Скачать 0.69 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ» Кафедра филологического образования ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ» В СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» составители: Е.В. Сверкунова, ст. преподаватель кафедры филологического образования; О.А. Щербакова, ст. преподаватель кафедры филологического образования Южно-Сахалинск, 2012 Утверждена __________2012 г. на заседании Ученого совета ГБОУ ДПО ИРОСО Протокол № ____ Современные теоретико-методологические подходы к преподаванию предметов образовательной области «Филология» / Сост.: Е.В. Сверкунова, ст. преподаватель кафедры филологического образования, О.А. Щербакова, ст. преподаватель кафедры филологического образования. Южно-Сахалинск, 2012.- 64 с. III.Оглавление. 1.Пояснительная записка 3.Учебные программы разделов и модулей Раздел I. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности. Модуль 1. Общество и образование. Модуль 2. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности. Модуль 3. Правовые основы аттестации педагогических работников. Раздел II. Психолого – педагогические и технологические основы профессиональной деятельности работников образования. Модуль 4. Психолого – педагогические основы профессиональной деятельности. Модуль 5. Современные педагогические технологии Модуль 6. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Раздел III. Частно-методические аспекты профессиональной педагогической деятельности Модуль 7. Содержание, методика и технология реализации образовательных программ в предметной области «Русский язык и литература» 4.Глоссарий. 5.Сводный список литературы, других видов учебно-методических материалов и пособий, ресурсов сети Интернет. ВВЕДЕНИЕ Программа курсов повышения квалификации «Современные теоретико-методологические подходы к преподаванию дисциплин предметной области «Филология» в системе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» подготовлена в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования РФ № 1221 от 18.06.97, приказом Министерства образования Российской Федерации №14-55-784 ин/15 от 26.06.03, Письмом Минобразования РФ от 22 мая 2001 г. № 22-06-709, в рамках плановых работ кафедры филологического образования ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области». Программа рассчитана на 108 учебных часов и предназначена для повышения квалификации учителей русского языка и литературы в направлении освоения современных методик и подходов к организации процесса обучения в системе ФГОС. Цель: повышение профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в соответствии с современными требованиями к преподаванию предметов филологического цикла в условиях введения ФГОС основного общего образования второго поколения. Задачами программы являются: - формирование новых профессиональных компетенций педагогов в сфере преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения; - осмысление теоретико-методологических основ преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях (новые концептуальные основы построения курсов, технологии, методики); - осмысление путей обновления преподавания русского языка и литературы в контексте принятия ФГОС ОО второго поколения. Актуальность содержания обусловлена подготовкой к внедрению Федеральных государственных стандартов общего образования (далее ФГОС ОО) второго поколения в общеобразовательную школу. Русский язык - это государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности учащегося, что предусматривает соответствующую подготовку учителей. Содержание программы и характер задач, стоящих перед названными специалистами, определяется основными стратегическими линиями обновления содержания школьного филологического образования и технологий обучения в свете целевых установок, обозначенных в ФГОС ОО второго поколения. В ходе переподготовки слушатели познакомятся с основными положениями ФГОС основного и общего образования второго поколения, концепций предметных областей, ФБУП, примерными и авторскими программами и УМК нового поколения; психолого-педагогическими аспектами преподавания русского языка и литературы на основе системно-деятельностного и коммуникативно-деятельностного подходов, а также получат возможность обучиться конструированию современного учебного занятия, инновационным методам оценивания достижений учащихся и т.д. Программа включает следующие разделы: Раздел 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности Раздел 2. Психолого-педагогические и технологические основы профессиональной педагогической деятельности Раздел 3. Частно-методические аспекты профессиональной педагогической деятельности Модули и темы раздела «Частно-методические аспекты профессиональной педагогической деятельности» могут использоваться для проведения разовых лекций и семинаров. Требования к результатам освоения программы 1.1. Слушатель, освоивший программу, должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурными (ОК):
б) профессиональными (ПК): общепрофессиональными:
педагогическая деятельность:
прикладная деятельность:
проектная деятельность:
Слушатель, освоивший программу, должен: 2.1. Знать / понимать:
2.2. Уметь:
2.3. Владеть:
Нормативно-правовая база:
Структура программы курсов представлена введением, кратким содержанием по разделам и темам, методическими рекомендациями по реализации учебной программы, примерными контрольными заданиями, списком основной и дополнительной литературы. Учебно-тематический план программы курсов рассчитан на 108 часов, из которых на лекции отведено 58 часов, на практические занятия - 50 часов. Формами текущего контроля по разделам программы является контрольная работа. По окончании курсовой переподготовки предусмотрена итоговая аттестация слушателей. Формой итогового контроля является защита проекта (темы формулируются слушателями под руководством преподавателей кафедры). 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности (20 часов) Модуль 1. Общество и образование (14 часов) Тема 1. Филология в системе современного гуманитарного знания (8 часов) Филология на современном этапе. Взаимодействие филологии с теорией человека, семиотикой, герменевтикой, теорией коммуникации, когнитивными науками как важнейшая основа современной парадигмы филологии. Тенденции развития парадигмы филологии. Исследование текста и коммуникации как одна из новых задач филологии. Роль филологии в гуманитаризации научного знания. Цели освоения: на основе овладения философскими концепциями в области филологии, понимания связей современной филологии и гуманитарных наук получение знаний о современной научной парадигме филологии и методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии; овладение основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации; формирование умений совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и адаптивные способности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности. Тема 2. Этическая основа педагогического взаимодействия (6 часов) Этическая основа ФГОС. Сущность и содержание педагогического взаимодействия. Общение как вид деятельности. Разновидности общения. Противоречивая сущность мотивации общения. Этика общения в ее историческом развитии. Общие этические принципы и характер общения. Золотое правило этики. Модуль 2. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности (4 часа) Тема 1. Образовательное право. Нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность (2 часа) |