№
| Тема урока
|
I четверть (40 часов)
|
Повторение изученного в 3 классе (20 часов)
|
1.
| Предложение как единица речи. Виды предложений по интонации и цели высказывания. Составление предложений о семье последнего Российского императора.
|
2.
| Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
|
3.
| Связь слов в предложении. Словосочетания. Пословицы о царях и правителях.
|
4.
| Текст. Виды текстов. Составление текстов различных видов о семье и детях Николая II.
|
5.
| Звуки и буквы. Алфавит. Слоги. Пословицы по теме «О милосердии и кротости».
|
6.
| Тема и заголовок текста. Сочинение по опорным словам.
|
7.
| Входная контрольная работа. №1
|
8.
| Работа над ошибками. Однокоренные слова. Корень слова. Подбор однокоренных слов по теме «Об умеренности».
|
9.
| Приставка, суффикс, окончание – значимые части слова.
|
10.
| Правописание гласных и согласных в корне слова.
|
11.
| Упражнение в правильном написании гласных и согласных в корне слова. Пословицы по теме «О смирении».
|
12.
| Упражнение в правильном написании гласных и согласных в корне слова. Пословицы по теме «О надежде».
|
13.
| Упражнение в написании корня слова с непроизносимыми и двойными согласными. Пословицы по теме «Отношение к родителям».
|
14.
| Приставки и предлоги. Правописание приставок. Подбор примеров из православной лексики.
|
15.
| Разделительные твердый и мягкий знаки. Пословицы по теме «О добре и правде».
|
16.
| Структура повествовательного текста. Изложение.
|
17.
| Работа над ошибками. Части речи. Имя существительное.
|
18.
| Имя прилагательное. Глагол. Повторение частей речи на примере рассказа К. Д. Ушинского «Дедушка» (стр. 280).
|
19.
| Контрольный диктант по теме «Повторение». №2
|
20.
| Работа над ошибками. Праведный Иоанн Кронштадский «Слава креста» (стр. 272).
|
Однородные члены предложения (9 часов)
|
1.
| Однородные члены предложения. Общее понятие. Поговорки о правде Божией.
|
2.
| Связь ОЧП с помощью союзов и интонации перечисления на материале рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».
|
3.
| Запятая между ОЧП.
|
4.
| Знаки препинания в предложениях с ОЧП без союза или с союзом «и».
|
5.
| Предложения с ОЧП, соединенные союзами «а», «но». Пословицы по теме «Промысел Божий о человеке и мире».
|
6.
| Упражнение в составлении предложений с ОЧП. Составление предложений по теме «Любовь к ближнему». Отрывок из проповеди «Молитва детей о родителях» (стр. 309).
|
7.
| Упражнение в составлении предложений с ОЧП. Составление предложений по теме «Милосердие Божие».
|
8.
| Изложение текста.
|
9.
| Работа над ошибками. Обобщение знаний об ОЧП на примере народной сказки «Хромой» (стр. 293).
|
Текст (5 часов)
|
1.
| Тема и основная мысль текста. Объяснение материала на примере притчи «Доброе братство милее богатства» (стр. 311).
|
2.
| Заголовок и план текста на материале текстов Б. Ганаго из сборника «Детям о вере».
|
3.
| Изложение по самостоятельно составленному плану.
|
4.
| Работа над ошибками. Обсуждение народной сказки «Мудрая сова» (стр. 307).
|
5.
| Контрольный диктант по итогам I четверти. №3
|
Имя существительное. Подбор существительных православной тематики при изучении падежей. (6 часов)
|
1.
| Работа над ошибками. Упражнение в склонении имен существительных и распознавании падежей. Поговорки об уповании на Бога.
|
2.
| Распознавание падежей существительных. Несклоняемые имена существительные. Пословицы о милости Божией.
|
3.
| Контрольное списывание №1.
|
4.
| И. п. имен существительных.
|
5.
| Р. п. имен существительных.
|
6.
| Д. п. имен существительных.
|
II четверть (40 часов)
|
Имя существительное. Подбор существительных православной тематики при изучении падежей. (40 часов)
|
1.
| В. п. имен существительных.
|
2.
| Т. п. имен существительных.
|
3.
| П. п. имен существительных.
|
4.
| Упражнение в склонении имен существительных. Подбор примеров из пословиц о страхе и суде Божием.
|
5.
| 3 типа склонения имен существительных в ед. числе.
|
6.
| Упражнение в определении типа склонения имен существительных. Поговорки о соблазнах и искушениях.
|
7.
| Упражнение в определении типа склонения имен существительных в косвенных падежах. Поговорки об оплошности и расторопности.
|
8.
| Упражнение в определении типа склонения имен существительных в косвенных падежах. Проверочная работа
|
9.
| Ударные и безударные окончания существительных в единственном числе.
|
10.
| Проверка безударных окончаний существительных I, II, III склонения. Пословицы по теме «О Церкви и священнослужителях».
|
11.
| Правописание окончаний существительных в Р. падеже.
|
12.
| Упражнение в правописании окончаний существительных в Р. падеже.
|
13.
| Изложение текста с элементами описания.
|
14.
| Работа над ошибками. Правописание окончаний существительных I и III склонения в Д. падеже.
|
15.
| Правописание окончаний существительных в Р. и Д. падежах.
|
16.
| Сравнение окончаний в Р. п. и Д. п.
|
17.
| Р. п. и В. п. имен существительных.
|
18.
| Свободный диктант.
|
19.
| Правописание окончаний имен существительных в Т. п.
|
20.
| Правописание безударных окончаний имен существительных в Т. п.
|
21.
| Правописание окончаний имен существительных в П. п.
|
22.
| Правописание безударных окончаний имен существительных в П.п.
|
23.
| Изложение текста, воспринятого на слух.
|
24.
| Работа над ошибками. Сопоставление окончаний существительных в Р., Д. и П. падежах.
|
25.
| Правописание окончаний существительных в Р., Д. и П. падежах. Пословицы по теме «О грехах и покаянии».
|
26.
| Упражнение в написании безударных гласных в корнях слов, приставках, суффиксах, окончаниях на материале рассказа С. Макарова «Рождественский фонарь».
|
27.
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное». №4
|
28.
| Работа над ошибками. Упражнение в написании окончаний имен существительных на материале произведения Б. Ганаго «Разве не чудо?»
|
29.
| Связь между частями текста. Изложение с продолжением.
|
30.
| Работа над ошибками. Составление рассказа по теме «Очищение постом».
|
31.
| Множественное число имен существительных.
|
32.
| Склонение имен существительных во множественном числе.
|
33.
| Распознавание И. п. и В. п. существительных множественного числа.
|
34.
| Окончания имен существительных в И. п. и В. п.
|
35.
| Р. п. существительных множественного числа.
|
36.
| Р. п. существительных множественного числа.
|
37.
| Контрольный диктант по итогам II четверти. №5
|
38.
| Работа над ошибками. Составление текста по теме «Милосердие Божие».
|
39.
| Д. п., Т. п. и П. п. имен существительных множественного числа.
|
40.
| Упражнение в склонении имен существительных множественного числа на материале рассказов Б. Ганаго.
|
III четверть (49 часов)
|
Имя прилагательное (31 час)
|
1.
| Имя прилагательное как часть речи. Поговорки по теме «Утешение в горе».
|
2.
| Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Пословицы о покаянии и признании вины.
|
3.
| Склонение имен прилагательных. Пословицы о смирении.
|
4.
| Повествовательный текст с элементами описания. Сочинение по рисунку.
|
5.
| Работа над ошибками. Р. речи. Работа с произведением
Н. Смоленского «О необходимости прощать». Распознавание падежей имен прилагательных.
|
6.
| Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.
|
7.
| И. п. и В. п. имен прилагательных мужского и среднего рода.
|
8.
| Р. п. имен прилагательных мужского и среднего рода. Пословицы о грехе.
|
9.
| Д. п. имен прилагательных мужского и среднего рода.
|
10.
| Изложение повествовательного текста.
|
11.
| Работа над ошибками. Р. речи. Притча монаха Варнавы «Любовь и ненависть». Т. п. и П. п. имен прилагательных мужского и среднего рода.
|
12.
| Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.
|
13.
| Контрольный диктант по теме (№ 5)
|
14.
| Работа над ошибками. Р. р. Чтение и обсуждение притчи «Премудрость».
|
15.
| Правописание окончаний имен прилагательных женского рода. Пословицы о Промысле Божием.
|
16.
| Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода.
|
17.
| Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных. Составление текста по рисунку.
|
18.
| Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и мужского рода. Пословицы о милосердии и кротости.
|
19.
| В. п. и П. п. имен прилагательных женского рода.
|
20.
| Обобщение о склонении имен прилагательных в единственном числе. Пословицы о терпении.
|
21.
| Свободный диктант.
|
22.
| Работа над ошибками. Знакомство со склонением имен прилагательных во множественном числе
|
23.
| Изложение повествовательного текста.
|
24.
| И. п. и В. п. прилагательных во множественном числе.
Обзор доп. литературы по теме «Сретение Господне».
|
25.
| Р. п. и П. п. прилагательных во множественном числе.
|
26.
| Д. п. и Т. п. прилагательных во множественном числе.
|
27.
| Правописание безударных окончаний прилагательных множественного числа. Пословицы о смирении.
|
28.
| Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном.
|
29.
| Контрольный диктант по теме. (№ 6)
|
30.
| Работа над ошибками. Р. речи. Разбор притч о вере и неверии
|
31.
| Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном. Пословицы о надежде.
|
Местоимение (7 часов)
|
1.
| Местоимение как часть речи. Сравнение личных местоимений.
|
2.
| Личные местоимения 1 ,2 ,3 лица.
|
3.
| Раздельное написание местоимений 1 и 2 лица с предлогами.
|
4.
| Раздельное написание местоимений 3 лица с предлогами.
|
5.
| Изложение повествовательного текста.
|
6.
| Работа над ошибками. Упражнения в раздельном написании местоимений с предлогами.
|
7.
| Упражнения в употреблении и написании местоимений. Свободный диктант.
|
Глагол (11 часов)
|
1
| Глагол как часть речи.
|
2
| Изменение глаголов по временам. «Апостол Павел о любви» 1 Коринфянам, глава 13, 4 – 8.
|
3
| Контрольный диктант по итогам III четверти.
|
4
| Работа над ошибками. Р. речи. И. С. Тургенев «Няня».
|
5
| Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
|
6
| Изложение повествовательного текста.
|
7
| Работа над ошибками. Р. речи. Рассказ священника Г. П-ова «Ожерелье Марии».
|
8
| Неопределенная форма глагола.
|
9
| Неопределенная форма глагола.
|
10
| Спряжение глаголов (общее понятие).
|
11
| Обобщение знаний о глаголах на материале притчи «Все мы странники на Земле».
|
IV четверть (39 часов)
|
Глагол (30 часов)
|
1.
| II лицо глаголов единственного числа.
|
2.
| Употребление Ь в глаголах II лица единственного числа.
|
3.
| I и II спряжение глаголов.
|
4.
| Окончания глаголов I и II спряжения.
|
5.
| Изложение повествовательного текста.
|
6.
| Работа над ошибками. Р. речи. Работа над рассказом «История одной иконы» из журнала «Детский отдых».
|
7.
| Образование формы будущего времени глагола.
|
8.
| Спряжение глаголов в будущем времени.
|
9.
| Спряжение глаголов в будущем и настоящем времени.
|
10.
| Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.
|
11.
| Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме.
|
12.
| Правописание безударных личных окончаний глаголов.
|
13.
| Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы».
|
14.
| Работа над ошибками. Анализ сочинений.
|
15.
| Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. Пословицы о покаянии и признании вины.
|
16.
| Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. Пословицы «Утешение в горе».
|
17.
| Глаголы – исключения.
|
18.
| Тест по итогам учебного года.
|
19.
| Правописание глаголов – исключений.
|
20.
| Обобщение изученного о глаголе.
|
21.
| Правописание глаголов в прошедшем времени.
|
22.
| Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени на материале притчи «Материнская молитва».
|
23.
| Изменение глаголов по временам на материале стихотворения М. Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня».
|
24.
| Контрольный диктант по теме.
|
25.
| Работа над ошибками. Р. речи. Обсуждение рассказа «Бедственная слепота» из журнала «Отдых христианина».
|
26.
| Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам.
|
27.
| Обобщение знаний о глаголе как части речи.
|
28.
| Обобщение знаний о глаголе как части речи.
|
29.
| Контрольное изложение повествовательного текста. (№ 1)
|
30.
| Работа над ошибками.
|
Повторение в конце учебного года (9 часов)
|
1.
| Обобщение знаний о предложении на материале притчи «Сказание о разбойнике».
|
2.
| Контрольный диктант по итогам учебного года (№ 9)
|
3.
| Работа над ошибками. Части речи.
|
4.
| Части слова. Правописание безударных гласных в корне, приставке, суффиксе.
|
5.
| Правописание безударных падежных окончаний существительных, прилагательных, окончаний глаголов.
|
6.
| Правописание безударных падежных окончаний существительных, прилагательных, окончаний глаголов.
|
7.
| Контрольное списывание по итогам учебного года (№ 2)
|
8.
| Работа над ошибками.
|
9.
| Повторение пройденного материала.
|