Я ИМЕЮ ПРАВО…
(проект)
С.В. Созина
воспитатель МКДОУ № 196,
г. Киров
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ВИД ПРОЕКТА: творческо-информационный
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старших, подготовительных групп, воспитатели групп, родители воспитанников, специалисты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Социализация»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
«Право ребёнка на жизнь и право ребёнка на родительство – это неотъемлемые права любого человека, а ребёнок – по перед всего. Но ведь не суд же, не слепая Фемида, обеспечит ему эти права, а мы, зрячие - родители, учителя, соседи, прохожие. Насколько мы зрячие? Это не простой вопрос …»
Альберт Лиханов
Одной из наиболее важных социальных проблем сегодня являются обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав ребёнка. Решение этой проблемы позволит укрепить условия всестороннего развития личности, обеспечить права и свободы человека.
Дети должны знать свои права, гарантированные законами страны, в которой они живут, и понимать: власть над ними не безгранична, она подчиняется требованиями этих законов. Защита прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Только овладение правами даёт ребёнку возможность самореализоваться, раскрыться как личности. И начинать работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, ведь уже в детстве ребёнок чувствует и осознаёт себя личностью, человеком, имеющем равные со взрослыми права и свободы.
Правовое сознание дошкольников является результатом их правового воспитания. По мнению М.К. Михляевой, основы правового сознания дошкольника представляют собой совокупность устойчивых, выражающихся в правильном правовом поведении и нравственно-правовых чувствах подрастающего поколения по отношению к окружающему миру.
Работа по правовому воспитанию помогает детям познакомиться с естественными правами, формированию социально-значимых потребностей и коммуникативных навыков. Но, к огромному сожалению, в последнее время в дошкольных учреждениях перестали уделять внимание работе по данному направлению.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Сформировать правовое мировоззрение и нравственные представления у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Формировать у старших дошкольников представление о правах детей и основных документах по их защите.
2. Формировать у детей чувства собственного достоинства, ответственности за другого человека, начатое дело, данное слово.
3. Развивать умение соблюдать общепринятые нормы и правила поведения детьми.
4. Повышать родительскую компетентность и юридическую грамотность по проблеме защиты прав ребёнка.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1. Обогащение представлений детей об их правах.
2. Повышение уровня правовой культуры родителей.
3. Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов.
4. Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей. Знакомство с понятиями: достоинство, ответственность, доброжелательность.
5. Налаживание тесных контактов между родителями и педагогическим коллективом ДОУ, взаимообмен информацией и опытом.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА
Для реализации данного проекта очень важно наладить систему работы через комплексный подход, включающий в себя разные формы организации: непосредственная образовательная деятельность, игры, праздники и т.д.
В ходе подготовки этого проекта был составлен перспективный план работы на старшую и подготовительную группы. Он включает в себя работу с детьми, совместную деятельность детей и родителей, работу с родителями, работу с социумом.
Разрабатывая содержание мероприятий, учитывалось:
- возрастные и индивидуальные особенности детей данного возраста;
- обязательное использование наглядных средств обучения;
- положительно-эмоциональный стиль отношений между педагогами, детьми и родителями;
- уровень правовой образованности родителей и их запросы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
Совместная интеллектуальная игра «Знатоки права»
Работа, проводимая в ходе реализации проекта, позволила детям познакомиться с естественными правами, формированию социально-значимых потребностей и коммуникативных навыков.
«Мир, который мы оставим нашим детям, в значительной мере зависит от детей, которых мы оставим миру».
Федерико Майор
(генеральный директор ЮНЕСКО)
ТЕМА МЕСЯЦА
| С Т А Р Ш А Я Г Р У П П А
| РАБОТА С ДЕТЬМИ
| СОВМЕСТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
| РАБОТА
С РОДИТЕЛЯМИ
| РАБОТА
С СОЦИУМОМ
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| СЕНТЯБРЬ
«По-разному зовутся
дети».
(Право ребёнка на имя, отчество и фамилию)
Цель: Дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.
| ● НОД «Я и мое имя. Что значат наши имена».
● Рисование «Мой портрет».
● Беседа «Что означает твоё имя».
[1, стр. 32].
● Игры: «Найди себе пару», «Ласковое имя лучше мягкого пирога».
● Рассматривание фотографий.
●Дидактическая игра «Мое имя».
● Просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей».
● Чтение художественных произведений Э. Фарджен «Имена девочек», «Имена мальчиков».
Э. Успенский «Рыжий».
● НОД «Ты и твоё имя»
[2, стр. 174] | ● Совместные сочинения
«Что означает моё имя».
● Игра «Путешествие в страну имён».
| Оформление альбома «Кто я»
| ● Развлечения:
«Имена вокруг нас» (с играми).
«Обратись по имени» «Назови все мои имена».
| ОКТЯБРЬ
«Имею право жить»
(Право ребёнка на жизнь.)
Цель: Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровье. Государство заботится об охране жизни.
| ● НОД «Право на жизнь».
● Беседа «Имею право жить», «Жизнь дана на добрые дела».
● Инсценировка отрывка
«Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
● Цикл бесед «Кого мы называем добрым, честным, вежливым …»
[1, стр. 29] «Правила поведения».
● «Чтение произведений В. Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка».
| ● Выставка детских работ «Как чудесно жить на свете».
| ● Оформление уголка добрых дел с использованием фотографий из жизни группы.
● Родительское собрание «Дети о своих правах»
[6, стр. 39].
| ● Консультации психолога по интересующим родителей вопросам.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| Ш. Перро «Спящая красавица».
Ю. Форостенко «Защити себя сам».
● Обсуждение пословиц:
Жизнь дана на добрые дела.
Жизнь прожить не поле перейти.
Поживи подольше, так увидишь больше.
● Сюжетно-ролевые игры
«Пожар», «Милиция», «Скорая помощь».
● Игры «Я один дома», «Спасатели» [1, стр. 25].
«Добрые дела», «Я умею»,
«Мешок плохих поступков».
Чтение и обсуждение рассказа «Жизнь» [5, стр. 46]
|
|
|
| НОЯБРЬ
«Моя семья»
(Право ребёнка жить и воспитываться в семье)
Цель: Закрепить представление о родственных связях. Учить детей сопереживать, совершать по собственной воле добрые поступки. Формировать уважительное, заботливое отношение к близким и родным людям.
| ● НОД «Моя семья».
[12, стр.81]
● НОД «Про семью дружную, всем такую нужную».
● Рисование «Моя семья».
● Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
● Инсценировка М. Ивенсен
«Разговор перед сном».
● Игры и упражнения «Кем ты приходишься своим родным»,
«Огорчиться ли мама, если я …»,
«Почему я их люблю»,
«Узнай символ»[1, стр. 37]
«Дружная семья», «Помогаю взрослым», «Настроение моих родных»
● Дидактическая игра
«Могучее дерево»
● Беседа «Как улучшить настроение себе и своим родным».
| ● Проект «Моя семья».
● Совместный праздник «Осенины».
| ●Семинар-практикум
«Права и обязанности детей и взрослых.
● Альбом
«Герб семьи»
| ● Совместный праздник «Осенины»
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| «Как ты заботишься о своих близких, как помогаешь им?»
«Совершал ли ты поступки, за которые твоим родителям было стыдно».
● Чтение литературы: Ш. Перро «Золушка».
С. Маршак «12 месяцев», «Морозко».
Л. Васильева - Гангнус «О том, как надо себя вести с мамой, папой и остальными членами твоей семьи».
В. Осеева «Сыновья», «Печенье».
Л. Толстой «Старый дед и внучок».
Д. Габе «Моя семья».
|
|
|
| ДЕКАБРЬ
«Без семьи нет счастья».
(Право знать своих родителей и право на их заботу).
Цель: Закрепить представление детей о благополучной дружной семье. Дать представление о защите прав ребёнка членами семьи и государством.
| ● НОД «Право на семью, семейные связи, заботу родителей».
[9]
● Беседы «Без семьи нет счастья».
[1, стр. 43]
«Расскажи о своей семье»
«Что я знаю о своих родных»
● Запись рассказов детей
«Семья глазами ребёнка».
● Лепка дымковских игрушек
«Семья» (персонажи потешки «Из-за леса, из-за гор …»).
● НОД «Моя семья» [2, стр. 178]
● Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье.
В своей семье всяк сам большой.
Всякая птица своё гнездо любит.
Свой дом – самое лучшее место.
Кто живёт ладно, у того всё складно.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
| ● Спортивный праздник «Папа, мама, я - дружная семья.
● Совместное составление генеалогического древа (Приложение № 1).
| ● Индивидуальная беседа.
● «Как научить ребёнка уважать родителей».
| ● Совместный новогоднее развлечение.
● Анкета для родителей «Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребёнку».
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| Птица радуется весне, а младенец матери.
● Отгадывание загадок [1,стр. 42]
● Чтение литературы:
Ш. Перро «Спящая красавица».
А. Барто «Большая семья».
В. Шиманов «На стадион вместе с папой», З. Александрова «Бабушка»
● Фантазия на тему «Дети остались одни дома на несколько дней»
[1, стр. 43]
● Просмотр и обсуждение мультфильма «Гадкий утёнок».
|
|
|
| ЯНВАРЬ
«Мой дом – моя крепость»
(Право на жильё и его неприкосновенность).
Цель: Познакомить детей с правом на жильё и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила общежития.
| ● НОД «Мой дом - моя крепость» [1, стр. 45].
● Театрализованные постановки по мотивам русских народных сказок
«Лиса, заяц и петух», «Теремок».
● Конструирование из бросового материала «Дома моей мечты»
● Обсуждение пословиц «Красна изба не углами, а пирогами»,
«В гостях хорошо, а дома лучше».
● Игры «Заходи в гости».
● Чтение литературы
«Три толстяка» (в обработке С. Михалкова).
«Дом, в котором ты живешь» Л. Васильевой – Гангнус (из книги «Азбука вежливости»
● Чтение рассказов о доме
[5, стр. 35]
Чукотская народная сказка «Как Евражка и медведь норами менялись» (с использованием иллюстраций художника Е. Рачева).
| ● Конкурс рисунков «Дома моей мечты»
● «Конкурс поделок
«Такие разные дома» (дома будущего)
| ● Консультация «Игровой уголок ребёнка дома»
| ● Спортивное развлечение «Кто в домике живёт»
● Индивидуальные
беседы психолога
с родителями
(«Наказания!?»).
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| «Шалости» О. Буценя, «Бобик в гостях у Барбоса» Н. Носова, «Таинственный дом» Ю. Коринеца.
●Рассказывание детьми сказки «Три медведя» с использованием иллюстраций художника Ю. Васнецова
● Просмотр с последующим обсуждением мультфильма «Винни - Пух в гостях у Кролика».
● Прослушивание песенок о доме.
|
|
|
| ФЕВРАЛЬ
«Быть здоровым хорошо»
(Право на охрану физического здоровья)
Цель: Создать условия для развития представлений о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни.
| ● НОД «Быть здоровым хорошо»
[1, стр. 50]
● Индивидуальные беседы «Что я знаю о своём здоровье».
● Отгадывание загадок про полезные продукты [1, стр. 53]
● Чтение литературы:
«Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова
«Главное чудо на свете» Г. Юдина
● Сюжетно-ролевые игра «Больница»
● Мультфильмы «Мойдодыр», «Приключения Незнайки и его друзей»
● Прослушивание песенок о здоровом образе жизни.
● Чтение рассказов о здоровье
[5, стр. 50]
| ● Совместный спортивный праздник «Весёлые старты»
● Фотоальбомы «Папы – защитники Отечества»
| ● Папка-передвижка «О пользе закаливания».
«Здоровые продукты»
| ● Консультации инструктора по физической культуре о пользе закаливания и о корректирующих гимнастиках.
| МАРТ
«Расти здоровым»
(Право ребёнка на пользование услугами системы здравоохранения)
Цель: Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение здоровья,
| ● НОД «Право ребёнка на медицинскую помощь» [9]
● Беседы «Кто и как заботится о своём здоровье», «Разговор о правильном питании».
● Сюжетно-ролевые игра «Скорая помощь», «Письмо больному другу».
● Чтение и обсуждение литературы:
| ● Придумывание знаков для охраны здоровья
● Спортивное развлечение «День Здоровья»
● Фотоальбомы «Наши милые мамы».
| ● Папка-передвижка «О необходимости плановых прививках».
| ● Консультации психолога «Эмоции детей и родителей».
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| личное положительное отношение каждого ребёнка к здоровью
| «Человек заболел» И. Турчина
«Расти здоровым» («Детская энциклопедия здоровья») Р. Ротенберга
● Экскурсия в медицинский кабинет в ДОУ
● Опытно-исследовательская деятельность «Проверка зрения», «Как бьётся твоё сердце», «Посчитаем пульс»
● Игра-драматизация «Научим Алёнку навыкам личной гигиены».
● Праздник «К нам приехал Айболит» [2, стр. 210]
|
|
|
| АПРЕЛЬ
«Человек – это звучит гордо»
(Право на защиту от физического насилия, грубого обращения, оскорбления и унижения).
Цель: Познакомить с правом на защиту от физического насилия, грубого обращения и жестокости.
| ● НОД «Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья» [4, стр. 68]
● Беседа по сказке «Денис и медвежонок Денни» [4, стр. 69]
● Загадки о полезных и вредных привычках [4, стр. 74]
● Просмотр и обсуждение мультфильма
«Рыжий, рыжий, конопатый»
● Игра-интервью «Расскажи о себе».
● Размышления детей «Это хорошо или плохо, что все люди разные»
● Индивидуальные беседы
«Ты особенный», «Ты единственный в мире» и т.д.
● Беседа «Чем люди отличаются друг от друга», «Что значит человек добрый и злой»
● Игра «Я обижаюсь, мне не нравится, когда …»
● Игра «Ты обидел своего друга. Попробуй, помирись».
| ● Конкурс рисунков «Такой далёкий космос» (Приложение № 2)
● Совместная экскурсия в планетарий.
| ● Круглый стол
«Что я знаю о своём ребёнке».
| ● Консультирование и коррекционная работа педагога-психолога с неблагополучными семьями.
● Составление памяток «Воспитание мальчиков и девочек»
[5, стр. 82]
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| |