Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 156.29 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.11.2013
Размер156.29 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Право > Закон
Министерство внутренних дел Российской Федерации

Краснодарский университет

Кафедра философии и социологии


«Утверждаю»

начальник кафедры

подполковник милиции

Л.В. Карнаушенко

«01»сентября 2008 г.
Дисциплина: «Профессиональная этика»

Специальность: 030505.65 – Правоохранительная деятельность


ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

протокол № 1

от «01»сентября 2008 г.





Подготовил:

начальник кафедры

Карнаушенко Л.В.




Краснодар, 2008
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Основные понятия нравственности.

  2. Моральный выбор: границы и требования.

  3. Риск в ситуации морального выбора.

  4. Этика уголовно-процессуального доказывания.

  5. Следственная этика.

  6. Нравственные основы процедуры производства отдель­ных следственных действий.

  7. Этические проблемы оперативно-разыскной деятель­ности.

  8. Уголовная политика и права человека.

  9. Место норм морали в системе социальных норм.

  10. Историческая связь норм права и норм морали.

  11. Профессиональная этика и этика долга.

  12. Специфика профессионально-нравственной деятельно­сти сотрудников ОВД.

  13. Этические требования к личности сотрудников орга­нов внутренних дел.

  14. Служебный этикет в общении с начальником и пред­ставителями органов государственной власти.

  15. Служебный этикет при приеме посетителей.

  16. Этикет деловой переписки.

  17. Специфика профессионального общения сотрудника органов внутренних дел.

  18. Служебный этикет при выполнении задач по охране общественного порядка.

  19. Международные правовые акты о профессиональной этике сотрудника правоохранительных органов.

  20. Закон РФ «О милиции» о единстве моральных, пра­вовых и организационно-управленческих норм в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

  21. Роль общественного мнения о деятельности органов внутренних дел.

  22. Пути повышения доверия населения к органам внут­ренних дел.

  23. Причины профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел.

  24. Роль органов внутренних дел в обеспечении законно­сти, прав и свобод граждан.

  25. Роль этических норм в борьбе с коррупцией.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Методика библиографического поиска. Библиотечное обслуживание

Подбор литературы следует производить в библиотеках, которые в настоящее время представляют собой сложные си­стемы хранения и использования информации. Чтобы исполь­зовать библиотеки с максимальной продуктивностью, нужно знать возможности библиотечного обслуживания и методику библиографического поиска.

Наиболее полное представление о фонде библиотеки можно получить при помощи ее справочно-библиографическо­го аппарата, который состоит из каталогов, карточек и библио­графических указателей.

Алфавитный каталог - библиотечный каталог, в кото­ром библиографические записи располагаются в алфавитном порядке имен или фамилий индивидуальных авторов, наимено­ваний коллективных авторов или заглавий произведений печати и других документов. Алфавитный каталог позволяет найти все произведения одного автора, различные издания одного и того же произведения.

Систематический каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отрас­лям знания, в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации. Систематический каталог раскрывает содержание фонда, предоставляя инфор­мацию о литературе по различным отраслям знания.

Алфавитно-предметный указатель - вспомогатель­ный аппарат к систематическому каталогу, представляющий собой алфавитный перечень предметных рубрик, раскрываю­щих содержание отраженных в систематическом каталоге про­изведений печати, других документов с указанием соответству­ющих классификационных индексов.

Предметный каталог - библиотечный каталог, в кото­ром библиографические записи располагаются в алфавитном




порядке предметных рубрик. Предметный каталог раскрыва­ет содержание фонда и обеспечивает простой и оперативный поиск по конкретному вопросу, об отдельном предмете и близ­ких предметах, независимо от того, с точки зрения какой от­расли знания рассматривается данный предмет.

Систематическая картотека статей дополняет сис­тематический каталог, так как включает карточки на статьи и материалы из периодических изданий и сборников по актуаль­ным вопросам.

Справочно-библиографический аппарат - совокупность справочных и библиографических изданий, библиотечных ка­талогов и картотек, предназначенная для поиска информации.

Правила библиографического описания на карточ­ке довольно просты:

1. Описание под индивидуальным автором применяется
для изданий, созданных не более чем тремя авторами. При
этом, если книга написана двумя или тремя авторами, их фами­лии на карточке указываются в той же последовательности, что и на титульном листе издания.

Например:

Делез Ж., Гваттари Ф., Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 252 с.

Из примера ясно, что такое издание нужно искать по фа­милии автора, указанного в книге первым.

2. Заглавия официальных организаций используются при
описании документов и материалов, издаваемых правительственными органами, научно-исследовательскими учреждени­ями и т. д.

Например:

Известия Академии наук Российской Федерации. М., 1992,

Т. 23.

3. Особенность алфавитного каталога - расположение
описаний строго по алфавиту фамилий авторов и названий книг.
Пихов А.Х. Международное сотрудничество с сфере уго­ловного судопроизводства. Краснодар, 2005. 103 с.

Для получения необходимых книг или иной литературы следует обратиться на абонемент или в читальный зал. В от­деле абонемента литературу получают для работы дома, в читальном зале литература на дом не выдается.

При отсутствии книги в фонде данной библиотеки ее можно заказать из фондов других библиотек города или других городов страны. Для этого заполняется бланк-заказ межбиб­лиотечного абонемента (МБА). Такой литературой разрешается пользоваться только в читальном зале и в течении определенного времени: книгами — 30 дней, журналами — 15 дней, микрофильмами — 45 дней (не считая времени на пересылку). Учебная и художественная литература по МБА не высылается.

Более подробная информация о порядке библиотечного обслуживания вывешивается для ознакомления в каждой библиотеке и ее подразделениях.

После того, как необходимая литература (книги, журналы, газеты и т.д.) получена, необходимо правильно организовать работу с ней.

Рациональные приемы работы с литературой
В самостоятельной работе слушателей и курсантов особая роль отводится умению работать с книгой, так как во многом эффективность обучения, общая культура и профессиональный уровень специалиста определяются этим.

Труд над книгой развивает память. Особенно продуктивно чтение книг разных авторов по одному и тому же вопросу. В процессе такого чтения слушатель сопоставляет разные точки зрения, проявляет самостоятельность в выборе оценки тех или иных положений. Он совершенствует свое учение подбирать убедительные, научно обоснованные аргументы, логически мыслить. Навык работы с книгой позволяет эффективно использовать время, способствует систематическому накоплению знаний.

Методика работы с книгой индивидуальна, однако можно рекомендовать рациональные приемы:


  1. Чтение:

    • предварительное знакомство с книгой;

    • полное (сплошное) чтение;

    • анализ текста.

  2. Запись прочитанного:

    • выписки;

    • планы;

    • тезисы;

    • конспекты.



Предварительное знакомство с книгой начинается с просмотра титульного листа, аннотации, предисловия, оглавления. При первоначальном знакомстве с книгой полезно также полистать ее, бегло просмотреть текст, обратить внимание на авторскую манеру изложения материала, композицию книги, наконец, рассмотреть иллюстрации, таблицы, примечания.

Предварительному ознакомлению с книгой помогает динамичное чтение, темп которого обычно в 2—3 раза превышает темп обычного. Динамичное чтение — это чтение без внутреннего проговаривания (артикуляции), без возврата (регрессии) к уже прочитанным словам, фразам, чтение не отдельных слов и слогов, а больших групп слов, абзацев. Мышление и память должны быть так активизированы, чтобы сразу выделять основную мысль автора и бегло следить за ней.

Однако необходимо иметь в виду, что овладение техникой быстрого чтения требует специальной и довольно длительной подготовки.

Предварительный просмотр литературы необходимо для того, чтобы получить общее представление о круге вопросов, освещенных в книге. Может оказаться, что содержание книги уже знакомо читателю и тратить на нее время нет необходимости. Если книга представляет интерес, то предварительный просмотр позволяет определить, читать ли ее всю или достаточно ознакомиться с отдельными разделами, главами.

После того, как получено общее представление о книге, приступают к полному, или сплошному, чтению и анализу текста. На этом этапе внимательно читают текст и делают краткие записи или условные пометки с указанием страниц. Чтобы добиться глубокого, осмысленного понимания текста, необходимо:

  1. сосредоточиться на том, что читаешь;

  2. выделить суть читаемого;

  3. мыслить ясно и отчетливо, не спешить, если нет понимания содержание текста;

4) действовать последовательно, чтобы понять логику изложения.

Анализ текста при сплошном чтении состоит в уясне­нии его содержания по законченным в смысловом отношении частям. Важно понимать, что высказал автор, какие основные положения и доказательства выдвигаются им. Выделяя при чтении логическую структуру текста, анализируя то, о чем го­ворится (субъект) и что именно говорится (предикат), слуша­тель будет глубже вникать в смысл, лучше запоминать текст как целое, как систему мыслей.

Для достижения этой цели используются определенные мыслительные приемы:

1. Мысленное составление плана текста:

  • разбивка текста на части (смысловая группировка ма­териала);

  • выделение смысловых опорных пунктов (тезисов, формулировок темы, имен, терминов, ярких цифр и т. д.);

  • выявление связи, соотношения выделенных смысловых групп.




  1. Соотнесение содержания текста с собственными знаниями.

  2. Соотнесение содержания разных частей текста: той,
    что читается, с теми, что уже прочитаны.

  3. Предвосхищение, предугадывание последующего содержания или плана текста, постановка предваряющих чтение
    вопросов («Почему? Каким образом?»).

  4. Использование наглядных представлений, образов.

  5. «Перевод» содержания текста на свой «язык».

Эти мыслительные приемы следует на первых порах при­менять сознательно, чтобы в дальнейшем они стали навыками.

Если в результате чтения не удается полно и глубоко ра­зобраться в содержании прочитанного, то следует перечитать весь текст или отдельные его места. Повторно выборочное чтение позволяет лучше осмыслить материал, найти ответы на возникшие вопросы, выяснить непонятное.

Глубина понимания читаемого, способность устанавли­вать связь между сведениями, полученными из книги, и ранее накопленными знаниями возрастают по мере того, как слуша­тель овладевает изучаемой дисциплиной.

Запись прочитанного является важным этапом само­стоятельной работы с книгой и последующего использования материала в учебном процессе.

Существует несколько основных форм ведения записи: выписки, планы, тезисы, конспект.

Выписки. Выделяя из читаемого текста самое главное, существенное, выписки помогают глубже его понять, создать задел, полезный для повторения, быстрой мобилизации знаний.

Выписки бывают двух видов:

  • цитаты - дословное воспроизведение отрывков изу­чаемого произведения, содержащих основные мысли, характерные факты, статистические данные;

  • свободные выписки - мысли автора читатель излагает самостоятельно. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, надо стараться, предельно со­кратив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами.

Выписки можно делать в тетради или на карточках, что позволяет группировать материалы по отдельным вопросам, быстро находить нужные сведения. Следует всякий раз делать пометку, откуда взята цитата, с кратким указанием автора, на­звания книги, года издания и страницы, чтобы потом без осо­бого труда найти эти данные в книге или сделать ссылку в тек­сте письменной работы.

План - схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков, это «скелет произведения».

План может быть:

  • простой - состоит из нескольких основных пунктов;

  • сложный - содержит к части или ко всем пунктам еще и подпункты, которые детализируют или разъясняют содержание основных пунктов;

  • план-схема ~ план, записанный в виде графической схе­мы, образно отражающей взаимосвязь пунктов и подпунктов.

План как форма записи имеет ряд неоспоримых пре­имуществ:

  • самая короткая запись;

  • нагляден и обозрим;

  • обобщает содержание;

  • восстанавливает в памяти прочитанное;

  • помогает составлению других видов записей — тезисов, конспектов.

Тезисы - сжатое изложение основных мыслей прочитан­ного произведения. В тезисах отражаются наиболее важные выводы и обобщения, которые повторяют текст дословно или «своими словами» воспроизводят его содержание.

Тезис - это доказываемое или опровергаемое положе­ние, которое аргументировано, оценивает мысль автора, со­глашается с ней или отвергает ее.

Что ставит тезисы на особое место среди других видов записей?

  1. Тезисы позволяют обобщить материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение. С помощью тезисов можно глубоко разобраться в кон­кретном вопросе, всесторонне продумать его, охватив содержание нескольких книг и статей.

3. Тезисы помогают составить доклад, предоставить
основное содержание материала оппоненту для критического анализа книги или статьи. Виды тезисов:

  • простые - это основные мысли, содержащиеся в раз­личных частях книги и входящие составной частью в конспект;
    простые тезисы можно составить уже при первоначальном ознакомлении с произведением;

  • основные - это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника, иногда в своей совокупности носящие характер кардинальных выводов; основ­ные тезисы можно составить лишь после уяснения сути всего произведения в целом;

  • сложные - записи, включающие два вида тезисов (простые и основные); как в сложном плане за основными пункта­ми следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными тезисами будут следовать простые, раскрывая, поясняя их со­держание.

Конспект - наиболее совершенная форма записи. Это систематическая, логически связанная запись, объединяющая план, тезисы, выписки, дополненная мыслями и замечаниями составителя конспекта.

В конспект могут войти отдельные части текста, цити­руемые дословно, факты, примеры, цифры, схемы. Конспекти­рование в большей мере, чем другие формы записи, способ­ствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа:

  1. плановые;

  2. текстуальные;

  3. свободные;

  4. тематические.

План-конспект представляет собой запись, в которой каждому пункту плана отвечает определенная часть конспек­та, кроме тех случаев, когда дополнений и разъяснений плана не требуется.

При наличии навыка конспектирования план-конспект составляют достаточно быстро еще в процессе первоначаль­ного чтения, он краток, прост и ясен по форме. Эти преимуще­ства делают его незаменимым пособием при подготовке док­лада, выступления на семинаре.

Самым простым видом плана-конспекта является воп­росно-ответный конспект, в котором на пункты плана, выражен­ные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.

Схематический план-конспект отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений источника чаще всего в графическом виде.

Текстуальный конспект — это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника - цитат. Текстуальные вы­писки связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изло­жении конспектирующего или автора. Текстуальный конспект~ прекрасный источник дословных высказываний автора, а так­же приводимых им фактов.

Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иног­да тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необхо­димо глубокое осмысление материала и хорошее владение пись­менной речью. Такой конспект - наиболее полноценный вид конспекта. Он способствует лучшему усвоению материала и развитию творческой активности читателя, не привязывая его к авторским формулировкам.

Тематический конспект дает более или менее исчер­пывающий ответ на поставленный вопрос-тему на основе ис­пользования ряда источников. Специфика его в том, что разра­батывая определенную тему, он может не отображать сколь­ко-нибудь полно содержание каждого из изучаемых произведе­ний. Тематический конспект учит работать над темой, всесто­ронне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения по одному и тому же вопросу.

Общий объем конспекта должен быть меньше изучае­мого текста в 10-15 раз. Подобное сокращение достигается как за счет тщательного отбора материала, так и в результате краткого изложения и экономии речевых средств (сокращение слов и общеупотребительных выражений).

Рассмотренные формы записи можно успешно исполь­зовать при подготовке устного выступления (доклада) на се­минарском занятии и подготовке к зачету или экзамену.

Подготовка к устному выступлению

Подготовка к выступлению на семинарском занятии, от­вету на экзамене, докладу на студен­ческой научной конференции имеет общую специфику, которая определяется умением в устной форме излагать суть вопроса.

Любое выступление требует предварительной самосто­ятельной работы над темой: библиографического поиска, изу­чения литературы, написания текста.

Кроме того, есть общие рекомендации по подготовке тек­ста и особенностям передачи информации во время устного выступления.

Слушателям и курсантам, особенно на младших курсах, рекомендуется готовить полный текст своего сообщения, для того чтобы в момент выступления не потерять логику изложе­ния материала и не забыть точную формулировку, определение или дату.

При подготовке текста необходимо отобрать нужный материал, детально продумать структуру и стиль выступле­ния. Разумеется, использование текста не означает его про­чтение, когда выступающий не отрывает взор от написанного. Такие выступления производят удручающее впечатление и не­высоко оцениваются преподавателем. Отсутствие опыта осо­бенно рельефно проявляется у отдельных слушателей и кур­сантов во время ответа на экзамене.

Надо иметь в виду, что устная речь отличается от пись­менной. Письменная речь, если она и переносится в устную форму, все же сохраняет несколько тяжеловесный, книжный характер. Такая речь плохо воспринимается на слух, она лише­на особенностей, характерных для устной речи - интонаций, жестов, мимики.

По мере накопления опыта выступлений можно дополни­тельно к тексту готовить развернутый план и краткие тезисы. А при большом опыте выступлений можно ограничиться толь­ко планом-конспектом.

Слушателям и курсантам рекомендуется предваритель­но «проговаривать» текст выступления с тем, чтобы постепен­но приучить себя, не пользуясь текстом, говорить свободно и выразительно.

Из специфических навыков и умений, которыми должны овладеть слушатели и курсанты, наиболее важны навыки уст­ной речи и распределения внимания.


Навык устной речи — это способность свободно выра­жать свою мысль, доходчиво и убедительно излагать матери­ал. Логичность и аргументированность выступления подчер­кивают такие словосочетания, как: «следовательно», «таким образом», «итак» и т. д. Очень сильно портят впечатление от выступления слова-«паразиты»: «ют», «ну», «так» и т. д.

Навык распределения внимания связан с необходимо­стью следить за собственной речью, подбирать нужные слова, вспоминать формулировки, пользоваться планом-конспектом и следить за реакцией аудитории: как твое выступление воспри­нимает преподаватель и слушатели (курсанты). Со временем у активно работающего слушателя (курсанта) формируется опережающее мышление, когда, развивая одни положения, вы­ступающий думает о следующих и переходит к их изложению без заметного интервала. Такое мышление позволяет, не теряя логическую нить рассуждений, не забывать факты, которые надо сообщить, выводы, которые следует сделать.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся в выступлени­ях курсантов и слушателей:

  • неумение правильно распределять материал по времени, когда, например, вводная часть гораздо больше, чем основная; потеря сути вопроса или логики рассуждения, когда рассказывается о второстепенных вопросах и появляются зат­руднения с подведением итога сказанного; повторы в изложении материала, при которых слушатель (курсант), рассказывая одно положение, переходит к другому, затем возвращается к первому и т. д.

Мастерство публичного выступления приобретается не сразу, для этого требуются серьезная и систематическая ра­бота слушателя (курсанта) и помощь преподавателей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск