Скачать 46.44 Kb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Прогимназия № 237 «Семицветик»» Конспект логопедического занятия по обучению дошкольников правильному произношению звука [Л] (старшая группа) подготовила учитель-логопед Шумахер Юлия Владимировна г.Саратов 2012 Цели: уточнить артикуляцию и характеристики звука [л], развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику рук, просодические компоненты речи, развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ, навыки словоизменения, расширять словарный запас. Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая. Планируемые результаты: знает артикуляцию звука [л], его характеристики. Материалы и оборудование: конверт с изображением Лунтика, зеркала, предметные картинки, корзинки для звукового анализа, изображение буквы «Л», бочонки с горохом. Содержание деятельности детей
Логопед: Здравствуйте ребята! Давайте успокоимся, улыбнемся и послушаем меня внимательно.
Логопед: К нам в детский сад пришло письмо. Посмотрите на этот конверт, от кого это письмо? (от Лунтика) А какой первый звук мы слышим в этом имени? (Звук [Л]) Правильно! Это самый любимый звук там, где живет наш герой. А где это? (На луне) Только этим звуком на луне завладел злой волшебник! И в письме Лунтик просит нас о помощи. Поможем ему? (ДА!) Чтобы правильно произносить любые звуки, нужно чтобы мышцы языка были сильными. А чтобы язычок стал сильным, что нужно делать? (Зарядку для язычка) Давайте поиграем. Достали зеркала. Перед вами лежат карточки с цифрами, на обратной стороне задания для язычка. Из мешочка достаете шарики с цифрами, какая цифра – то упражнение мы выполняем: 1. Заборчик 2. Трубочка 3. Лопатка 4. Лошадка 5. Часики 6. Качели Молодцы! Язычки стали сильными, и теперь давайте произнесем звук [Л] (перед зеркалом): - улыбнулись - ротики открыли, зубки разомкнули - язычок подняли, кончик язычка острый, упирается в верхние зубки - и погудим как самолетики: Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л Что делают наши губы и зубки при произнесении звука [Л]? (Губки приоткрыты, зубки разомкнуты) Где наш язычок? (За верхними зубками) Правильно, язычок поднят за верхние зубки, значит, он является преградой для воздушной струи – значит, он какой? (Согласный) Положите ладошку на горло и произнесите звук [Л]… Голосок поет или спит? (Поет) Значит, какой это звук? (Звонкий) А этот звук у нас мягкий или твердый? (Твердый) Молодцы!
Сели на наши самолетики и полетели помогать Лунтику: л-л-л-л-л Самолетик взлетает и гудит громко-громко. А теперь он улетает все дальше и гудит уже тише, тише… и совсем улетел. Прилетели мы на место, теперь нужно звук [Л] обратно нам получить. Для этого необходимо выполнить задания Злого Волшебника. Молодцы! 1 задание: Я буду произносить слова, когда вы услышите слова со звуком [Л] - хлопните в ладоши (лак, дым, кофе, лампа, локоть, лыжи, дыня, диван, ложка). 2 здание: Давайте для Злого Волшебника споем песенку (повторяйте за мной): ла-ло-лы лы-лу-ла лэ-ло-лу лу-ла-лэ 3 задание: Достаю из конверта предметные картинки, в названии которых есть звук [Л]: Злой волшебник – жадина, а мы его подразним, и тоже побудем жадинами: обо всем будем говорить – ЭТО МОЕ /ЭТО МОЙ /ЭТО МОЯ 4 задание: Нужно определить место звука [Л] в слове и разложить по корзинкам (предлагаются корзинки для звукового анализа – дети определяют место звука в слове (в начале слова, в середине или в конце) и кладут картинку в соответствующую корзинку). 5 задание (физминутка): Ну а теперь немного отдохнем…: Буквой Л, расставим ноги Словно в пляске-руки в боки Наклонились влево, вправо Влево-вправо, влево-вправо. Получается на славу! А теперь вперед-назад – Будь зарядке очень рад! Молодцы! 6 задание: И последнее задание.… Послушайте предложения, добавьте в каждое предложение слово со звуком [Л], которое подходит по смыслу: У березки ствол тонкий, а у дуба - …. (Толстый) Заяц трусливый, а лев - ….. (Смелый) Суп горячий, а мороженное - ….. (Холодное) Собака сытая, а волк - ….. (Голодный) Воздушный шар легкий, а гиря - ….. (Тяжелая) Великан сильный, а Дюймовочка - …. (Слабая)
И сказал Злой волшебник: Вы доказали мне друзья Что звук скрывать никак нельзя! Его вам возвращаю я! Но! Чтоб на письме звук не терять, Чтоб громко в тексте прочитать, Нам будет буква помогать (картинка с буквой «Л») Выложить букву «Л» из горошин (по 7 горошин на каждую ножку буквы Л)
Какой звук мы спасали? (Сегодня мы спасали звук [Л]) Вспомним, какой это звук? (Звук [Л] – согласный, звонкий, твердый) Как мы спасали наш звук? (Выполняли задания Злого Волшебника – летали на самолете, были жадинами и т.д.) Все ребята молодцы – очень хорошо работали на занятии! |