рогожкин «Российская история нового времени XVI – XVIII века» М.,2003 2. История России от древних славян до Петра Великого. М.,1995 3.История России. Герои русской истории. М.,2006 4.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Великие путешествия. М.,1999 5. Я познаю мир. Детская энциклопедия. География. М.,1998 6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История. М.,1995 7.Энциклопедический словарь юного историка. М.,1993 8.Школьная энциклопедия. История России IX – XVII века. М.,2003 9.Большая Российская энциклопедия. М.,2007 |