Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 298.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации12.11.2013
Размер298.97 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Право > Конспект
  1   2   3
Конспект

Понятие о международном гуманитарном праве.

За последние пять веков по Земле пронеслось около 15 тысяч войн, которые унесли почти 4 миллиарда жизней - это соответствует 2/3 нынешнего населения Земли. Смерть и разрушения всегда были и остаются спутниками войны. Печальная история Карфагена, стертого с лица земли, на протяжении веков неоднократно повторялась.

Современное международное гуманитарное право сформировалось в основном в середине 20 века и в концентрированном виде отражено в уставе Организаций Объединенных Наций, который открыл новую эпоху в правовом регулировании международных отношений и нормативно закрепил важнейшие принципы международного права. Эти принципы не только регулируют межгосударственные отношения, но и стимулируют формирование новых. Неукоснительное уважение международной законности - это единственно возможный сегодня образ действия для каждого субъекта международного права.

В настоящее время актуальны многие проблемы международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового поражения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, обеспечение ядерной и радиационной безопасности.

Во многих странах мира обострилась проблема терроризма, имеющая транснациональный характер и угрожающая стабильностью в мире.

В международных отношениях существенным является значение военно-силовых аспектов. Ряд государств, например, Иран, КНДР, стремятся усилить своё влияние на мировую политику путём создания оружия массового уничтожения. Существует негативная тенденция создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран, при лидерстве Соединенных Штатов Америки и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

МГП — это совокупность международных юридических принципов и норм, которые применяются во время международных и внутригосударственных вооруженных конфликтов. Ими определяются взаимные права и обязанности субъектов международного права по запрету или ограничению применения определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивается защита лиц, которые стали жертвами конфликта, и устанавливается ответственность за нарушения норм и принципов МГП.

Система международных отношений основана на соблюдении всеми государствами общепринятых принципов международного права, исключая решения спорных вопросов и разногласий между ними применением силы или угрозой силы.

Принципы международной безопасности предусматривают:

  • обеспечение равноправной безопасности для всех государств, создание действенных гарантий в военной, политической, экономической и гуманитарной областях;

  • безусловное уважение суверенных прав каждого народа, справедливой политики урегулирования международных кризисов и региональных конфликтов;

  • укрепление доверия между государствами;

  • выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма, исключение геноцида, апартеида, фашизма, исключая из международной практики всех форм дискриминации, отказ от экономических блокад и санкций без рекомендации мирового сообщества.

В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. В свою очередь, межгосударственные связи обусловливаются такими причинами, как международное разделение труда, объединение усилий государств для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера, демографическая ситуация в тех или иных регионах планеты, время становления, формирования и развития государств, уровень знаний, степень развития коммуникационных связей, ремесел, промышленности, сельского хозяйства, религии, идеологии, культуры, военного потенциала и т.д.

Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100г. до н. э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он подтверждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По этому договору, споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам.

К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало XIII в. до н.э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов.

Понятие «Международное гуманитарное право» в 50-х гг. XX ст. ввел швейцарский профессор Жан Пикте. МГП является областью международного публичного права и объединило в себе два понятия — правовое и гуманитарное. Оно применяется с началом вооруженного конфликта ко всем противоборствующих сторон в равной мере. Источником MГП стали нормы морали. Задача МГП — регулирование военных действий с целью облегчения страданий и бедствий, которые являются их следствием. В современном МГП различают три направления:

  • установление правил ведения вооруженных конфликтов и применения оружия,

  • защита жертв вооруженных конфликтов,

  • защита основных прав человека во время вооруженных конфликтов.

Необходимость регулирования военных действий была обусловлена статистикой Международного Комитета Красного Креста (МККК), которая свидетельствует, что за последние пять тысяч лет состоялось свыше 14 000 войн. В них погибло приблизительно 5 млрд людей, а за последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет общего мира. Уже после Второй мировой войны в разных регионах земного шара было зафиксировано свыше 250 вооруженных конфликтов.

Сегодня на планете также постоянно вспыхивают войны, происходят международные и внутренние вооруженные конфликты. Война как форма коллективного насилия все мощнее влияет на жизнь народов и государств. За последние годы вооруженные конфликты стали чаще и более длительными. Мировая общественность дошла до осознания необходимости ограничения насилия воюющих сторон путем согласованной разработки и заключения договоров, которые регулируют отношения между государствами во время вооруженных конфликтов. Это привело к созданию системы международного гуманитарного права, которое еще иногда называют «право вооруженных конфликтов», или «право войны».

Вопросы МГП могут быть сведены к основной проблеме – установлению равновесия между требованиями гуманности и военной необходимости. Допустимыми являются лишь такие средства и методы войны, которые необходимы для поражения противника. Государственные границы не могут остановить действие международного гуманитарного права. Все воюющие стороны должны его придерживаться независимо от политических и других убеждений.

Принцип гуманности – основной принцип МГП, он выражает его сущность и объединяет все составные части и все нормы МГП (все другие принципы и нормы являются производными от него). Международное гуманитарное право существенно влияет на практику современных международных отношений, непосредственным участником которых является Украина. В соответствии с этим военнослужащие Вооруженных сил Украины, которые находятся в составе миротворческих сил, применяют нормы международного гуманитарного права уже в реальных условиях.

Основными и самыми значимыми принципами современного международного гуманитарного права является

  • гуманность,

  • военная необходимость,

  • ограничение средств и методов ведения войны,

  • пропорциональность между военной необходимостью и соблюдением гуманности,

  • недопущения лишних страданий,

  • выбор разрешенных средств и методов ведения военных действий,

  • защита окружающей среды во время вооруженного конфликта,

  • соблюдения различения между комбатантами и некомбатантом,

  • недопустимость дискриминации личности, уважение прав человека,

  • защита гражданского населения и гражданских объектов, а также жертв войны,

  • уголовная ответственность за нарушение принципов и норм международного гуманитарного права.

Во время вооруженных конфликтов указанные принципы обеспечивают МГП единство и системность, определяют цель, содержание, направления нормативной регуляции. Любой международно-правовой акт будет разработан и принят напрасно, если будет содержать неконкретные, оторванные от действительности нормы, особенно в сфере ведения войны.
Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним о защите жертв войны

В XX в. мир пережил две мировые войны, которые были беспрецедентны по человеческим потерям и нанесенному ущербу. Развитие технологий, изобретение и совершенствование новых видов вооружения привели к тому, что на земле накоплен арсенал, которого хватило бы для полного уничтожения нескольких таких планет, как наша. На вооружение день за днем поступает новое оружие, изобретаемое в кабинетах ученых. Так, в ходе корейской войны начала 50-х гг. XX в. было применено 9 ранее неизвестных видов оружия, во Вьетнаме (1964-1975) - 25, в четырех арабо-израильских вооруженных конфликтах (60-80-е гг.) - 30, а в войне в зоне Персидского залива (1991) - около 100.

Наиболее смертоносное из всех изобретенных видов оружия - ядерное. Усилиями многих государств сегодня угроза глобальной ядерной войны существенно уменьшена.

Уже со второй половины XIX в. начался процесс закрепления норм международного права, направленных на защиту людей, страдающих от бедствий, вызванных вооруженными конфликтами. Эти нормы провозглашены международными документами, составившими в совокупности основу современного международного гуманитарного права.

Процесс выработки конвенций занял длительный исторический период. В 1906 - 1929 годах были приняты краснокрестные Женевские конвенции «для улучшения участи раненых и больных в действующих армиях».

С целью удержания в международных отношениях одних государств от угрозы силой или ее применение как против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости любым другим государствам, так и любым иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций, а также для подтверждения и развития положения, которое предусматривает защиту жертв вооруженных конфликтов, принято четыре Женевских конвенции от 12 августа 1949 p. о защите жертв войны:

  • «Об улучшении положения раненых и больных в действующих армиях» (Конвенция І),

  • «Об улучшении положения раненых, больных и лиц, которые потерпели корабельное крушение, с состава вооруженных сил на море» (Конвенция П),

  • «Об обращении с военнопленными» (Конвенция Ш),

  • «О защите гражданского населения во время войны» (Конвенция IV)

В 1977г. положения этих конвенций были расширены двумя дополнительными протоколами:

  • Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977г.;

  • Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977г.

Кроме Женевских существуют ещё и Гаагские международные конвенции, принятые на 1-й (3 конвенции) и 2-й (13 конвенций) мирных конференциях в Гааге в 1899 и 1907 годах. Гаагские конвенции содержат положения о мирном разрешении международных споров, об открытии военных действий, нейтралитета, защиты мирных жителей, режиме военнопленных. Название «мирная» не совсем подходящее, т.к. центром внимания обеих конференций был вопрос не о том, как устранить войны, а о том, по каким правилам их вести.

8 декабря 2005 г. был принят Протокол III — « О введении дополнительной распознавательной эмблемы», который регламентирует использование дополнительной распознавательной эмблемы Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. От лица Украины он был подписан в г. Берн (Швейцария) 23 июня 2006 г. Дополнительная эмблема Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца имеет вид красной рамки в форме квадрата на белом фоне, который стоит на одной из своих вершин, — «красный кристалл». Она признается рядом с распознавательными эмблемами Женевских конвенций и с теми же самыми целями, соответственно все эти распознавательные эмблемы получили одинаковый статус.

Четыре Женевских конвенции 1949 г. и два Дополнительных Протокола к ним 1977 г. является широким возведением принципов и норм, которые регулируют определенную сферу человеческих взаимоотношений и стали основой современного международного гуманитарного права в вооруженном конфликте. Подавляющее большинство норм МГП, а их насчитывается свыше 161, имеют императивный характер. На них не распространяется «принцип взаимности», то есть воюющая сторона не может отказаться от них соблюдение даже в тех случаях, когда вторая сторона их нарушает. Решающее значение отводится признанию норм суверенными государствами. Их согласие, которое подтвержденное в торжественных договорах или нашла отображение в соблюдении на протяжении продолжительного времени обычаев цивилизованных наций, и является основой законов войны, то есть международного гуманитарного права. Они сгруппированы в разделы, которые определены реальной практикой их применения, например:

  • Медицинский персонал и учреждения (норма — медицинский персонал, лица, которые выполняют медицинские функции, медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, персонал и объекты, которые используют распознавательную эмблему).

  • Раненные и больные (норма — медпомощь раненным, больным и потерпевшим в корабельной аварии и уход за ними).

  • Военнопленные (нормы — принцип проведения различения между гражданскими лицами и комбатантами, определение комбатантов, определение гражданских лиц, условия получения статуса военнопленного).

  • Гражданское население (нормы — определение гражданских лиц, обращение с гражданским населением), гражданские объекты (нормы — принцип проведения различения между гражданскими объектами и военными объектами, определение военных объектов, определение гражданских объектов).

  • Оккупированные территории (норма — общественная и частная собственность на оккупированной территории).

  • Интернирование (принудительное задержание, переселение или другое ограничение свободы передвижения граждан воюющей стороны, которые находятся на территории другой воюющей стороны, или нейтральным государством — военнослужащих воюющих сторон, (норма — размещение мест интернирования и лишение свободы)).

  • Средства и методы ведения военных действий (нормы относительно средств — оружие неизбирательного действия, применение запрещенного оружия, ядовитых веществ, ядерного оружия, биологического оружия, химического оружия, лазерного оружия, мин и т.п.: нормы относительно методов – приказ никого не оставлять живым и угроза этим противнику, военные хитрости, вероломство, ненадлежащее использование распознавательных эмблем, указанных в Женевских конвенциях и т.п.).


Законодательство Украины и МГП

Международное право предусматривает ответственность государств и отдельных лиц, нарушивших правила ведения войны. Физические лица за совершение преступлений, против мира, военные преступления и преступления против человечности подлежат уголовному наказанию.

К преступлениям против мира относятся: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны и пр.

Военные преступления – убийства, истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированных территорий; убийства или истязания раненых, больных, военнопленных, заложников, бессмысленное разрушение городов и строений, ограбление или уничтожение общественной или частной собственности и др.

Преступления против человечности – убийства, истребление, порабощение, ссылки и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления преступлений или в связи с любыми преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет (ст. 6 Устава МВТ).

Военные преступники подвергаются наказанию по законам страны, на территории которой они совершили свои деяния. В некоторых случаях для этого создаются международные суды. Согласно нормам международного права государства обязаны ввести в действие национальные законы, необходимые для обеспечения эффективного преследования военных преступников. Это обязательство возложено как на воюющие, так и на невоюющие государства. Наказание должно применяться ко всем виновным: собственным гражданам и иностранцам, независимо от места и времени совершения ими преступлений. Международно-правовыми актами предусмотрена возможность выдачи преступников. Московской декларацией от 30 октября 1943г. определено, что военные преступники должны быть «отосланы в страны, в которых были совершены их отвратительные действия, для того чтобы они могли быть судимы и наказаны». Нормами международного права установлен и круг лиц, на которых не распространяются сроки давности за совершение преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. К таким лицам относятся: исполнители и участники преступлений; те, кто непосредственно подстрекает к совершению; представители государственной власти, допустившие их совершение.

На военных преступников не распространяются нормы, регулирующие право убежища. Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 года закрепила норму, согласно которой на право искать убежище и пользоваться им «не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьёзные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности».

Обязательством государств является приведения внутреннего законодательства в соответствие с нормами МГП, а также ответственность за нарушения этих норм и международное сотрудничество по задержанию преступников, создание Комиссии с установления фактов преступлений и т.п. Меры контроля осуществляются действиями Государств-Покровительниц, Международного Комитета Красного Креста, национальных союзов Красного Креста (КК) и Красного Полумесяца (КП). Таким образом, сфера действия МГП не ограничивается межгосударственными границами и имеет большое практическое значение для любого военнопленного.

Ознакомившись с нормами Конвенций и Протоколов, можно сделать вывод, который МГП берет под защиту практически все население территории, захваченной противником, причем оно действует во время вооруженных конфликтов всех разновидностей — международных и немеждународных и в любом регионе земного шара, где происходит вооруженный конфликт.

Принятием Конституции Украины создано условия для приведения криминального законодательства Украины в соответствие к нормам международного гуманитарного права. Основной Закон Украины был разработан на основе международных стандартов демократии, в частности стандартов соблюдения прав и свобод человека. Например, согласно ч. 2 ст. 60 Конституции Украины за отдачу и выполнение явным образом преступного распоряжения или приказа наступает юридическая ответственность. Положение ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных сил Украины дублирует ее: «Командир (начальник) отвечает за отданный приказ, его последствия и соответствие законодательству, а также за неиспользования мер для его выполнения, за злоупотребления, превышение власти или служебных полномочий. За отдачу и выполнение явным образом преступного приказа (распоряжение) виновные лица привлекаются к ответственности согласно закона». Часть 2 ст. 6 Дисциплинарного устава Вооруженных сил Украины также узаконивает, что «ответственность за приказ несет командир, который его отдал».

В новом Уголовном кодексе Украины (далее — УК) впервые установлена уголовная ответственность за нарушения законов и обычаев войны, которая предусмотрена ст. 43 УК раздела XX «Преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка».

Международно-правовыми документами запрещены проявления насилия над гражданским населением и военнопленными в условиях вооруженного конфликта. Во всех случаях совершения военнослужащим во время вооруженного конфликта в районе военных действий насилия над гражданским населением такие действия квалифицируют по ст. 433 УК «Насилие над населением в районе военных действий», а случаи совершения насилия над военнопленными — соответственно за ст. 434 УК «Плохое обращение с военнопленными». Если же такие действия, содеянные не в районе боевых действий и не военнослужащим, то их квалифицируют за ст. 438 УК как жестокое обращение с гражданским населением или военнопленными.

Если преступные действия происходят по прямому приказу военного начальника, то он подлежит уголовной ответственности за отдачу приказа о совершении действий, которые нарушают законы и обычаи войны (ст. 438 УК). Подчиненные такого военного начальника будут отвечать уже за конкретные нарушения законов и обычаев войны.

Дополнительный протокол І требует от командиров и начальников контролировать действия своих подчиненных и принимать необходимые меры по предотвращению нарушений конвенций. В случае же совершения таких нарушений командир или начальник обязан предпринять шаги по дисциплинарному или уголовному преследованию против тех, кто совершил такие нарушения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск