Семинар-практикум на тему
«Обновление образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами»
Добрый день уважаемые коллеги. Я очень рада видеть Вас. Сегодня у нас семинар-практикум, центральным вопросом которого является «ЧТО ТАКОЕ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?»
В настоящее время мы с Вами ищем ответы на вопросы:
Чем отличаются занятия от непосредственной образовательной деятельности?
Каковы составляющие образовательного процесса в ДОУ?
Как индивидуализировать виды деятельности с учетом разного темпа и развития детей даже в одновозрастной группе?
Найти ответы на все вопросы нам помогут нормативно-правовые документы нового поколения. Так, СанПиН 2.4.1.2791-10 предусматривает изменение - слово «занятие» заменяется словом «непосредственная образовательная деятельность». В связи с этим возникает вопрос, в чем отличие «занятий» от «непосредственной образовательной деятельности»?
Прежде всего, эти изменения затрагивают структуру и форму организации всего образовательного процесса. Образовательный процесс становится индивидуализированным, а так же происходит изменение позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям.
Все мы знаем, что за годы существования системы дошкольного образования наиболее распространенной моделью организации образовательного процесса была модель, включающая три составляющие:
Проведение занятий в соответствии с расписанием, на которых решались образовательные задачи, сформированные в комплексных программах по разделам – по методикам;
Решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов, в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.);
Закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности.
Такая модель существовала до введения и утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Новая модель организации образовательного процесса, согласно п. 2.4. Фед. Гос. Треб., предусматривают «решение программных задач в рамках непосредственно – образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования».
Следовательно, с учетом Фед. Гос. Треб. Модель образовательного процесса должна предусматривать две составляющие:
Совместная деятельность взрослого и детей:
Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской).
Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Самостоятельная деятельность дошкольников.
А что такое совместная деятельность?
Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах необходимо помнить ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА, на которые указывает Короткова Н.А.:
Включенность воспитателя в деятельности наравне с детьми.
Добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).
Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).
Открытый временной конец деятельности (каждый ребенок в своем темпе).
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, опыта и творческого подхода педагога.
Какие формы работы с детьми вы знаете? А игру это форма работы?
А почему именно игра? Почему не занятие? В чем отличие игры от занятия?
Что такое занятие?
Занятие в детском саду – это временной период, в процессе которого осваиваются какие-либо знания и умения.
Но делается все это в игровой форме. Ведь игра – это не только бег и прыжки, не только получение удовольствия, это в первую очередь познание окружающего мира, отображение детских впечатлений, адаптация к жизненным условиям. Еще Н.К. Крупская писала: "Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения…. изучает растения, животных".
Получается, что игра – это занятие, а занятие в детском саду – это игра.
Скажите, а занятие – это совместная деятельность?
Нет, так как на занятиях педагог решает свои личные цели, а не совместные цели с детьми.
Таким образом, в работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малыша деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группа) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.
В практике используются разнообразные формы совместной работы с детьми.
Формы организации детских видов деятельности
Вид деятельности
| Формы работы
| Двигательная
| Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале
| Продуктивная
| Мастерские по изготовлению предметов детского творчества, творческие проекты эстетического содержания, занятия в изостудии
| Коммуникативная
| Беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры, речевые тренинги
| Трудовая
| Поручения (в том числе подгрупповые), познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) труд
| Познавательно-исследовательская
| Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры
| Музыкально-художественная
| Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические и подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале
| Чтение художественной литературы
| Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и др.)
| Игровая
| Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные)
|
Формы организации образовательной деятельности при проведении режимных моментов
Образовательная деятельность
| Формы работы
| Физическое развитие
| Комплексы закаливающий процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрасные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня
| Социально-личностное развитие
| Ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении консультаций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов
| Познавательно-речевое развитие
| Создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур)
| Художественно-эстетическое развитие
| Использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
|
Самостоятельная деятельность детей
Образовательная деятельность
| Вид самостоятельной деятельности
| Физическое развитие
| Самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.)
| Социально-личностное развитие
| Индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками
| Познавательно-речевое развитие
| Самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки)
| Художественно-эстетическое развитие
| Предоставление детям возможности самостоятельно рисовать. Лепить, конструировать (преимущественно во в торой половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.
| Таким образом, можно установить различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности и через организацию детских видов деятельности
Процесс обучения в детском саду
| В виде учебной деятельности
| Через организацию детских видов деятельности
| Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком.
| Ребенок и взрослый – оба субъекта взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее
| Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)
| 2.Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого
| Основная деятельность учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знание, умение и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.
| 3.Основная деятельность – это так называемые виды деятельности.
«Ребенок должен быть активен. Но при этом важно, чтобы его активность не была беспорядочной, хаотичной, а оформлялась во вполне определенные, присущие дошкольнику виды деятельности…общение, игра предметная деятельность, конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность». «Сам процесс их выполнения и итоги. прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких норм и правил». Цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.
| Основная модель организации образовательного процесса - учебная
| 4.Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка
| Основная форма работы с детьми - занятие
| 5.Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, коллекционирование, чтение, реализация проекта, мастерская и т.д.
| Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частичном использовании опосредованных)
| 6.применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)
| Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «украшать» занятия наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы обеспечить учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого – вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний»
| 7.Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности
| Все дети должны присутствовать на занятии
| 8.Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.
| Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого - двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленные конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей.
| 9.Образовательный процесс предполагает внесение изменений (коррективов) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.
| Проектирование воспитательно-образовательного процесса:
Воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.
При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большей возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Современным детям не интересно на занятиях, так как их не заинтересовали, не увлекли. Мотивация отсутствует (пример с просьбой о помощи).
А как нам сейчас заинтересовать детей? Но мы не забываем про игру.
Я Вам сегодня предлагаю потренироваться в составлении мотивации. Это очень трудно. Давайте разделимся на подгруппы по 5 человек. Каждой подгруппе предлагается проблемная ситуация. Которую, необходимо решить, при помощи увлекательного и интересного для детей мотива.
Идет утренний прием детей в старшей группе. Саша (новенький) не хочет расставаться с мамой.
В умывальной комнате, дети моют руки. Шум, гам, брызги в разные стороны. Детей невозможно остановить.
Пробуждение после дневного сна.
Театрализация сказки.
На прогулке, Маша нашла ключ.
В настоящий момент стала исчезать сюжетно-ролевая игра. Я предлагаю в подгруппах придумать и обыграть, непосредственную образовательную деятельность с использованием сюжетно-ролевой игры. И рассказать задачи, каких областей вы решали в данной игре.
Игру нужно использовать всегда и везде. В игре дети успешно овладевают знаниями и умениями. Игра позволяет дарить детям осознанную радость новых открытий.
Таким образом, непосредственная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. |