Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 351.4 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации06.11.2013
Размер351.4 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи

ПОЛОСУХИНА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА



ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПРОРЕЗЫВАНИЯ ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ В СВЯЗИ С ЦЕФАЛО - И СОМАТОТИПАМИ: КЛИНИКО-АНАТОМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

14.00.02 - анатомия человека

14.00.21 - стоматология

АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук
Волгоград – 2007


Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».
Научные руководители: доктор медицинских наук, профессор

Николенко Владимир Николаевич;

доктор медицинских наук, профессор

Булкина Наталия Вячеславовна.

Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор

Краюшкин Александр Иванович;

доктор медицинских наук, профессор

Кунин Вадим Анатольевич.

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Самарский государственный

медицинский университет Росздрава».

Защита диссертации состоится «___» ___________ 2007 года в «___» часов на заседании диссертационного совета Д 208.008.01 при Волгоградском государственном медицинском университете по адресу: 400066, г. Волгоград, площадь Павших борцов, д.1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградского государственного медицинского университета по адресу: 400066, г. Волгоград, площадь Павших борцов, д.1.
Автореферат разослан «___» _________2007 года.
Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор медицинских наук Григорьева Н.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы

Состояние зубочелюстной системы и, в частности, прорезывание постоянных зубов является объективным критерием нормального развития ребенка (Колесов А.А., 1970; Николенко В.Н. и соавт., 2002; Кучма В.Р., 2004, Cameron. A.C., Widmer. R.P. 2003). Изучение его взаимосвязи с анатомо-функциональными и конституциональными особенностями организма приобрело особую медико-социальную значимость. В последнее десятилетие ведется большая работа по анализу данных об особенностях прорезывания постоянных зубов (Филиппова Г.П., 1999; Яновский Л.М., 1999, Agarwal K.N., 2004). Выявлена четкая зависимость сроков прорезывания постоянных зубов от уровня физического развития ребенка (Удовицкая Е.В., 1990; Камалян К.Р., 1990), созревания детского организма и полового развития (Николенко В.Н., Сперанский В.С., Белугина Л.Б., 2003), а также типа конституции (Данилкович Н.М., 1971; Никитюк Б.А., 1991). Однако, как отмечают Д.Б. Никитюк и соавт. (2007), «конституциональная типология применительно к детям почти не разработана. Вместе с тем, именно в этот период конституциональный подход приобретает наибольшую практическую значимость. Специфика заболеваний, динамика процессов роста и развития во многом связана с типом телосложения ребенка. Поэтому тип телосложения (соматотип) в детском возрасте является показателем большого прогностического значения». В.Г. Николаев (2007) анатомо-антропологический подход считает обязательным атрибутом профилактической и клинической практики.

В настоящеее время в связи большое внимание уделяется изучению взаимосвязи антропометрических параметров, физического развития, соматотипов и цефалотипов с одонтометрическими показателями: размерами и формой зубов (Манашев Г.Г., 2000; Шарайкин П.Н., 2000), размерами, формой зубных дуг и прикуса (Фирсова И.В., 2003; Измайлова Т.И., 2006; Музурова Л.В., 2006), показателями распространенности кариеса (Шарайкина Н.Г., 2000; Чернявцева Е.В., 2005).

Однако, имеются лишь единичные работы, посвященные изучению прорезывания постоянных зубов в зависимости от формы лица (Белугина Л.Б. и соавт., 2003; Булкина Н.В. и соавт., 2003; Измайлова Т.И., 2006; Ватлин А.Г., 2007). Для проведения эндодонтического, ортодонтического, ортопедического и хирургического лечения детей с различной патологией челюстно-лицевой области в период смены зубов необходимо учитывать функциональные, морфологические особенности органов полости рта и других анатомических образований этой области, до настоящего времени изученных недостаточно (Персин Л.С. 1998; Дмитриенко С.В. с соавт., 2005). Поэтому актуальность приобретают новые аспекты краниологии, существенно расширяющие проблему в целом, в том числе выявление индивидуально-типологических особенностей связи прорезывания постоянных зубов с типами лица и головы у детей с физиологическим прикусом (Дмитриенко С.В., и соавт., 2005). Актуальным является установление региональных особенностей варьирования показателей прорезывания постоянных зубов у детей различных возрастно-половых групп различных сомато- и цефалотипов.

Цель исследования

Выявить особенности прорезывания постоянных зубов у детей г. Саратова различных сомато-, цефалотипов, форм лица и в связи с возрастом и полом.

Задачи исследования

  1. Изучить показатели прорезывания постоянных зубов у детей г. Саратова - парность прорезывания симметричных зубов, последовательность, степень прорезывания, сроки и диапазоны прорезывания.

  2. Провести соматотипирование детей в возрасте 5-14 лет.

  3. Определить цефалотип и форму лица у обследуемых детей.

  4. Выявить связь темпов прорезывания с соматотипом, цефалотипом, формой лица и половым диморфизмом.

  5. Сравнить показатели прорезывания с данными, полученными у детей г. Саратова, обследованных в 2002 г., и оценить динамику этого процесса.

Научная новизна исследования

Впервые проведено соматотипирование детей г.Саратова и изучены особенности прорезывания зубов при различных соматотипах. Показано что среди полидентов-мальчиков чаще встречаются астеники (29,4%), среди девочек - пикники (25%).

Впервые описаны цефалотипы и формы лица у детей г.Саратова и в связи с ними изучены особенности прорезывания постоянных зубов. Выявлено что более 50% всех цефалотипов являются нормодентами, а по форме лица преобладают эуриены.

В зависимости от количества постоянных зубов и интегрального показателя прорезывания впервые выделены дентотипы детей: нормоденты, полиденты-1, полиденты-2, олигоденты-1, олигоденты-2.

Проведен сравнительный анализ прорезывания постоянных зубов у детей г.Саратова, обследованных в 2002г. и в 2007г., и оценена динамика процесса за 5 лет. Отмечается тенденция к акселерации у детей, обследованных в 2007г.

Теоретическая и практическая значимость работы

Результаты исследования, касающиеся региональных особенностей прорезывания постоянных зубов в связи с сомато- и цефалотипами, могут быть использованы в учебном процессе медицинских вузов на практических занятиях и лекциях по анатомии человека, медицинской антропологии, терапевтической и хирургической стоматологии, стоматологии детского возраста, организации здравоохранения и общественного здоровья, педиатрии, судебной медицины. Полученные данные внедрены в учебный процесс кафедр анатомии человека, терапевтической стоматологии и хирургической стоматологии Саратовского государственного медицинского университета, кафедры анатомии человека Волгоградского государственного медицинского университета, в лечебный процесс стоматологического отделения №2 Клинической больницы №3 при ГОУ ВПО «Саратовский ГМУ Росздрава».

Выделенные дентотипы могут использоваться для комплексной оценки состояния зубочелюстной системы, создания банка данных регионов России для адекватного сравнения и оценки как региональных и этнических особенностей, так и характеристики процесса через определенный промежуток времени.

Результаты исследования могут быть использованы при определении биологической зрелости детей, разработки лечебно-профилактических мероприятий в дошкольном и школьном возрасте, выбора тактики и проведения эндодонтического, ортодонтического, ортопедического и хирургического лечения у детей.

Основные положения, выносимые на защиту

  1. По количеству прорезавшихся зубов и интегральному показателю их прорезывания можно выделить группы детей – дентотипы, которые характеризуются общностью сроков, степени прорезывания и являются частным проявлением конституции.

  2. Оценка прорезывания зубов у детей различных соматотипов и цефалотипов может проводиться по дентотипам.

  3. Сравнительный анализ показателей прорезывания постоянных зубов у детей, обследованных в 2002г. и в 2007г., показал некоторые изменения в сторону акселерации.


Апробация работы

Основные результаты исследования доложены и обсуждены на 67-й конференции студентов и молодых специалистов Саратовского государственного медицинского университета (Саратов, 2006); на межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием: «Молодежь и наука: итоги и перспективы» (Саратов, 2006); на межрегиональной научно-практической конференции «Здоровье подростков и юношества» (Калининград, 2006); на проблемной комиссии и Ученом совете стоматологического факультета Саратовского государственного медицинского университета (Саратов, 2006); на межкафедральном заседании кафедр анатомии человека, терапевтической стоматологии, хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии (Саратов, 2006); на межрегиональной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения первого ректора Саратовского Императорского Николаевского университета В.И. Разумовского (Саратов, 2007), на межкафедральном заседании анатомии человека, оперативной хирургии, судебной медицины, гистологии, терапевтической стоматологии, хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии (Саратов, 2007). Получено удостоверение на рационализаторское предложение «Способ оценки дентотипа при прорезывании постоянных зубов» № 2730 от 26.09.07.

Публикации

По теме диссертации опубликовано 8 научных работ, из них 2 в журналах, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, утвержденный Президиумом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ.

Объем и структура работы

Диссертация изложена на 173 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, описания использованных материалов и методов исследования, главы собственных исследований и их обсуждения, заключения, выводов и списка использованной литературы, включающего 216 источников (173 отечественных и 43 зарубежных). Работа иллюстрирована 32 фотографиями, 30 рисунками, содержит 50 таблиц и 1 схему. Весь материал, представленный в диссертации, получен, обработан и проанализирован лично автором.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск