Скачать 156.29 Kb.
|
Министерство внутренних дел Российской Федерации Краснодарский университет Кафедра философии и социологии «Утверждаю» начальник кафедры подполковник милиции Л.В. Карнаушенко «01»сентября 2008 г. Дисциплина: «Профессиональная этика» Специальность: 030505.65 – Правоохранительная деятельность ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
Краснодар, 2008 ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Методика библиографического поиска. Библиотечное обслуживание Подбор литературы следует производить в библиотеках, которые в настоящее время представляют собой сложные системы хранения и использования информации. Чтобы использовать библиотеки с максимальной продуктивностью, нужно знать возможности библиотечного обслуживания и методику библиографического поиска. Наиболее полное представление о фонде библиотеки можно получить при помощи ее справочно-библиографического аппарата, который состоит из каталогов, карточек и библиографических указателей. Алфавитный каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке имен или фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий произведений печати и других документов. Алфавитный каталог позволяет найти все произведения одного автора, различные издания одного и того же произведения. Систематический каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знания, в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации. Систематический каталог раскрывает содержание фонда, предоставляя информацию о литературе по различным отраслям знания. Алфавитно-предметный указатель - вспомогательный аппарат к систематическому каталогу, представляющий собой алфавитный перечень предметных рубрик, раскрывающих содержание отраженных в систематическом каталоге произведений печати, других документов с указанием соответствующих классификационных индексов. Предметный каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке предметных рубрик. Предметный каталог раскрывает содержание фонда и обеспечивает простой и оперативный поиск по конкретному вопросу, об отдельном предмете и близких предметах, независимо от того, с точки зрения какой отрасли знания рассматривается данный предмет. Систематическая картотека статей дополняет систематический каталог, так как включает карточки на статьи и материалы из периодических изданий и сборников по актуальным вопросам. Справочно-библиографический аппарат - совокупность справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек, предназначенная для поиска информации. Правила библиографического описания на карточке довольно просты: 1. Описание под индивидуальным автором применяется для изданий, созданных не более чем тремя авторами. При этом, если книга написана двумя или тремя авторами, их фамилии на карточке указываются в той же последовательности, что и на титульном листе издания. Например: Делез Ж., Гваттари Ф., Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 252 с. Из примера ясно, что такое издание нужно искать по фамилии автора, указанного в книге первым. 2. Заглавия официальных организаций используются при описании документов и материалов, издаваемых правительственными органами, научно-исследовательскими учреждениями и т. д. Например: Известия Академии наук Российской Федерации. М., 1992, Т. 23. 3. Особенность алфавитного каталога - расположение описаний строго по алфавиту фамилий авторов и названий книг. Пихов А.Х. Международное сотрудничество с сфере уголовного судопроизводства. Краснодар, 2005. 103 с. Для получения необходимых книг или иной литературы следует обратиться на абонемент или в читальный зал. В отделе абонемента литературу получают для работы дома, в читальном зале литература на дом не выдается. При отсутствии книги в фонде данной библиотеки ее можно заказать из фондов других библиотек города или других городов страны. Для этого заполняется бланк-заказ межбиблиотечного абонемента (МБА). Такой литературой разрешается пользоваться только в читальном зале и в течении определенного времени: книгами — 30 дней, журналами — 15 дней, микрофильмами — 45 дней (не считая времени на пересылку). Учебная и художественная литература по МБА не высылается. Более подробная информация о порядке библиотечного обслуживания вывешивается для ознакомления в каждой библиотеке и ее подразделениях. После того, как необходимая литература (книги, журналы, газеты и т.д.) получена, необходимо правильно организовать работу с ней. Рациональные приемы работы с литературой В самостоятельной работе слушателей и курсантов особая роль отводится умению работать с книгой, так как во многом эффективность обучения, общая культура и профессиональный уровень специалиста определяются этим. Труд над книгой развивает память. Особенно продуктивно чтение книг разных авторов по одному и тому же вопросу. В процессе такого чтения слушатель сопоставляет разные точки зрения, проявляет самостоятельность в выборе оценки тех или иных положений. Он совершенствует свое учение подбирать убедительные, научно обоснованные аргументы, логически мыслить. Навык работы с книгой позволяет эффективно использовать время, способствует систематическому накоплению знаний. Методика работы с книгой индивидуальна, однако можно рекомендовать рациональные приемы:
Предварительное знакомство с книгой начинается с просмотра титульного листа, аннотации, предисловия, оглавления. При первоначальном знакомстве с книгой полезно также полистать ее, бегло просмотреть текст, обратить внимание на авторскую манеру изложения материала, композицию книги, наконец, рассмотреть иллюстрации, таблицы, примечания. Предварительному ознакомлению с книгой помогает динамичное чтение, темп которого обычно в 2—3 раза превышает темп обычного. Динамичное чтение — это чтение без внутреннего проговаривания (артикуляции), без возврата (регрессии) к уже прочитанным словам, фразам, чтение не отдельных слов и слогов, а больших групп слов, абзацев. Мышление и память должны быть так активизированы, чтобы сразу выделять основную мысль автора и бегло следить за ней. Однако необходимо иметь в виду, что овладение техникой быстрого чтения требует специальной и довольно длительной подготовки. Предварительный просмотр литературы необходимо для того, чтобы получить общее представление о круге вопросов, освещенных в книге. Может оказаться, что содержание книги уже знакомо читателю и тратить на нее время нет необходимости. Если книга представляет интерес, то предварительный просмотр позволяет определить, читать ли ее всю или достаточно ознакомиться с отдельными разделами, главами. После того, как получено общее представление о книге, приступают к полному, или сплошному, чтению и анализу текста. На этом этапе внимательно читают текст и делают краткие записи или условные пометки с указанием страниц. Чтобы добиться глубокого, осмысленного понимания текста, необходимо:
4) действовать последовательно, чтобы понять логику изложения. Анализ текста при сплошном чтении состоит в уяснении его содержания по законченным в смысловом отношении частям. Важно понимать, что высказал автор, какие основные положения и доказательства выдвигаются им. Выделяя при чтении логическую структуру текста, анализируя то, о чем говорится (субъект) и что именно говорится (предикат), слушатель будет глубже вникать в смысл, лучше запоминать текст как целое, как систему мыслей. Для достижения этой цели используются определенные мыслительные приемы: 1. Мысленное составление плана текста:
Эти мыслительные приемы следует на первых порах применять сознательно, чтобы в дальнейшем они стали навыками. Если в результате чтения не удается полно и глубоко разобраться в содержании прочитанного, то следует перечитать весь текст или отдельные его места. Повторно выборочное чтение позволяет лучше осмыслить материал, найти ответы на возникшие вопросы, выяснить непонятное. Глубина понимания читаемого, способность устанавливать связь между сведениями, полученными из книги, и ранее накопленными знаниями возрастают по мере того, как слушатель овладевает изучаемой дисциплиной. Запись прочитанного является важным этапом самостоятельной работы с книгой и последующего использования материала в учебном процессе. Существует несколько основных форм ведения записи: выписки, планы, тезисы, конспект. Выписки. Выделяя из читаемого текста самое главное, существенное, выписки помогают глубже его понять, создать задел, полезный для повторения, быстрой мобилизации знаний. Выписки бывают двух видов:
Выписки можно делать в тетради или на карточках, что позволяет группировать материалы по отдельным вопросам, быстро находить нужные сведения. Следует всякий раз делать пометку, откуда взята цитата, с кратким указанием автора, названия книги, года издания и страницы, чтобы потом без особого труда найти эти данные в книге или сделать ссылку в тексте письменной работы. План - схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков, это «скелет произведения». План может быть:
План как форма записи имеет ряд неоспоримых преимуществ:
Тезисы - сжатое изложение основных мыслей прочитанного произведения. В тезисах отражаются наиболее важные выводы и обобщения, которые повторяют текст дословно или «своими словами» воспроизводят его содержание. Тезис - это доказываемое или опровергаемое положение, которое аргументировано, оценивает мысль автора, соглашается с ней или отвергает ее. Что ставит тезисы на особое место среди других видов записей?
3. Тезисы помогают составить доклад, предоставить основное содержание материала оппоненту для критического анализа книги или статьи. Виды тезисов:
Конспект - наиболее совершенная форма записи. Это систематическая, логически связанная запись, объединяющая план, тезисы, выписки, дополненная мыслями и замечаниями составителя конспекта. В конспект могут войти отдельные части текста, цитируемые дословно, факты, примеры, цифры, схемы. Конспектирование в большей мере, чем другие формы записи, способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи. Конспекты можно условно подразделить на четыре типа:
План-конспект представляет собой запись, в которой каждому пункту плана отвечает определенная часть конспекта, кроме тех случаев, когда дополнений и разъяснений плана не требуется. При наличии навыка конспектирования план-конспект составляют достаточно быстро еще в процессе первоначального чтения, он краток, прост и ясен по форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при подготовке доклада, выступления на семинаре. Самым простым видом плана-конспекта является вопросно-ответный конспект, в котором на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы. Схематический план-конспект отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений источника чаще всего в графическом виде. Текстуальный конспект — это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника - цитат. Текстуальные выписки связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Текстуальный конспект~ прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала и хорошее владение письменной речью. Такой конспект - наиболее полноценный вид конспекта. Он способствует лучшему усвоению материала и развитию творческой активности читателя, не привязывая его к авторским формулировкам. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос-тему на основе использования ряда источников. Специфика его в том, что разрабатывая определенную тему, он может не отображать сколько-нибудь полно содержание каждого из изучаемых произведений. Тематический конспект учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения по одному и тому же вопросу. Общий объем конспекта должен быть меньше изучаемого текста в 10-15 раз. Подобное сокращение достигается как за счет тщательного отбора материала, так и в результате краткого изложения и экономии речевых средств (сокращение слов и общеупотребительных выражений). Рассмотренные формы записи можно успешно использовать при подготовке устного выступления (доклада) на семинарском занятии и подготовке к зачету или экзамену. Подготовка к устному выступлению Подготовка к выступлению на семинарском занятии, ответу на экзамене, докладу на студенческой научной конференции имеет общую специфику, которая определяется умением в устной форме излагать суть вопроса. Любое выступление требует предварительной самостоятельной работы над темой: библиографического поиска, изучения литературы, написания текста. Кроме того, есть общие рекомендации по подготовке текста и особенностям передачи информации во время устного выступления. Слушателям и курсантам, особенно на младших курсах, рекомендуется готовить полный текст своего сообщения, для того чтобы в момент выступления не потерять логику изложения материала и не забыть точную формулировку, определение или дату. При подготовке текста необходимо отобрать нужный материал, детально продумать структуру и стиль выступления. Разумеется, использование текста не означает его прочтение, когда выступающий не отрывает взор от написанного. Такие выступления производят удручающее впечатление и невысоко оцениваются преподавателем. Отсутствие опыта особенно рельефно проявляется у отдельных слушателей и курсантов во время ответа на экзамене. Надо иметь в виду, что устная речь отличается от письменной. Письменная речь, если она и переносится в устную форму, все же сохраняет несколько тяжеловесный, книжный характер. Такая речь плохо воспринимается на слух, она лишена особенностей, характерных для устной речи - интонаций, жестов, мимики. По мере накопления опыта выступлений можно дополнительно к тексту готовить развернутый план и краткие тезисы. А при большом опыте выступлений можно ограничиться только планом-конспектом. Слушателям и курсантам рекомендуется предварительно «проговаривать» текст выступления с тем, чтобы постепенно приучить себя, не пользуясь текстом, говорить свободно и выразительно. Из специфических навыков и умений, которыми должны овладеть слушатели и курсанты, наиболее важны навыки устной речи и распределения внимания. Навык устной речи — это способность свободно выражать свою мысль, доходчиво и убедительно излагать материал. Логичность и аргументированность выступления подчеркивают такие словосочетания, как: «следовательно», «таким образом», «итак» и т. д. Очень сильно портят впечатление от выступления слова-«паразиты»: «ют», «ну», «так» и т. д. Навык распределения внимания связан с необходимостью следить за собственной речью, подбирать нужные слова, вспоминать формулировки, пользоваться планом-конспектом и следить за реакцией аудитории: как твое выступление воспринимает преподаватель и слушатели (курсанты). Со временем у активно работающего слушателя (курсанта) формируется опережающее мышление, когда, развивая одни положения, выступающий думает о следующих и переходит к их изложению без заметного интервала. Такое мышление позволяет, не теряя логическую нить рассуждений, не забывать факты, которые надо сообщить, выводы, которые следует сделать. Ошибки, наиболее часто встречающиеся в выступлениях курсантов и слушателей:
Мастерство публичного выступления приобретается не сразу, для этого требуются серьезная и систематическая работа слушателя (курсанта) и помощь преподавателей. |