Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации07.11.2013
Размер0.69 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»
Кафедра филологического образования


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЛОЛОГИЯ» В СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»


составители:

Е.В. Сверкунова, ст. преподаватель

кафедры филологического образования;

О.А. Щербакова, ст. преподаватель кафедры филологического образования

Южно-Сахалинск, 2012

Утверждена __________2012 г.

на заседании Ученого совета

ГБОУ ДПО ИРОСО

Протокол № ____
Современные теоретико-методологические подходы к преподаванию предметов образовательной области «Филология» / Сост.: Е.В. Сверкунова, ст. преподаватель кафедры филологического образования, О.А. Щербакова, ст. преподаватель кафедры филологического образования. Южно-Сахалинск, 2012.- 64 с.

III.Оглавление.

1.Пояснительная записка

3.Учебные программы разделов и модулей

Раздел I. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности.

Модуль 1. Общество и образование.

Модуль 2. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности.

Модуль 3. Правовые основы аттестации педагогических работников.

Раздел II. Психолого – педагогические и технологические основы профессиональной деятельности работников образования.

Модуль 4. Психолого – педагогические основы профессиональной деятельности.

Модуль 5. Современные педагогические технологии

Модуль 6. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.

Раздел III. Частно-методические аспекты профессиональной педагогической деятельности

Модуль 7. Содержание, методика и технология реализации образовательных программ в предметной области «Русский язык и литература»

4.Глоссарий.

5.Сводный список литературы, других видов учебно-методических материалов и пособий, ресурсов сети Интернет.

ВВЕДЕНИЕ

Программа курсов повышения квалификации «Современные теоретико-методологические подходы к преподаванию дисциплин предметной области «Филология» в системе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» подготовлена в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования РФ № 1221 от 18.06.97, приказом Министерства образования Российской Федерации №14-55-784 ин/15 от 26.06.03, Письмом Минобразования РФ от 22 мая 2001 г. № 22-06-709, в рамках плановых работ кафедры филологического образования ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области».

Программа рассчитана на 108 учебных часов и предназначена для повышения квалификации учителей русского языка и литературы в направлении освоения современных методик и подходов к организации процесса обучения в системе ФГОС.

Цель: повышение профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в соответствии с современными требованиями к преподаванию предметов филологического цикла в условиях введения ФГОС основного общего образования второго поколения.

Задачами программы являются:

- формирование новых профессиональных компетенций педагогов в сфере преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения;

- осмысление теоретико-методологических основ преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях (новые концептуальные основы построения курсов, технологии, методики);

- осмысление путей обновления преподавания русского языка и литературы в контексте принятия ФГОС ОО второго поколения.

Актуальность содержания обусловлена подготовкой к внедрению Федеральных государственных стандартов общего образования (далее ФГОС ОО) второго поколения в общеобразовательную школу. Русский язык - это государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности учащегося, что предусматривает соответствующую подготовку учителей.

Содержание программы и характер задач, стоящих перед названными специалистами, определяется основными стратегическими линиями обновления содержания школьного филологического образования и технологий обучения в свете целевых установок, обозначенных в ФГОС ОО второго поколения. В ходе переподготовки слушатели познакомятся с основными положениями ФГОС основного и общего образования второго поколения, концепций предметных областей, ФБУП, примерными и авторскими программами и УМК нового поколения; психолого-педагогическими аспектами преподавания русского языка и литературы на основе системно-деятельностного и коммуникативно-деятельностного подходов, а также получат возможность обучиться конструированию современного учебного занятия, инновационным методам оценивания достижений учащихся и т.д.

Программа включает следующие разделы:

Раздел 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности

Раздел 2. Психолого-педагогические и технологические основы профессиональной педагогической деятельности

Раздел 3. Частно-методические аспекты профессиональной педагогической деятельности

Модули и темы раздела «Частно-методические аспекты профессиональной педагогической деятельности» могут использоваться для проведения разовых лекций и семинаров.

Требования к результатам освоения программы

1.1. Слушатель, освоивший программу, должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

  • свободное владение нормами современного русского литературного языка (ОК-3);

  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-4);

  • способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-5);

б) профессиональными (ПК):

общепрофессиональными:

  • способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

  • способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

  • владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3); по видам деятельности в соответствии с профилем подготовки;

  • способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

  • владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

  • владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

  • владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-7);

педагогическая деятельность:

  • владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8);

  • владение навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; практических занятий по филологическим дисциплинам в учреждениях высшего профессионального образования (ПК-9);

  • владение навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам (ПК-10);

  • способность к подготовке методических пособий и организации профориентационной работы (ПК-11);

    прикладная деятельность:

  • способность к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля (ПК-12);

  • способность к трансформации различных типов текстов (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) (ПК-13);

  • готовность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (ПК-14);

    проектная деятельность:

  • знание теории и владение практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии (ПК-15);

  • способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских проектов (ПК-16).



Слушатель, освоивший программу, должен:

2.1. Знать / понимать:

  • нормативно-правовую базу филологического образования, концепцию и требования стандартов второго поколения, примерные программы по предметам и особенности нового базисного учебного (образовательного) плана;

  • ценностную составляющую, воспитательные и социализирующие функции филологического образования и область их применения на различных ступенях образования;

  • результаты, которые необходимо достичь в области школьного филологического образования в соответствии с ФГОС (личностные, метапредметные, предметные);

  • важнейшие отличия преподавания русского языка и литературы на различных ступенях обучения (начальная школа, основная школа, старшая школа), на базовом и профильном уровне в старшей школе в системе школьного образования;

  • новое содержание образования, связанное с вычленением фундаментального ядра и реализацией деятельностного подхода (формирование УУД) в сфере филологического образования;

  • современные образовательные технологии, актуальные для образовательной области «Филология»;

  • учебники, учебные пособия и прочие информационно-образовательные ресурсы в области филологического образования, соответствующие требованиям ФГОС;

  • современные методы оценки качества подготовки обучающихся по русскому языку и литературе.

2.2. Уметь:

  • разрабатывать занятия с учетом различных факторов (состава аудитории, уровня её подготовленности, специфических запросов и т.д.;

  • проводить оценивание обучающихся в различных формах в соответствие с требованиями к оценке результатов, сформулированных в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения (ФГОС) по накопительному принципу, учитывая стимулирующую направленность оценивания.

2.3. Владеть:

  • способами и технологиями духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся, формирования российской гражданской идентичности школьников;

  • навыками организации проектной деятельности в системе филологического образования, способами активного вовлечения обучающихся в поисковую и исследовательскую деятельность, в социальное проектирование, в участие в гражданских акциях, форумах, слётах;

  • методикой проектирования планируемых результатов образования, создания информационно-образовательной среды филологического образования, наполнения её соответствующими ресурсами и конструирования учебно-предметных действий в ней;

  • методикой формирования универсальных учебных действий (УУД личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) в области школьного филологического образования;

  • способами организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе учащихся различных ступеней образования;

  • опытом использования различных стратегий преподавания в филологическом образовании с выявлением потенциальных возможностей каждого подхода и возможных трудностей при их реализации;

  • основами экспериментальной деятельности в области школьного филологического образования.


Нормативно-правовая база:

    1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 313-ФЗ).

    2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

    3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).

    4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.– М. : Просвещение, 2009. – 48 с.

    5. Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М. : Просвещение, 2008. – 39 с.

    6. Примерные программы по учебным предметам (Русский язык, литература). Проект. В 2 ч. – 3-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2010. – 81 с.

Структура программы курсов представлена введением, кратким содержанием по разделам и темам, методическими рекомендациями по реализации учебной программы, примерными контрольными заданиями, списком основной и дополнительной литературы.

Учебно-тематический план программы курсов рассчитан на 108 часов, из которых на лекции отведено 58 часов, на практические занятия - 50 часов.

Формами текущего контроля по разделам программы является контрольная работа.

По окончании курсовой переподготовки предусмотрена итоговая аттестация слушателей. Формой итогового контроля является защита проекта (темы формулируются слушателями под руководством преподавателей кафедры).
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности (20 часов)

Модуль 1. Общество и образование (14 часов)
Тема 1. Филология в системе современного гуманитарного знания (8 часов)

Филология на современном этапе. Взаимодействие филологии с теорией человека, семиотикой, герменевтикой, теорией коммуникации, когнитивными науками как важнейшая основа современной парадигмы филологии. Тенденции развития парадигмы филологии.

Исследование текста и коммуникации как одна из новых задач филологии. Роль филологии в гуманитаризации научного знания.

Цели освоения: на основе овладения философскими концепциями в области филологии, понимания связей современной филологии и гуманитарных наук получение знаний о современной научной парадигме филологии и методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии; овладение основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, методами и приемами речевого воздействия  в различных сферах коммуникации; формирование умений совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и адаптивные способности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

Тема 2. Этическая основа педагогического взаимодействия (6 часов)

Этическая основа ФГОС. Сущность и содержание педагогического взаимодействия. Общение как вид деятельности. Разновидности общения. Противоречивая сущность мотивации общения. Этика общения в ее историческом развитии. Общие этические принципы и характер общения. Золотое правило этики.

Модуль 2. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности (4 часа)

Тема 1. Образовательное право. Нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность (2 часа)
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск