Скачать 114.63 Kb.
|
МОУ «СОШ №16» ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 11А КЛАССЕ КУРС – ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ТЕМА УРОКА: НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 1 КВ. КАТЕГОРИИ - ПРЫТКОВА СВЕТЛАНА ВЯЧЕСЛАВНА Г. НОВОЧЕБОКСАРСК Урок по теме «Нации и межнациональные отношения» проводится в рамках школьного курса «Обществознание» в 11-м классе в ходе изучения главы «Социальное развитие», на проведение урока отводится 2 часа учебного времени. Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей. Задачи урока: 1.Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле. 2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России. 3. Показать положительные и отрицательные явления национализма. 3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам. 4. Определить основные принципы национальной политики в современной России. 5. Показать учащимся, что Чувашия – полиэтнический и многоконфессиональный регион. Тип урока – комбинированный – элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация «Межэтнические связи Чувашии». Литература:
Обеспечение урока: учебник, словари, раздаточный материал, доклады учащихся, мультимедийная презентация «Межэтнические связи Чувашии». Ход урока: 1. – Актуализация знаний. 2. Изучение нового материала. 3. Подведение итогов урока. Домашнее задание. План урока:
Основные понятия урока: нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность. Актуализация знаний учащихся: Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения «Нации», «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты», «национализм», примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид). Проблема урока: Существует ли в России (в Чувашии) межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления. Вопрос 1. Этнические общности. В современном мире существуют различные социальные общности. Социальные общности – это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы. Остановимся на вопросе «Этнос – его основные черты и особенности». Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Этнос Племя Народность Нация Черты этноса Язык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневного народности судьба бытовое поведение поведение Специфическая материальная и духовная культура Нация – определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития. Нация – исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта. Признаки нации Единая раса Язык Религия Привычки Ценности Солидарность Задание: Прочитайте в учебнике на стр. 222-223 отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белый пароход» и определите, что такое историческая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения. Вопрос 2. Национальное самосознание Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций. Национальный интерес – совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран. Вопрос к классу: Приведите примеры национального интереса русских, чувашей, россиян в целом. Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.
Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские -79.8%, другие национальности – 19,2% ( татары – 20%, украинцы- 10.6%, башкиры – 6%, чуваши – 5,9% и др.) Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:
Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм? Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления Национализм – идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям. Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид», «Холокост». Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР? Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов. Причины межнациональных конфликтов:
Виды межнациональных конфликтов:
Типы межнациональных конфликтов: 1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация). 2. Этнотерриториальный (определение границ нации). 3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности). 4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека). Пути разрешения межнациональных конфликтов:
Пути урегулирования межнациональных конфликтов:
Вопрос 5. Национальная политика. Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества – является национальная политика.
Задание: Изучив раздел «Национальная политика» в параграфе 19, выписать в тетрадь основные принципы национальной политики Правительства РФ (стр. 229-230 учебник «Человек и общество», § 19).
Тестирование:
А). народность; Б).род; В). клан; Г). племя;. Д). нация. 2. Современную нацию можно определить по признакам: А). единая территория; Б). общий язык; В). специфика хозяйственной деятельности; Г). духовное единство; Д). кровно-родственное единство. 3. К исторически сложившимся группам людей относятся: А). народности; Б). классы; В). государства. Варианты правильных ответов (для самопроверки):
Домашнее задание: § 19. Термины – выучить. Задания на стр. 231-232 №3, 5, 6. Просмотр мультимедийной презентации «Межэтнические связи Чувашии», подготовленной учениками Григорьевым А, Юдиной Н., Яковлевой Т. Справка о посещении урока обществознания в 11 А классе учитель истории – Прыткова С.В. На уроке присутствовали: зам. директора по УВР – Шевелева И.В., зам. директора по ВР – Лысикова З.М. Время проведения урока - Урок обществознания проводился в рамках изучения раздела «Социальное развитие современного общества». Актуальность темы урока вызвана современным состоянием общества, в котором еще существуют национализм, экстремизм, вооруженные столкновения на национальной и религиозной почве. В условиях развития идей и принципов толерантнос-ти и предупреждения экстремизма, урок был призван показать на примере Чувашии, что народы России могут жить мирно, с учетом своих национальных, религиозных, культурных традиций и интересов. На уроке, имевшим комбинированный характер деятельности, применялись различные методы обучения – лекция, беседа, использовалась работа с учебником, демонстрировалась мультимедийная презентация учащихся по теме «Межэтнические связи Чувашии». Учитель четко выстроил структуру урока, в начале урока была проведена активизация знаний учащихся с опорой имеющихся знаний по истории; затем четко прозвучала главная проблема урока и были определены задачи урока. Учитель методически грамотно сочетал лекционную подачу материала с беседой и работой по тесту параграфа (самостоятельная форма работы учеников). Участники учебного процесса – ученики 11А, активно участвовали в обсуждении проблемных вопросов, касающихся национализма, движения скинхедов в России, высказывали свое негативное отношение к шовинизму, расизму и фашизму в любых его проявлениях. Группа учеников 11А продемонстрировала результат своей работы по проекту «Межэтнические связи Чувашии», подготовленного в рамках городского конкурса «Мир, в котором я живу». Мультимедийная презентация отразила, что Чувашия – это полиэтнический регион, как религиозном и культурном отношении. Работа учеников была оценена положительно. В конце урока для закрепления полученных знаний учащимся был предложен тест, учащиеся могла сами проверить свои знания с помощью «ключа с ответами». Психологический настрой урока был положительный, активность учащихся на уроке высокая. Учитель сумел с учетом психологических и возрастных особенностей старшеклассников построить урок и добиться положительного хода занятия. Домашнее задание было дано с учетом дифференцированного подхода к учащимся. Урок заслуживает положительной оценки. Зам. директора по УВР Шевелева И.В. Зам. директора по ВР Лысикова З.М. |