Скачать 54.58 Kb.
|
Подготовила и провела Овчинникова Т. Б.- учитель нач. классов МОУ «Средняя школа №35» Тема урока: Правописание разделительного мягкого знака. Тип урока: закрепление изученного материала. Цели урока: формировать умение правильного употребления слов с разделительным Ь; совершенствовать навыки правописания слов с разделительным Ь; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; воспитывать интерес к русскому языку. Ход урока I. Организационный момент. II Актуализация знаний. А) - Послушайте четверостишие и определите, что мы будем повторять сегодня на уроке? Слева от меня – согласный, Справа – е, ё, и, ю, я. Чтобы не было слиянья, Разделил их ловко я. (разделительный мягкий знак) Б) Повторение материала о йотированных гласных е, ё, и, ю, я. На доске рисунки с изображением белки, ежа, зайца, тюленя. Под рисунками слова с пропущенными буквами. - Посмотрите на слова под рисунками. Какое задание надо выполнить? (вставить пропущенные буквы) Ученики называют буквы. Карточки с буквами открывает учитель. - Прочитайте буквы, которые вставили. - Что вы знаете об этих буквах? (они йотированные) - Почему? (могут обозначать 2 звука) - В каких позициях в слове буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (когда стоят в начале слова, после гласного, после разделительного мягкого знака) - Есть ли среди данных слов такие слова, в которых одна из букв обозначает два звука? (заяц, ёж) - Вспомним, какие звуки обозначают йотированные гласные, когда они обозначают два звука. [й’а] [й’э] [й’о] [й’и] [й’у] (На доске карточки.) Задание-карточку с транскрипцией расположить под буквой, которая соответствует ей. я е ё и ю [й’а] [й’э] [й’о] [й’и] [й’у] III. Введение в тему. Сообщение темы урока. IV. Развитие умений – применение знаний. 1) Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости и разделительного мягкого знака. а) Послушайте загадки тигрёнка Усика, отгадайте их и постарайтесь запомнить слова – отгадки. Ходит к реке смело Весь в наряде белом. У него на ножках Красные сапожки. Кто в лесу глухом живёт, Неуклюжий, косолапый? Летом ест клубнику, мёд, А зимой сосёт он лапу. Хвост крендельком, Нос пятачком. Ест бананы, сладости, К общей детской радости. (гусь, медведь, свинья) - Проверим, какие слова вы запомнили? Запишите эти слова в тетрадь. Проверка записи слов с доски. б) Что общего заметили в этих словах? (все эти слова обозначают животных; во всех словах есть мягкий знак) Посмотрите на написание этих слов и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова? (слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным мягким знаком) Назовите слова с мягким знаком – показателем мягкости (гусь, медведь) Слова с разделительным мягким знаком? (свинья, обезьяна) в) Слайд «Мягкий знак – показатель мягкости» Посмотрите на доску. Где пишется мягкий знак – показатель мягкости? (в конце и в середине слова между двумя согласными) г) Слайд «Разделительный мягкий знак» Когда пишется разделительный мягкий знак? (после согласного и перед гласными е, ё, и, ю, я, если в этих словах слышится [й’]) Повторим правило написания разделительного мягкого знака (опрос 2-3 учеников) Что разделяет разделительный мягкий знак? (согласный и гласный звук) д) Прочитайте сочетания букв (мья, льё, нью, тье, чьи) Подберите слова, в которых есть эти сочетания букв (семья, комья, льёт, платье, птичьи.) Запишем под диктовку по 1 слову с каждым из этих сочетаний: семья, платье, птичьи, льёт. Физкультминутка е) Упражнение в распознавании слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости - Проверим, научились ли вы распознавать слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным мягким знаком. Слайд с домиками - Посмотрите, какие знаки живут в этих домиках? (Ь – показатель мягкости и разделительный Ь) - Прочитайте слова (деньки, листья, муравьи, яблонька, сосульки, вьюга, зверьки, перья) - Задание: запишите слова по вариантам. 1 вариант – слова с мягким знаком – показателем мягкости; 2 вариант – с разделительным мягким знаком. Проверка. Под диктовку учащихся учитель с помощью мыши переносит слова в соответствующие домики. V. Употребление в словах разделительного мягкого знака. 1) Послушайте рифмовку и найдите в ней слова, похожие по звучанию. Буратино взял перо, чтоб писать письмо Пьеро. У стола ждёт Артемон – самый быстрый почтальон. Какие слова похожи по звучанию? (перо – Пьеро) (Учитель показывает карточки с этими словами) А есть ли разница в написании этих слов? (слово «Пьеро» пишется с разделительным мягким знаком; Пьеро – это имя собственное, поэтому пишется с большой буквы) 2) На доске записано предложение. Прочитайте его. Кол...я приготовил кол...я для палатки. Что заметили в этом предложении? (есть слова похожие по звучанию) Назовите их (Коля – колья) Одинаково ли пишутся эти слова? (нет; в слове колья пишется разделительный мягкий знак, а в слове Коля – нет) (В предложение, записанное на доске вставить пропущенные буквы) Коля приготовил колья для палатки. 3) Придвиньте карточки. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В парке мы встретили Дар...ю. Я дар...ю маме подарок. На карточках вам даны предложения, в которых так же есть слова, похожие по звучанию. Прочитайте предложения про себя. Чтобы всем было понятно, прочитаем предложения вслух (чтение предложений 1 учеником) Подумайте, как правильно надо написать эти слова. Спишите предложения, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Проверка. Как написали слова? 4. Упражнение в умении распознавать слова с разделительным мягким знаком, и находить в них ошибки. Слайд «Письмо Деду Морозу» Ребята, лесные жители написали Деду Морозу письмо.[4] Но в него закрались ошибки. Помогите лесным жителям и исправьте ошибки в словах. (Ученики называют ошибки, учитель их исправляет) Как вы думаете, довольны ли лесные жители тем, как вы исправили ошибки? (довольны) (на слайде включается звуковой сигнал – рев медведя) Теперь Дед Мороз принесет жителям леса лыжи? (да) (на экране с помощью мыши учитель из мешка вытаскивает лыжи) IY. Итог урока. Рефлексия.
-Умеете ли вы теперь писать слова с разделительным мягким знаком? Y.Домашнее задание: записать слова с разделительным мягким знаком в «Тетрадь умных правил» |