Скачать 84.83 Kb.
|
Образовательная деятельность Познание. Художественное творчество. Непосредственно образовательная деятельность Ребенок и окружающий мир: правовое воспитание. Рисование. Программное содержание: • закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях; • довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя; • дать представление о важности права на имя; • довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; • познакомить детей с именами наших предков; вспомнить имена сказочных героев; • активизировать словарь: имя, отчество, фамилия, тезка; • развивать умения рассуждать, делать выводы, сопереживать; • воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим; • воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу; • развивать умение передавать черты лица. Материал: • книга «Права ребенка»; • иллюстрации: «Все имеют равные права», «Дом», «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота», «Имя»; •презентация фотографий воспитателя в разные возрастные этапы; • «Свидетельство о рождении» (какого-нибудь ребенка); • картинки с изображением сказочных героев; • « Букет из ромашек», фломастеры. Ход деятельности: дети сидят за столами. «У нас в гостях» Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришел маленький человечек. Давайте с ним познакомимся. Маленького человечка зовут Антоша. Он прибыл к нам из одной удивительной страны. Послушайте историю Антоши о его стране. Антошка: В моей волшебной стране живут очень хорошие, умные, добрые люди. Вот только одни из них очень большие, высокие, а другие маленького роста, как я. И большие и маленькие люди дружат между собой, любят друг друга. Казалось бы, все у нас в стране хорошо. Но кое-что в отношениях больших и маленьких людей меня смущает. Большие люди всегда очень серьезные, занятые, они почти никогда не шалят и не играют, как маленькие человечки. И еще очень часто говорят: «Я имею право…», «Это мое право…», а о правах маленьких человечков никто никогда не говорит. Будто их нет вовсе. Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Антоше о важном документе, в котором записаны все права детей. Вопросы: Скажите, как называется этот главный международный документ детей? Возм. ответ: Этот документ называется «Конвенция о правах ребенка». Воспитатель: Почему это международный документ? Ответ: Потому что этот документ подписали люди всей планеты. Воспитатель: Давайте вспомним, с какими правами детей мы уже знакомы? (глядя на иллюстрации, дети называют известные им права: «Право на жизнь», «Право на дом», «Право знать своих родителей и право на их заботу», «Право на обучение», «Право на лечение»). «Что такое имя?» Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошие помощники. Теперь Антон расскажет маленьким человечкам о правах детей. Сегодня я познакомлю вас с новым правом, о котором вы еще не знаете. А ты, Антоша, тоже слушай и запоминай. Но сначала, ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся? Ответ: У нас есть руки, ноги, голова, туловище. Ответ: Отличаемся цветом глаз, волос, интонацией голоса. Воспитатель: Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? Имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Вера, Любовь, - все это древнерусские имена. По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку» и про «Анну Петровну»? Кто они? Ответ: «Андрюшенька» - это мальчик, а «Анна Петровна» - это тетенька. Воспитатель: Правильно. Если ребенка позвали «Илья», а другого «Ксюша». Что можно сказать про этих детей? Ответ: Можно сказать, что это мальчик и девочка. Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой. Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени? Ответ: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре. Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? Ответ: По имени и отчеству обращаются к старшим людям. Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей. Ребята, что такое тезки? Вы знакомы с этим словом? Что оно значит? Тезки – это люди, у которых одинаковые имена. Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань», которое нам расскажет Настя: Настя : В первом классе восемь Тань – Это прямо наказанье! Ведь у них, куда ни глянь, Всюду – Таня, Таня, Таня! Если скажут: «Таня, встань!» Встанут сразу восемь Тань. А ведь можно очень просто Разобраться в новичках… Воспитатель: А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации? Ответ: Может быть по фамилии? Воспитатель: Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в классе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае? Ответ: В этом случае поможет отчество. Воспитатель: Молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А сейчас давайте назовем тезок. Есть ли у нас в группе тезки? Ответ: Тезки у нас 2 Сережи(Пауль и Фролов); 4 Насти(Кочергина, Демченко, Изотова,Маленкова); 2 Кати(Черепанова и Ковалева); 2 Димы (Гетц иХодань);2 Валерии ( Лера Козлова и В.А.) Воспитатель: Сегодня к нашим тезкам прибавилась еще пара тезок. Кто из вас догадается, кто это? Ответ: это два Антошки. Воспитатель: Да это наш Бадеев Антоша и наш гость Антошка. Воспитатель: Мы устали, засиделись. Предлагаю немного размяться. Физкультминутка: Эй, ребята! Встаньте в круг! (Дети встают в круг) Вот как много стало рук!( Руки вперед, тыльной стороной кверху) Чьи же руки подскажите ,( Дети называют свои имена,) И ладошки покажите. (переворачивают ладошки кверху) А теперь за руки взялись , (Берутся за руки и бегут по кругу) И по кругу пробежались. Сделали поуже круг,( Все дети соединяют руки над головой) Крышу сделали из рук. Получился дом имен (Взявшись за руки, делают круг шире,) В этом доме мы живем!(руки вверху) «Право на имя» Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговаривали об именах? Я ведь хотела познакомить вас с новым правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь? Ответ: Может быть новое право – это право на имя? Воспитатель: Да, ребята, в Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; и.о.ф. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей. «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами и обижаются, если взрослые путают их. Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит». Доброго, отзывчивого, уважаемого человека всегда называют по имени. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки и многое другое. Вопросы: А вам нравятся ваши имена? Ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно так назвали вас ваши родители? Рассказ Святослава. В честь кого тебе дали имя? Рассказ Сережи. Мое имя Сережа. Меня так назвали мои родители в честь папы. Сергей означает высокочтимый. Сергей общителен, открыт И обаятелен на вид, В душе романтик и поэт, Верней Сережи друга нет! Сережа- маленький герой, Он за друзей стоит горой. Хочет он пожарным стать, Из огня людей спасать! Как называют тебя в семье? Рассказ Даши. Меня зовут Даша Фадеева. Еще до моего рождения родители очень хотели девочку, и чтобы её звали Даша. Вот я и родилась. Мама меня называет Дарьюшка, Дарёна, папа называет Дашуня, а бабушки с дедушками Дашенька. Воспитатель: Дети, как вы думаете, может ли имя расти? Ответ: Нет, имя расти не может. Ответ: Нет, не может. Воспитатель демонстрирует свои фотографии и рассказывает: Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было давно… Звали эту девочку ласково: Валерочка. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Валерочка. Мои дети называют меня «мама». Муж и друзья зовут Лера. А в детском саду я для всех Валерия Александровна . Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Димочка в школе станетДмитрием. Катюшенька–Екатериной. Лерочка–Валерией. А как станут называть нашего гостя Антошу, Антошеньку? Ответ: Антошку станут называть Антоном. Воспитатель: Когда станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас? Ответы детей. (Воспитатель помогает детям.) Воспитатель: Ребята, когда я готовилась к этому занятию, я попросила вас найти загадки про имена. Давайте послушаем, какие загадки вы для нас приготовили: 1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли …(Красная Шапочка) 2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка) 3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка) 4. В давние времена жили в маленьком домике на краю леса дровосек с женой. Жили они хорошо, нежно любили друг друга, только вот детей у них не было. И вот родился у них чудесный мальчик – маленький, как мизинчик. Потому-то родители и назвали его … (Мальчик-с-пальчик) 5. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой) 6. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой) Воспитатель: Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» «Как Незнайка сочинял стихи» Вы внимательно посмотрите, а потом скажите, хорошо ли поступил Незнайка? У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин… Как вы думаете, почему их так звали? Ответы: Знайку так назвали, потому что он много знал. Цветика, потому что он любил цветы. Торопыжку, потому что он всегда торопится. Воспитатель: Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка? Ответы: Нет, мне его стихи не понравились. А мне эти стихи понравились. Воспитатель: А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки? Ответы: Я бы не хотел, чтобы меня так дразнили. Воспитатель: Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг к другу по имени, ласково. Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый букет из ромашек. Он не простой, а волшебный. Говорят, что дети – это цветы жизни. Оказывается, это правда. Каждый цветок – ребенок. А на лепестках написаны ласковые, любимые имена детей. Те, которыми называют вас. Но букет этот не закончен, имена есть, а хозяина у имен нет. Давайте, чтобы было понятно, кого, как зовут, нарисуем свои портреты. (Дети рисуют портреты). После окончания работ, выстраиваются перед гостями с рисунками-ромашками в руках. Воспитатель: Сегодня на занятии мы узнали о новом праве детей. Что это за право? Ответ: Каждый ребенок имеет право на имя. Воспитатель: Ребята, нашему гостю Антоше очень понравилось наше занятие. Он хочет прийти к нам еще. Давайте пригласим его. Конечно, Антошка, приходи. Мы расскажем тебе о других правах маленьких детей. |