Скачать 128.44 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ГАГАРИНА Ю.А.»КАФЕДРА «ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ»«УТВЕРЖДАЮ»проректор ФГБОУ ВПО СГТУ имени Гагарина Ю.А. по учебной работе проф. Лобачева Г.В. ______________ ПРОГРАММАгосударственного экзамена по направлению 080500.62 «Менеджмент» Программа обсуждена на заседании кафедры«1» февраля 2013 г. протокол № 14 Зав. кафедрой _____ Гордашникова О.Ю.Программа утверждена на заседанииУМК по направлению 080500.62 «Менеджмент» «6» февраля 2013 г. протокол № 4 Председатель УМКН ___Гордашникова О.Ю.Саратов 2013 Введение Государственный экзамен проводится в виде междисциплинарного экзамена по нескольким общепрофессиональным и дисциплинам специализации, включая дисциплины направления с целью проверки остаточных знаний подготовки бакалавра. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. Перечень дисциплин, для сдачи государственного экзамена по направлению 080500.62 «Менеджмент» следующий:
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Сущность понятия «менеджмент». Принципы построения менеджмента, понятие социально-экономической системы. Организация как система, уровни управления организацией. Подходы к менеджменту организации. Субъект и объект управления, их взаимосвязь и связь с внешней средой, элементы субъекта управления, их характеристика. Научные школы менеджмента. Современные школы менеджмента. Мотивация как функция менеджмента. Типы управленческих структур, их достоинства и недостатки. Характеристика коммуникаций в организации. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Понятие и сущность организации (определение организации, основные черты и свойства организаций, понятие внутренней и внешней среды организации, основные элементы и отличительные признаки). Типология организаций (характеристика основных типов организаций по взаимодействию с внешней средой, по взаимодействию подразделений, по взаимодействию с человеком, по виду и характеру хозяйственной деятельности, по правовому положению фирмы). Организация функциональной подготовки в компании (условия установления приоритетов структуры и функций управления, функциональное содержание системы управления, совместимость функций управления). Жизненный цикл продукта и организации (характеристика основных стадий и этапов жизненного цикла продукта, специфика основных стадий и этапов жизненного цикла организации, их соотношение). Процесс целеполагания в организации (смысл и назначение целеполагания в управлении организацией, миссия организации, цели организации, процесс установления целей в организации). Системный подход к управлению организацией (понятие системного подхода, классификация систем, открытые и закрытые системы, организация как социальная система). Структурный подход к рассмотрению организации (отличительные признаки формальных и неформальных организаций, осуществление разделения труда на предприятии, понятие шаблонной работы, определение оптимального охвата контролем). Организационные структуры предприятия (специфика линейной, функциональной, линейно-функциональной, матричной, матрично-штабной структур организации). Централизация и децентрализация в организации (понятие централизованного управления в организации, организация управленческой деятельности при децентрализации, оптимизация соотношения централизации и децентрализации на фирме). Основные законы организации и их практическое применение (характеристика и условия практической реализации основных законов организации, синергии, самосохранения, развития, информированности-упорядоченности, единства анализа и синтеза, гармонии). МАРКЕТИНГ Понятие, цели и задачи маркетинга. Концепции маркетинга. Внешняя и внутренняя маркетинговая среда. Маркетинговые исследования. Понятие, этапы и виды сегментирования рынка. Товар, классификация товара, товарная политика. Жизненный цикл товара. Маркетинг на разных этапах жизненного цикла товара. Цена, ценовая политика и ценовые стратегии. Уровни и функции каналов распределения товаров. Реклама и стимулирование сбыта. Пропаганда, личная продажа. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ Понятие и сущность качества. Качество как объект управления. Риски организации в области качества. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством. Основные методы управления качеством (организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические). Концепция TQM. Основные принципы менеджмента качества. Статистические инструменты контроля и управления качеством. Теоретические основы квалиметрии. Роль квалиметрии в управлении качеством. Показатели качества продукции и их классификация. Методы оценки уровня качества (дифференциальный, комплексный, смешанный, интегральный, экспертный). Современные технологии управления качеством (анализ Кано, FМЕА- и ФСА-анализ, «Шесть сигм», «бережливое» производство). Основы технического регулирования. Международные стандарты ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества. Экономические аспекты качества. Классификация затрат на качество. ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие и сущностные черты предпринимательства. Теория предпринимательства. Виды и формы предпринимательской деятельности. Индивидуальное предпринимательство: достоинства и недостатки. Товарищества как форма осуществления предпринимательской деятельности. Хозяйственные общества как форма осуществления предпринимательской деятельности. Производственные кооперативы (артели). Понятие и отличительные особенности юридического лица и коммерческой организации. Понятие малого предпринимательства, направления его государственной поддержки в РФ. Проблемы развития малого предпринимательства в РФ. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Этапы развития корпоративного планирования: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегический менеджмент. Понятие стратегический единицы бизнеса и корпоративного портфеля предприятия. Типы стратегий: корпоративная, деловая, функциональная. Стратегический анализ. Портфельный анализ. Разработка стратегии. Реализация стратегии. Эффективность стратегического менеджмента. Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия. Диверсификация деятельности. ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Деньги: понятие, история возникновения, функции денег. Денежная система: понятие, элементы, виды денежных систем. Денежное обращение: понятие, показатели, закон денежного обращения. Инфляция: понятие, виды, меры борьбы с инфляцией. Сущность кредита, его функции. Кредитная система. Институты, виды кредита. Финансы: понятие, функции, история финансов. Финансовая система. Финансы предприятий: сущность, управление. Государственный бюджет: сущность, виды, бюджетный процесс. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Сущность и задачи инновационного менеджмента. Сущность и классификации инноваций. Организация инновационного процесса. Диффузия инноваций. Стратегическое управление инновационной деятельностью. Инновационные стратегии фирм. Охрана и регулирование интеллектуальной собственности. Основы управления инновационными проектами. Финансовые аспекты инновационных процессов. Государственная и региональная инновационная политика. Инновационный риск. ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Периодические издания Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова Вестник Саратовского государственного технического университета Вопросы экономики Инновации Инновационная деятельность Кадры предприятия Компании Менеджмент в России и за рубежом Менеджмент сегодня Мировая экономика и международные отношения Общество и экономика Организация управления. РЖ ВИНИТИ Право и экономика Проблемы теории и практики управления Регион: экономика и социология Российская экономика. Прогнозы и тенденции Российский экономический журнал Управление компанией Управление персоналом Финансы Человек и труд ЭКО Экономика и управление Экономика и учет труда Экономика промышленности. РЖ ВИНИТИ Экономика России Экономические науки Экономический анализ. Теория и практика Экономический журнал Высшей школы экономики Эксперт |