МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
для студентов специальности 040104.65 – «Организация работы с молодежью»
Автор: Грашевская О.В., канд. ист.наук, доцент кафедры «Социальных наук».
Цель освоения дисциплины: изучить существующие теоретические основания и практическую значимость формирования и осуществления государственной молодежной политики (ГМП) в Российской Федерации.
Основные задачи курса "Государственная молодежная политика в Российской Федерации":
углубление и систематизация знаний студентов по вопросам ГМП;
воспитание социальной активности, гражданской позиции в решении молодежных вопросов в обществе;
расширение представлений студентов о путях и механизмах формирования и осуществления государственной молодежной политики в РФ.
Дисциплина «Государственная молодежная политика в Российской Федерации» относится к вариативной (профильной части) профессионального цикла дисциплин (Б3).
Данный курс является одним из базовых в подготовке специалистов по работе с молодежью. Содержание курса имеет межпредметные связи с другими курсами подготовки и значительно расширяет знания студентов в области социальной политики государства, составной частью которой является молодежная политика. Программа ориентирована на включение по всем разделам курса освещения опыта молодежной политики в регионе.
Требования к уровню освоения содержания курса. В результате обучения студенты должны:
знать международный и отечественный опыт становления, формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
усвоить содержание, принципы, нормативно - правовую, ресурсную базу, основные направления, программное обеспечение государственной молодежной политики в РФ, пути и проблемы осуществления молодежной политики в регионе;
уметь применять методы, разрабатывать технологии социальной защиты, помощи, поддержки разных категорий молодежи;
овладеть методами, технологиями, навыками осуществления молодежной политики в профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью; навыками проектной культуры.
Содержание курса. Программа рассчитана на 2 семестра. Курс состоит из 12 тем, раскрывающих теоретические основания ГМП в Российской Федерации. Курс знакомит студентов с нормативно-правовой, ресурсной базой, механизмами и технологиями реализация ГМП, основными федеральными программами решения социальных проблем разных групп молодежи, региональным опытом ГМП. Технологический, прикладной характер содержания курса обеспечивается через знакомство студентов с возможностями социального проектирования в сфере ГМП, деятельность молодежных общественных организаций, рассмотрение региональной специфики ГМП.
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
№
| Наименование раздела, темы
| Всего ауд.
| Аудиторные занятия
| Сам.
работа
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
|
|
| Семестр 9
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1. Теоретико-методологические основы курса
Тема 1. Понятие государственной молодежной политики. Международная практика и мировые тенденции в сфере молодежной политики
|
8
|
4
|
4
|
|
|
| Тема 2. История становления молодежной политики в Российской Федерации
| 8
| 4
| 4
|
|
|
| Тема 3. Сущность, принципы и цели государственной молодежной политики. Концепция (2001 г.) и Стратегия (2006 г.) государственной молодежной политики в Российской Федерации.
| 8
| 4
| 4
|
|
|
| Раздел 2. Реализация государственной молодежной политики в современных условиях.
Тема 4. Содержание и направления реализации государственной молодежной политики в России. Объекты молодежной политики.
|
14
|
8
|
6
|
|
|
| Тема 5. Законодательство Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики
| 4
| 2
| 2
|
|
|
| Итого за семестр:
| 42
| 22
| 20
|
|
|
| Семестр 10
|
|
|
|
|
|
| Тема 6. Формирование ценностных ориентаций и жизненных стратегий молодого поколения.
| 8
| 4
| 4
|
|
|
| Тема 7. Субъекты государственной молодежной политики. Структура и полномочия органов управления государственной молодежной политики.
| 4
| 2
| 2
|
|
|
| Тема 8. Механизмы и технологии реализации государственной молодежной политики
| 6
| 2
| 4
|
|
|
| Тема 9. Практика реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации
| 4
| 2
| 2
|
|
|
| Тема 10. Федеральные и региональные целевые программы как форма реализации государственной молодежной политики.
| 6
| 4
| 2
|
|
|
| Тема 11. Молодежное и детское движение в современной России
| 4
| 2
| 2
|
|
|
| Тема 12. Эффективность реализации и основные направления совершенствования государственной молодежной политики
| 6
| 4
| 2
|
|
|
| Итого за семестр:
| 38
| 20
| 18
|
|
|
| Всего:
| 80
| 42
| 38
|
| 70
|
Содержание практических занятий Семинар 1
Тема «Понятие государственной молодежной политики» (2 часа)
План:
Молодежь как объект молодежной политики.
Молодежная политика как составная часть социальной политики.
Молодежная составляющая социальной политики в области здравоохранения, образования, демографии.
Государственная и негосударственная молодежная политика.
Вопросы для коллективного обсуждения:
В чем, по вашему мнению, заключаются особенности социального статуса молодежи в российском и западном обществе?
Почему молодежная политика должна занимать особое место в социальной политике любого государства?
Определите место молодежной политики в социальной политике в российского государства.
Как соотносятся государственная и негосударственная молодежная политика в России и в развитых западных странах?
Литература
Основная
Зубок Ю.А. Риск в социальном развитии молодежи//Социально-гуманитарные знания – 2003. - № 1. – С.147-162.
Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. – М.: Голос, 2001.
Социальная политика. Учебник//Под общ.ред. Н.А.Волгина. – М., 2004.
Социология молодежи. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону. – 2001 (или любое другое издание).
Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. – М., 2001.
Ювенология и ювенальная политика в XXI веке/Под ред. Е.Г.Слуцкого. – СПб. – 2004.
Дополнительная
Молодежь России и вызовы XXI века: социально-нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях / Под ред. А.А.Шулуса. М.,2001.
Молодежь России: положение, тенденции, перспективы. Доклад комитета Российской Федерации по делам молодежи. М„ 1993.
Семинар 2
Тема «Международная практика и мировые тенденции в сфере молодежной политики» (2 часа)
План:
1.Основные этапы эволюции молодежной политики в западных странах.
2. Англосаксонская и европейская модели молодежной политики.
3. Институты, функции и основные стратегические направления молодежной политики в разных странах.
4. Роль международных организаций в формировании молодежной политики. (ООН, Юнеско, Евросоюз, Совет Европы, Международная организация труда и др.)
5. Международная нормативно-правовая база молодежной политики. Вопросы для коллективного обсуждения:
Под влиянием каких факторов складывались модели молодежной политики на Западе?
В чем, по вашему мнению, заключается главное стратегическое направление европейской молодежной политики на современном этапе? Имеет ли оно точки соприкосновения со стратегией российской государственной молодежной политики?
Какой международной организации принадлежит наиболее активная роль в формировании молодежной политики в XX веке?
Литература:
Основная
Международные документы по молодежной политике. – М., 1993.
Молодежная политика: европейский опыт.//Доклады Института Европы РАН № 163. – Москва: ИЕ РАН, 2005.
Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 4 (321), 2007.
Дополнительная
Глобальное сообщество: новая система координат (подходы и проблемы). – СПб, 2000.
Ильинский И. М., Алещенок С. В., Володин И. А. и др. История международного молодежного и детского движения /Под ред. В. П. Мошняги, Т. Ф. Таирова. М., 1983.
Молодежь планеты: глобальная ситуация в 1990-х годах, тенденции и перспективы. М., 1999.
Основные факты об Организации Объединенных Наций. – М.: Весь Мир, 2005.
Соколов А.В. Сотрудничество России с Европейскими институтами в сфере молодежной политики, МГИМО, 2008 г.
Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке/Федоров В.Н. – М.: МГМИМО(У)МИД России; АНО «ИНО-Центр», Логос, 2005.
Худавердян В. Ц. Молодежь Запада 80-х: (Идеологическая борьба и международное молодежное движение). – М.: Знание, 1985.
Худавердян В. Ц. Современные альтернативные движения (Молодежь Запада и «новый» иррационализм). – М.: Мысль, 1985.
Семинар 3
|