Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 78.33 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.11.2013
Размер78.33 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
«Как происходило объединение Франции»

Цели: 1. Подвести к пониманию причин объединения Франции;

2. Обеспечить усвоение понятий «централизованное государство», «Генеральные штаты»;

Тип: Комбинированный урок;

План: 1. Причины объединения Франции;

2. Постепенное территориальное объединение страны;

3. Государственное управление во Франции XIII-XIV веков;

Оборудование: 1. Презентация;

2. Фигурки для оживления карты;

Термины и персоналии: Филипп II Август, Людовик IX Святой, Филипп IV Красивый, Бонифаций VIII, битва при Бувине, Авиньонское пленение, генеральные штаты;
ХОД УРОКА

I ОРГМОМЕНТ

II ПРОЫЕРКА ДОМАШЕГО ЗАДАНИЯ

По вариантам

  1. Многовариантный тест «Крестовые походы»

  2. Двухвариантный тест «Крестовые походы»

III ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Пока крестоносцы участвовали в крестовых походах, пока их внимание было приковано к ярким событиям, приключениям, трагедиям и разочарованиям, в самой Европе наблюдался процесс, может быть, пока еще не такой заметный, но очень важный. Здесь началось образование единых централизованных государств.

? Как вы понимаете, что такое централизованное государство?

Процесс образования централизованных государств был не менее интересным, увлекательным и трагичным, чем история крестовых походов. И наше знакомство с этими процессами мы начнем с удивительной страны – Франции.

? Какие вопросы нас могут заинтересовать?

В XI веке Франция делилась на ряд крупных феодальных владений: герцогств – Нормандия, Бургундия, Бретань, Аквитания и графств – Анжу, Тулуза, Шампань и т.д. Повсеместно развивалось сельское хозяйство и торговля, росли города. Крупным экономическим и политическим центром становиться город Париж. Однако порядка в стране не было.

? Как вы думаете почему?

Междоусобные войны, которые вели феодалы, бесспорно, причиняли большой вред стране. Что делать в таких условиях? Возникла необходимость в единой сильной власти короля, которая бы остановила эти войны и навела бы порядок в стране. Но как относились разные сословия и категории населения к процессу объединения?

? Вспомните, какие сословия средневекового общества вы знаете? Почему они хотели объединения страны?

1. Причины объединения Франции

Горожане – торговля во времена феодальной раздробленности была выгодным, но трудным и опасным делом. Товар, упавший на землю, считался добычей ее владельца. В средние века говорили: «Что с возу упало, то пропало». На суше купцов грабили «благородные» разбойники — рыцари, на море их подстерегали пираты. За проезд через владения феодала, за пользование мостами и переправами приходилось много раз платить пошлины. Чтобы увеличить свои доходы, феодалы порой ставили мосты на сухих местах, требовали плату за пыль, поднимаемую повозками купцов.

В стране не было единой системы мер и весов, единой монеты, что также затрудняло производство и торговлю.

Мелкие и средние феодалы – нуждаясь в деньгах, феодалы постепенно заменяли барщину и продуктовый оброк денежным оброком. В этом случае крестьянин должен был теснее связываться с рынком. Он свободнее распоряжался своим временем и продуктами. Личная зависимость крестьян ослабевала. В то же время крестьяне чаще давали отпор феодалам, уходили в города, организовывали восстания, которые охватывали теперь не отдельные деревни, а целые области. Чтобы справиться с неповиновением крестьян, феодалам нужна была сильная королевская власть.

Мелкие и средние феодалы надеялись получить у короля защиту от притеснений своих сеньоров, а также большие доходы на королевской службе.

Духовенство - церковь несла большие потери от междоусобных войн и разбоя рыцарей.

Крупные феодалы – они более всего дорожили своей политической самостоятельностью. До XII века положение французского короля было крайне затруднительным. Домен (личные владения) Капетингов представлял собой сравнительно небольшую полосу земли по Сене и Луаре, тянувшуюся от Компьеня до Орлеана. Окружавшие его со всех сторон феодальные владения — герцогства Нормандия, Бургундия, Бретань, графство Шампань — превосходили королевский домен по размерам во много раз. Каждое такое владение имело свои законы, своих вассалов, свою монету. Крупные феодалы были «королями» в своих владениях, собирали налоги, вершили суд.

Заполнение кластера на доске и в тетрадях.

2. Постепенное территориальное объединение страны

Итак, как мы видим у процесса объединения были и противники, но все же большая часть населения была заинтересована в процессе образования централизованного государства с сильной властью.

Работа с картой (стр. 149)

?1. Каким цветом на карте обозначены владения короля в начале XII века? Какой город был ее столицей?

2. Каким цветом на карте обозначены владения крупных феодалов?

3.Что вы можете сказать, сравнивая владения короля и владения феодалов?

4. Кто еще владел землей на территории Франции?

5. Исходя из данных карты, скажите, что нужно было сделать для объединения государства?

6. А с чего бы начали вы процесс объединения на месте французского короля?

- подчинение феодалов;

- борьба с Англией;

Больших успехов в процессе образования единого государства достиг французский король Филипп II Август (1180-1223). Именно он присоединил к своему домену Нормандию, Мен, Анжу, часть Пуату. Он увеличил свой домен в 5 раз! В 1214 году Филипп II Август в ожесточенной битве при Бувине разгромил своих противников, у англичан во Франции осталась только Аквитания.

Следующий король Людовик IX Святой (1226-1270)уже стал сильнее любого феодала Франции. Он провел реформы, которые действовали на территории всей страны.

1. Судебная реформа – создание верховной судебной палаты;

- Легисты – профессиональные юристы;

- Запрещение судебных поединков;

2. Военная – установление «40 дней короля» - срока, в течении которого феодал, получив объявление о войне от соседа, мог искать защиты от короля;

3. Монетная – введение единой для всей страны монеты;

Французские короли в деле объединения Франции действовали разными средствами. Особенно ярко это можно увидеть из биографии короля Филипп IV Красивый (1285-1314).

Послушайте меня и определите средства, которыми действовал король для объединения страны. Оцените их.

Продолжая дело своих предков, особенно деда, короля Людо­вика IX Святого, он укреплял королевскую власть, ослабляя полити­ческое могущество крупных феодалов. Новым средством достижения централизации стал подчиненный только монарху аппарат управле­ния, состоящий из людей незнатных и всем ему обязанных.

Король старался расширить территорию страны. Так, в 1294— 1299 гг. он вел борьбу за герцогство Аквитанское, которым английс­кие короли владели как вассалы королей французских. Однако это предприятие оказалось неудачным.

В 1284 г. Филипп IV Красивый вступил в брак с Жанной Наваррской, которая принесла в приданое королевство Наварру и графство Шампань.

В стремлении пополнить казну Филипп продавал и сдавал в аренду различные должности, производил насильственные займы у городов, уменьшал количество золота в монете, добавляя в нее медь, за что и получил прозвище «фальшивомонетчик», а чеканка монеты стала исключительной привилегией государя. Он неоднок­ратно изгонял евреев-ростовщиков из королевства, конфискуя в пользу казны их имущество и беря с них большие суммы за право вернуться в государство.

Филипп пытался ликвидировать контроль пап­ства над церковью во Франции.

Во время его правления обострился конфликт между фран­цузским королевством и папами. В 1296 г. папа издал буллу, катего­рически запрещавшую духовенству платить налоги светским влас­тям. В ответ на это Филипп, нуждавшийся в деньгах, запретил в 1297 г. вывоз из страны золота и серебра, чем лишил папу Бонифа­ция VIII всех церковных сборов и податей, поступавших из Франции. Далее он с отрядом наемников ворвался в замок папы и ударил его по лицу рукой в железной рукавице. Папа от унижения умер. Папы были вынуждены покинуть Рим и перебраться в город Авиньон. Началось Авиньонское пленение пап (1309-1378).

? Назовите основные средства французских королей в деле объединения страны. Все ли они были честными и законными?
3. Государственное управление во Франции XIII-XIV веков
Но, это были не все средства, которые использовал Филипп IV Красивый. В борьбе с папой он решил опереться на сословия Франции и созвал в 1302 году Генеральные штаты, как сословно-представительный орган.

Работа со схемой.

1. Представители всех ли сословий вошли в состав Генеральных штатов?

Три сословия заседали в Генеральных штатах отдельно, сформировав свои палаты. Каждая палата имела один голос, и общее решение двух палат не обязывало третью принять его, если ее представители не были согласны с ним.

Право созыва Генеральных штатов оставалось за королем. Они не превратились в регулярно действующий орган. Король не был им подотчетен.

Основной функцией Генеральных штатов было решение вопроса о налогах. Они обсуждали и политические дела, но без формального права утверждать законы. В целом Генеральные штаты мало ограничивали власть короля. Но сословия располагали возможностью контролировать действия короля. Сословия могли уклониться от выполнения решений, принятых королем, высказать свое несогласие с его политикой.




Т.о. в начале XIV века во Франции возникла сословная монархия.

Работа со схемой.

Сформулируйте определение на основе полученной информации. Сословная монархия – это государство, в котором…

Запись термина в тетрадь

IV ЗАКРЕПЛЕНИЕ

а) проанализируйте факты и сделайте выводы.

1. В XIII в. появляется Королевский совет — верховный орган управления страной, Парижский парламент (верховный суд) и Палата счетов (финансовое ведомство).

2. На территории королевских владений были запрещены судебные поединки (решения тяжб с помощью поединка спорящих сторон, широко применявшиеся ранее). Появилась возможность перенести дело в королевский суд. В него могла быть подана апелляция на решение любого суда — сеньориального или городского.

3. В королевском домене была введена единая монетная система. Постепенно королевская монета стала вытеснять из обращения местную;

б) ниже приведен фрагмент из хроники, рассказывающей о Людовике Святом (1226—1270). Зачем ему понадобилось тратить такие деньги? Как это могло укрепить его власть?

«У короля Людовика Святого был терновый венец Господа нашего Иисуса Христа и большой кусок Святого Креста, на котором Господь был распят, и копье, пронзившее бок Господа нашего. Для этих реликвий он приказал построить Св. Капеллу в Париже, на которую истратил 40 000 турских ливров

( для сравнения — все графство Макон обошлось в 1239 г. всего лишь в 10 000 ливров)»;

V ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. & 17;

2. Рабочая тетрадь – & 17;

3. Контурная карта – Соотнесите информацию об этапах объединения Франции с картами. На контурной карте покажите наглядно эти этапы (выделите территории тремя цветами). Выясните, когда завершилось объединение Франции и были присоединены не закрашенные вами территории.

*4. Прочитайте отрывок из книги французского ученого Ж. Дюби. Нарисуйте описанную в нем пирамиду. О каком положении короля в государстве говорит данное описание? Кого автор имеет в виду под словом «финансисты»? Почему он их так назвал? «Людовик IX полагал необходимым в полной мере пользоваться той властью, которую он получил от Бога во время коронации в Реймском соборе. Он завещал королям Франции вершить суд, восседая в одиночестве наверху иерархической пирамиды. Чуть ниже располагались его дети, еще ниже — принцы, принадлежавшие королевскому дому, под ними — пэры королевства: справа — епископы, слева — укрощенные феодалы, наконец, под тремя рядами, представленными законниками, воинами и финансистами, весьма усердными слугами государства, простой народ...»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск