Скачать 9 Mb.
|
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает:
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 37 города Белово» (далее ООП НОО МОУ «СОШ № 37 города Белово»). Учредителем МОУ «СОШ № 37 города Белово» является Администрация Беловского городского округа, лицензия – Серия А № 0000145, № аккредитационного свидетельства – АА 093333. Государственный заказчик программы: МОУ «СОШ № 37 города Белово» Директор программы: Курганова Л. В. Разработчики программы: Заместитель директора по УВР Агеева Т. В. Заместитель директора по ВР Богданова Е. В. Педагог-психолог Савельева Ж. В. Учителя начальных классов Сотникова А.Л., Никулина С.И., Садырева Н.Н., Нестерова Е.Н. Данная программа разработана коллективом педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся на первой ступени образования. ООП НОО МОУ «СОШ № 37 города Белово» рассмотрена и принята педагогическим советом, протокол №___ от ___ августа 2011 года. Основная образовательная программа начального общего образования (далее ООП НОО) разработана на основе следующих документов:
Структура программы определена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, а её содержательное наполнение учитывает рекомендации Примерной основной образовательной программы, программы образовательной системы «Школа 2100» и особенности образовательного учреждения. Учитывались также характерные особенности младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
мотивов и личностного смысла учения;
ООП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37 города Белово» разработана с учетом типа и вида данного общеобразовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений ОС «Школа 2100», реализующих фундаментальное ядро содержания современного начального общего образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД). Цель реализации основной образовательной программы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37 города Белово»: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает: - достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; - выявление и развитие способности обучающихся, в том числе одаренных детей, через систему клубов, студий и кружков, организацию общественной полезной деятельности, в том числе социальной политики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; - организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; - участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; - использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; - включение обучающихся в процессы познания и преобразования школьной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия. Основная образовательная программа содержит следующие разделы: • пояснительную записку; • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; • базисный учебный план образовательного учреждения; • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; • программы отдельных учебных предметов, курсов; • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; • программу коррекционной работы; • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учетом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс. Составной частью основной образовательной программы начального общего образования является учебный план, который содержит две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую, в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как кружки, секции, факультативы, школьные научные общества и т.д. Принципы построения основной образовательной программы начального общего образования:
К числу планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы отнесены:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37 города Белово» обеспечивает свою деятельность в тесном контакте с МУ УДМ г. Белово, подростковый клуб по месту жительства пгт Грамотеино «Юность», МУ «ЦБС» г. Белово Детская библиотека №3, МУ клуб «СТЭФ» на основе договора о сотрудничестве (Приложение № 2). Эти учреждения обеспечивают дополнительное образование обучающихся во внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному и общекультурному направлениям. На период реализации ООП на начальном этапе общего образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37 города Белово» будут обучаться:
Начальная школа работает с 08.00 в обычном режиме. Учебная нагрузка определяется санитарными нормами. В 1 классе она соответствует 21 часу. Продолжительность уроков в 1 классе – 35 минут в I полугодии при 5-ти дневной учебной неделе и 45 минут во II полугодии. Продолжительность учебного года – 33 учебные недели. Во 2-х – 4-х классах – 34 недели (по решению ОУ продолжительность учебной недели 6-ти дневная, продолжительность уроков 45 минут). Условия, созданные в общеобразовательном учреждении, направлены на обеспечение равных возможностей получения качественного образования всеми обучающимся: - разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад); - топографической принадлежности детей (городские и сельские дети); - дифференциации семей по степени материального и социального благополучия; - разного владения русским языком (русский язык не единственный язык общения). Условия, созданные в общеобразовательном учреждении, удовлетворяют обучающихся и их родителей. Для достижения учащимися запланированных образовательных результатов педагоги должны решить следующие задачи:
Количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений родителей и условий, созданных для осуществления образовательного процесса с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии. Наполняемость классов устанавливается в соответствии с нормативами, определенными Типовым положением об общеобразовательном учреждении в количестве 25 человек. Комплектование классов осуществляется на основании принципов равенства граждан на получение при обязательном обеспечении пропорциональности полового и возрастного составов комплектуемых классов. При проведении занятий по иностранному языку во 2-4 классах, по информатике и ИКТ допускается деление класса на две группы. Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный: • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. В ходе реализации ООП НОО для достижения запланированных образовательных результатов младший школьник должен решить следующие задачи:
Особые требования в ходе реализации ООП НОО предъявляются к использованию современных образовательных технологий. При выборе форм, способов и методов обучения и воспитания (образовательных технологий) в начальной школе педагоги обязаны руководствоваться ФГОС НОО и возрастными особенностями, возможностями младших школьников. Педагоги должны обеспечивать образовательный процесс с учетом следующих факторов:
При выборе применяемых образовательных технологий необходимо учитывать, что все технологии, используемые в школьном образовании, должны решать задачи образования данной возрастной группы учащихся и обеспечивать преемственность и плавность перехода учащихся от одной ступени образования к другой. Реализация системно-деятельностного подхода должна предусматривать широкое использование учащимися и педагогами современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе с учетом особенностей начальной ступени образования. Информатизация начального образования в образовательном учреждении ориентировано на ознакомление младших школьников с конкретными информационными технологиями и на формирование у них информационной культуры, т.е. обобщенных навыков работы с информацией. Информационная компетентность формируется при естественном, осмысленном и полифункциональном включении компьютерных технологий в образовательный процесс в урочное время и во внеучебных формах школьной жизни. Сценарии включения средств ИКТ в процесс обучения предусматривают индивидуальную и групповые формы работы обучающихся. Для воспитания и развития обучающихся, их теоретического мышления, познавательной активности, работы с одаренными детьми в школе организована внеурочная деятельность по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, социальное, общеителлектуальное, общекультурное, духно-нравственное. Духовно-нравственное направление представлено курсом «Уроки нравственности». Программа курса «Уроки нравственности» направлена на формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Общеинтеллектуальное направление представлено курсами «Логика», «Риторика». |