Конспект внеклассного мероприятия (правовая игра- тренинг) для учащихся 8 - 11-х классов на тему: «Я выбираю свободу! или Мой выбор – мое будущее!»
Цели урока:
Образовательные
- углубление и расширение знаний об истории и демократических традициях в России
- пополнение знаний о процессе и процедурах выборов, их соответствии историческим традициям страны и современному состоянию гражданского общества в России и других странах.
Воспитательные:
- формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся через общение и групповую работу с представителями администрации и власти, налаживание диалога между поколениями;
- воспитание активной гражданской позиции,
- разъяснение ценностей достижения демократии - право голосовать и быть избранным;
- подведение к ответственности за пользование этим правом.
Развивающие:
- приобретение умения работать в группе;
- продолжение работы над обобщением и анализом материала и умением выделять главное;
- привитие навыков и умений составления схем и заполнение таблиц;
- формирование навыков критического мышления.
Основные понятия: выборы, представительные органы, мажоритарная и пропорциональная системы, лидер, партия, политическая культура.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, плакаты по теме, выдержки из Конституции РФ и федеральных законов.
Литература:
А.И.Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание. 9 класс».- «Русское слово».
Конституция РФ.
Никитин А.Ф. «Право и политика» 9 класс. Учебник.– «Просвещение»
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан»
ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
ФЗ «О выборах президента РФ»
Ход занятия.
Мотивация
( Учащиеся рассаживаются в произвольном порядке. Учитель сообщает, что сегодня будут предложены задания в зависимости от уровня интеллекта, и делит класс по цвету глаз.)
Задание для кареглазых.
Вы избранные, и вы будите решать, какие у вас будут привилегии, но имейте в виду, что они будут реализовываться за счет других. Запишите все привилегии и обоснуйте их. Если их нет, свой ответ аргументируйте.
Задание для остальных.
Нередко люди судят о других поверхностно. В истории можно найти не мало примеров, когда несправедливое разделение людей приводила к трагедии. Считаете ли вы, что подобное разделение людей по уровню интеллекта несправедливо? Ответ обоснуйте.
Вопросы для обсуждения:
Что вы испытали , когда к вашим сверстникам отнеслись по-разному из-за цвета глаз?
Вы ощутили проявление власти?
Можно ли в такой ситуации ощущать себя свободным?
Итак, тема нашего занятия: «Я выбираю свободу!» или « Мой выбор – мое будущее!»
Учитель говорит коротко о том ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ мы будем делать на этом уроке.
ЧТО мы будем делать?
Обобщим наши знания по политико-правовой сфере жизни общества, отметим значение трёх ветвей власти и особенно власти президентской для функционирования демократического государства.
Дадим оценку имеющимся в нашем обществе условиям и формам политического участия.
Индивидуализируем подход к выборам, определим для себя свою гражданскую ответственность в деле демократизации общества.
КАК мы будем это делать?
Всё это мы будем делать в командах, разделившись на группы.
Творчески подходя к заданиям. Мы будем проектировать, дискутировать и заявлять свою позицию.
ЗАЧЕМ нам всё это?
Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – её гражданин.
Актуальность выбранной темы:
Люда:Учащиеся 11 класса накануне выборов президента провели соц. опрос . Старшеклассникам было предложено ответить на вопрос «Нужно ли идти на выборы?», ответы представлены в виде диаграммы:
50% СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЧИТАЮТ , ЧТО НА ВЫБОРЫ ИДТИ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО;
30% СЧИТАЮТ ВЫБОРЫ ВАЖНЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ ДЕЛОМ;
20% ЗАТРУДНЯЮТСЯ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС.
Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах накануне президентских выборов?
На экране картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»
Учитель:
Ребята, как вы думаете, почему на экране появилась именно эта картина?
Ответы учащихся….
Вступительное слово учителя: “В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов. А для этого нам нужно вспомнить, когда впервые в истории России появилось избирательное право.
1.Историческая страничка
/Презентация о истории избирательного права в России/ Бурлакова Наталия
Учитель: В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование. Выборы – арена для политической борьбы. Для того, чтобы эта борьба не принесла вред обществу, ее ограничили определенными рамками, которые установлены законами, содержащими нормы избирательного права.
Избирательное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и порядок проведения выборов.
Учитель: Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина.
Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ. Кроме этого к нормативной основе выборов можно отнести и следующие документы:
Всеобщая декларация прав человека 1948г
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан»
ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
ФЗ «О выборах президента РФ»
Учитель: /Работа с текстом Конституции РФ/
Обратимся к тексту Конституции РФ и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» и ответим на следующие вопросы:
Кто имеет право избирать?
Кто не имеет права избирать и быть избранным?
Какими качествами должен обладать избиратель?
2.Работа учащихся с текстами Конституции – ст.32,81, 96; выдержками из
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» (приложение №1)
Учитель: таким образом, гражданин принимает участие в голосовании потому, что знает: его выбор – это фундамент будущего страны, его детей, внуков. От результатов выборов зависит жизнь в нашей стране, нашем селе.
Учитель: Свое избирательное право граждане могут осуществлять в разных формах.
3.Работа учащихся и с раздаточным материалом – выдержками из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» (приложение №2). Читают тексты и отвечают на вопросы:
Что такое активное избирательное право и пассивное избирательное право?
Сколько лет должно исполниться гражданину, чтобы получить возможность осуществить свое активное избирательное право?
Кто может назвать возраст, достигнув которого можно выдвигать свою кандидатуру в депутаты, на пост президента?
Как вы думаете, какие еще требования предъявляются к кандидатам на выборах?
Учитель: таким образом, одной из форм участия граждан в выборах является голосование ими за определенную кандидатуру, т.е. активное избирательное право.
Учитель: Каким же образом происходит процедура выборов? У каждого мероприятия есть своеобразный план действий, определенный алгоритм. Есть он и у избирательного процесса. Работая с раздаточным материалом , давайте проследим за порядком проведения выборов (на примере выборов президента), за процедурой голосования на избирательных участках.
4.Работа учащихся с выдержками из федерального закона:
«О выборах президента РФ»
В итоге работы получаются следующие этапы:
1. объявление о выборах
2. формирование избирательных комиссий
3.создание избирательных участков и списков избирателей
4. выдвижение и регистрация кандидатов
5.Предвыборная агитация
6. Голосование и определение результатов выборов
7. Опубликование результатов выборов
По такой же схеме пройдут и ВЫБОРЫ президента 2012 года.
Учитель: Ребята, а знаете ли вы кандидатов на пост президента?
/Презентация « Кандидаты в президенты РФ»/
5. Видеоинтервью.
Ученики 11 класса, выйдя на улицы, обратились к односельчанам с вопросами:
- А знаете ли вы разницу между мажоритарной и пропорциональной системой выборов?
- Считаете ли выборы президента демократичными?
- Пойдете ли вы на выборы в марте 2012 года?
- Программа, какого из кандидатов на пост президента РФ вам более понятна?
Ученица 11 класса:
Проведя опрос мы убедились в том, что для людей старшего поколения – ВЫБОРЫ- праздник, священный долг, для молодого поколения- ВЫБОРЫ - право, а не долг.
Учитель: А сейчас прошу Вас ознакомиться с сюжетом, который произошел в городе Z.
«Думательный колпак»
- большим и указательным пальцами мягко оттянуть назад и прижать (массировать) мочки раковины ушей, большой палец держать на внутренней части ушной раковины (1 мин.), массировать сверху вниз.(упражнение помогает сосредоточиться на процессе слушания, расслабляет напряжение в мышцах)
-гимнастика для глаз ( расслабляет мышцы глаз)Энергичное зажмуривание глаз, плотно, затем широко открыть и посмотреть вдаль. Повторить 10 раз. Не поворачивая головы посмотреть направо, зафиксировать взгляд, затем посмотреть вдаль прямо, по кругу – налево, вниз, вверх и снова зафиксировать. Повторить упражнение 10 раз.
КЕЙС
«Выборы в городскую думу города «Z» завершились»
5 октября 2011 года в городе «Z» состоялись выборы в представительное собрание муниципальных органов власти. Согласно закону выборы проходили по смешанной избирательной системе. Дума города была сформирована на основании мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Большинство голосов получила партия Пенсионеров. Лидер отделения Партии Пенсионеров Иванов Иван Иванович победил в своем округе и по мажоритарной системе. Город «Z» известен как студенческий городок, в котором каждый пятый житель является студентом, находится пять государственных вузов и несколько негосударственных. Такие результаты заставляют задуматься.
6.Работа с кейсом
| Действия учителя
| Действия учеников
| 1
| Пожалуйста, ознакомьтесь с сюжетом Кейса
| Аналитическое чтение Кейса
| 2
| Выделите в сюжете основную проблему и сформулируйте (Групповая работа) (найдите противоречие)
| Студенческий городок, а на выборах победила Партия пенсионеров
| 3
| Формулировка проблемы, отбор лучших формулировок (мозговой штурм с последующей дискуссией)
| Почему победила Партия пенсионеров студенческом городе?
| 4
| Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри групп)
| - низкое правовое сознание студентов
- ментальность студентов
- старое поколение идеологизированное
Победили по мажоритарной системе, значит, пенсионеров на выборы пришло больше
- студенческих городок – много приезжих
- пенсионеры имеют свою партию и лидера
| 5.
| Проверка гипотез на основе информации сюжета
| У пенсионеров есть политический лидер
(он победил в своем округе по мажоритарной системе среди других личностей, значит – он яркая личность) (Маж – за кандидата, проп. – за партию)
У пенсионеров есть партия, а у студентов – нет, значит в пропорциональной системе они не могут голосовать, могут участвовать только в мажоритарной системе)
!!! Избирательная система: мажоритарная и пропорциональная
| 6.
| Привлечение для проверки гипотез дополнительной информации
( сколько групп, столько ответов, на группу 2 мин.
| Выборы
Как к выборам относится молодежь (его право, а не долг)и пенсионеры ( праздник, священный долг, обязательно)
Представительные органы
Политическая культура ( привычки, навыки, возраст, идеи
| 7
| Письменное решение Кейса
| Разная политическая культура
Разная политическая активность
Яркая личность пенсионеров
Отсутствие партии студентов
| 7.Ролевая игра “Закон и выборы”. На доске прикреплены листы с номерами ситуаций.
Учитель: каждая команда должна показать ситуацию, а другие команды оценить ситуацию …..
Ситуация 1. Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал.
Правомерны ли действия комиссии?
Ситуация 2. Человек пришел на выборы, но его фамилия написана неправильно в списке избирателей.
Как быть?
Ситуация 3. Если человек болен и не может прийти на избирательный участок, то как ему сделать выбор?
Ситуация 4. Как голосовать человеку, уезжающему из города и отсутствующему в день выборов? (Взять открепительное удостоверение)
Ситуация 5. В бюллетени были поставлены два крестика напротив двух фамилий кандидатов. Является ли этот бюллетень действительным?
8. Найди ошибку А) « Выборы вчера и сегодня» «Для проведения выборов в государственную думу образуют избирательные округа. В соответствии с Конституцией РФ в Государственной Думе 450 депутатов. Половина, из которых избирается в одномандатных округах по мажоритарной системе. Остальные по пропорциональной системе». ( все по пропорциональной системе)
Б) « В законодательстве о выборах предусмотрен «процентный барьер», (например, как в РФ 5%), который позволяет делегировать кандидатов в депутаты от данного объединения в парламент». (7% барьер)
В) «В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов». Вы ставите крестик или другой знак в квадратике напротив политической партии или в графе «Против всех кандидатов». (эта графа отменена)
Г) « В Российской Федерации на выборной основе существуют следующие институты: Президент, депутаты Государственной Думы, губернаторы, мэры». (губернатор назначается президентом
9. «Привести в соответствие». Команды получают листы с заданиями. В левой части листа записаны определения, а в правой соответствующие им понятия, которые надо привести в соответствие прямыми линиями.
Главный избирательный орган страны Избирательный бюллетень
Парламент РФ Народ
Носитель суверенитета и единственный Президент
источник власти в РФ
Документ, выданный для голосования, Федеральное собрание
содержащий фамилии кандидатов
Главнокомандующий Вооруженных сил РФ Центральная избирательная
комиссия
Право избирать в представительные и Пассивное избирательное
исполнительные органы власти право
Право быть избранным в органы Активное избирательное
государственной власти и местного право
самоуправления
Учитель: “Этот этап урока едва ли не самый важный из всех, т.к. здесь ставится цель активизировать вашу гражданскую позицию, убедить всех в необходимости выполнять свой гражданский долг, голосуя на выборах.” И хотя учащиеся 11-го класса не будут пока принимать участие в выборах 2007 года, однако уже через год вы станете полноправными гражданами своей страны и сможете реализовать своё избирательное право. Вы должны быть убеждены в том, что от позиции каждого человека зависит сохранение и развитие демократических процессов в России. Чем больше избирателей придут на выборы и добровольно отдадут свои голоса за любого из кандидатов, тем меньше будет возможностей для фальсификации и обмана. Нужно помнить, что Ваш голос могут использовать другие для недобросовестных подтасовок результатов выборов. Нельзя этого допускать. Твоя гражданская позиция – это ответственность за всё, что происходит это ответственность за всё, что происходит в твоей стране.
10. Выполни тест « Я – избиратель»
1. Гражданин РФ может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности...
● с 16 лет;
● с 18 лет;
● с 21 года.
2. Первое заседание вновь избранной Государственной Думы открывает...
● Президент РФ;
● старейший по возрасту депутат;
● председатель бывшей Государственной Думы.
3. Президент РФ издает...
● постановления;
● распоряжения;
● указы;
● законы.
4. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший...
● 18 лет;
● 21 года;
● 30 лет.
5. Можете ли вы помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе?
● да, если меня об этом попросят;
● нет, не имею права;
● да, могу, только по просьбе члена участковой комиссии.
6. Население территории решает вопросы местного значения...
● через обращение в органы исполнительной власти субъектов Федерации;
● через органы местного самоуправления;
● через обращение к депутату Государственной Думы
Ученики 11 класса читают строчки стихотворения:
Я в выборах участвовать хочу!
Мне 18 лет – я избиратель!
Голосовать- бесценный опыт получу.
И пусть не смотрит строго наблюдатель.
Мой голос станет важным для страны.
С надеждой в будущее отдаю его я.
И если хочешь изменить веление судьбы,
Не стоит жизнь прожить отшельника – изгоя.
Я голосую, я уверен будут перемены!
Уверен в том, что нам историю вершить.
И, чтобы не было в день выборов подмены,
Должны мы все решить, в какой стране нам жить!
11.Рефлексия.
Прием “ Паучок”.
Оцените по десятибалльной системе всю работу класса с трех позиций:
– Я (личный вклад в собственный труд) – Мы (работа всего класса) – Дело (степень новизны темы).
12. Видеоролик, подготовленный учениками 11 класса на тему:
«Каждый выбирает для себя»
Музыка Виктора Берковского
Стихи Юрия Левитанского
-
Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - Каждый выбирает для себя.
| Каждый выбирает по себе. Щит и латы, посох и заплаты, Меру окончательной расплаты Каждый выбирает по себе.
| Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает по себе.
| Каждый выбирает для себя. Выбираем тоже - как умеем. Ни к кому претензий не имеем. Каждый выбирает для себя!
|
|
| |