Скачать 265.34 Kb.
|
На правах рукописи Поляков Дмитрий Петрович Затяжное течение острых средних отитов у детей раннего возраста (клинико-аудиологические аспекты) 14.00.04 – Болезни уха, горла и носа АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Москва 2008 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Научный руководитель: Член-корр. РАМН, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Богомильский Михаил Рафаилович Официальные оппоненты: Доктор медицинских наук, профессор, Магомедов Магомед Маллаевич Российский государственный медицинский университет Доктор медицинских наук, профессор Панкова Вера Борисовна ФГУП ВНИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора Ведущее учреждение: ГОУ ВПО «Российский Университет Дружбы Народов» Защита диссертации состоится «20» октября 2008 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 208.072.11 при ГОУ ВПО РГМУ Росздрава по адресу: 117997, Москва, ул. Островитянова, д.1 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного медицинского университета по адресу: 117997, Москва, ул. Островитянова, д.1 Автореферат разослан «15» сентября 2008 г. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор медицинских наук, профессор Г.Д.Лазишвили ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования В последние годы в нашей стране наметился рост числа детей, страдающих кондуктивной тугоухостью, одной из наиболее частых причин которой являются острый и хронический средние отиты (Загорянская М.Е., Румянцева М.Г., 2002; Отвагин И.В., 2005). Вероятность развития как транзиторной, так и стойкой кондуктивной тугоухости после перенесенного острого среднего отита (ОСО) приобретает особую актуальность у детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) ввиду исключительной роли слуховой функции в указанный период – период формирования речи. В настоящее время не подвергается сомнению, что даже тугоухость I степени влияет на языковое и интеллектуальное развитие ребенка (Володин Н.Н., 2000). Поэтому данное заболевание представляет не только медицинский, но и большой социально-психологический интерес. Еще более актуальной проблему ОСО делает его распространенность в раннем детском возрасте: более 65% детей до 3 лет переносят ОСО хотя бы 1-2 раза, 35% детей болеют 3 раза и чаще (Богомильский М.Р., Чистякова В.Р., 2005). Как известно, течение ОСО характеризуется четкой стадийностью: развитие патологического процесса проходит стадии острого евстахеита, острое катаральное воспаление, доперфоративную и постперфоративную стадии гнойного воспаления и завершается стадией репарации (Пальчун В.Т., Крюков А.И., Муратов Д.Л., 2000). Типичное течение процесса может быть нарушено в любой из стадий. Возможно как обратное развитие воспалительного процесса с полным выздоровлением, так и затягивание любой из стадий с вероятностью неблагоприятного исхода заболевания. Под полным выздоровлением понимают ликвидацию общей и местной симптоматики, нормализацию отоскопической картины, показателей периферической крови и состояния слуха (Богомильский М.Р., 1999; Бобошко М.Ю., Лопотко А.И., 2003; Тарасова Г.Д., 2004). Бурное развитие антибактериальной терапии и ее более широкое применение в последние годы значительно изменили клиническое течение и варианты клинико-аудиологических исходов ОСО у детей. Произошло значительное снижение частоты перехода заболевания в хронический средний гнойный отит (Козлов М.Я., 1986). Тем не менее, периодически встречаются эпизоды длительного гноетечения при ОСО. Другим, более частым вариантом угрожающей хронизации является длительное сохранение экссудата в полостях среднего уха после перенесенного ОСО (Лебедев Ю.А., 2002), а следовательно, возникает риск формирования стойкой кондуктивной тугоухости, связанной с последующим развитием адгезивного процесса. При этом отсутствует единое мнение относительно допустимой длительности течения острого воспалительного процесса в среднем ухе. По данным различных авторов, она составляет от 2 до 5 недель (Богомильский М.Р., Чистякова В.Р., 2005; Тарасов Д.И., 1988; Косяков С.Я., Лопатин А.С., 2002; Paradise J.L., 1987; Pichichero M.E., 2000). Для обозначения случаев превышения средних сроков длительности той или иной стадии ОСО авторы используют разнообразную терминологию. В литературе можно встретить такие характеристики течения ОСО, как «затяжной», «затянувшееся течение», «подострый» и т.п. Существуют единичные и зачастую противоречивые определения данных состояний. Таким образом, многие вопросы течения и исходов ОСО у детей до настоящего времени остаются нерешенными: не существует единой терминологии, диагностической и терапевтической тактики в случаях т.н. «затяжного течения», т.е. удлинения какой-либо из стадий ОСО (прежде всего, перфоративной или репаративной); не определены допустимые, или типичные временные характеристики течения данного заболевания и сроки контрольного аудиологического обследования; не систематизированы факторы, оказывающие влияние на течение и исход ОСО. В свете необходимости решения описанных выше вопросов было запланировано и выполнено настоящее исследование. Цель исследования Повысить эффективность диагностики и лечения затяжных форм острого среднего отита и последующей реабилитации слуховой функции у детей раннего возраста с помощью учета современных особенностей течения заболевания. Задачи исследования
Научная новизна работы Впервые на основании динамического наблюдения с применением современных объективных методов обследования (эндоскопического и аудиологического) определены и систематизированы факторы, влияющие на течение ОСО у детей раннего возраста. Подробно изучены динамические изменения в среднем ухе в зависимости от выявленных этиологических, клинических и анатомо-физиологических факторов. Определена допустимая длительность постперфоративной и репаративной стадий при современной терапевтической тактике ведения детей раннего возраста с ОСО. Проведена стратификация факторов риска сохранения резидуального воспаления среднего уха как стадии течения ОСО на основании многофакторного статистического анализа. Разработан алгоритм диагностики и тактики лечения детей раннего возраста с резидуальным воспалением среднего уха, направленный на предупреждение стойкой кондуктивной тугоухости. Практическая значимость работы В результате комплексного обследования детей раннего возраста с ОСО были получены данные о допустимых временных характеристиках течения заболевания, что в последующем позволило использовать их для определения диагностической и лечебной тактики в конкретных клинических ситуациях. Определение допустимой длительности восстановления слуховой функции после перенесенного ОСО послужило ориентиром для разработки оптимальных сроков контрольного аудиологического обследования. Показана высокая диагностическая ценность акустической импедансометрии в оценке функционального состояния среднего уха у данной категории больных. Анализ предикторов сохранения резидуального воспаления среднего уха при ОСО позволил, во-первых, определить необходимый объем обследования детей раннего возраста с ОСО (акустическая импедансометрия, эндоскопическое исследование носоглотки, микробиологическое исследование отделяемого из среднего уха, в ряде случаев – аллергологическое обследование), во-вторых, обосновать необходимость активной и дифференцированной лечебной тактики, направленной на скорейшую реабилитацию слуховой функции. Прогнозирование клинико-аудиологического исхода ОСО на основании данных о наличии предикторов сохранения резидуального воспаления среднего уха дает возможность безотлагательно начать проведение мероприятий по предупреждению стойкой кондуктивной тугоухости. Внедрение в практику Результаты работы внедрены в практику 13 оториноларингологического отделения Морозовской детской городской клинической больницы Департамента здравоохранения города Москвы и оториноларингологического отделения ГУ Научный центр здоровья детей Российской академии медицинских наук. Основные положения, выносимые на защиту
Апробация работы Работа апробирована на объединенной научной конференции кафедры оториноларингологии педиатрического факультета, лаборатории «Патологии ЛОР-органов» ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Основные положения диссертации доложены на заседании детской секции Московского общества оториноларингологов (г.Москва, 2007). Публикации По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ, научная редакция 1 монографии. Объем и структура диссертации Диссертация изложена на 148 страницах машинописного текста. Состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследования, двух глав собственных результатов и их обсуждения, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, включающего 203 источника, из которых 105 отечественных и 98 зарубежных. Работа иллюстрирована 18 таблицами, 17 диаграммами и 20 рисунками. Диссертация выполнена на кафедре оториноларингологии педиатрического факультета (заведующий кафедрой – член-корр. РАМН, профессор М.Р.Богомильский) ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ректор – академик РАМН, профессор Н.Н.Володин) на базе 13 оториноларингологического отделения Морозовской ДГКБ Департамента здравоохранения г.Москвы (главный врач – В.Л.Фомина) и оториноларингологического отделения ГУ Научный центр здоровья детей РАМН (директор – академик РАМН, профессор А.А.Баранов). Содержание работы Общая характеристика материала и методов исследования В основу работы положены результаты клинических наблюдений и лечения 181 ребенка (271 ухо) с острым средним отитом в возрасте от 1 до 3 лет за период с 2005 по 2007 г.г. Распределение всех исследуемых пациентов по полу и возрасту представлено в табл.1. Таблица 1. Распределение пациентов по возрасту и полу (n=181/271)
|
Современная эндоскопическая диагностика заболеваний среднего уха... Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» | Опухоли и опухолеподобные образования наружного уха. Клиника, диагностика,... Руководство для работников приемных пунктов предприятий химической чистки и крашения (утв. Минбытом рсфср 20. 06. 1990) | ||
Особенности холестеатомы наружного и среднего уха у детей 14. 00. 04 Болезни уха, горла и носа Зателепин Олег Кимович кандидат юридических наук, доцент, помощник заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации... | Особенности функционального состояния слизистой оболочки носа в различные... О душе. Но все, чтобы ни представлялось необходимым исследовать, мы будем обсуждать, насколько способны, с помощью ума и доказательства,... | ||
Функциональные нарушения уха при хроническом среднем отите 14. 01.... Рф (с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г.), утвержденного приказом Минобразования РФ от 27 марта 1998... | Компьютерная стабилометрия в оценке реабилитации пациентов после... Рф (с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г.), утвержденного приказом Минобразования РФ от 27 марта 1998... | ||
Хирургическая реабилитация больных, перенесших общеполостную операцию... Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» | Острые вялотекущие мастоидиты. (Особенности диагностики, клиники... Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» | ||
Особенности топической диагностики и малоинвазивного удаления инородных... Рф (с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г.), утвержденного приказом Минобразования РФ от 27 марта 1998... | Объем хирургического вмешательства при обострении хронического гнойно-кариозного... Р 17 Разработка управленческих решений : учеб метод комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное... | ||
Рабочая программа дисциплины «Избранные вопросы оториноларингологии» Минобрнауки РФ от 16. 03. 2011 г. №1365; паспорта специальности научных работников 14. 01. 03 болезни уха, горла, носа, учебного... | Оториноларингология Ознакомить студентов с распространенностью и значимостью заболеваний уха, носа и горла в общей патологии | ||
Состояние слезоотводящих путей у ринологических больных 14. 01. 03. Болезни уха, горла и носа Рф (с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г.), утвержденного приказом Минобразования РФ от 27 марта 1998... | Клиническая значимость носовой обструкции у пациентов с синдромом... Рф (с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г.), утвержденного приказом Минобразования РФ от 27 марта 1998... | ||
Роль и значение вестибулярной системы в физиологической функции зрительной... Рф (с изменениями от 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г.), утвержденного приказом Минобразования РФ от 27 марта 1998... | Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к... Психологические особенности детей раннего возраста |