Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации14.11.2013
Размер0.82 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4   5   6


На правах рукописи


ПИРАЛОВА Ольга Федоровна
КОНЦЕПЦИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

13.00.08 – теория и методика
профессионального образования

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук




Волгоград – 2012

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном
образовательном учреждении высшего профессионального образования
«
Волгоградский государственный социально-педагогический университет».
Научный консультант – доктор педагогических наук, профессор
Борытко Николай Михайлович.


Официальные оппоненты: Орлов Александр Андреевич, чл.-кор. РАО,
доктор педагогических наук, профессор
(ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», зав. кафедрой педагогики);

Петрунева Раиса Морадовна,
доктор педагогических наук, профессор
(ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет», проректор по учебной работе);

Белоновская Изабелла Давидовна,
доктор педагогических наук, профессор
(ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», профессор кафедры теории и методологии образования).

Ведущая организация – ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения».

Защита состоится 28 марта 2013 г. в 12.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.02 в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете по адресу: 400066, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгоградского государственного социально-педагогического университета: http://www.vgpu.org/ 21 декабря 2012 г.

Автореферат разослан 27 февраля 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А. А. Глебов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Совершенствованию современного инженерного образования призвана помочь компетентностно-ориентированная многоуровневая подготовка, в которой ключевая роль отводится обучению профессиональным дисциплинам, современное преподавание которых не отвечает изменившимся социально-экономическим условиям и требованиям. Если ранее профессиональная подготовка инженера связывалась с традиционным изучением цикла профессиональных дисциплин вообще, то в настоящее время студента необходимо готовить как конкурентоспособного работника, знающего производство. Поскольку частные улучшения не решают проблем, оптимизировать обучение профессиональным дисциплинам не представляется возможным без конкретизации методологической базы такой деятельности.

Для оптимизации обучения студентов технических вузов профессиональным дисциплинам и получения компетентных кадров промышленных и научно-исследовательских предприятий необходимо ориентироваться не только на требования образовательных стандартов, но и на индивидуальные требования к выпускнику, которые предъявляют предприятия-работодатели. Статистические данные последнего десятилетия, представленные в работах Т.В. Андрюшиной, О.Б. Болбат, Н.И. Булаева, А.В. Чудинова, позволили сделать вывод о том, что подготовка специалистов в современной системе высшего профессионального образования не всегда удов­летворяет работодателей. Выпускники инженерно-технических вузов имеют недостаточную для результативной работы подготовку, слабо адаптируются к новым условиям деятельности, не могут быстро переориентироваться на ритм и условия предприятий, не способны переучиваться и предвидеть развитие научно-технических направлений, в которых им придется работать. Поэтому при формировании и развитии у будущих инженеров профессиональных компетенций различных видов и уровней обнаруживается необходимость определения критериев оптимизации обучения профессиональным дисциплинам не только с учетом требований существующих образовательных стандартов, но и требований предприятий-работодателей.

При компетентностном подходе главной целью преподавателей профессиональных дисциплин становится формирование у студентов профессионального мышления (аналитического, практического, творческого, пространственного и т.п.) и способности к интеграции знаний на различных функциональных уровнях. Усилия преподавателей направлены на создание обучающих программ, компетентностных модулей для формирования требуемых компетенций будущих бакалавров и магистров инженерных направлений. Однако в современной педагогической науке недостаточно определен потенциал профессиональных дисциплин в формировании профессиональных компетенций у студентов технических вузов.

Традиционно в высших учебных заведениях обучение профессиональным дисциплинам проводится без должной опоры на фундаментальные науки и в незначительной связи с производственными предприятиями (в виде эпизодических экскурсий, практик, которые часто носят формальный характер). Поэтому, придя на производство, молодой специалист оказывается не в состоянии применить на практике знания, полученные в вузе. Попытки отдельных преподавателей и педагогических коллективов кафедр, факультетов (а иногда и вузов) решать проблемы оптимизации преподавания профессиональных дисциплин с целью формирования ключевых компетенций инженера не дают устойчивых результатов. Успешный опыт не становится массовой практикой, т.к. для технологизации этой деятельности необходимо ее нормирование, которое достигается с помощью системы принципов, не обоснованных в дидактике высшего профессионального образования.

Современная система общего и профессионального образования, так же как и промышленное производство, стремится к технологизации подготовки инженерных кадров, к запланированному результату при оптимальных затратах сил, средств и времени. Однако, как отмечают С.В. Коршунов, Ю.Ф. Тимофеева и др., инновационные системы, модели и технологии обучения инженера, направленные на формирование и развитие у него необходимых компетенций, могут оказаться неэффективными при неразработанности необходимых условий оптимизации обучения инженера профессиональным дисциплинам в системе его многоуровневого образования. Это составляет особое направление современных исследований в дидактике высшего профессионального образования.

Вместе с тем можно утверждать, что в науке сложились определенные теоретические предпосылки решения проблемы оптимизации обучения профессиональным дисциплинам в системе многоуровневой подготовки кадров.

Первую группу составляют исследования по вопросам гуманитаризации профессионального образования (Т.В. Андрюшина, О.Б. Болбат, Н.М. Борытко, В.И. Данильчук, В.П. Зинченко, В.П. Лежников, Е.Б. Моргунов, Р.М. Петрунева, Г.И. Сорокин, В.И. Симонов, С.Д. Смирнов, И.А. Соловцова и др.), компетентностного подхода в образовании вообще и при обучении инженерных кадров в частности (Ю.М. Аврамов, Ф. Барон, В.С. Безрукова, В.А. Болотов, Ю.В. Варданян, А.В. Вишнякова, Н.М. Гришанова, В. Гришинг, Д. Зиглер, Е.Я. Коган, В.А. Приходько, З.А. Сазонова, Н.В. Тарасова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской),
целостного подхода в педагогическом исследовании (Н.М. Борытко, А.К. Гураков,
Дж. Делор, В.С. Ильин, А.В. Лазичев, В.В. Миронов, Н.К. Сергеев, Д. Хаймс).

В своем исследовании мы опирались на методологические идеи И.Б. Федорова, Н.И. Булаева, Т.В. Андрюшиной, О.Б. Болбат, А.В. Чащова и других авторов, основанные на направлениях преподавания различных профессиональных дисциплин и их гуманитаризации (Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, Р.М. Петрунева, И.А. Соловцова и др.). В работах о методах и формах обучения профессиональным дисциплинам (О.Б. Болбат, В.П. Зинченко, Г.И. Сорокин) показано, что современная система обучения в инженерно-технических вузах требует кардинальной доработки, а также нуждается в разработке оптимальных технологий и форм обучения кадров различных ступеней и направленностей. По словам И.Б. Федорова (2007), необходимо более полно исследовать уровни и методики преподавания профессиональных дисциплин в технических вузах, с тем чтобы создавать более полные и востребованные технологии обучения студентов различных ступеней обучения.

Вторая группа исследований посвящена выявлению профессиональных компетенций современного инженера, уровней их развития и факторов их формирования у студентов технических вузов (В.Э. Балтян, Б. Оскарсон, З.А. Сазонова, Д. Салми, Б.М. Синельников, И.Д. Фрумин, В. Хутмахер, Р. Уайт, А.Б. Язева), определению наиболее значимых факторов оптимизации профессиональной подготовки инженеров (Ю.М. Аврамов, Н.М. Борытко, В.С. Ильин, Н.М. Калашников, Е.Н. Крылова, А.Н. Кузибецкий, С.А. Ступаков, А.Ю. Тэттэр). В фундаментальных исследованиях Д. Салми и И.Д. Фрумина об оптимизации профессионального образования затронут вопрос о том, что из большого числа внешних и внутренних компонентов технического образования в российских вузах основными (базовыми) критериями оптимизации должны быть, в первую очередь, компетенции будущих специалистов. Р.Я. Иммаметдиновна считает, что для получения качественного и достаточного образования в высшей школе необходимо ориентироваться на личностный подход и основными критериями оптимизации должны быть компетенции, позволяющие развиваться творчеству и изобретательской деятельности будущих работников предприятий и научных представительств (организаций). По мнению В.Н. Грищенко, основными критериями оптимизации профессионального образования должны считаться ключевые квалификации.

Третью группу составляют исследования, посвященные особенностям преподавания профессиональных дисциплин и определению их потенциала в подготовке студентов инженерно-технических вузов (С.Н. Бурухин, А.И. Володин, И.И. Галиев, С. Гилимиярова, Н.М. Гришанова, М. Деллас, Ж. Делор, М.Н. Митрохович, Р.М. Петрунева, Дж. Равен, Н.М. Сальников, А.Ю. Тэттэр, И.Д. Фрумин, Д. Хаймс, Г. Халаж и др.). При рассмотрении вопросов, связанных с проблемой определения роли (потенциала) профессиональных дисциплин в формировании компетентности студентов технических вузов, Е.А. Курышева, М.И. Воронцова считают, что потенциал профессиональных дисциплин в подготовке инженерных кадров более чем велик. Н. Гришанова рассматривает процесс формирования профессиональных компетенций как многоуровневую подготовку по специальным (профессиональным) дисциплинам. С.Н. Бурухин и Н.М. Сальников уточняют, что процесс получения профессиональных компетенций связан и с самостоятельной работой студентов, которая обеспечивает (в некоторых случаях) более глубокое профессиональное образование будущих инженеров.

Исследования четвертой группы дают возможность обосновать принципы оптимизации обучения инженера профессиональным дисциплинам в системе многоуровневого образования. Для обоснования принципов оптимизации необходимо рассмотреть вопросы о закономерностях формирования профессионально-личностных качеств (О.А. Абдулина, К.А. Абульханова-Славская, Ф. Барон, Д. Зиглер, Б.Б. Косов, С.А. Кугель, И.С. Ладенко, О.М. Никандров, Р.М. Петрунева, В.В. Сериков, Л. Халас, Л.Б. Хохловский, Л. Хьелл, И.П. Яковлев, С. Ясперс), обосновании принципов оптимизации обучения инженера профессиональным дисциплинам (Ю.К. Бабанский, В.В. Шоган и др.), а также о реализации принципов оптимизации обучения профессиональным дисциплинам в системе многоуровневой подготовки инженера (А.А. Бодалев, А.И. Иванов, С.А. Куликова, А.М. Митяева, А.А. Плигин, Л.Г. Семушкина, С.А. Смирнов, Н.В. Тарасова и др.). Исследования вопросов, входящих в проблему обоснования принципов оптимизации обучения инженеров профессиональным дисциплинам в системе многоуровневого образования, проводились в рамках различных инженерно-педагогических направлений. Сторонники традиционной (фундаментальной) системы профессионального инженерного обучения И.И. Галиев, А.И. Володин, А.Ю. Тэттэр, Н.А. Черникова в своих многочисленных публикациях освещают вопросы оптимизации процессов преподавания дисциплин профессиональной направленности. Ими сделаны выводы о том, что принципиальными аспектами формирования процессов оптимизации должны быть создание соответствующих образовательных условий и сред, а также инновационных технологических и информационных сред, которые обеспечивали бы возможность получения необходимых качественных знаний, умений и навыков, обусловливающих квалификацию выпускаемых специалистов. Представители научно-педагогического направления, тяготеющие к компетентностному подходу в обучении инженерных кадров (Н.В. Тарасова, А.М. Митяева, Л.Г. Семушкина, И.Д. Фрумин и др.), также не отрицают необходимость оптимизации профессионального обучения. В основу принципов оптимизации они включают объем учебной информации, которая способствовала бы формированию и развитию компетентности бакалавров, а также магистерских направлений обучения.

Пятая группа исследований позволяет выявить условия эффективности реализации принципов оптимизации обучения инженера профессиональным дисциплинам в системе его многоуровневого образования (А.Н. Аверьянов, И.В. Блауберг, С.В. Коршунов, Ю.Ф. Тимофеева и др.), а именно – рассмотреть этапы реализации концепции оптимизации профессионального обучения, ее условия и результаты. В работах Ю.Ф. Тимофеевой, Т.Ф. Данцовой, В.Т. Прохорова, Г.Н. Еланского, Н.Д. Лукашина, Б.К. Ушакова и др. определена ее роль в формировании инженерных компетенций, необходимых молодым специалистам в предстоящей трудовой деятельности. Во многих современных исследованиях речь идет об острой необходимости в реализации новых синтезированных форм, средств и методов обучения инженерных специалистов.

Одновременно с теоретическими формировались и практические предпосылки разработки концепции оптимизации обучения профессиональным дисциплинам.

  • В последние годы были приняты различные документы, которые нормировали подготовку инженерных кадров в высших учебных заведениях. В 2000 г. Министерством образования РФ были приняты стандарты, определяющие объем, структуру и содержание формируемых знаний, умений и навыков выпускников вузов, становящихся бакалаврами, специалистами или магистрами соответствующих направлений.

  • В 2005 г., сразу после определения структуры приоритетных национальных проектов, состоялось заседание правительства, где были согласованы вопросы образовательной политики и технологии реализации национального проекта «Образование», что позволило определить конкретные направления рассматриваемой работы и выполнить ее согласно законодательству.

  • В 2010 г. были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения, которые представляют собой совокупность требований к компетентностям бакалавров, специалистов, магистров инженерных направлений, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В инженерном образовании были выявлены тенденции создания оптимальных технологий преподавания различных профессиональных дисциплин как на традиционном уровне, так и с попытками создания компетентностных моделей обучения.

  • В ноябре 2009 г. в ОАО «Российские железные дороги» утверждены корпоративные требования к квалификации работников компании с высшим и средним профессиональным образованием.

  • С 2010 г. технические вузы перешли на многоуровневую систему обучения, соответствующую требованиям образовательных стандартов третьего поколения.

  • В Омском государственном университете путей сообщения существует система целевой подготовки, при которой молодые специалисты отправляются работать на предприятие, направившее их на обучение.

К сожалению, эти тенденции и предпосылки не получили еще должного теоретического анализа. В практике отечественного инженерно-технического образования остается неисследованной проблема его оптимизации в условиях многоуровневой подготовки кадров с учетом требований промышленных и транспортных предприятий, их контроля за качеством формирования и развития нужных компетенций у молодых специалистов. До сих пор не конкретизированы вопросы методологии исследований оптимизации профессионального обучения в системе многоуровневой подготовки. Не выявлены критерии оптимизации обучения профессиональным дисциплинам (направлениям) в техническом вузе, закономерности формирования профессиональных компетенций с учетом развивающего потенциала профессиональных дисциплин и связанных с ними технологических особенностей преподавания, которые позволили бы сформировать современное инженерно-техническое мышление и необходимые компетенции инженера, выпускника технического вуза. Кроме того, недостаточно рассмотрены вопросы психологической адаптации студентов при обучении профессиональным дисциплинам в академической среде технических вузов и использования полученных знаний в условиях реальных производств.

Все более остро обсуждаются противоречия между:

  • внесением изменений в дидактические системы современной высшей инженерной школы и неразработанностью методологии исследования оптимизации профессионального обучения в системе многоуровневого образования с учетом гуманитаризации инженерно-технического образования;

  • необходимостью формирования требуемых профессиональных компетенций в процессе обучения будущих инженеров и размытостью критериев оптимизации обучения профессиональным дисциплинам в техническом вузе;

  • требованиями современных промышленных и инженерно-технических предприятий к инженерным кадрам и неразработанностью адекватного этим требованиям содержания их подготовки в вузе;

  • инновационными поисками преподавателей инженерно-технических дисциплин в вопросах формирования необходимого уровня профессиональных компетенций выпускников и необоснованностью принципов оптимизации профессионального обучения будущих инженеров;

  • необходимостью достижения требуемых результатов при изучении профессиональных дисциплин для дальнейшей деятельности выпускников в условиях конкретных предприятий и неразработанностью концепции оптимизации профессионального обучения для достижения этих результатов.

Таким образом, есть основания утверждать, что существующий отечественный и зарубежный опыт обучения профессиональным дисциплинам и развитие мировой педагогической мысли свидетельствуют об актуальной потребности в разработке теоретических основ и практических путей построения систем образования, направленных на становление оптимального (качественного) профессионального инженерно-технического образования в условиях многоуровневой подготовки кадров.

Проблема исследования состоит в неразработанности научных основ и несовершенстве педагогических технологий, позволяющих оптимизировать систему профессионального обучения инженерно-технических кадров в условиях компетент­ностного подхода. Особенно остро эта проблема проявляется в обучении дисциплинам профессионального цикла.

С учетом этого была избрана
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск